Научная статья на тему 'Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования'

Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изиева Б. А., Рагимова Н. Ш.

В статье анализируются различные определения компетенций и особенности их использования в контексте обучения. Делается попытка раскрыть сущность понятий «компетентность», «компетенция», посредством включения в него знаний, навыков и компетенций в рамках целостной типологии компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.А. ИЗИЕВА, Н.Ш. РАГИМОВА

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Аннотация. В статье анализируются различные определения компетенций и особенности их использования в контексте обучения. Делается попытка раскрыть сущность понятий «компетентность», «компетенция», посредством включения в него знаний, навыков и компетенций в рамках целостной типологии компетенций.

Ключевые слова: знания, навыки, компетентность, компетенции, компетентно-стный подход.

Abstract: The paper analyzes the various definitions of competencies and usage in the context of learning. An attempt to discover the essence of the concepts of "competence", "competence”, by incorporating the knowledge, skills and competences within a holistic typology of competencies.

Keywords: knowledge, skills, competence, competence, competence approach.

Компетентностный подход отражает тот факт, что на данном этапе развития образования на смену категории «профессионализм» как главной производственной ценности, приходит категория «компетентность». Профессионализм - это наличие у специалистов профессиональных знаний и умений, обеспечивающих качество его деятельности по данной специальности. «Компетентность» - более широкое понятие. Включая в себя качество профессионализма, компетентность предполагает обладанием над профессиональными знаниями и умениями. Развитие компетентности студента становится одной из основных задач любого учебного заведения. Особый интерес представляет исследование ключевых компетенций как результативно-целевой основы компетентност-ного подхода в образовании. Большинство работ, посвященных данной проблеме в образовании, направлено на решение задач обновления содержания учебного процесса (учебных планов, рабочих программ и т. д.), при этом проблема оценки уровня компетентности студентов должным образом не стандартизована, что является очень важным при количественном определении уровня обладания студентом требуемыми компетенциями. Исходя из сложившихся проблем, модернизация отечественного образования означает необходимость постановки вопроса об обеспечении образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата, которое вызвано тем, что скорость технологических инноваций в продуктах и процессах наряду с демографическими изменениями, увеличивает важность адаптационного и производственного обучения. Эта потребность ведет к глобальному фактору: обновление традиционной образовательной системы.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностноповеденческого феномена как результата образования в совокупности мотивационноценностных, когнитивных составляющих и выступает понятие «компетенция» («компетентность»). Формирование новой парадигмы результата образования требует раскрытия сути ключевых компетенций, хотя в 60-х годах прошлого века уже было заложено понимание различий между понятиями «компетентность» и «компетенция». Компетентность трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. Также сами понятия «компетентность», «компетенция» и производное «компетентный» широко использовались и ранее и в быту и в литературе. Его толкование приводилось в

словарях. В «Кратком словаре иностранных слов» [3] приводится следующее определение: «компетентный (лат. сотре1вт, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведующий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

Относительно «общего компетентностного подхода», развитие соответствующей типологии компетенций важно для того, чтобы объединить образование и обучение, выровнять их с потребностями трудового рынка и обеспечить мобильность трудовых ресурсов (вертикальное - в развитии карьеры, горизонтальное - ротация между секторами и пространственное - территориально).

Приведем в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равенну[5]:

- тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

- тенденция контролировать свою деятельность;

- вовлечение эмоций в процесс деятельности;

- готовность и способность обучаться самостоятельно;

- поиск и использование обратной связи;

- уверенность в себе;

- самоконтроль;

- адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;

- склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;

- внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

- самостоятельность мышления, оригинальность;

- критическое мышление;

- готовность решать сложные вопросы;

- готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

- исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);

- готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

- отсутствие фатализма;

- готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

- знание того, как использовать инновации;

- уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;

- установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;

- настойчивость;

- использование ресурсов;

- доверие;

- отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

- способность принимать решения;

- персональная ответственность;

- способность к совместной работе ради достижения цели;

- способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

- способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

- стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;

- готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;

- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

- способность эффективно работать в качестве подчиненного;

- терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

- понимание плюралистической политики;

- готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Как видно из перечисленного, привлекает внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность».

Последнее в настоящее время детально изучается в плане компетентности, и на факультете информатики (ИПИ) ДГПУ. Здесь изучают не только компетенции от 3-х до 37 [5] видов, но и строится обучение, имея в виду их (компетенции) формирование как конечный результат процесса образования. Разработаны рабочие программы по каждой дисциплине, где ведущее место занимают компетенции соответственно содержанию лекций и практических занятий. Целью дисциплин является формирование высокого уровня педагогических знаний и умений, профессиональной направленности студентов и педагогического мышления, отвечающих современным требованиям подготовки педагогов профессионального обучения, обеспечивающих связь педагогических традиций с проектированием будущего образования и используется Европейская система аккредитации навыков с целью идентифицировать и проверить приобретенные компетенции. И в результате студент, успешно освоивший содержание дисциплины, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способностью организовать учебно-исследовательскую работу обучающихся;

- готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов;

- готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

- готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке специалистов.

Согласно материалам ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор[1] , сформировав «четыре столпа», на которых основывается образование: Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил, по сути, основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору [1], одна из них гласит - «научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую».

Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и проводимое А.В. Хуторским [6] содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно - смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.

В настоящее время при переходе на более высокий уровень образования, при введении новшеств в образовательный процесс, мы нуждаемся в раскрытии сущности компетенций, определении их компонентов или видов компетентностей. С этих позиций исследователи [2] разграничили три основные группы компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

- компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства(герб, флаг, гимн);

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс- культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, участие в разных видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет -технологией.

Как видно из вышеизложенного, раскрытие сущности компетенции (компетентности) в общем плане становлениякомпетентностного подхода к образованию, говорит об очень большой сложности их измерения и оценивания и, несмотря на центральную роль компетенций, существует неопределенность в понятии компетенция и его границ.

Информационные источники:

1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO,1996.

2.Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ.ред.И.А. Зимней. М., 2003.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4. Краткий словарь иностранных слов. Автор: ред. Лехин, И.В.; Петров, Ф.Н. Год: 1952 Издание: М.: Госиздат иностранных и национальных словарей; Издание 7-е.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.