РАЗВИТИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ И.В. Каблашова, д-р экон. наук, профессор А.А. Цуканова, аспирант Воронежский государственный технический университет
Выделены понятия качества производственного и трудового процессов, рассмотрено содержание качества организации производственного процесса, определены принципы организации процесса обеспечения качества. Рассмотрена взаимосвязь целей и задач организации производственного и трудового процесса в разрезе обеспечения качества
В настоящее время на предприятиях наблюдается устойчивое повышение внимания обеспечению качества продукции как основного фактора управления конкурентоспособностью предприятия. Следствием этого явилось внедрение на предприятиях международных систем управления качеством, функционирование которых направлено на повышение конкурентоспособности производства.
Общим критерием оценки уровня зрелости производственных процессов, является способность производственной системы предприятия конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. В контексте современных подходов к управлению качеством организация производства должна сегодня соответствовать следующим параметрам:
- гибкость производственных процессов, определяет способность быстро перестраивать процессы при переходе на новую номенклатуру и при изменении требований потребителя к качеству, т.е. организация производства продукции малыми сериями;
- постоянное внедрение новых технологий, требующих применения новых форм контроля, организации и разделения труда;
- обеспечение и непрерывное улучшение качества процессов и продукции, организация послепродажного обслуживания для полного удовлетворения индивидуализированных требований потребителя;
- ориентация на снижение прямых затрат труда путем повышения ответственности за качества и степени вовлеченности работников в деятельность по улучшению качества и повышению эффективности производственных процессов.
В контексте новой организации процессно-ориентированного производства необходимо уделять внимание решению следующих задач;
1. Организация небольших (автономных) функциональных подразделений, включающих небольшое количество работников, но с более высоким квалификационным уровнем и новыми компетенциями в области обеспечения качества процессов и продукции.
2. Почти полное упразднение организационной пирамиды с большим числом уровней в иерархии управления, а также замена руководителя на лидера команды или бригады, наделенного всеми правами по
принятию решений и проведению контроля над производственными процессами и трудовыми процессами непосредственных исполнителей.
3. Проектирование бригадных или командных организационных структур, включающие на всех уровнях управления самоуправляемые команды работников из разных подразделений предприятия, способных самостоятельно принять решение по совершенствованию производственного процесса
Следует отметить, что командные формы организации труда позволяют объединить работников различных профессий — от инженера, конструктора до рабочего или менеджера по маркетингу.
4. Ориентация производства на полное удовлетворение требований как внутреннего, так и внешнего потребителя. Данное положение нацеливает на организацию оперативных производственных процессов, позволяющих гибко реагировать на внутренние и внешние изменения требований к качеству продукции. Объединение внутренних процессов предприятия в сквозные обеспечивает взаимосвязь между основными подсистемами системы организации производства, такими как закупки, логистика, производство, сбыт продукции, а также позволяет организовать межфункциональное управление по результатам цепочки взаимосвязанных производственных процессов.
5. Постоянное обеспечение и улучшение качества продукции, что требует более акцентированного внимания на установлении взаимовыгодных отношений производителя с заказчиками и потребителями. Практическая реализация данных требований нацеливает на необходимость формирования у персонала предприятия постоянной потребности в улучшении качества процессов производства и качества их результатов.
При решении данной задачи должны быть приняты во внимание все производственные процессы, включая обслуживание оборудования, зданий, приспособлений, инструментов; построение эффективных систем мониторинга, логистики, контроля и информационного обслуживания, обеспечивающих постоянную связь производства и субъектов рынка сбыта.
Рассмотрение содержания процессного подхода к управлению качеством в контексте организационных изменений позволило сформулировать следующие принципы организации производства:
- классификация общих и функциональных причин несоответствий в процессах производства,
- обеспечение устойчивых взаимосвязей между процессами для обеспечения сбалансированности производства,
- создание условий для обеспечения качества процессов производства,
- организация самоуправления текущими параметрами производственных процессов,
- внедрение командного метода принятия решений по улучшению качества производственных процессов.
Характер организационных изменений и форм организации производства, нацеленных на обеспечение качества производственных процессов и продукции, обуславливает необходимость рассмотрения понятия производственной системы как социально -технической, которая представляет собой органической единство технического потенциала и человеческого фактора производства.
Следует выделить основные характеристики социально-технической системы, которые являются ключевыми в контексте обеспечения качества производственных процессов и продукции, а также характеризуют степень развития нового управленческого мышления всех работников предприятия при принятии текущих решений по улучшению качества и совершенствованию процессов:
- организационная философия, базирующаяся на понимании работниками своих целей трудовой деятельности и предназначения всего предприятия, их функциональную ответственность за результаты труда;
- организационная структура управления, реализующая процессы самоуправления;
- новый подход к организации трудовых процессов и определению роли работников в процессе принятия решений;
- новая производственная структура, предполагающая размещение оборудования с учетом характера функциональных связей между процессами и принципа интегрированного управления;
- новые методы и формы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающие высокую степень вовлеченности работников в процессы самообучения и формирования новых компетенций в области управления качеством;
- новые критерии оценки экономической эффективности использования современной технологии и уровня зрелости процессов, нацеливающих на достижение устойчивого развития предприятия и посто-
янного совершенствования организации производства.
Рассмотрение содержания изменений форм и методов организации производства при формировании приведенных характеристик социально-технической системы нацеливает на необходимость организации трудовых процессов на базе следующих принципов.
Принцип плановости организации обслуживания рабочих мест заключается в согласовании во времени и установлении строго регламента выполнения основных и вспомогательных работ. Соблюдение этого принципа позволяет сократить потери времени в работе, связанные с недостатками в системе обслуживания рабочих мест, простоев оборудования. Реализация данного принципа обеспечивает рост производительности и эффективности трудового процесса, влияет на повышение рациональности использования рабочего времени.
Принцип компетентности работника заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим профессиональным и данным полностью соответствовали характеру и содержанию трудовых процессов. Реализация данного принципа обеспечивает повышение вовлеченности и ответственности работника за качество и эффективность трудового процесса, за счет организации постоянного всеобуча и аттестации персонала предприятия.
Принцип оптимальной загрузки оборудования заключается в установлении оптимальных режимов работы оборудования, которые обеспечивают наименьшие суммарные затраты на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Реализация данного принципа способствует повышению рациональности осуществления трудового процесса, снижению затрат на его осуществление и обеспечению эффективности результатов.
Принцип оптимальной организации трудового процесса заключается в том, что в структуру процесса должны включаться оптимальные процедуры, обеспечивающие использование оптимальной формы технологического и функционального разделения труда. Реализация данного принципа способствует повышению рациональности трудового процесса, путем идентификации трудовых и функциональных действий работника и повышения его ответственности за качество.
Принцип параллельности заключается в обеспечении взаимосвязанной работы оборудования и работников, участвующих в разных производственных процессов. Соблюдение принципа способствует сокращению затрат времени на выполнение технологических основных и вспомогательных операций. Реализация данного принципа способствует высвобождению времени работнику для участия в деятельности команд по качеству, а также сокращению потерь за
счет своевременного выявления и устранения причин отклонений в процессах с помощью статистических методов контроля.
В контексте содержания приведенных принципов, основной задачей рациональной организации трудовых процессов является создание условий, в которых работник может обеспечивать качество тру-
Реализация выделенных направлений совершенствования организации производственных и трудовых процессов на предприятиях предполагает оптимизацию всех компонентов производственной системы, обеспечение их соответствия параметрам социально-технической системы, целям деятельности предприятия.
Литература
1. Каблашова, И. В. Методология всеобщей ответственности за качество: теория, методы и инструментарий использования на предприятии [Текст]: монография / И. В. Каблашова, А. А. Цуканова. - Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. - 173 с.
дового процесса. Приведенные принципы характеризуют формы и методы организации производственных и трудовых процессов. Решение данной задачи требует рассмотрения взаимосвязи между задачами и целями организации производства и трудового процесса (таблица).
2. Куровский, К. И. Проблема измерения качества труда: вопросы редукции [Текст] / К. И. Куров-ский. - М. : Экономика, 2007. - 179 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. -М. : Стандартинформ, 2008.
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2011. Система менеджмента качества. Рекомендации по совершенствованию управления бизнесом [Текст]. - М. : Стандартинформ, 2011.
® 8(473)2-43-76-67
Ключевые слова: качество, производственный процесс, организация производства, трудовой процесс, социально-техническая система, принципы
Цели и задачи организации производства и трудовых процессов
Организация производства Организация трудового процесса
Цели Задача Цели Задачи
1. Обеспечение заданного объема продукции - снижение производственных затрат; - повышение рентабельности 1. Обеспечение эффективности трудового процесса - повышение производительности трудового процесса - снижение потерь от дефектов (отклонений)
2. Улучшение взаимоотношени й между работниками - улучшение социально-психологического климата на предприятии - совершенствование условий производства - управление трудовой карьерой 2. Гуманизация трудового процесса - повышение удовлетворенности трудовым процессом - обеспечение вовлеченности работников - идентификация ответственности за качество
3. Постоянное внедрение инноваций в производство - применение прогрессивных и нанотехнологий - обновление продукции, улучшение качества 3. Развитие трудового и творческого потенциала - совершенствование процессов обучения - повышение квалификации и компетентности работников - повышение качества трудовой жизни
4. Совершенствован ие организации производства - улучшение порядка и последовательности процессов производства - обеспечение равномерности и ритмичности производства - обеспечение пропорциональности использования производственной мощности 4. Совершенствование организации трудовых процессов - создание условий для бесперебойной работы исполнителей - внедрение статистических методов - создание действенной системы мотивации