Научная статья на тему 'Социально-личностные компетенции как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования'

Социально-личностные компетенции как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунстман Е. П., Слугина Е. Ю., Сидоркина Т. Ю.

Рассматривается проблема формирования социально-личностных компетенций, являющихся результатом профессионального самоопределения учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунстман Е. П., Слугина Е. Ю., Сидоркина Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES AS A RESULT OF A TEENAGER''S VOCATIONAL IDENTITY FORMATION IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION

The article is dedicated to the problem of development of social and personal competences resulting from vocational identity formation of a student.

Текст научной работы на тему «Социально-личностные компетенции как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования»

Решетневскце чтения

Y. B. Kozlova, L. V. Lipinskiy, V. V. Zolotarev, A. V. Gumennikova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

EXPERIENCE OF THE PROJECT APPROACH IMPLEMENTATION IN THE GRADUATES TRAINING PROCESS

The implementation of the project approach in the training process is considered. The experience results of local and global projects that has already been successfully implemented at the Institute of Informatics and Telecommunications are presented.

© Козлова Ю. Б., Липинский Л. В., Золотарев В. В., Гуменникова А. В., 2011

УДК 378

Е. П. Кунстман, Е. Ю. Слугина, Т. Ю. Сидоркина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема формирования социально-личностных компетенций, являющихся результатом профессионального самоопределения учащегося.

Понятие «ключевые компетенции» прочно вошло в оборот в конце XX в. Оно появилось не как результат теоретических исследований в рамках педагогической науки, а как формулировка социального заказа к системе образования. Задача системы образования всегда состояла в формировании у выпускника тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках, уметь выбирать и принимать решения. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом на новые запросы мира труда [1].

Существуют различные классификации ключевых компетенций, однако, несмотря на плюрализм мнений, одно из главных мест в любой классификации отводится группе так называемых социально-личностных компетенций.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Ж. Делор сформулировал основные, глобальные компетенции, определив их как «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Ж. Делор предлагает следующую классификацию ключевых компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности и общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

В данном случае к группе социально-личностных компетенций могут быть отнесены: компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности и общения и компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Данные компетенции включают в себя:

- коммуникативную компетенцию - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению других;

- готовность к социальному взаимодействию -способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми;

- компетенции самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии - способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие;

- готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

Вышеперечисленные компетенции составляют далеко не весь перечень ключевых компетенций выпускника, но в нашем случае такой набор является оптимальным для развития личности студента, готового осознанно совершать профессиональный выбор, принимать решения и ставить профессиональные цели в соответствии с профессиональным возможностям и условиями рынка труда.

Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности. Профессиональное самоопределение предполагает наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям; знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий. Решение проблемы профессионального самоопределения студентов как раз и предполагает сформиро-ванность вышеперечисленных компетенций, выделенных нами как ключевые.

С целью диагностики уровня сформированности социально-личностных компетенций было проведено анкетирование учащихся.

Критериями диагностики социально-личностных компетенций являлись следующие (см. таблицу).

По результатам первичного анкетирования можно утверждать, что уровень развития социально-личностных компетенций недостаточно высокий.

По уровню сформированное™ наблюдается следующая динамика:

лишь у 32 % учащихся наблюдается высокий уровень сформированности, готовности к принятию решений; у 54 % - средний уровень, а у 14 % учащихся - низкий уровень.

Рефлексивные умения у 45 % учащихся находятся на среднем уровне сформированности; у 55 % учащихся рефлексивные умения не сформированы.

Соотнесение себя с выбранной ролью: высокий уровень сформированности у 23 % учащихся; средний уровень сформированности у 48 % учащихся; у 29 % учащихся - низкий уровень сформированности.

Умение оценить результат своей деятельности: у 34, 5 % учащихся - низкий уровень сформированно-сти, умения оценить результат своей деятельности; у 65,5 % учащихся - средний уровень.

Формирование социально-личностных компетенций у учащихся будет эффективным в случае использования на занятиях разнообразных методических приемов, способствующих активизации деятельности учащихся, самостоятельному поиску и оценке собственных результатов этой деятельности [2].

Библиографический список

1. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования : метод. пособие для педагог. / под ред. Е. Я. Когана. Самара : Учебная литература, 2006.

2. Ершов Д. А. Элективные курсы профориентаци-онной направленности : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Черниковой. М. : Глобус, 2007.

№ Название компетенции Критерий

1 Самосовершенствование, саморазвитие и рефлексия Рефлексивные умения; умение оценить результат своей деятельности

2 Готовность к разрешению проблем Готовность к принятию решений

3 Коммуникативная компетентность Соотнесение себя с выбранной ролью

4 Готовность к социальному взаимодействию Умение устанавливать и поддерживать контакты

E. P. Kunstman, E. Yu. Slugina, T. Yu. Sidorkina Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES AS A RESULT OF A TEENAGER'S VOCATIONAL IDENTITY FORMATION IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION

The article is dedicated to the problem of development of social and personal competences resulting from vocational identity formation of a student.

© KyHCTMaH E. n., CjiyrnHa E. ro., CngopKHHa T. ro., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.