КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА И.В. Каблашова, д-р экон. наук, профессор, А.А. Цуканова, аспирант
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье исследованы направления обеспечения качества организации процессов производства, позволяющие выявить и оценить возможности предприятия по улучшению производственных условий, а также возможности снижения затрат на осуществление процессов и обеспечение качества результатов
Внедрение современной системы всеобщего управления качеством обусловило необходимость пересмотра многих базовых положений и принципов организации производственных и трудовых процессов. Согласно международным стандартам ИСО система обеспечения качества является «главным процессом» предприятия и представляет собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности персонала, процессов, реализуемых при разработке и производстве продукции, документированных процедур, квалифицированного персонала и качественных производственных ресурсов.
Однако при решении данной задачи необходимо учитывать, что от того, насколько уровень организации производства соответствует требованиям системы обеспечения качества производственных процессов, зависят конечные результаты деятельности предприятия. Поэтому значение приобретают выбор и обоснование методов организации производства, которые должны способствовать решению вопросов создания и постоянного совершенствования условий осуществления производственных и трудовых процессов.
По нашему мнению, под качеством организации процессов производства можно понимать степень соответствия достигнутого качества результата процесса (продукции) заданным параметрам качества в конструкторско-технологической документации.
Внедрение современной системы всеобщего управления качеством обусловило необходимость пересмотра многих базовых положений и принципов организации производственных и трудовых процессов. Необходимо отметить, что вопросы обеспечения качества организации процессов производства, а также методика измерения показателей оценки качества являются слабо изученными областями. В настоящее время отсутствие единого подхода к обеспечению качества организации трудовых процессов вызывает необходимость ограничиваться отдельными принципами, показателями и эмпирическими данными, что существенно снижает объективность проблемы, а также не позволяет учитывать влияние условий организации производства на обеспечение требований к качеству элементов трудового процесса.
В разрезе выделенной проблемы целесообразно рассмотреть различные подходы к организации трудового процесса с учетом современной концепции «всеобщего качества» [2].
Согласно современной теории организации производства трудовой процесс представляет собой совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе выполнения конкретных работ (функций). Содержание и структура трудового процесса зависят от производственного задания, применяемой технологии и используемых материальных и технических средств. Основным элементом трудового процесса является операция, как часть производственного процесса, осуществляемая одним работником или группой на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.
Следует отметить, что качество организации трудового процесса во многом зависят от прогрессивности методов организации производства и рациональности условий осуществления производственных и трудовых процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие компонентов трудового процесса, таких как: предмет труда, средства труда, технология производства, трудовой и творческий потенциал работника.
С учетом содержания приведенных элементов Фатхутдинов Р. рассматривает трудовой процесс как совокупность методов и средств воздействия (управляемого) человеком орудия труда на предмет труда с целью выпуска материального или нематериального продукта, протекающий в определенных природных или искусственных условиях [4].
С точки зрения теории управления трудовой процесс является завершающим этапом производственного, управленческого или творческого (инновационного) процесса. Следовательно, при организации трудового процесса необходимо обеспечивать пропорциональность взаимосвязанных процессов по количеству, срокам, качеству и результативности. Многие авторы рассматривают качество трудового процесса как мощность и производительность.
В соответствии с научным подходом, под организацией трудового процесса понимается объединение в пространстве и во времени требуемого количества предметов труда, орудий труда и труда непосредственного работника с учетом требований к качеству. На подготовительном этапе организаторы, технологи, экономисты должны определить, что производится, с какими параметрами, кто производит, где, когда, с какими затратами и какими результатами пройдет трудовой процесс. В контексте теории орга-
низации производства производственный процесс можно рассматривать как определенную совокупность взаимосвязанных трудовых процессов материально и технически обусловленных, организованных и осуществляемых при использовании работником умственных и физических способностей для получения количественного и качественного результата.
В контексте рассматриваемой проблемы, под организацией трудового процесса следует понимать деятельность по приведению функционально-трудовых действий в определенную последовательность, согласованность, направленных на оптимальное достижение поставленной цели и решение производственных задач с учетом выполнения требований к качеству результатов. Организация трудового процесса с учетом требований к качеству должна осуществляться на базе следующих принципов.
Принцип плановости и предупредительности обслуживания рабочих мест заключается в согласовании во времени и установлении строго регламента выполнения основных и вспомогательных работ. Соблюдение этого принципа позволяет сократить перерывы в работе, связанные с недостатками обслуживания рабочих мест и оборудования, простоев оборудования и потерь рабочего времени основных рабочих. Реализация данного принципа обеспечивает рост производительности трудового процесса, влияет на повышение рациональности использования рабочего времени.
Принцип соответствия квалификации и компетентности работника требованиям к качеству выполняемой работы заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в наибольшей мере соответствовали характеру и содержанию трудовых процессов. Реализация данного принципа обеспечивает повышение вовлеченности и ответственности работника за качество организации трудового процесса, за счет организации постоянного всеобуча и аттестации персонала предприятия.
Принцип оптимальной производительности работы оборудования заключается в установлении на основе нормативов или специальных исследований таких режимов работы оборудования, которые обеспечивали бы наименьшие суммарные затраты живого и прошлого труда на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Исходя из этого требования, предельно высокие режимы работы устанавливаются преимущественно на наиболее загруженном оборудовании, лимитирующем пропускную способность участков и цехов. Реализация данного принципа способствует повышению рациональности осуществления трудового процесса, снижению затрат на его организацию.
Принцип оптимального содержания трудового процесса заключается в том, что в его состав должны включаться компоненты, обеспечивающие наиболее бла-
гоприятное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса. Правильное сочетание умственной и физической деятельности достигается выбором оптимальных форм технологического и функционального разделения труда. Реализация данного принципа способствует повышению рациональности трудового процесса, путем идентификации трудовых и функциональных действий работника и установление ответственности за качество результатов.
Принцип параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе нескольких работников. Соблюдение принципа параллельности позволяет сократить затраты времени на выполнение операций и тем самым повышает эффективность трудового процесса. Реализация данного принципа способствует высвобождению времени работнику для участия в деятельности команд по качеству, а также сокращению потерь за счет своевременного выявления и устранения причин отклонений в процессах с помощью статистических методов контроля.
Отметим, что идея статистического контроля предложена такими известными «гуру японского качества» как Г. Таггути, С. Синго и другими. Подход Г. Таггути предусматривает использование стандартного набора диаграмм, позволяющих найти оптимально необходимое число испытаний нового продукта, которые должны проводиться, начиная с первого этапа работ над ним. Использование данного подхода допускает сократить число испытаний посредством внедрения эмпирически разработанного «эталона процесса создания нового продукта», позволяющего провести эффективное измерение всех возможных комбинаций производственных факторов. Следовательно, подход Тагутти направлен на оптимизацию параметров трудового и производственного процессов в целях обеспечения их стабильности и ритмичности. В основе теории Синго лежит идея установления и анализа взаимосвязи между возможными ошибками в трудовом процессе и возникающими отклонениями в производственном процессе, что в итоге позволяет повысить гибкость и эффективность процессов. При этом, полученная конкретная статистика на каждом рабочем месте является импульсом к совершенствованию производственных и трудовых процессов.
В контексте содержания приведенных принципов, основной задачей обеспечения качества организации трудовых процессов является создание условий, в которых работник может эффективно работать. Решение данной задачи требует рассмотрения взаимосвязи между задачами и целями организации производства и трудового процесса (таблица).
Проведенные исследования позволили автору выделить следующие направления работ по обеспечению качества организации производственных и трудовых процессов.
Цели и задачи организации производства и трудовых процессов
Организация производства Организация трудового процесса
Цели Задача Цели Задачи
1. Обеспечение заданного объема продукции - снижение производственных затрат; - повышение рентабельности 1. Обеспечение эффективности трудового процесса - повышение производительности трудового процесса - снижение потерь от дефектов (отклонений)
2. Улучшение взаимоотношений между работниками - улучшение социальнопсихологического климата на предприятии - совершенствование условий производства - управление трудовой карьерой 2. Гуманизация трудового процесса - повышение удовлетворенности трудовым процессом - обеспечение вовлеченности работников - идентификация ответственности за качество
3. Постоянное внедрение инноваций в производство - применение прогрессивных и нанотехнологий - обновление продукции, улучшение качества 3. Развитие трудового и творческого потенциала - совершенствование процессов обучения - повышение квалификации и компетентности работников - повышение качества трудовой жизни
4. Совершенствование организации производства - улучшение порядка и последовательности процессов производства - обеспечение равномерности и ритмичности производства - обеспечение пропорциональности использования производственной мощности 4. Совершенствование организации трудовых процессов - создание условий для бесперебойной работы исполнителей - внедрение статистических методов - создание действенной системы мотивации
1. Совершенствование разделения труда включает: выделение отдельных элементов единого производственного процесса, различных по содержанию и экономическому значению функций, связанных с его осуществлением, обеспечением, обслуживанием, управлением, отдельных видов работ и внутри их групп работ по сложности; закрепление частичных трудовых процессов за отдельными подразделениями, группами исполнителей и работниками; выделение функциональных (категорий персонала), профессиональных, квалификационных групп работников.
2. Специализация подразделений, рабочих мест, самих работников и на основе этого повышение производительности труда. Однако при выборе варианта разделения труда необходимо учитывать ряд эффектов, снижающих или сводящих на нет экономические выгоды специализации. Таковыми могут быть: увеличение затрат времени на межоперационную транспортировку изделий, их межоперационный контроль и пролеживание; увеличение времени микропауз и перерывов на отдых, вызванное повышенным утомлением работников, занятых на монотонных работах; снижение интереса к труду в силу обеднения его содержания; увеличение трудовых затрат в результате дублирования управленческих функций; усложнение координации деятельности специализированных подразделений и работников; неполная загруженность.
3. Кооперация труда - объединение частичных трудовых процессов в один, непрерывно, планомерно, ритмично и эффективно функционирующий. Сложность кооперации труда обусловлена глубиной всех форм его разделения. Кооперация труда также способствует повышению качества трудовых процессов на основе установления устойчивых взаимосвязей между ними, что является необходимым условием организа-
ции мефункционального управления процессами и условием деятельности команд по качеству. Важным направлением совершенствования организации трудовых процессов является повсеместное внедрение.
4. Расстановка кадров - распределение их по подразделениям и рабочим местам должна обеспечивать: слаженную деятельность с учетом сложности, номенклатуры, объема работ; равномерную и полную загруженность исполнителей; соответствие их профессионально-квалификационных характеристик требованиям производства; определенность выполняемых функций и ответственности за их выполнение; взаимозаменяемость работников при наличии производственной необходимости; соответствие качеств, способностей, склонностей работников выполняемой работе и наличие перспектив профессионального роста; ротацию кадров и создание резерва руководящего состава.
В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО эффективным методом обеспечения качества организации процессов производства и трудовых процессов является статистический контроль, при применении которого необходимо:
- установить критерии оценки качества, которым является, как правило, средняя величина измеряемого параметра процесса, определяемая по карте качества.
- установление границ протекания процессов, определяемых допусками на контролируемый размер.
- организация наблюдения за процессом с целью своевременного выявления сбоев, которые характеризуются отклонением результата замера от установленного допуска.
- анализ причин отклонения, которые делятся на две группы: смещение средней величины критерия, выход замеряемого размера за установленные границы.
- разработка корректирующих мер по устранению причин сбоев в процессе и повышению его стабильности и надежности.
При анализе причин сбоев в процессах производства необходимо учитывать их случайный или систематический характер, т.к. случайная причина может быть устранена самостоятельно работником, и для ее устранения не требуется остановки процесса. Систематические причины могут привести к значительным потерям от производственного брака, и для их устранения требуется прямое вмешательство в процесс, вплоть до полной остановки производства и глобальной корректировки процесса.
На рисунке приведен алгоритм проведения процедуры статистического контроля и оценки качества процессов производства, результаты которого позволяют своевременно вырабатывать решения по совершенствованию их организации, которые можно соединить в две группы:
• обеспечение специализации процессов в соответствии с каждым элементом производства;
• приведение в соответствие измеряемых параметров каждого процесса с требованиями технологии производства.
Исследования показали, что в настоящее время важной проблемой является установление зависимости между качеством организации процессов и уровнем ритмичности производства, который, в свою очередь зависит от организационных факторов, таких как уровень специализации, кооперирования производства, коэффициенты загрузки и использования оборудования. Данное предположение вполне обосновано, так как от уровня ритмичности производства зависит рациональное использование основных и оборотных фондов, повышение коэффициента использования рабочего времени и трудовых процессов, рациональная организация вспомогательных и обслуживающих процессов, обеспечение необходимых размеров ме-жоперационных производственных запасов, выявление резервов совершенствования организации производства с учетом требований к качеству процессов.
Анализ практики внедрения систем качества на российских предприятиях позволил выявить ряд причин возникновения ситуации, когда методы обеспечения качества по существу сводятся к организации контроля, состоящего из набора «контрольных точек» в процессах производства. Одной из причин такого подхода является довольно распространенное мнение о том, что персонал предприятий не готов воспринять новые принципы организации производства и, исходя из субъективного менталитета, не может быть инициатором работ по улучшению качества процессов. Следовательно, единственным способом обеспечения качества остается контроль. Однако контроль, как известно, противоречит принципу всеобщей ответственности за качество, следовательно, одним из основных резервов является изменение субъективного отношения работников к своему труду и его результатам.
Для решения поставленной задачи необходимо создать центральный комитет и команды по качеству, состоящие из передовых работников, и постепенно вовлекать в них весь персонал предприятия. Основными целями деятельности комитета и команд по качеству являются выявление и анализ проблем, установление несоответствий нормам и правилам в работе, особенно в работе по новым технологиям, совместный поиск путей улучшения условий для обеспечения качества организации процессов производства.
Комитет должен обладать полномочиями исполнительного органа и, основываясь на принятых решениях, давать поручения группам качества и сотрудникам всех подразделений предприятия.
Дополнительными задачами комитета являются: обучение сотрудников методам групповой работы и принятие решений на основе сотрудничества, а также изменение взаимоотношений между собственниками, руководителями и сотрудниками. Поскольку руководитель должен поддерживать работу комитета и команд и сам активно принимать участие в их работе, сотрудники должны видеть изменение отношения руководителя к различным аспектам совместной работы на предприятии, таким как, участие сотрудников в принятии решений, уважение и доверие к мнению и знаниям сотрудников и т.д. С помощью таких методов организации труда на предприятии должна создаваться атмосфера заинтересованности, позитивного сотрудничества для достижения поставленных целей улучшения качества трудовой деятельности и всех процессов производства, т.е. должна быть сформирована новая производственная культура.
Следующим шагом должна стать организация самостоятельной работы персонала в рамках команд по качеству над разработкой новых методов обеспечения качества производственных процессов, должностных инструкций сотрудников и принципов системы мотивирования.
Приведенные организационные решения направлены на решение проблемы активизации персонала и позволят получить следующие результаты:
> сформировать механизм обеспечения и улучшения качества производственных процессов, реализуемый через комитет и команды по качеству;
> персоналу обрести новые навыки в области коммуникаций, при разработке совместных проектов по внесению изменений в организацию производства с учетом требований к качеству процессов продукции;
> разработать необходимые регламентирующие документы, поддерживающие меры по совершенствованию организации производства и непрерывному улучшению качества производственных процессов и продукции;
> демонстрировать и проработать в группах стратегии приоритетного совершенствования организации производственных процессов, определить роль потребителей в работе предприятия и место каждого сотрудника в работе по достижению требуемого уровня их качества;
Организация
производства
Организация производственного _____процесса_____
Обеспечение качества элементов и производственной системы
Сбор данных, составление контрольных листков
Сбор данных, составление
*—1 * і
Анализ факторов Анализ факторов Анализ статистики
с помощью построения в контрольных
диаграммы Паррето гистограммы картах
Да
Разработка и внедрение корректирующих и предупреждающих действий
Алгоритм использования статистических методов для оценки качества организации процессов производства
> внедрить изменения в производственную культуру, в явной и неявной форме поощрять личное участие в разработке новых технологий и в улучшении качества работы всех подразделений.
Следующим направлением обеспечения качества организации процессов производства является совершенствование техники и технологии производства. В этих целях необходимо руководствоваться некоторыми правилами организации процессов с целью постоянного улучшения их качества. Рассмотрим содержание данных правил и возможности их применения в производстве.
В практике российских предприятий укоренилось мнение, что для того чтобы процессы были стабильными, т.е. осуществлялись без отклонений, необходимо создать жесткие условия их протекания в про-
странстве и во времени. Однако следует отметить, что «ограниченные рамки» процессов являются важной причиной, препятствующей реализации возможностей обеспечения и улучшения их качества. В то же время неоспоримым является утверждение, что процесс, не подвергающийся постоянному совершенствованию, ухудшается сам по себе. Этот факт называется «аксиомой ухудшения процесса» [1].
Если целью выступает улучшение условий осуществления процесса, то он должен быть управляемым. «Управляемые условия» означают, что деятельность и процессы должны протекать и контролироваться таким образом, что конечным итогом являются не случайные показатели, а запланированные результаты. При этом измеряемые значения качества процесса должны нахо-
диться в зоне «случайного рассеивания», т.е. в установленных границах. Для того чтобы управлять процессом, необходимо знать отдельные его компоненты, статистическую информацию и данные о параметрах производственного процесса, которые являются важной частью деятельности по обеспечению его качества и важной предпосылкой совершенствования организации производства.
Таким образом, для обеспечения качества организации процессов производства необходимо построить систему информационного обеспечения, которая позволяет систематизировать данные для сравнительного анализа, полученную путем прямого измерения либо посредством мониторинга, либо через анализ отзывов внутренних потребителей.
Следующим направлением является внедрение прогрессивных методов организации процессов производства. Для его исследования выстроим логику организации процессов производства, с учетом, что они редко осуществляются обособленно, т.е. в производстве каждый процесс является звеном в ряду других процессов, т.е. цепи процессов, которая обеспечивает взаимодействие нескольких процессов. Выходящий результат, т.е. величина предыдущего процесса, является входящим ресурсом процесса последующего, следовательно, качество выходящих величин должно гарантировать соответствующее качество входящих величин для последующих процессов. При таком подходе к организации процесса проявляется важный принцип организации производства: ориентирование процессов на требования внутренних потребителей, т.к. на выходе каждого процесса стоит потребитель, который ожидает соблюдение его требований к качеству результата, соответствующего величине входного качества процесса.
Как было отмечено ранее, при наблюдении за ходом процесса невозможно получить исчерпывающую информацию о его параметрах, принимая во внимание только средние значения, т.к. необходимо учитывать возможные отклонения, которые могут возникнуть в производстве. Данные отклонения можно описать с помощью статистической кривой распределения, (нормальное распределение Гаусса), согласно которой рассеивание является неизбежным сопутствующим фактором любого производственного процесса. Чтобы избежать или снижать рассеивание, и чтобы получить информацию о способности процесса обеспечить качество результата с помощью расчета коэффициентов надежности и стабильности, необходимо принимать во внимание и анализировать все факторы организации производства, влияющие на качество производственных процессов.
Таким образом, при организации производства необходимо учитывать принцип процессного подхода, применение которого позволяет, ориентировать
результаты процессы на удовлетворение требований внутренних потребителей.
Следующим направлением обеспечения качества организации процессов производства является интеграция элементов производственной среды и перестройка производственной инфраструктуры предприятия.
Исследования содержания данного резерва показали, что основными направлениями совершенствования могут быть следующие:
• использование метода «ТРМ», позволяющего упорядочить все элементы производственной инфраструктуры;
• разработка действий по упрощению вспомогательных и обслуживающих процессов за счет ликвидации «лишних процессов» и сокращения времени простоев оборудования и потерь времени из-за нарушений в системе технического обслуживания производства;
• применение в производстве методологии «58», содержащей описание действий по улучшению элементов производственной среды.
Следует отметить, что для практической реализации методов «ТРМ» и «58» необходимо уделять внимание обеспечению трудовой дисциплины и повышению степени ответственности работников за состояние производственной среды и ее постоянное совершенствование.
Таким образом, приведенные результаты исследований направлений обеспечения качества организации процессов производства позволяют выявить и оценить возможности предприятия по улучшению производственных условий, а также выявить возможности снижения затрат на осуществление процессов и обеспечение качества результатов.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ., 2008.
2. Салимова Т.А. Управление качеством, Издательство: Омега-Л, 2008г.
3. Вейцман Э.М. Универсальный критерий качества процесса //Стандарты и качество, № 5, 2011.
4. Горбашко Л.Я. Управление качеством. СПб -Питер, 2008.
5. Каблашова И.В. Методология всеобщей ответственности за качество: теория и методы использования: монография / И.В.Каблашова, А.А. Цуканова. Воронеж. ВгТу, 2011.
в 8 (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: обеспечение качества, организация процессов производства.