ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО
ПОДХОДА И.В. Каблашова
В статье рассматриваются эволюция процессного подхода, его применение для инновационного развития интегрированной системы менеджмента качества, вопросы обеспечения взаимодействия между процессами в производственной структуре предприятия. Отражены результаты исследования положений стандарта ИСО пятой редакции, направленных на достижение устойчивого развития предприятия на основе реализации политики обеспечения сбалансированности интересов всех заинтересованных сторон, с учетом условий динамично изменяющейся внешней среды. Отмечено, что устойчивый успех на основе применения процессного подхода к менеджменту качества обеспечивается посредством постоянного внедрения инноваций в системе организации производства, организации постоянного обучения персонала и наделения соответствующими полномочиями в области обеспечения и непрерывного улучшения качества процессов производства
Ключевые слова: процессный подход, интегрированная система управления качеством, устойчивый успех деятельности, взаимодействие между процессами, сбалансированность интересов, постоянное улучшение, обучение персонала в системе качества, сбалансированная работа всего персонала, управление и организация процессов производства
Применение методологии процессного подхода предопределяет необходимость перестройки структуры системы управления предприятием, основанной на переходе от функционального управления к процессно-ориентированному управлению, обеспечивающему интеграцию и взаимодействие всех процессов и видов производственной и управленческой деятельности. Реализация организационных изменений на предприятии базируется на следующих принципах: интеграции всех процессов, учет требований внутренних и внешних потребителей, организация вовлечения персонала в деятельность по улучшению качества, обеспечение сбалансированности работы участников всех процессов, постоянное усовершенствование процессов за счет разработки и внедрения инноваций.
Причем организационные изменения следует систематизировать путем объединения их в три группы:
1. Интеграции и обеспечение взаимосвязи между процессами путем построения цепочек процессов, согласованных по целям и результатам, обеспечивающих «прозрачность» процессов, эффективное использование всех ресурсов и сокращение длительность производственного цикла.
2. Организация межфункционального управления процессами, позволяющего объединить выполнение различных функций в цепочки процессов, реализация которых позволяет обеспечить сбалансированность показателей оценки результатов производственной деятельности предприятия, удовлетворяющих потребности и ожидания всех заинтересованных сторон.
3. Организация обучения всех работников в целях повышения уровня квалификации и компетентности для обеспечения вовлеченности персонала в командные методы принятия решений путем наделения соответствующими полномочиями и идентификации ответственности за обеспечение и улучшение качества процессов.
4. Организация постоянного мониторинга и внутренних аудитов с целью своевременного внесения изменений в управление и контроль связей и взаимодействий между процессами, осуществляемых в организационной структуре управления предприятием.
5. Постоянная разработка и внедрение инноваций во всех функциональных областях деятельности предприятия для обеспечения инновационного развития организации и управления производством на основе применения принципов «лидерство руковод-
ства» и «процессный подход» с учетом требований и условий динамично изменяющейся конку-рентной среды.
Реализация приведенных организационных изменений способствует формированию новых знаний и представлений о качестве, необходимых для обеспечения качества управления процессами и достижения устойчивого успеха в деятельности предприятия.
Методологической базой для внедрения организационных изменений является про-цесс-ный подход к организации управления предприятием, рекомендованный к использованию международной системой стандартов ИСО. Сущность процессного подхода раскрывается в следующем утверждении: «желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процес-сом»[3]. Следуя приведенному утверждению, под процессом следует понимать совокупность ресурсов, методов и функциональных действий, способствующих преобразованию ресурсов и обеспечение соответствия качества выхода качеству входов.
В концепциях последних редакций стандартов ИСО отмечается, что учет принципа «процессного подхода» позволяет сформировать процессно-ориентированную структуру системы менеджмента качества, функционирование которой обеспечивает постоянное повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон посредством выполнения установленных и предполагаемых требований [2]. Также в стандартах отмечается, что для успешного функционирования предприятие необходимо идентифицировать и классифицировать производственные процессы и построить цепочки, обеспечивающие взаимодействие между процессами, осуществление которых позволяет достигать поставленные цели и получать результаты, удовлетворяющие требования внутренних потребителей - участников процессов. Данное обстоятельство позволяет организовать межфункциональное управление процессами и построить интегрирован-
ную структуру системы менеджмента качества.
Следовательно, интегрированная система менеджмента качества может рассматриваться как «большой» процесс, состоящий из цепочки взаимосвязаны процессов, результаты каждого процесса являются входным ресурсом для следующего процесса. При этом управление взаимосвязанными по целям и результатам процессами обеспечивает создание ценности для потребителя и других заинтересованных сторон. При этом интеграция процессов позволяет постоянно повышать уровень «зрелости процессов» [2].
Стандарты ИСО четко определяют алгоритм действий по применению процессного подхода с точки зрения организации управления процессами, классифицированных на две группы (табл. 1):
- управление собственно конкретным процессом с учетом взаимосвязей с другими процессами, основанных на принципе «поставщик-потребитель»,
- управление цепочкой процессов по уровням иерархии с учетом вертикальных и горизонтальных связей.
Применение процессного подхода позволяет идентифицировать процессы, осуществляемые по этапам жизненного цикла, таких как, разработка, проектирование, организация производства, оценка достигнутого качества результатов, поставки продукции потребителю и организация сервисного и гарантийного обслуживания. Следовательно, организация интегрированного управления процессами направлена на полное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон посредством интеграции управления результатами процессов и управления конкретными процессами.
Таблица 1
Систематизация процессов по двум группам_
Управление конкретным процессом Управление цепочками процессов
- выделение процессов, позволяющих достигать желаемые результаты, - идентификация и измерение входов и выходов процессов, - оценка возможных рисков потерь от отклонений в процессах, - установление взаимосвязей между процессами, - идентификация интерфейсов (связей) процессов с функциями, реализуемыми на предприятии функциональными подразделениями и отдельными исполнителями,
- назначение «владельца» процесса и идентификация ответственности за качество, - определение ресурсов, необходимых для организации, управления условиями осуществления процесса, - организация команд по качеству в каждом подразделении предприятия, - установление критериев оценки эффективности процессов, сопряженных с целями управления предприятием, и критерии оценки качества работ сопряженных с целями процессов. - оценка последствий воздействия результатов процессов на удовлетворенность всех заинтересованных сторон, - идентификация требований всех заинтересованных сторон, участвующих в управлении цепочкой процессов, - организация сквозного, межфункционального управления взаимосвязанными процессами, - реализация механизма управления непрерывным улучшением качества процессов с учетом методологии TQM
Следует отметить, что подход к представлению структуры управления предприятием как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов использовался в условиях функционирования комплексной системы управления качеством. Однако в настоящее время необходимо учитывать, тот факт, что достижение устойчивого успеха в деятельности предприятия может быть
обеспечено путем постоянного улучшения качества продукции, процессов и постоянного внедрения инноваций [2]. Изучение практики применения процессного подхода позволяет выделить несколько преимуществ, которые можно рассматривать как инновационные решения в системе управления предприятием (табл. 2).
Таблица 2
Преимущества (выгоды) от применения процессного подхода
Этапы управления Характеристика преимуществ применения и получаемые результаты
1. При определении политики и выработки стратегии управления Организация упорядоченных процессов позволяет получить более предсказуемые результаты и обеспечить рациональное использование производственных ресурсов.
2. При постановке целей организации производства Понимание потенциальных возможностей процессов производства позволяет ставить мотивирующие цели и определять эффективные пути улучшения качества
1. Для оперативного управления процессами производства Позволяет своевременно выявлять и предотвращать причины отклонений в процессах производства, управлять вариабельностью (изменчивостью характеристик) процесса, уменьшить время производственного цикла
4. При организации трудовых процессов и управлении трудовыми ресурсами Оптимизация процессов обучения, совершенствование системы мотивации персонала с учетом вовлеченности в деятельность команд по качеству, обеспечение производства квалифицированными работниками и повышение качества трудовых процессов
Следует отметить, что применение процессного подхода позволяет представить интегрированную систему менеджмента качества как совокупность процессов, управляемых с помощью документированных проце-
дур, инструментов, методов, средств, позволяющих получить качественные результаты, удовлетворяющих интересы и требования всех сторон.
Таким образом, процесс совокупность функциональных действий, осуществление
которых позволяет привлекать, использовать различные материальные, трудовые, технические и информационные ресурсы для получения запланированного результата, качественные характеристики которого соответствуют требованиям участников всех взаимосвязанных процессов.
Изучение позиций разных авторов показало, что при описании содержания «процессного подхода» используют понятия процесс и процедура, часто ставя равенство между ними, или заменяя друг на друга, если процессы преобразовывает вход в выход, изменяя их состояние, то процедура это установленный способ организации и осуществления процессов производства.
Однако следует отметить, что процесс является средством, с помощью которого достигаются цели политики и стратегии управления качеством, а процедура является средством понимания и осуществления процессов, при этом каждый процесс следует рассматривать формализовано и фактически, формализованный подход, по сути, означает определение входов, выходов, владельца, ресурсов и т.д. Фактический подход означает рассмотрение процессов как набора реально осуществляемых процедур (операций, действий), описанных в соответствующих документах.
Следовательно, с помощью формализованного подхода можно построить процесс-но-функциональную структуру управления предприятием, т.е. организовать процессы в пространстве, фактический подход позволяет
определить место процесса, идентифицировать его и создать условия, необходимые для эффективного осуществления, т.е. организовать протекание процесса во времени.
Указанные подходы позволяют выявить, организовать и управлять процессами как в автономном режиме с учетом взаимосвязей (интерфейсов) между ними, так и в системном режиме - цепочками процессов, осуществляющихся для достижения цели обеспечения удовлетворенности в качестве конечного результата процессов, т.е. качестве продукции.
При этом, под интерфейсом понимается совокупность правил и средств, обеспечивающих логическое и физическое взаимодействие входа и выхода процесса с внешней (производственной) средой [4].
Следовательно, содержание процессного подхода раскрывается через следующие функциональные действия: выделение процессов, построение взаимосвязанных цепочек, постановка целей, определение ресурсов, идентификация ответственности за обеспечение сопряженности входов и выходов, т.е. соответствия ресурсов и результатов.
Непрерывное улучшение качества процессов обеспечивается на основе применения методологии управления качеством процесса «Планирование - действия - анализ - улучшение» (метод «Цикл Деминга»), охарактеризованной в табл. 3 .
Таблица 3
Характеристика этапов и действий при применении принципа «РОСА»
Этапы управления процессом производства Действия, осуществляемые по этапам управления процессов производства
1. Планирование процессов Создание команд по усовершенствованию процессов производства и улучшению их качества Мониторинг текущих параметров процессов производства Оценка необходимости внедрения мер по усовершенствованию процесса производства Разработка плана по реализации улучшений в процессах
2. Действия по управлению процессом Организация и реализация функциональных действий с учетом запланированных мер по улучшению
3. Мониторинг и оценка текущих параметров процесса Оценка и анализ результатов внедренных мер по совершенствованию процесса и оценка затрат на улучшение
4. Идентификация мер по усовершенствованию процесса Описание мер по усовершенствованию процессов и улучшению качества, внесение соответствующих изменений в документацию, регламентирующую осуществление процессов
Следует отметить, что применение метода «Цикл Деминга» позволяет своевременно выявлять, анализировать, устранять и предупреждать возможные причины отклонений в процессах производства, и тем самым, обеспечивать уменьшение потерь от несоответствующей продукции.
В проекте стандарта ИСО 9001-2015 отмечается, что система менеджмента качества (продукция, процессы производства, труд работника) является особой формой организации производства, которая обеспечивает качество управления предприятием посредством постоянного улучшения деятельности и непрерывного внедрения инноваций [3].
Фактически, в большинстве случаев речь идет об организации и управлении производственными процессами, протекающими на всех этапах жизненного цикла создания продукции. Данное требование предопределяет необходимость модернизации технологий, совершенствование организации процессов производства, повышение вовлеченности персонала в деятельность команд по качеству, в процессы обучения и распространения знаний, в рационализаторскую деятельность и в инновационные процессы.
Таким образом, главной целью организации и управления производством должно является достижение качества совокупного результата осуществления всех процессов по этапам жизненного цикла продукции. Реализация сформулированной цели организации и управления процессами производства предопределяет необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- выделение существенных требований внутренних потребителей, т.е. формулировка оперативных целей, по результатам достижения которых можно оценить качество процессов производства;
• определение ресурсов и выбор источников их поступления, а также организация эффективных логистических процессов,
• закрепление ресурсов за процессами производства, т.е. определение их перечня и критериев оценки качества;
• установление последовательности процессов, направленных на преобразование ресурсов в продукцию, т.е. разработка эффективной технологии производства;
• идентификация ответственности работников за проведение мониторинга процесса производства с целью установления соответствия текущих параметров процессов документированным требованиям к их качеству.
Проведенные исследования позволяют обобщить выявленные закономерности развития и изменения в организации и управлении производством с учетом методологии применения процессного подхода (табл. 4).
Следует отметить, что основной задачей организации производства и управления процессами должна является идентификация и постоянный мониторинг текущих параметров процессов, обеспечивающих качество результатов, соответствующее документированным требованиям. Для решения поставленной задачи целесообразно выявить и четко разделить производственные факторы на две группы:
- контролируемые факторы, такие как, надежное функционирование оборудования, качество логистических процессов, качество используемых материалов, правильное выполнение производственных функций рабочими, квалификация и компетентность работников, порядок на рабочем месте;
- неконтролируемые факторы, не зависящие от состояния элементов производственной и трудовой среды предприятия. С учетом того, что производственная среда динамична, данные факторы должны контролироваться с целью оценки выполнения технологий, заданных параметров процессов и выполнение работниками должностных инструкций.
Таблица 4
Обобщение изменений в организации и управлении процессами производства_
Формулировка закономерности Традиционное содержание Изменение при реализации процессного подхода
1. Соответствие организации производства целям управления процессами Организация процессов производства путем объединения и обеспечения рационального использования всех видов ресурсов, включая решение задачи обеспечения профессиональной компетенции работников Организация взаимодействующих процессов с учетом эффективного использования производственных ресурсов, идентификацию ответственности работников за обеспечение и улучшение качества результата выполнения производственного процесса
2. Соответствие форм и методов организации производственных процессов наличным технико-технологическим условия Содержание организации производства определяется особенностями и уровнем техники и технологии, соответствием квалификации работников требованиям технологии производства. Предполагает организацию многоступенчатого контроля качества результатов выполнения процесса производства Организация процессов производства с учетом условий их осуществления, формируемых в элементах трудовой и производственной среды. Предполагает проведение постоянного мониторинга условий протекания процессов для обоснования решения по их совершенствованию с целью достижения требуемого качества
3. Формирование системы организации и управления процессами производства Предполагает выделение подсистем, в рамках которых реализуются основные, обслуживающие, вспомогательные процессы, обеспечивающих пропорциональность текущих параметров процессов в соответствии с технологией производства Предполагает выделение трех подсистем, реализующих основные (опорные) процессы, обслуживающие процессы и процессы управления, а также обеспечение взаимосвязи между процессами и сбалансированность результатов их выполнения
4. Постоянное совершенствование производственных процессов Предполагает проведение модернизации действующего производства, внедрение прогрессивных методов и технологий, совершенствование системы мотивации работников за качество труда и продукции Организация мониторинга и диагностики процессов с целью анализа причин отклонений и своевременного принятия и реализации решений по усовершенствованию процессов производства.
5. Соответствие содержания трудовых процессов формам и методам организации производственных процессов Организация трудовых процессов направлена на обеспечение соответствия квалификационных характеристик работников требованиям технологии и организации процессов производства Организация трудовых процессов предполагает изменение роли работника в производственной системе, формирование отношений между работниками взаимосвязанных процессов, с учетом принципа всеобщей ответственности за качество
6. Организация мотивации работников с учетом выполнения требований к качеству процессов и продукции Предполагает постоянное совершенствование методов и форм мотивации работников с учетом участия их вовлеченности в рационализаторскую деятельность и в деятельность по обеспечению качества и улучшению качества процессов производства Предопределяет необходимость наделения работников полномочиями для принятий решений по улучшению качества и мотивацию вовлеченности персонала в деятельность команд по качеству
В заключении следует отметить, что применение процессного подхода позволяет сформировать организационную структуру управления производством, обеспечивающую интеграцию всех процессов с учетом
всеобщей ответственности за участие в деятельности по усовершенствованию процессов производства и улучшению качества их продукции с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Литература
1. Философский экциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М., 2012.-576с.
2. Стандарт МС ИСО 9004-2009 «Управление организацией с целью достижения устойчивого успеха. Подход на основе менеджмента качества»
3. Проект стандарта ИСО 9001:2015. Система менеджмента качества. Процессный подход при разработке, внедрении и повышении результативности системы менеджмента качества.
4. Интернет-ресурсы. Центр консалтинга обучения Всероссийской организации качества. (ЦКО ВОК).-www.ckovok.ru.
5. Каблашова И.В. Методология всеоб- ФГБОУ ВПО «Воронежский государствен-щей ответственности за качество: теория, ный технический университет, 2011. - 173 с. методы и инструментарий использования на предприятии [Текст]: монография / И.В. Каблашова, А.А. Цуканова. - Воронеж:
Каблашова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация), [email protected]
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRODUCTION ORGANIZATION AND QUALITY MANAGEMENT BASED ON PROCESS APPROACH
I.V. Kablashova, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
The article deals with evolution of the processual approach, its application for innovative development of the integrated system of quality management, and the issues of ensuring the interaction between the processes in the industrial enterprise structure. It reflects the results of studying the provisions of the ISO standard (5th edition), aimed at achieving sustainable development of a company, based on implementing the policy of balancing the interests of all stakeholders, taking account of the conditions of rapidly changing external environment. It is noted that sustainable success, based on applying the processual approach to quality management, is achieved by means of constant innovation in the system of production organization, offering continuous personnel training and imparting the appropriate powers in the area of ensurance and continuous improvement of the quality of production processes
Key words: processual approach, integrated system of quality management, sustainable success of activity, interaction between processes, balance of interests, continuous improvement, personnel training in the quality system, balanced work of the personnel, management and organization of production processes
References
1. Filosofskij ehkciklopedicheskij slovar' [The Philosophical Encyclopedic Dictionary]. M.:INFRA-M. 2012. - 576 p.
2. Standart MS ISO 9004-2009 «Upravlenie organizaciej s cel'yu dostizheniya ustojchivogo uspekha. Podhod na osnove menedzhmenta kachestva» [The MS ISO Standard 9004-2009 «Organi-zation management aimed at achieving sustainable success The approach based on quality management»].
3. Proekt standarta ISO 9001:2015. Sistema menedzhmenta kachestva [The Draft Standard ISO 9001:2015]. Processnyj podhod pri razrabotke, vnedrenii i povyshenii rezul'tativnosti sistemy menedzhmenta kachestva [The quality management system. The processual approach in development, implementation and enhancing the effectiveness of the quality management system].
4. Internet-resursy [Internet resources]. Centr konsaltinga obucheniya Vserossijskoj organizacii kachestva [The Centre of Training Consulting of the all-Russian Organization of Quality]. (CCB WOK).-www.ckovok.ru.
5. ^blashova I.V., Cukanova A.A. Metodologiya vseob-shchej otvetstvennosti za kachestvo: teoriya, metody i instrumentai^ ispol'zovaniya na predpriyatii [Tekst]: monografiya [The methodology of universal liability for quality: theory, methods and tools of industrial application [Тех^: a monograph]. Voronezh: FSBEI HPE VSTU, 2011. 173 p.