Научная статья на тему 'Резервы совершенствования организации производства с учетом требований к качеству процессов'

Резервы совершенствования организации производства с учетом требований к качеству процессов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
262
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА / РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА / МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ / QUALITY OF THE PRODUCTION PROCESS / THE RESERVES TO IMPROVE THE CONDITIONS OF PRODUCTION / QUALITY ASSURANCE PROCESSES / PROCESS CONTROL

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Каблашова И. В.

Рассмотрены методы совершенствования организации производства, установлена взаимосвязь между выявленными резервами, раскрыто их содержание и обоснованы возможности использования в целях улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISIONS OF THE IMPROVEMENT OF PRODUCTION MEET THE REQUIREMENTS FOR QUALITY OF THE PROCESS

The methods for improving the organization of production, found an association between the identified reserves, the disclosure of their contents and validated the possibility of use in order to improve the conditions for quality production processes

Текст научной работы на тему «Резервы совершенствования организации производства с учетом требований к качеству процессов»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОЦЕССОВ И.В. Каблашова, д-р экон. наук, профессор

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассмотрены методы совершенствования организации производства, установлена взаимосвязь между выявленными резервами, раскрыто их содержание и обоснованы возможности использования в целях улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов

В России с каждым годом все большее число руководителей связывают финансовую стабильность своих предприятий с наличием отлаженной системы качества, отвечающей требованиям международных стандартов. Термин «качество» произносится в последнее время достаточно часто, по существующему общему мнению именно качество производственных процессов обеспечивает условия выживания предприятий на современных внутреннем и мировом рынках. Но если присмотреться пристальнее, то можно заметить, что обеспечение качества является всего - лишь одним из необходимых условий выхода на рынок [1]. Данное условие ничем бы не выделялось из всех прочих, если бы не одно важное обстоятельство, что система обеспечения качества производственных процессов является эффективным инструментом систематического снижения текущих затрат на производство при одновременном повышении качества продукции. Заключенное в этой фразе кажущееся несоответствие, является основанием для непрерывного повышения интереса к качеству процессов, и к тому, что многие авторы называют наступивший век - веком качества.

В соответствии с общепринятым мнением, качество продукции начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом, т.е. система обеспечения качества охватывает все этапы «петли качества», которые логически связаны с процессами организации производства.

Однако при решении данной задачи необходимо учитывать, что от того, насколько уровень организации производства соответствует требованиям системы обеспечения качества производственных процессов, зависят конечные результаты деятельности предприятия. Поэтому значение приобретают выбор и обоснование методов организации производства, которые способствуют обеспечению и улучшению качества производственных процессов. При этом под качеством производственных процессов можно понимать степень соответствия достигнутого качества результата процесса (продукции) заданным параметрам качества в конструкторско-технологической документации.

Целью данных исследований явилось изучение методов организации производства и обеспечения качества производственных процессов, а также выяв-

ление резервов совершенствования организационноуправленческих условий производства. Причем целесообразным является рассмотрение содержания данных методов по этапам «жизненного цикла продукции», а также в привязке к процессам, осуществляемым по подсистемам системы организации производства.

При проведении маркетинговых исследований рынка главным является оценка технических характеристик продукции и именно на тех уровнях, которые соответствуют конкретным требованиям потребителей. Такая информация является основой для организации обеспечения качества на этапе исследований и разработок, который соответствует подсистеме организации комплексной подготовки производства, предполагающей проведение работ по разработке продукции, качество которой должно соответствовать техническим условиям производства предприятия.

Здесь уместно отметить, что реализация инновационной идеи включает в себя: разработку продукции, выбор и обоснование оборудования и разработку технологии, а также, конечно, подготовку специалистов. При этом все эти процессы необходимо интегрировать с учетом требований системного подхода. Известный метод Тагутти позволяет решить поставленные задачи с помощью стандартных процедур, хорошо согласованных между собой, включающих: выбор объекта проектирования, разработку производственных процессов, оптимизацию их параметров и выбор оптимальных допусков и ограничений.

Основной задачей обеспечения качества производственных процессов на этапах подготовки производства являются отработка конструкции на технологичность, которая включает комплекс мероприятий по выбору конструкции с учетом показателей надежности, назначения, эргономичности и др. Методом решения данной задачи является функциональностоимостной анализ (ФСА), который обеспечивает потребительские свойства конструкции с минимальными затратами на их проявление.

Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющего заданные для него функции, состоят из минимума, необходимого для его изготовления и эксплуатации, и дополнительных, функционально неоправданных, «излишних» издержек, связанных с

несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации производства и труда [2]. Лежащее в основе ФСА положение о приоритете функций полностью согласуется с соответствующими положениями методологии TQM, с концепцией эффективного маркетинга и с методами организации производственных процессов.

После разработки конструкции новой продукции и оценки ее качества организуются процессы производства, создаются условия обеспечения качества производственных процессов и подтверждаются возможности обеспечения качества выпускаемой продукции. Именно теперь должен включиться механизм непрерывного совершенствования организации производства, известный как метод постоянного улучшения качества процессов «Кайзен». Практика применения методологии TQM показала, что для успешного непрерывного развития организации производства важно создать и всемерно стимулировать такие формы активности работников, как группы качества, группы по улучшению эксплуатации оборудования, группы корректирующих воздействий и другие командные формы, способные обеспечить непрерывное совершенствование организации производства и обеспечения качества производственных процессов. Для неформального внедрения данных методов необходимо построить комплексную систему непрерывного сбора и анализа текущей информации, в основе которой лежат статистические методы, позволяющие также принимать эффективные решения по совершенствованию организации производственных процессов.

Процедура использования статистических методов обеспечения качества производственных процессов представлена логической схемой в виде алгоритма (рис. 1). Методика применения статистических методов в производстве включает следующие действия:

1. Установление критерия оценки качества, которым является, как правило, средняя величина измеряемого параметра производственного процесса, определяемая по карте качества.

2. Установление границ применения процессов, определяемых допусками на контролируемый размер.

3. Наблюдение за процессом с целью своевременного выявления сбоев, которые характеризуются отклонением результата замера от установленного допуска.

4. Анализ причин отклонения, которые делятся на две группы: смещение средней величины критерия, выход замеряемого размера за установленные границы.

5. Разработка корректирующих мер по устранению причин сбоев в процессе и повышению его стабильности.

При анализе причин сбоев в производственных процессах необходимо учитывать их случайный или систематический характер, т.к. случайная причина

может быть устранена самостоятельно работником, и для ее устранения не требуется остановки процесса. Систематические причины могут привести к значительным потерям от производственного брака, и для их устранения требуется прямое вмешательство в процесс, вплоть до полной остановки производства и глобальной корректировки процесса.

Исследования показали, что в настоящее время важной проблемой является установление зависимости между уровнем качества производственных процессов и уровнем ритмичности производства, который, в свою очередь зависит от организационных факторов, таких как уровень специализации, кооперирования производства, коэффициенты загрузки и использования оборудования. Данное предположение вполне обосновано, так как от уровня ритмичности производства зависит рациональное использование основных и оборотных фондов, повышение коэффициента использования рабочего времени и трудовых процессов, рациональная организация вспомогательных и обслуживающих процессов, обеспечение необходимых размеров межоперационных производственных запасов.

Количественную оценку влияния организационных факторов на обеспечение качества производственных целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода, который позволяет выбрать и обосновать эффективные направления совершенствования организации производства с целью обеспечения и улучшения качества производственных процессов и качества их результата.

Особое место в организации производства занимают проблемы логистики, сравнительно новой науки об организации оптимальных потоков материалов, людей, информации и продукции на всех этапах производства. Самыми известными методами организации материально-технических потоков являются метод «точно вовремя» и метод статистического анализа влияния систем транспортировки на ритмичность производства и качество производственных процессов.

Таким образом, применение на практике конкретных методов совершенствования организации производства способствует повышению готовности предприятия к обеспечению требуемого качества всех элементов производственных процессов, что предполагает необходимость изучения внутрипроизводственных резервов совершенствования организации производства, реализация которых способствует улучшению условий для обеспечения качества производственных процессов и качества их результатов.

На основе проведенных исследований установлена взаимосвязь между выявленными резервами (рис. 2), раскрыто их содержание и обоснованы возможности использования в целях улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов.

Рассмотрим содержание приведенных резервов совершенствования. Анализ практики внедрения систем качества на российских предприятиях позволил выявить ряд причин возникновения ситуации, когда методы обеспечения качества по существу сводятся к организации контроля, состоящего из набора «контрольных точек» в производственных процессах.

Одной из причин такого подхода является довольно распространенное мнение о том, что персонал предприятий не готов воспринять новые принципы организации производства и, исходя из субъективного менталитета, не может быть инициатором работ по улучшению качества процессов. Следовательно, единственным способом обеспечения качества остается контроль. Однако контроль, как известно, противоречит принципу всеобщей ответственности за качество, следовательно, одним из основных резервов совершенствования является изменение субъективного отношения работников к своему труду и его результатам.

Для решения поставленной задачи необходимо создать команды по качеству и постепенно вовлекать в них весь персонал предприятия. Основными целями деятельности команд по качеству являются выявление и анализ проблем, установление несоответствий нормам и правилам в работе, особенно в работе по новым технологиям, совместный поиск путей решения задач улучшения условий обеспечения качества производственных процессов.

Дополнительными задачами руководства являются: обучение сотрудников методам командной работы и принятие решений на основе сотрудничества, а также изменение взаимоотношений между собственниками, руководителями и сотрудниками. С помощью данного метода организации труда на предприятии должна создаваться атмосфера заинтересованности, позитивного сотрудничества для достижения поставленных целей улучшения качества трудовых и производственных процессов, т.е. должна быть сформирована новая производственная культура.

Следующим организационным резервом улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов является совершенствование техники и технологии производства. В этих целях необходимо руководствоваться некоторыми правилами организации производственных процессов с целью постоянного улучшения их качества. Рассмотрим содержание данных правил и возможности их применения в производстве.

В практике российских предприятий укоренилось мнение, что для того чтобы процессы были стабильными, т.е. осуществлялись без отклонений, необходимо создать жесткие условия их протекания в пространстве и во времени. Однако следует отметить, что «ограниченные рамки» процессов являются важной причиной, препятствующей реализации возможностей обеспечения и улучшения их качества. В то же время неоспоримым является утверждение, что процесс, не подвергающийся постоянному совершенствованию, ухудшается сам по себе. Этот факт называется «аксиомой ухудшения процесса» [3].

Если целью выступает улучшение условий осуществления процесса, то он должен быть управляемым. «Управляемые условия» означают, что процессы должны протекать и контролироваться таким образом, чтобы конечным итогом являлись не случайные показатели, а запланированные результаты. При этом измеряемые значения качества процесса должны находиться в зоне «случайного рассеивания», т.е. в установленных границах.

Таким образом, для обеспечения качества производственных процессов необходимо построить систему информационного обеспечения, которая позволяет систематизировать данные для сравнительного анализа, полученную путем прямого измерения либо посредством мониторинга, либо через анализ отзывов внутренних потребителей.

Следующим резервом является внедрение прогрессивных методов организации производственных процессов. Для его исследования выстроим логику организации производственных процессов, с учетом, что они редко осуществляются обособленно, т.е. в производстве каждый процесс является звеном в ряду других процессов, т.е. «цепи процессов», которая обеспечивает взаимодействие нескольких процессов. Выходящий результат, т.е. величина предыдущего процесса, является входящим ресурсом процесса последующего, следовательно, качество выходящих величин должно гарантировать соответствующее качество входящих величин для последующих процессов. При таком подходе к организации процесса проявляется важный принцип организации производства: ориентирование процессов на требования внутренних потребителей, т.к. на выходе каждого процесса стоит потребитель, который ожидает соблюдение его требований к качеству результата, соответствующего величине входного качества процесса.

производственных процессов

Согласовать, что пригодно для использования

Выяснить потребности потребителя

поточное

Оборудование Современная техника и технология

Процесс 1 (поставщик)

ВХОД

Материалы, труд информация

Кадры:

совер-

шен-

ствова-

ние

органи-

зации

труда

развитие потенциала

обучение

культура труда

мотивация

командная работа

Процесс 2 (производство)

ВЫХОД

Готовая

продукция

индивидуальные

командные

групповые

Про- Произ-

грессив- вод-

ные ствен-

методы ная

органи- зации среда Инте- 4

произ- водствен ствен- грация элемен-

Улучшение

Процесс 3 (потребитель)

Анализ

Обратная связь

Рис. 2. Резервы совершенствования организации производства в целях улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов

Таким образом, исследование данного организационного резерва показали, что базой для его использования является процессный подход, учет которого позволяет организовать производство, ориентированное на удовлетворение требований внутренних потребителей, но с учетом возможностей организации производства и имеющихся на предприятии технических условий.

Следующим организационным резервом совершенствования организации производства в целях улучшения условий для обеспечения качества процессов является интеграция элементов производственной среды и перестройка производственной инфраструктуры предприятия.

Исследования содержания данного резерва показали, что основными направлениями совершенствования могут быть следующие:

• использование метода «ТРМ», позволяющего упорядочить все элементы производственной инфраструктуры;

• разработка действий по упрощению вспомогательных и обслуживающих процессов за счет ликвидации «лишних процессов» и сокращения времени простоев оборудования и потерь времени из-за нарушений в системе технического обслуживания производства;

• применение в производстве методологии «5S», содержащей описание действий по улучшению элементов производственной среды.

Следует отметить, что для практической реализации методов «ТРМ» и «5S» необходимо уделять внимание обеспечению трудовой дисциплины и по-

вышению степени ответственности работников за состояние производственной среды и ее постоянное совершенствование.

Таким образом, приведенные результаты исследований резервов совершенствования организации производства позволяют выявить и оценить возможности улучшения условий для обеспечения качества производственных процессов, а также выявить возможности снижения затрат на производство и обеспечение их качества.

Литература

1. Шиндовский Э. Статистические методы контроля производства: Пер. с нем. / Э. Шиндовский, О. Шюрц. М.: Изд-во стандартов, 1969. 544 с.

2. Сивиткин А.Ю. Механизм самооценки менеджмента качества промышленного предприятия: дис. канд. эконом. наук.

3. Процесс согласования производства. РРАР: Пер. с англ. Нижний Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. 99 с.

^ 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: качество производственного процесса, резервы совершенствования условий производства, методы обеспечения качества процессов, управление производственным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.