Научная статья на тему 'Профессионально-экономическое воспитание как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся'

Профессионально-экономическое воспитание как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сливина Т.А., Слугина С.И., Куренная О.Г.

Рассмотрен вопрос профессионально-экономического воспитания как один из возможных факторов, способствующих решению проблемы профессиональной ориентации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL ECONOMICAL UPBRINGING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ VOCATIONAL IDENTITY FORMATION

The article is dedicated to vocational economical upbringing as to one of possible factors enabling solution of a problem of students’ vocational orientation.

Текст научной работы на тему «Профессионально-экономическое воспитание как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся»

с ответами на применение численных методов с реализацией к уравнениям НС.

Предлагаемая последовательность методики обучения студентов способствует повышению уровня освоения материала, так как невыполнение первого пункта данной методики влечет за собой невыполнение последующих пунктов, в результате студент не набирает достаточного количества баллов для аттестации.

Данная методика может использоваться при обучении студентов очной формы обучения. Для заочной

и вечерней формы обучения она может применяться с изменением пп. 1, 2 и 5. Для более полного освоения материала (помимо подробного конспекта лекций) предлагаются ссылки на дополнительные разделы высшей математики.

Библиографическая ссылка

1. Проблема с кадрами может закрыть «выход в космос» [Электронный ресурс]. 03.11.2010. URL: http//www.i-mash.ru.

L. A. Semenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

WAYS OF SOLUTION OF PROBLEMS OF TEACHING GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES

The author formulates the problems of training the specialists of university of aerospace direction to meet the requirements for professional competence and propose methods for improving the development of students of general technical disciplines.

Семенова Л. А., 2011

УДК 378

Т. А. Сливина, С. И. Слугина, О. Г. Куренная

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Рассмотрен вопрос профессионально-экономического воспитания как один из возможных факторов, способствующих решению проблемы профессиональной ориентации учащихся.

До настоящего времени вся постановка обучения и воспитания в школе традиционно исходит из необходимости сформировать специалиста, максимально отвечающего требованиям производства, которое является своеобразным «заказчиком», а образование -«исполнителем». Однако современное понимание инновационности, характеристики конкурентоспособности требуют, чтобы сам профессионал мог предъявлять все больше требований к производству, в том числе к квалификации труда, его интеллектуальному, творческому содержанию. И эти требования будут неуклонно возрастать по мере повышения уровня общего и профессионального образования населения. При этом целевыми ориентирами являются:

- создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации для включения выпускника в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями, где для каждого отдельного ученика его образование выступает в двух видах: как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности в профессиональной деятельности; и как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации человека в

условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда;

- воспитание граждан, социально активных, творческих членов общества, обладающих набором ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за будущее страны;

- удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства, основанного на знаниях квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям инновационных преобразований, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.

Одна из образовательных задач в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства на протяжении всей жизни, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории.

(Решетневскце чтения

В решении этой задачи существенная роль принадлежит профессионально-экономическому воспитанию. Экономическая подготовка может быть реализована в двух моделях. В первой, традиционной и малоэффективной, экономическая подготовка сводится к включению в учебный план отдельного предмета или отдельных дисциплин («Основы экономических знаний», «Основы рыночной экономики» и т. д.). Конечно, такого рода учебные предметы необходимы, но они строятся на абстрактной основе, далеки от конкретной трудовой деятельности будущего работника, а поэтому экономическая подготовка, ограниченная только этими предметами - не эффективна. Вторая модель подразумевает, что наряду с изучением общих теоретических основ, экономика пронизывает содержание основных учебных предметов. Последние должны быть построены на органическом сочетании двух компонентов - технологического и экономического. И, соответственно, каждое изучение, технологическое решение и действие должны включать их экономический анализ. Каждого учащегося необходимо научить анализировать и просчитывать, для кого делает он ту или иную вещь или услугу, кто будет потребителем, во что обойдутся затраты времени, материалов, электроэнергии, коммунальные услуги, сколько придется заплатить налогов и т. д.

В современной ситуации необходим переход от знаниевой парадигмы к деятельностному подходу, основная цель которого стоит в формировании способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе к творческому профессиональному труду. Это не значит, что роль знаний каким-либо образом принижается, их главное назначение - быть средством, «орудием» деятельности.

Овладеть деятельностью (учебной, трудовой, профессиональной) - значит научиться делать то, что необходимо делать. Это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобретать новые необходимые знания, правильно ставить цель, определять конкретные способы и средства действий, условия достижения цели. Такую деятельность мы называем комплексной, или интегративной.

Приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней неподготовленным. Он что-то знает в одних областях, что-то умеет делать - в других, что-то проектировать - в третьих. Он не приучен делать что-либо целиком и нести ответственность за свои дела. Он не научен взаимодействию в коллективе, не умеет с удовольствием трудиться. Таким образом, деятельностный подход к образованию, в частности, подразумевает получение учащимися опыта продуктивной деятельности. Но для этого необходим поиск путей организации личного опыта учащихся в осуществлении интегративной деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической.

Реализовать это требование в учебно-воспитательном процессе можно в теоретическом и практическом обучении. В теоретическом обучении -

- применять модульный подход к организации содержания образования;

- усилить роль ценностно-ориентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эстетических компонентов;

- ввести лабораторно-исследовательские практикумы вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам;

- применять имитационные тренажеры; использовать игровое моделирование.

В практическом обучении, которое должно строиться в виде образовательного проектирования -учащиеся должны выполнять работы (задания), выбранные ими самостоятельно, которые отвечают следующим требованиям:

- имеют общественно полезную значимость, рыночную стоимость и определенных потребителей;

- посильны для обучаемых, но отличаются высоким уровнем трудности (получаемый продукт должен быть хорошего качества);

- требуют от обучаемых активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта изделия, технологии его получения, плана действий по его реализации;

- предусматривают коллективную производственную деятельность учащихся, а также включение их в производственные или творческие коллективы.

Основная идея заключается в том, чтобы каждый учащийся самостоятельно проделал полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации.

Между общим и профессиональным образованием нарастает все более мощный слой образовательных компонентов, которые нельзя отнести ни к общему образованию, ни к собственно профессиональному-«сквозных квалификаций». К ним относятся владение «сквозными» квалификациями (работы на компьютерах, пользование базами и банками данных, Internet), знание и понимание экологии, экономики и бизнеса, финансовые знания, коммерческая жилка; умение переносить технологии из одних областей в другие, навыки маркетинга и сбыта; правовые знания, умения защитить интеллектуальную собственность, знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности, умения проводить рекламную кампанию и т. д.

Таким образом, для целенаправленного формирования учащихся целостных профессиональных знаний и интеллектуальных умений, а также профессионально значимых личностных свойств, инвариантных по отношению к конкретным сферам, областям и видам профессиональной деятельности, проектировать содержание общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки нужно на основе комплексного подхода, предполагающего использование интегра-тивных модулей. За счет усвоения содержания станет

возможным трансформировать абстрактное знание в знание «живое», знание как средство.

При этом формами организации деятельности по становлению профессионального самоопределения учащихся становятся:

- событийные профориентационные мероприятия, как возможность предоставления информационно-развивающего пространства для продуктивного формирования учащихся способности выбирать свою профессиональную сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда;

- профессиональные пробы через мастерские - это образовательное пространство для учащихся, где создаются условия для получения опыта и навыков деятельности в какой-либо области и достижения со-

циально значимого результата; образовательные курсы - образовательное пространство для углубления и расширения представлений учащихся о различных видах деятельности; клубы и студии - образовательное пространство для удовлетворения познавательных и творческих интересов и реализации своих способностей.

- тьюторское профориентационное сопровождение - персональная помощь педагога-тьютора в становлении самоопределения учащихся относительно конструирования версий продолжения образования в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности, а также для осмысления ими индивидуальных критериев совершаемого выбора.

T. A. Slivina, S. I. Slugina, O. G. Kurennaya Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

VOCATIONAL ECONOMICAL UPBRINGING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' VOCATIONAL IDENTITY FORMATION

The article is dedicated to vocational economical upbringing as to one of possible factors enabling solution of a problem of students' vocational orientation.

© Сливина Т. А., Слугина С. И., Куренная О. Г., 2011

УДК 629.7.07;621.45

Л. Е. Якимов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

КУРС «PHYSICAL FUNDAMENTALS OF SPACE FLIGHTS» ДЛЯ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ «LIFE SUPPORT FOR SPACE SYSTEMS»

Для международных летних школ, проводимых в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ), разработан курс, пригодный для восприятия иностранными учащимися различного уровня подготовки и тесно связанный со спецификой базового учебного заведения.

На базе СибГАУ с 2010 г. проводятся летние школы технической и экологической направленности для иностранных студентов. Преподавание ведется по различным дисциплинам соответственно тематике школ на английском языке. Уровень подготовки учащихся может быть самым разным.

В 2011 г. был разработан новый обзорный курс «Physical Fundamentals Of Space Flights» («Физические основы осуществления космических полетов»), учитывающий как указанные особенности этих школ, так и специфику вуза, на базе которого они проводятся. Лекционная часть курса снабжена демонстрационным материалом. Практическая часть представляет собой набор оценочных и вычислительных проблем и задач, подобранных с учетом возможного уровня знаний и умений учащихся.

Содержательно курс включает в себя физику орбитального движения и маневрирования в ходе околоземных и межпланетных полетов, а также обзор используемых в настоящее время технологий для передвижения в космосе. В приложении к курсу дается информация о ракете-носителе «Космос-3М», которую иностранные студенты могут видеть около глав -ного корпуса СибГАУ.

Курс был успешно апробирован в августе 2011 г. как часть международной летней технической школы «Life Support For Space Systems». В будущем этот курс, кратко и доступно затрагивающий аэрокосмическую тематику, может быть включен в международные летние школы СибГАУ самой различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.