СОВРЕМЕННЫЙ взгляд на вовлеченность персонала через
ПРИЗМУ ВСЕОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КАЧЕСТВО И.В. Каблашова, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] М.А. Шестопалова, магистрант e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются проблемы вовлеченности персонала в деятельность по управлению качеством процессов, исследуются факторы, влияющие на повышение ответственности, проводится обоснование методов обеспечения заинтересованности персонала, предложена методика анализа, содержащая описание этапов, методов и результатов и мероприятий по повышению мотивированности персонала в системе менеджмента качества
Ключевые слова: качество трудовых процессов, ответственность и заинтересованность персонала в обеспечении качества, мотивация вовлеченности, методы и условия повышения заинтересованности персонала в деятельности команд по качеству
A CONTEMPORARY LOOK AT EMPLOYEE ENGAGEMENT THROUGH
THE LENS OF UNIVERSAL RESPONSIBILITY FOR THE QUALITY I.V. Kablashova, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: [email protected] M.A. Shestopalova, Undergraduate e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
In the article the problems of staff involvement in activities of quality management processes, examines the factors influencing the increase of responsibility is justification of methods to ensure the commitment of the staff, the method of analysis containing a description of the stages, methods and results and measures to improve the motivation of personnel in the quality management system
Key words: quality of work processes, responsibilities and commitment of staff in ensuring the quality, motivation, engagement, conditions and methods of increasing employee engagement in the activities of the quality teams
Одним из главнейших компонентов, обеспечивающих качество процессов, является персонал предприятия. Эффективность системы менеджмента качества на предприятии во многом зависит от того, насколько полно сотрудники чувствуют свою сопричастность идее постоянного повышения качества.
Принцип участия и вовлеченности персонала является одним из восьми основополагающих принципов системы TQM - «Всеобщее управление каче-
Исследование термина
ством». Следует отметить, что наиболее полная вовлеченность персонала достигается, когда работники понимают свою роль и вклад в достижение общекорпоративных целей, при этом повышается уровень ответственности, уровень инициативности и потребности в постоянном совершенствовании знаний, умений [1].
Приведем несколько энциклопедических трактовок понятия «вовлеченность» (табл. 1).
Таблица 1
Источник литературы Определение понятия
Политический словарь Вовлеченность (фр. - ангажировать) - зависимость личности от наличествующих социально-политических структур и окружающего их морально-психологического климата, одна из характеристик процесса осуществления политической, экономической, но в первую очередь художественной деятельности.
Толковый словарь русского языка Ушакова Вовлекаться - втягиваясь, входить во что-нибудь, начинать принимать активное участие в чем-нибудь
Электронный словарь «Миллион слов» Вовлеченность — это уровень ощущения человеком важности или интереса, вызванного стимулами в рамках специфической ситуации.
Конти Т. Высокий уровень вовлеченности - это состояние человека, при котором возникает безусловная мотивация к тому, чтобы полностью посвятить себя работе.
Сравнение приведенных определений позволяет тельность по обеспечению качества процессов явля-сделать вывод, что вовлеченность персонала в дея- ется эффективной формой внутренней мотивации ра-
ботника к активному участию в различных видах деятельности в рамках системы менеджмента качества.
Проблему вовлеченности (заинтересованности) персонала к участию в деятельности по обеспечению качества процессов выдвигали на первый план в своих теориях многие гуру качества. Особенно можно выделить К. Меллера, датского экономиста, который создал новый метод планирования деятельности менеджера и программу «Менеджер для каждого», которая включает методы улучшения организации труда и взаимоотношений среди персонала.
Проблемы обеспечения качества К. Меллер связал с человеческим фактором, с планированием времени работы персонала, как рабочего, так и свободного. Философия Меллера заключается в следующем:
если внутри компании есть взаимопонимание, то в конечном счете это ощутит на себе потребитель, поскольку он часть и судит о качестве товара по людям его представляющим. В основе такого понимания проблемы лежит уверенность в том, что личный карьерный рост и развитие работника и совершенствование любой деятельности предприятия неразрывно связаны между совой и обуславливают друг друга [3].
Следует отметить, что содержание термина «вовлеченность» целесообразно рассматривать в разрезе основных положений системы TQM, т.е. концепции «всеобщей ответственности за качество», сформулированной с учетом основополагающих принципов различных теорий гуру качества (табл. 2).
Содержание термина «вовлеченность» персонала
Таблица 2
Автор Взгляд на «вовлеченность» через всеобщую ответственность за качество
К. Исикава Все работники предприятия выполняют свои функциональные обязанности и участвуют в исследованиях, разработке, инжиниринге, производстве и обеспечении качества. Группы контроля качества, включающие рабочих и производственных менеджеров, совместными усилиями разрабатывают, апробируют и отрабатывают методологию контроля качества
Э.Деминг Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства. Процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу; необходимо тщательно рассмотреть систему управления персоналом, ввести в практику подготовку и переподготовку кадров. устранить барьеры между рабочими и руководителями, а также поощрят стремление работников к образованию и совершенствованию.
Ф. Кросби Необходимо довести до всех работников предприятия политику руководства в области качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству. Организовать постоянное обучение персонала в области качества, регулярное проведение Дней качества («нулевых дефектов»). Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия, разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.
Арманд В. Фейгенбаум Необходимо учитывать важную роль инженерных служб («белых воротничков»), а не только рабочих («синих воротничков») в решении проблемы обеспечения и улучшения качества процессов.
Важность задачи организации вовлечения персонала в обеспечение качества была отмечена в теориях практически всех авторов, тем не менее, наблюдается некая односторонность в предлагаемых подходах к ее организации. Как правило, учеными делается упор на мотивацию и активизацию работников, однако, организационные возможности в данной области намного шире.
Целесообразно рассмотреть изменение содержания сущности «вовлеченности» в рекомендациях стандартов ИСО различных версий. Так в стандарте ИСО 9000:2005 отмечается, что персонал предприятия любого уровня является основным ресурсом предприятия и максимальное его вовлечение дает возможность применять знания и способности для совершенствования любой деятельности. В стандарте ИСО 9000:2008 указано, что «работники всех уровней составляют основу организации, и их вовлеченность дает основу организации более выгодно использовать их способности» [4]. В стандарте более поздней версии ИСО 9004:2010 отмечено, что организации следует стимулировать понимание персоналом значимости и важности его обязанностей и деятельности в связи с
созданием и предоставлением ценности потребителям и другим заинтересованным сторонам [4].
Сравнение приведенных стандартных положений позволяет сделать вывод, что «вовлеченность» как выгода для организации трансформируется в основное условие эффективного применения концепции системы TQM при решении вопросов обеспечения и улучшения качества с учетом требований всех заинтересованных сторон. Данное положение четко прослеживается в рекомендациях стандарта ИСО пятой версии.
Но при этом следует отметить, что, в стандарте ИСО 9000:2015 не акцентируется внимание на понятии «во-влеченность», более того, данный принцип системы TQM заменен на принцип «Взаимодействие работников». В пункте 2.3.3 данного стандарта отмечено, что «для организации крайне важно, чтобы все работники были компе-тентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность» [5].
Проведенные исследования терминологии в области организации вовлечения персонала в деятельность по управлению качеством показали, что для эффективного и результативного управления предприятием и обеспечения его конкурентоспособности необходимо вовлекать работников всех уровней в принятие решений по обеспечению и улучшению качества, а также оптимально идентифицировать ответственность за качество получаемых результатов.
Следует отметить, новый взгляд на решение проблемы обеспечения вовлеченности персонала через управление взаимоотношениями между работниками всех уровней, нацеливает на необходимость признания заслуг, наделение полномочиями и поощрение развития навыков и знаний, что способствуют реализации принципа взаимоответственности и сбалансированности интересов работников в рамках системы управления качеством.
Следовательно, рекомендации новой версии стандартов ИСО нацеливают на необходимость внесения значительных изменений в систему общего управления предприятием, в частности в управление персоналом, что также способствует более активному вовлечению работников в деятельность обеспечению и улучшению качества процессов и совершенствованию всех видов функциональной деятельности.
Для эффективного достижения поставленных целей сформулированы следующие направления изменений в системе управления предприятием и повышения уровня вовлеченности работников в обеспечение качеством процессов:
- разработка системы управления знаниями включающей процессы обмена знаниями, наставничество, повышение квалификации и владение компетенциями в области применения методологии TQM в практической деятельности;
- пересмотр системы стимулирования с учетом идентификации ответственности за качество, основанной на внутренней мотивации работников;
- организация и проведение постоянных внутренних аудитов с целью оценки компетентности и способности работников обеспечивать требуемое качество, а также информирование работников об условиях карьерного роста;
- проведение постоянного аудита удовлетворенности и заинтересованности персонала в развитии творческого и инновационного потенциала;
- организация постоянного обучения и повышения квалификации в области профессиональной деятельности и деятельности в области управления качеством.
Следовательно, работник может быть вовлеченным, если он, в первую очередь, удовлетворен условиями, в которых ему приходится трудиться, вследствие чего, организация труда оказывает непосред-
ственное влияние на эффективное использование трудовых ресурсов
Таким образом, можно сделать вывод, что организация вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества процессов, не ограничивается лишь побуждением и мотивацией работников предприятия. Организационные возможности в данной области гораздо шире и включают ряд таких процессов, как:
- непосредственно организация самих трудовых процессов и инфраструктуры каждого рабочего места,
- обеспечение лидерства руководства в деятельности по улучшению качества,
- формирование взаимовыгодных отношений между работниками по принципу клиент-поставщик,
- внедрение системы упорядоточения и поддержания порядка на рабочем месте (система «5S»).
Следует отметить, что организация на предприятии команд качества также предоставляет большие возможности для вовлечения работников в решение вопросов обеспечения качества, которые испытывая ощущение причастности к общему делу, получает большее удовлетворение от работы, новые возможности для своего интеллектуального развития.
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать вывод, что сущность организации вовлечения персонала в деятельность по обеспечению качества состоит в обеспечении взаимодействия трудовых и производственных ресурсов для достижения поставленных целей предприятия в области обеспечения качества процессов путем эффективного использования инновационного, профессионального и творческого потенциала каждого работника.
Литература
1. Энциклопедия Гуру менеджмента [Электронный ресурс] / С.Ф. Аршинова [и др.].-Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.-1020 с.
2. Джордж, Д. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии (TQM) / Д. Джордж, А. Вай-мерскирх. - СПб.: Виктория плюс, 2012. - 256 с.
3. Огвоздин, В. В дебрях терминологии / В.В. Огвоздин // Стандарты и качество. - 2013. - №7. -С.78-82.
4. Каблашова, И.В. Методология всеобщей ответственности за качество: теория, методы и инструментарий использования на предприятии: Монография / И.В. Каблашова, А.А. Цуканова. Воронеж: ФГБОУВПО «Воронеж-ский государственный технический университет, 2011. 173 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. М: Стан-дартин-форм. 2015.