Научная статья на тему 'Уточнение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в педагогических исследованиях'

Уточнение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СПОСОБНОСТЬ / УМЕНИЕ / COMPETENCE / COMPETENCY / QUALITY OF EDUCATION / ABILITY / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыгулева Маргарита Викторовна

Формирование компетентности в процессе подготовки специалистов рассматривается автором нан одна из целей высшего профессионального образования. В данной работе делается попытка уточнить основные понятия «компетенция» и «компетентность» и определить их статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clarification of notions «competence» and «competency» in pedagogical research

The author considers acquiring competency as one of the objectives of higher professional education. An attempt is made to distinguish notions competence and competency and arrange them hierarchically.

Текст научной работы на тему «Уточнение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в педагогических исследованиях»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

воздействующего фактора (кривая намагниченности ферромагнетика, диаграмма растяжения упругого тела и т.п.), нелинейностью уравнений, которые используются для описания процессов, отсутствии аддитивного отклика на аддитивные воздействия, нарушении принципа суперпозиции и т. п.

Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям, следует признать:

1. В настоящее время нот оснований утверждать, что педагогические законы являются нелинейными.

2. Прежде чем утверждать, что педагогические законы являются нелинейными и ведут образовательный процесс по пути самоорганизации синергетического типа, необходимо сначала обнаружить и продемонстрировать конкретные факты проявления нелинейности в педагогических явлениях, аналогичные ячейкам Бенара, реакции Белоусова — Жаботинс-кого и т.п.

3. Затем, обнаружив явления такого рода, следует уже искать конкретные математические зависимости одних величин от других (строить или использовать нелинейные математические модели) и формулировать на этой основе законы, о которых можно будет с уверенностью сказать, что они нелинейные.

Библиографический список

1. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. — М.: ИЦ «Академия», 2005. — 384 с.

2. Стеклова, И. Синергетика в науке и образовании / И. Стек-лова // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2002. — №6. — С.22 —24.

3. Мозгот, В.Г. Педагогическая синергетика и становление человека / В.Г. Мозгот // Мир образования — образование в мире. - 2006. - №2 (22). - С. 121 - 125.

4. Маткин, В.В. Синергетический подход в педагогическом процессе/В.В.Маткин //Начальная школа. — 2001. — №7. — С.97 — 98.

5. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова//Педагогика. — 2001. — №8. — С.26 — 31.

6. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М. : ИЦ «Академия», 2007. —

192 с.

7. Педагогика : учеб. пособие / под ред. Г1. И. Пидкасис-того. — М.: Высшее образование, 2006. — 432 с.

8. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевс-кий. — М.: ИЦ «Академия», 2005. — 256 с.

9. Г 1одласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2006. — 540с.

10. Гапонов-Грехов, А.В. Нелинейная физика. Стохастич-ность и структуры / А.В. Гапонов-Грехов, М.И. Рабинович // Физика XX века: Развитие и перспективы. — М.: Наука, 1984. — С.219 —280.

11. Лоудон, Р. Квантовая оптика / Р. Лоудон. - М. : Мир, 1976. - 488 с.

12. Кудряшов, Н. А. Нелинейные волны и солитоны / Н. А. Кудряшов//Соросовский образовательный журнал. — 1997. — №2.-С.85-91.

13. Аэм, Дж.Л. Введение в теорию солитонов / Дж. Л. Лэм, — М.: Мир, 1983. - 294 с.

ЖИЛИН Владимир Ильич, кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре.

Адрес для переписки: е-піаіі: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.11.2009 г.

© В. И. Жилин

УДК 37: 378 м. в. ЦЫГУЛЕВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ»

И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Формирование компетентности в процессе подготовки специалистов рассматривается автором как одна из целей высшего профессионального образования. В данной работе делается попытка уточнить основные понятия «компетенция» и «компетентность» и определить их статус.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, качество образования, способность, умение.

С развитием информационно-коммуникацион- обмен и продажа знаний важнее производства и про-

ных технологий еще в 2001 г. Евросоюз поставил стра- дажи товаров [ 1, 2]. В связи с этим в странах Европы

тегической целью развитие «экономики знаний», где начали широко обсуждать проблему подготовки вы-

сокообразованной, квалифицированной, мыслящей, уверенной в себе, инициативной, активной, предприимчивой, умеющей рисковать, вести диалог и работать в команде, легко адаптирующейся к новым условиям молодежи.

Перед российским образованием также возникла проблема содержательного обновления образования, его ориентации на формирование активной, творческой, самостоятельной личности. С этой целью в России принимается «Стратегия модернизации содержания общего образования», в которой сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, а понятие компетентности включает когнитивную, операциональную, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие [3].

Результаты исследования компетентности в решении проблем (2003 г.), проводимые Центром мониторинга и статистики образования по заказу ЮНЕСКО подтвердили необходимость выработки и реализации нового содержания российского образования. По приведенным данным, лишь 43% российских учащихся школ (по сравнению с 70 — 73% в лидирующих странах) обладают умениями, которые «отвечают требованиям XXI века» к квалифицированной рабочей силе. Из них только 12% могут систематически подходить к решению проблемы, учитывать условия ее решения, устанавливать зависимость между причиной и следствием, контролировать свои размышления, принимать решение и проверять его, представить свое решение в ясной словесной или формализованной форме. По этому показателю учащиеся России заняли 25 — 30 места среди 40 стран. Российская школа по-прежнему обеспечивает учащихся достаточно большим багажом знаний, но не формирует у них умений свободно использовать полученные знания в повседневной жизни [4, с. 26].

Коль скоро школа не отвечает требованиям по развитию у учащихся самостоятельности, способности к созидательной деятельности, самоорганизации, толерантности, умению вести диалог, готовности к сотрудничеству, система высшего образования должна сделать больший акцент на реализацию компе-тентностного подхода в процессе подготовки специалиста с высшим образованием.

В сентябре 2003 г. по итогам Конференции министров высшего образования было опубликовано Берлинское коммюнике, в котором наряду с согласием закрепить членство России в Болонском процессе были опубликованы итоги и намечены конкретные задачи на будущее, среди которых отмечалась необходимость интенсификации диалога между вузами и работодателями; рекомендовалось «разработать для своего высшего образования систему сравнимых и сопоставимых квалификаций, в которых квалификации будут описаны в терминах рабочей нагрузки, уровня подготовки, результатов обучения, компетенции и направления деятельности» и т. д. [5]. Исходя из этого в нашей стране разрабатывают программы, способствующие реализации целей формирования единого европейского пространства высшего образования и стандарты нового поколения и национальные образовательные проекты, способствующие решению поставленных целей и задач.

Нельзя сказать, что понятия «компетенция» и «компетентность» новые для педагогики. Впервые о них заговорили в научных кругах в 60-х годах XX века в Америке. В 1959 г. Р. Уайт, а в 1965 г. Н. Хомский (Массачусетский университет) применили дан-

ное понятие к теории языка. Р. Уайт наполнил содержание данного понятия личностными составляющими, включая мотивацию, Н. Хомский связал его с навыками и опытом человека. Таким образом, уже в 1960- 1970-е гг. началось изучение и разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» [6].

С 1970- 1990-е гг. категории «компетенции» и «компетентности» используют в теории и практике обучения языку, а формирование компетенций ставится конечным результатом процесса образования [7]. Несмотря на попытки некоторых ученых (Зимняя И.А. [6], Сухов С.В., Бабаевский П.Г. [8], Ибрагимов Г.И. [9], Афанасьева Т.В. [10] и др.) разграничить данные понятия, все же отмечается тенденция к их смешению. В 1984 г. Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» отмечает, что данное явление состоит из большого числа независимых компонентов, которые могут заменять друг друга [11]. Он выделяет 37 видов компетентностей, подразделяя их на уровне высших абстракций (например, готовность использовать новые идеи, готовность работать над чем-либо спорным, готовность и способность обучаться самостоятельно и т.п.), и в то же время — на более конкретные (такие как настойчивость, критическое мышление, вовлечение эмоций в процесс, персональная ответственность и т.п.) в рамках одного и того же понятия.

С 90-х годов XX века категория компетентности рассматривается как профессиональная компетентность в различных видах деятельности, так и научная категория применительно к педагогике. Выходят работы А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, Л.П. Алексеевой, Л.А. Петровской, Л.М. Митиной и др. Ж. Делор, делая доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», определяет основные глобальные компетенции: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить [12].

В 1996 г. на симпозиуме в Берне В. Хутмахер приводит пять ключевых компетенций, принятых Советом Европы и характеризующих качество образования: социальные и политические компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни [13].

Обращает на себя внимание проект «Настройка образовательных структур в Европе», в рамках которого было определено и предложено к рассмотрению три группы умений и компетенций: инструментальные, межличностные, системные. Значение данных компетенций для успеха в профессии и уровень их развития оценивалось выпускниками, работодателями, профессорами и преподавателями-предмет-никами. В результате обработки данных были выделены и утверждены такие компетенции, как знание основ и истории дисциплин, способность логично представить освоенное знание, способность толковать новую информацию, способность оценить насколько качественно выполнено исследование в данной предметной области; владеть новейшими методами и техниками исследования, следить за развитием теории и практики, быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину, оригинально и творчески подходить к решению проблемы и др. После утверждения данного проекта, учитывая вышеприведенную статистику уровня подготовки российских учащихся, стало ясно, что без определенных измене-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

Рис. 1. Иерархия составляющих компетентности

ний в сфере образования студентам будет все труднее и труднее находиться на уровне академической мобильности, востребованности на международном рынке труда [14].

Все чаще и чаще стали появляться исследования в педагогике, в основу которых положен компетент-ностный подход. В 2002 г. утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а также ряд законодательных актов, отмечающих переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной. Появилась необходимость упорядочить иерархию, определить статус понятий «компетенция» и «компетентность», а следовательно, и понятия «профессиональная компетентность» для того, чтобы практически реализовать принятые положения [15].

В англо-русских словарях [16, 17] «компетенция» и «компетентность» закреплены как синонимы и имеют один и тот же перевод (хотя некоторые исследователи подчеркивают разницу этих понятий: competence = компетенция — competency = компетентность), вследствие чего, по нашему мнению, так много расхождений в трактовке этих понятий российскими исследователями. Проследив этимологию competence и competency в английском языке (competence, а также competency < английский competent < старофранцузский competent < латынь competens (подходящий, соответствующий, сообразный) < средневековая латынь competere (быть качественным, способным, пригодным; встречаться; совпадать) < классическая латынь petere (стремиться, энергично браться; стремиться; жаждать)), мы выяснили, что они оба произошли от одного латинского слова и сохранили первоначальное значение, т.к. обозначают способность или готовность мобилизовать знания, умения, навыки, способности для решения определенной задачи на высоком уровне [18].

В зарубежной литературе большое внимание уделяется формированию ключевых компетенций как познавательных способностей и умений, которыми обладает или которым может научиться личность для решения определенных задач, а также мотивационной, волевой и социальной готовности и способнос-

тей, позволяющих успешно использовать эти решения в различных ситуациях [19; 20], а в контексте непрерывного образования как «высшей степени интеграции способностей и наиболее общих социальных целей личности» [20, с.2]. Отмечается, что ключевые компетенции должны быть полезны как личности, так и обществу в целом, они должны позволять человеку успешно интегрироваться в различные социумные сети, оставаясь при этом независимым и способным эффективно действовать как в знакомых, так и в новых непредсказуемых условиях. Поскольку все условия подвержены изменениям, ключевая компетенция должна позволять людям постоянно совершенствовать свои знания и умения. Основными характеристиками ключевых компетенций называются значимость для всего населения, безотносительно к полу, классу, расе, культуре, языку и контекст, в котором они могут быть применены [19]. Все это говорит о том, что компетенции носят динамический характер. Чем больше мы развиваем компетенции, тем более устойчивую компетентность мы получаем.

В исследованиях российских ученых мы выявили как дифференциацию понятий «компетенция» и «компетентность», так и их отождествление. Это лишь подчеркивает необходимость в проведении научных исследований данных явлений.

Говоря о «компетенции», одни ученые определяют ее как способность применять знания в конкретных ситуациях [21, 22], другие называют свойством личности [23] или областью деятельности, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, навыки, способности и профессионально-важные качества личности [24]. Основным компонентом «компетенции», по мнению ряда ученых, являются знания [25, 26, 27] или же совокупность знаний, умений и навыков [5, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 32], а также ценности, отношения, качества личности.

Что касается «компетентности», следующие определения дают основание полагать, что иногда данным термином называется все та же «способность реализовать на практике потенциал и способности для успешной творческой деятельности в професси-

ональной и социальной сфере» [33] или «знания, умения, учебный, профессиональный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются студентами и выпускниками и используются ими в определенной конкретной ситуации — и в жизни, и в профессиональной деятельности» [34] и т. п., чем подтверждается отождествление понятий. Однако существуют и другие мнения, позволяющие дифференцировать цель, выраженную в формировании компетентности, и средства — компетенции: «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» [35]; «профессионально-личностная, социальнозначимая качественная характеристика специалиста, умеющего использовать знания, умения, навыки не только для профессиональной деятельности, но и для понимания социальной значимости и нравственного осознания своей деятельности» [36]; «уровень достижений индивида в области определенной компетенции» [24]; «индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии» [37] и др.

Итак, на основе анализа приведенных определений мы выяснили, что «компетенция» трактуется как нечто общее, эталонное или же как способность-навык, а «компетентность» — это личное, это способность-умение. В своем исследовании мы называем компетенцией набор всех качеств личности, знаний, умений, навыков, способностей, определенного опыта для качественного выполнения определенного рода деятельности, а рабочим понятием компетентности является способность применять те или иные компетенции в определенной деятельности, следовательно, можно выделить профессиональную, социальную, личностную компетентности. Компетентность формируется из компетенций, и чем большим набором компетенций обладает личность, тем шире сфера его компетентности, или же, чем прочнее формируется определенный вид компетенций, тем выше уровень компетентности в определенном виде деятельности (рис. 1). Определение оптимального количественно-качественного соотношения компетенций выпускника технического вуза в процессе профессиональной подготовки является задачей нашего дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Drucker, P. F. Management. Tasks, Responsibilities, Practices — Truman Talley Books • E.P. Dutton : New York, 1986. — 553 p.

2. Morgan, J., Williamson, B., Lee, T., Facer, K. Enquiring Minds — Futurelab : Bristol, 2007. — 92 p.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/.

4. Положение молодежи в России. Аналитический доклад [Текст]. — М. : Издательский комплекс «Машмир», 2005. — 168 с.

5. Берлинское коммюнике [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.bologna.spbu.ru/documents.php.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

7. Зимняя, И.А. Понятие парадигмы в связи с изменениями в сфере образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.rsuh.ru/article.html?id = 50758.

8. Сухов, С.В. Формирование компетентного профессионала [Текст] / С.В. Сухов, П.Г. Бабаевский // Авиационный технолог. — 17/11/2005. — № 21 — 22. — Режим доступа : http:// www.mati.ru/magazine/archive/112005/main.php.

9. Ибрагимов, Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] / Г.И. Ибрагимов // Educational Technology & Society. - 2007. - № 10(3). - С. 36 -365.

10. Афанасьева, Т. В. Дескрипторная модель компетенций в оценке качества результата образования [Текст] / Т. В. Афанасьева // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 3. -С. 513-517.

11. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М., 2002 (англ. 1984). - 396 c.

12. While, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. / R.W. While // Psychological review. - 1959. - № 66.

- C. 297-333.

13. Hutmacher, W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27 - 30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997. - 72 p.

14. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://tuning.unideusto.org/tuningeu/images/ stories/template/General_brochure_Russian_version.pdf.

15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г.№1756-р [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2002. - №4. - C. 3-31.

16. ABBYY Lingvo 12 [Электронный ресурс] : многоязычная версия: 128 словарей. - М. : ABBYY Software, 2006. - 1 эл. опт. диск + 1 бр.

17. Апресян, Ю.Д. Новый большой англо-русский словарь. В 3 т. - М. : Русский язык, 2002. - 832 с.

18. Hoad, T. F. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology. - England, Oxford University Press, 2003. - 552 p.

1 9. Key Competencies. A developing concept in general compulsory education. - Belgium : Eurydice, 2002. - 29 p.

20. Implementation of «Education and Training 2010» Work Programme. Key Competences For Lifelong Learning A European Reference Framework. - 2004. - 22 p. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ec.europa.eu/education/policies/2010/doc/ basicframe.pdf.

21. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / под ред. А.М. Прохорова. -М. : Сов. энцикл., 1998. - 1456 с.

22. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педа-гогических исследований [Текст] : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина.

- Омск : ОмГПУ, 2004. - 137 с.

23. Ильязова, М. Д. Особенности представлений преподавателей вуза о профессиональной компетентности будущих специалистов / М.Д. Ильязова, Г.П. Байбекова, Л.Ю. Бусурина // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. -№ 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/.

24. Гипертекстовый словарь методических терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ht.ru/on-line/ dictionary/dictionary.php#K

25. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М. : Астрель, 2006. - 976 с.

26. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.

27. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

28. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов [Текст] /

Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Санкт-Петербург : Златоуст, 1999 -472 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

*

29. Низкодубов, Г.А. Социокультурный подход в контексте современной парадигмы языкового образования [Текст) / Г.А. Низкодубов, А.М. Кузьмина, В.М. Ростовцева // Вестник ТГПУ. — 2006. — Вып. 9 (60). Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 104— 108.

30. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конст-руирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — №5. — С. 55 — 61.

31. Иванова, Е. О. Компетентностиый подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим //Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября [Электронный ресурс|. — Режим доступа : http://www.eidos.rn/journal/2007/ 0930-23.htm. — В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail; [email protected].

32. Дахина, А. Н. Компетентность и компетенция: сколько их у российского школьника // Вопросы Интернет-образова-ния. — 2003. — № 17. — [Электронный ресурс). — Режим доступа : http://center.fio.ru.

33. Ишембитова, 3. Б. Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже [Текст) / 3. Б. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13. — №3. — С. 730 — 726.

34. Соснин, Н. В. Компетентностная модель в инновационном инженерном образовании [Текст) / Н. В. Соснин // Весгник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2006. — № 3. - С. 174 - 178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования / А. М. Новиков // Полемические размышления [Текст]. — М. : Эгвес, 2005. — 176 с.

36. Устич, Л. М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых [Текст) :автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/УстичЛариса Михайловна. — Калининград, 2004. — 25 с.

37. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / АК. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

ЦЫГУЛЕВА Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.

© М. В. Цыгулева

УДК 37.01 : 378 Л. ф. РДХУБА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТА

КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ_______________________________

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность специалиста», представленные в современных педагогических исследованиях. Автор предпринял попытку анализа существенных особенностей понятия «конкурентоспособный специалист».

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособный специалист.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед высшей профессиональной школой, признается задача подготовки современного компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Эта задача отражена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Во многих педагогических исследованиях последних лет, посвященных изучению разных аспектов образовательного процесса, так или иначе способствующих реализации указанной выше задачи, внимание в той или иной степени уделено понятию «конкурентоспособность». Именно через конкурентоспособность, в частности, оценивают качество подготовки будущих специалистов в современном вузе.

Однако, несмотря на достаточно высокий интерес к понятию «конкурентоспособность», проблему конкурентоспособности можно рассматривать как одну из новых и, соответственно, в малой степени

исследованных проблем не только в отечественной педагогике, но даже в экономике: как отмечает Р.А. Фатхутдинов, приблизительно до 2000 года в России «системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался» [ 1 ]. Таким образом, уровень теоретической разработанное™ проблемы конкурентоспособности в педагогике, на наш взгляд, вызывает, с одной стороны, множество принципиальных теоретических, методологических сложностей в процессе исследования проблемы, а с другой — обусловливает необходимость тщательного изучения новых педагогических категорий, их осмысления и поиска наиболее приемлемого подхода к их пониманию.

В рамках диссертационного исследования нами была предпринята попытка осмысления понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста». В частности, были проанализированы, во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.