Научная статья на тему 'Подход к структуризации системы организации вовлечения персонала в обеспечение качества'

Подход к структуризации системы организации вовлечения персонала в обеспечение качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА / QUALITY OF THE PROCESS / ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА / INVOLVING STAFF IN THE QUALITY SYSTEM / ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА / THE ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF PERSONNEL INVOLVEMENT / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА / METHODS OF INVOLVEMENT OF THE PERSONNEL IN THE QUALITY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добросоцкая Ю. В.

В статье рассмотрены вопросы построения модели системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, сформулированы условия обеспечения эффективного функционирования системы, определены и описаны функциональные области системы, идентифицирована ответственность исполнителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO STRUCTURING THE ORGANIZATION OF INVOLVEMENT OF PERSONNEL IN QUALITY ASSURANCE

In the article the questions of construction of system models of the organization of involving staff in activities to ensure the quality of the processes, the conditions of the effective functioning of the system, identifies and describes the functional areas of the system identified by the responsible performers

Текст научной работы на тему «Подход к структуризации системы организации вовлечения персонала в обеспечение качества»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

ПОДХОД К СТРУКТУРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА Ю. В. Добросоцкая, магистрант

В статье рассмотрены вопросы построения модели системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, сформулированы условия обеспечения эффективного функционирования системы, определены и описаны функциональные области системы, идентифицирована ответственность исполнителей

Организационные изменения, необходимые для применения концепции «всеобщего менеджмента качества» должны быть направлены на формирование новой культуры предприятия, основанной на повышении всеобщей заинтересованности персонала в решении вопросов обеспечения качества процессов и всех видов функциональной деятельности. Однако, как показывает практика управления трудовыми ресурсами, при постановке сотрудникам новых задач и идентификации дополнительной ответственности, возникает сопротивление персонала, основанное на непонимании командной роли в решении проблем обеспечения и улучшения качества.

Для соответствия системы приведенным требованиям необходимо учитывать основные тенденции развития управления качеством на основе процессного подхода, динамику влияния внешних и внутренних факторов, особенности деятельности предприятия. В целом следует отметить, что учет принципа процессного подхода к менеджменту качества повышает степень вовлечения персонала через усиление признания его заслуг и путем создания эффективной трудовой среды. Приемы, используемые в концепции «всеобщей ответственности за качество» способствуют оптимальному распределению работ и закреплению их за конкретными работниками (4).

Модель процессно-функциональной структуры системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов должна отвечать следующим требованиям: унифицирова-ность, гибкость, адаптивность, простота, модифицируемость, прозрачность, управляемость, эффективность.

Следует отметить, что наделение работников четкими полномочиями должно повысить степень

автономности системы организации вовлечения персонала в обеспечение качества процессов, обеспечить целенаправленность их усилий на более глубоком удовлетворении внутренних и внешних потребителей, изменение роли каждого работника на предприятии.

Целесообразно выделить три наиболее важных фактора, влияющих на уровень вовлеченности персонала: знания, навыки и умения; степень потребности в профессиональном росте. Понимание, как выполнять свою работу, должно усиливаться через профессиональную подготовку, которая часто проводится в рамках политики достижения всеобщего качества и наделения полномочиями. И наоборот, сила потребности связана с индивидуальным пониманием каждым работником роли в деятельности по обеспечению и улучшению качества процессов (30). Удовлетворение общими факторами, такими как, политика по качеству, условия труда, социально-психологический климат в коллективе и др., может повысить степень вовлеченности в работу команд, которые должны заниматься улучшением качества и усовершенствованием процессов, направленными на то, чтобы удовлетворять требования внутренних потребителей.

На первых этапах структуризации системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов необходимо решение следующих задач: выделение основных элементов, упорядочение этих элементов и установление эффективных коммуникаций между ними.

Предлагаемая элементная модель системы организации вовлечения персонала представлена на рисунке.

Организация обучения персонала

Элементная модель системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества

процессов

Таким образом, система организация вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов представляет собой совокупность организационных форм, методов и правил, осуществление которых позволяет рационально использовать трудовые и производственные ресурсы и реализовать их взаимодействие в соответствии с процессным подходом к менеджменту качества.

Сформулированное определение нацеливает на необходимость выделения и анализа основных функций, реализуемых системой организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, таких как:

- обеспечение удовлетворенности работников организацией трудовых процессов;

- организация заинтересованности работников в деятельности команд по улучшению качества процессов,

- наделение персонала четкими полномочиями и обеспечение целенаправленности работ,

- организация мотивации персонала с учетом всеобщей ответственности за качество,

- формирование и совершенствование инфраструктуры рабочего места,

- организация обучения работников статистическим методам управления качеством процессов,

- формирование благоприятного социально -психологического климата в подразделениях.

Реализация данных функций в системе организация вовлечения персонала в деятельность по обеспе-

чению качества предопределяет решение комплекса задач по организации трудовых процессов с учетом требований системы менеджмента качества, рационализации трудовых процессов, организации и обслуживанию рабочих мест, формированию благоприятного социально-психологического климата в подразделениях, обеспечивающего психологическую совместимость членов команды и способствующего развитию творческой активности работников, подготовке и повышению квалификации персонала, в том числе обучение руководителей, специалистов и рабочих в рамках системы качества, организации оплаты труда с учетом качества труда и мотивации персонала с учетом требований системы менеджмента качества (2).

С учетом вышеприведенного разрабатывается процессно-функциональная структура системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов.

Рассмотрим содержание задач по реализации основных организационно-управленческих функций по организации вовлечения персонала в обеспечение качества в каждой функциональной подсистеме.

1. Организация трудовых процессов предопределяет формирование рациональной инфраструктуры рабочего места, обеспечивающей оптимальную планировку и расположение в пределах рабочего места оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы должна обеспечить экономию рабочих движений в зоне деятельности. В состав элементов

трудовой среды включаются следующие: организация и планирование рабочих мест, организация нормирования трудовых процессов, обеспечение порядка на рабочем месте, формирование рациональной инфраструктуры процессов.

При организации вовлечения персонала в решение вопросов обеспечения и улучшения качества особое внимание рекомендуется обратить на метрологическое обеспечение рабочих мест средствами контроля и измерения, также необходимо организовать обеспечение исправного состояния и своевременной поверки (калибровки) средств измерений и средств контроля, проведение контроля их состояния.

2. Формирование рациональной инфраструктуры трудовых процессов подразумевает постоянное внедрение оптимальных приемов и методов труда, проведение инструктажа, обучения работников, установление взаимосвязей между процессами по принципу «производитель-потребитель», организация логистических процессов.

При формировании оптимальных условий осуществления трудовых процессов необходимо провести ознакомление всех работников с политикой предприятия в области качества и с новыми стандартами бездефектной работы. Важным моментом является выработка ответственного отношения у руководства к обеспечению качества управленческих решений и к качеству результатов их реализации. Осведомленность управленческого аппарата в данном вопросе способствует организации непрерывного обмена информацией между всеми работниками и повышению степени их вовлеченности в деятельность по обеспечению качества.

3. Важной функцией является организация обучения рабочих, специалистов и руководителей, что предполагает решение следующих задач: разработка учебных планов, программ и графиков обучения, создание необходимой информационной и методологической базы, организация мотивации персонала за участие в процессах самообучения, поведение аттестации и оценка компетентности персонала в области обеспечения и улучшения качества.

Обучение должно проводиться как приглашенными внештатными преподавателями, так и преподавателями из числа специалистов предприятия, которые должны иметь стаж не менее трех лет по профилю и высшее образование. Для проведения занятий непосредственно на предприятии с руководителями и специалистами должны привлекаться ведущие специалисты и высококвалифицированные работники научных и учебных заведений, конструкторских и технологических организаций, а также органов управления. Планирование состава обучаемых должно производиться по заявкам цехов и отделов на основе анализа изменений в профессионально-квалификационном составе работающих.

4. При наделении персонала полномочиями принятии решений по обеспечению и улучшению качества в рамках функциональных обязанностей необходимо идентифицировать персональную ответственность каждого работника за качество результатов труда, отразив ее в должностных и рабочих инструкциях. Также при планировании рабочего времени необходимо предусмотреть время, которое работники смогут потратить не только на контроль качества, но и мониторинг процессов с целью его совершенствования и улучшения качества.

5. Большой интерес представляет такое направление организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества, как организация коллективного участия работников в обеспечении и улучшении качества процессов. Мероприятия в данной области призваны обеспечить повышение степени использования творческой и социальной активности работников.

Для организации вовлечения персонала в деятельность команд по качеству необходимо решение следующих задач: формирование команд в подразделениях предприятия, разработка регламентов работы команд, мотивация участия работников, управление деятельностью команд и оценка влияния полученных результатов на улучшение качества и совершенствование процессов. Полномочия по управлению деятельностью команд по качеству целесообразно возложить на руководителей подразделений или неформальных лидеров.

6. Важным элементом системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества является мотивация ответственности участников команд за качество принимаемых решений. Отметим, что на предприятиях, ориентированных на всеобщую ответственность за качество, наиболее оптимальными считаются следующие принципы мотивации:

- стимулировать перспективные, а не сиюминутные решения,

- мотивировать творческую работу, а не слепое подчинение,

- мотивировать с учетом качества полученных результатов при реализации корректирующего или предупреждающего решения,

- мотивировать за участие в командах по качеству и в процессах самообучении.

Следовательно, организация мотивации и стимулирования персонала в системе менеджмента качества обеспечивает повышение творческой активности и заинтересованности работников в решении вопросов качества.

7. Формирование благоприятного социально -психологический климата предполагает решение следующих задач: обеспечение психологической совмещенности работни-ков в подразделениях предприя-

тия, упорядочение прав, обязанностей и ответственности, установление эффективных коммуникаций, применение социальных методов мотивации.

Комплектование коллектива необходимо осуществлять с учетом психологической совместимости работников. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников (1). На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.

Таким образом, разработанная системы организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов является процессно-функциональной, ориентирующей на организацию межфункционального управления процессами с применением командных методов принятия решений. Структуризация системы позволяет реализовать сформулированные направления организации вовлечения персонала, а также мероприятия, необходимые для осуществления работ в рамках каждого направления.

Литература

1. Крылова О. Вовлеченность - об этом надо знать и работодателям, и наемным ра-ботникам / О.Крылова - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e-personal.ru/

2. Каблашова И.В. Теория и методы обеспечения качества процессов производства: монограф. / И.В. Каблашова. - Воронеж: ВГТУ, 2013. -173 с.

3. Грейзьер П. Вовлеченность сотрудников - 10 лет изучений / П. Грейзьер - Элек-трон. дан. - Режим доступа: http://www.e-personal.ru.

4. Моржова И. Жизнь в состоянии вовлеченности / И. Моржова, М. Твердохлебова. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.strategy.com.ua.

® 8-952-545-43-53

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: качество процесса, вовлечение персонала в системе качества, организация условий функционирования системы организация вовлечения персонала, методы организации вовлечения персонала в системе качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.