УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ПОДХОД К СТРУКТУРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА Ю. В. Добросоцкая, магистрант
В статье рассмотрены вопросы построения модели системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, сформулированы условия обеспечения эффективного функционирования системы, определены и описаны функциональные области системы, идентифицирована ответственность исполнителей
Организационные изменения, необходимые для применения концепции «всеобщего менеджмента качества» должны быть направлены на формирование новой культуры предприятия, основанной на повышении всеобщей заинтересованности персонала в решении вопросов обеспечения качества процессов и всех видов функциональной деятельности. Однако, как показывает практика управления трудовыми ресурсами, при постановке сотрудникам новых задач и идентификации дополнительной ответственности, возникает сопротивление персонала, основанное на непонимании командной роли в решении проблем обеспечения и улучшения качества.
Для соответствия системы приведенным требованиям необходимо учитывать основные тенденции развития управления качеством на основе процессного подхода, динамику влияния внешних и внутренних факторов, особенности деятельности предприятия. В целом следует отметить, что учет принципа процессного подхода к менеджменту качества повышает степень вовлечения персонала через усиление признания его заслуг и путем создания эффективной трудовой среды. Приемы, используемые в концепции «всеобщей ответственности за качество» способствуют оптимальному распределению работ и закреплению их за конкретными работниками (4).
Модель процессно-функциональной структуры системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов должна отвечать следующим требованиям: унифицирова-ность, гибкость, адаптивность, простота, модифицируемость, прозрачность, управляемость, эффективность.
Следует отметить, что наделение работников четкими полномочиями должно повысить степень
автономности системы организации вовлечения персонала в обеспечение качества процессов, обеспечить целенаправленность их усилий на более глубоком удовлетворении внутренних и внешних потребителей, изменение роли каждого работника на предприятии.
Целесообразно выделить три наиболее важных фактора, влияющих на уровень вовлеченности персонала: знания, навыки и умения; степень потребности в профессиональном росте. Понимание, как выполнять свою работу, должно усиливаться через профессиональную подготовку, которая часто проводится в рамках политики достижения всеобщего качества и наделения полномочиями. И наоборот, сила потребности связана с индивидуальным пониманием каждым работником роли в деятельности по обеспечению и улучшению качества процессов (30). Удовлетворение общими факторами, такими как, политика по качеству, условия труда, социально-психологический климат в коллективе и др., может повысить степень вовлеченности в работу команд, которые должны заниматься улучшением качества и усовершенствованием процессов, направленными на то, чтобы удовлетворять требования внутренних потребителей.
На первых этапах структуризации системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов необходимо решение следующих задач: выделение основных элементов, упорядочение этих элементов и установление эффективных коммуникаций между ними.
Предлагаемая элементная модель системы организации вовлечения персонала представлена на рисунке.
Организация обучения персонала
Элементная модель системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества
процессов
Таким образом, система организация вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов представляет собой совокупность организационных форм, методов и правил, осуществление которых позволяет рационально использовать трудовые и производственные ресурсы и реализовать их взаимодействие в соответствии с процессным подходом к менеджменту качества.
Сформулированное определение нацеливает на необходимость выделения и анализа основных функций, реализуемых системой организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, таких как:
- обеспечение удовлетворенности работников организацией трудовых процессов;
- организация заинтересованности работников в деятельности команд по улучшению качества процессов,
- наделение персонала четкими полномочиями и обеспечение целенаправленности работ,
- организация мотивации персонала с учетом всеобщей ответственности за качество,
- формирование и совершенствование инфраструктуры рабочего места,
- организация обучения работников статистическим методам управления качеством процессов,
- формирование благоприятного социально -психологического климата в подразделениях.
Реализация данных функций в системе организация вовлечения персонала в деятельность по обеспе-
чению качества предопределяет решение комплекса задач по организации трудовых процессов с учетом требований системы менеджмента качества, рационализации трудовых процессов, организации и обслуживанию рабочих мест, формированию благоприятного социально-психологического климата в подразделениях, обеспечивающего психологическую совместимость членов команды и способствующего развитию творческой активности работников, подготовке и повышению квалификации персонала, в том числе обучение руководителей, специалистов и рабочих в рамках системы качества, организации оплаты труда с учетом качества труда и мотивации персонала с учетом требований системы менеджмента качества (2).
С учетом вышеприведенного разрабатывается процессно-функциональная структура системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов.
Рассмотрим содержание задач по реализации основных организационно-управленческих функций по организации вовлечения персонала в обеспечение качества в каждой функциональной подсистеме.
1. Организация трудовых процессов предопределяет формирование рациональной инфраструктуры рабочего места, обеспечивающей оптимальную планировку и расположение в пределах рабочего места оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы должна обеспечить экономию рабочих движений в зоне деятельности. В состав элементов
трудовой среды включаются следующие: организация и планирование рабочих мест, организация нормирования трудовых процессов, обеспечение порядка на рабочем месте, формирование рациональной инфраструктуры процессов.
При организации вовлечения персонала в решение вопросов обеспечения и улучшения качества особое внимание рекомендуется обратить на метрологическое обеспечение рабочих мест средствами контроля и измерения, также необходимо организовать обеспечение исправного состояния и своевременной поверки (калибровки) средств измерений и средств контроля, проведение контроля их состояния.
2. Формирование рациональной инфраструктуры трудовых процессов подразумевает постоянное внедрение оптимальных приемов и методов труда, проведение инструктажа, обучения работников, установление взаимосвязей между процессами по принципу «производитель-потребитель», организация логистических процессов.
При формировании оптимальных условий осуществления трудовых процессов необходимо провести ознакомление всех работников с политикой предприятия в области качества и с новыми стандартами бездефектной работы. Важным моментом является выработка ответственного отношения у руководства к обеспечению качества управленческих решений и к качеству результатов их реализации. Осведомленность управленческого аппарата в данном вопросе способствует организации непрерывного обмена информацией между всеми работниками и повышению степени их вовлеченности в деятельность по обеспечению качества.
3. Важной функцией является организация обучения рабочих, специалистов и руководителей, что предполагает решение следующих задач: разработка учебных планов, программ и графиков обучения, создание необходимой информационной и методологической базы, организация мотивации персонала за участие в процессах самообучения, поведение аттестации и оценка компетентности персонала в области обеспечения и улучшения качества.
Обучение должно проводиться как приглашенными внештатными преподавателями, так и преподавателями из числа специалистов предприятия, которые должны иметь стаж не менее трех лет по профилю и высшее образование. Для проведения занятий непосредственно на предприятии с руководителями и специалистами должны привлекаться ведущие специалисты и высококвалифицированные работники научных и учебных заведений, конструкторских и технологических организаций, а также органов управления. Планирование состава обучаемых должно производиться по заявкам цехов и отделов на основе анализа изменений в профессионально-квалификационном составе работающих.
4. При наделении персонала полномочиями принятии решений по обеспечению и улучшению качества в рамках функциональных обязанностей необходимо идентифицировать персональную ответственность каждого работника за качество результатов труда, отразив ее в должностных и рабочих инструкциях. Также при планировании рабочего времени необходимо предусмотреть время, которое работники смогут потратить не только на контроль качества, но и мониторинг процессов с целью его совершенствования и улучшения качества.
5. Большой интерес представляет такое направление организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества, как организация коллективного участия работников в обеспечении и улучшении качества процессов. Мероприятия в данной области призваны обеспечить повышение степени использования творческой и социальной активности работников.
Для организации вовлечения персонала в деятельность команд по качеству необходимо решение следующих задач: формирование команд в подразделениях предприятия, разработка регламентов работы команд, мотивация участия работников, управление деятельностью команд и оценка влияния полученных результатов на улучшение качества и совершенствование процессов. Полномочия по управлению деятельностью команд по качеству целесообразно возложить на руководителей подразделений или неформальных лидеров.
6. Важным элементом системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества является мотивация ответственности участников команд за качество принимаемых решений. Отметим, что на предприятиях, ориентированных на всеобщую ответственность за качество, наиболее оптимальными считаются следующие принципы мотивации:
- стимулировать перспективные, а не сиюминутные решения,
- мотивировать творческую работу, а не слепое подчинение,
- мотивировать с учетом качества полученных результатов при реализации корректирующего или предупреждающего решения,
- мотивировать за участие в командах по качеству и в процессах самообучении.
Следовательно, организация мотивации и стимулирования персонала в системе менеджмента качества обеспечивает повышение творческой активности и заинтересованности работников в решении вопросов качества.
7. Формирование благоприятного социально -психологический климата предполагает решение следующих задач: обеспечение психологической совмещенности работни-ков в подразделениях предприя-
тия, упорядочение прав, обязанностей и ответственности, установление эффективных коммуникаций, применение социальных методов мотивации.
Комплектование коллектива необходимо осуществлять с учетом психологической совместимости работников. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников (1). На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.
Таким образом, разработанная системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов является процессно-функциональной, ориентирующей на организацию межфункционального управления процессами с применением командных методов принятия решений. Структуризация системы позволяет реализовать сформулированные направления организации вовлечения персонала, а также мероприятия, необходимые для осуществления работ в рамках каждого направления.
Литература
1. Крылова О. Вовлеченность - об этом надо знать и работодателям, и наемным ра-ботникам / О.Крылова - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e-personal.ru/
2. Каблашова И.В. Теория и методы обеспечения качества процессов производства: монограф. / И.В. Каблашова. - Воронеж: ВГТУ, 2013. -173 с.
3. Грейзьер П. Вовлеченность сотрудников - 10 лет изучений / П. Грейзьер - Элек-трон. дан. - Режим доступа: http://www.e-personal.ru.
4. Моржова И. Жизнь в состоянии вовлеченности / И. Моржова, М. Твердохлебова. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.strategy.com.ua.
® 8-952-545-43-53
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: качество процесса, вовлечение персонала в системе качества, организация условий функционирования системы организация вовлечения персонала, методы организации вовлечения персонала в системе качества