5. Chertenkov, A.V. and Ivanova, E.V. (2022),"Physical and mental performance", Questions of psychology of extreme situations, No 1, pp. 41-45.
Контактная информация: kfv2012@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.03.2023
УДК 378/378.095
РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ ТЕОРИИ А.С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ РОСГВАРДИИ
Наталья Николаевна Исаева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии, Российской
Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. В статье представлен результат внедрения в образовательный процесс военного института войск национальной гвардии РФ инновационной педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов. Методологической основой данной педагогической системы является разработанная А.С. Макаренко теория о коллективе.Цель исследования. Проверить эффективность функционирования педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов в военно-образовательной организации высшего образования Росгвардии. Методика и организация исследования. Для разработки педагогической системы формирования и развития учебных коллективов курсантов было необходимо разработать методологические, теоретические, праксеологические основания. Если не изучить труды А.С. Макаренко, его теорию коллектива, принципы, этапы развития группы сделать это невозможно. Результаты исследования. В результате успешного решения научной проблемы, внедрения в образовательный процесс военного института Росгвардии педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов процесс развития учебных подразделений курсантов стал протекать более интенсивно, экспериментальные учебные группы достигали стадии коллектива уже на 3 курсе, что положительно повлияло на результативность деятельности курсантов во всех сферах их жизнедеятельности, на развитие у них коллективистских качеств. Вывод. В результате внедрения в образовательный процесс военного института Росгвардии разработанной педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов, теоретической и методологической основой которой послужила теория коллектива А.С. Макаренко, который раскрыл социальные функции, общие закономерности развития коллектива и личности, обосновал педагогические механизмы и стадии развития коллектива, доказала свою эффективность.
Ключевые слова: педагогическая система, формирование учебного коллектива, А.С. Макаренко, курсанты, Росгвардия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p211-214
IMPLEMENTATION IN PRACTICE OF A.S. MAKARENKO'S THEORY ABOUT THE COLLECTIVE AT THE MILITARY INSTITUTE OF THE RUSSIAN GUARD
Natalia Nikolaevna Isaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg Military Order ofZhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg
Abstract
Introduction. The article presents the result of the introduction of an innovative pedagogical system for the formation of cadets' training teams into the educational process of the Military Institute of the National Guard of the Russian Federation. The methodological basis of this pedagogical system is the theory of the collective developed by A.S. Makarenko. The purpose of the study. To check the effectiveness of the functioning of the pedagogical system for the formation of cadets' training teams in the military educational organization of higher education of the Rosgvardiya. Methodology and organization of the study. In order to develop a pedagogical system for the formation and development of cadets' training teams, it was necessary to develop methodological, theoretical, and praxeological foundations. If you do not study the works
of A.S. Makarenko, his theory of the collective, principles, stages of group development, it is impossible to do this. The results of the study. As a result of the successful solution of the scientific problem, the introduction of the pedagogical system for the formation of cadets' training teams into the educational process of the Military Institute of the Russian Guard, the process of developing cadets' training units began to proceed more intensively, experimental training groups reached the collective stage already in the 3rd year, which positively affected the effectiveness of cadets' activities in all spheres of their life, the development of their collectivist qualities. Conclusion. As a result of the introduction into the educational process of the Rosgvar-diya Military Institute of the developed pedagogical system for the formation of cadets' educational collectives, the theoretical and methodological basis of which was the theory of A.S. Makarenko's collective, which revealed social functions, general patterns of the development of the collective and personality, justified the pedagogical mechanisms and stages of the development of the collective, proved its effectiveness.
Keywords: pedagogical system, formation of the educational team, A.S. Makarenko, cadets, Ros
Guard.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ образовательного процесса в военных институтах войск национальной гвардии показал, что в учебных заведениях не созданы эффективные педагогические системы, обеспечивающие формирование учебных подразделений курсантов как коллективов, несмотря на возрастающие потребности войсковой и образовательной практики. Отсутствие эффективных педагогических систем, обеспечивающих формирование учебных подразделений курсантов как коллективов, подтверждается:
- относительно низким уровнем готовности командиров курсантских подразделений к деятельности по формированию подчиненных учебных подразделений как коллективов;
- недостаточной подготовленностью преподавателей к использованию ресурса учебных занятий как средства формирования учебного коллектива;
- отсутствием программ повышения квалификации командиров курсантских подразделений и преподавателей в вопросе формирования учебных коллективов;
- недостаточным вниманием со стороны руководства факультетов и кафедр к вопросам формирования и развития учебных групп курсантов как коллективов;
- опросом курсантов, который свидетельствует о несформированности коллективов в большинстве курсантских подразделений.
Изучение научной литературы показывает, что ученые неоднократно обращались к проблеме коллектива и его формирования, в том числе А.С. Макаренко [8]. На сегодняшний день накоплен богатый фонд идей [2, 8-10], опираясь на которые можно успешно разрешить сложившуюся проблему.
ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка педагогической системы, обеспечивающей эффективное формирование учебных коллективов курсантов в военных институтах войск национальной гвардии, осуществлена успешна, т. к. были:
- определены методологические основания решения проблемы и учтены основные положения научных подходов [4, 10];
- осуществлен историко-педагогический анализ создания педагогических систем формирования учебных коллективов курсантов в военно-образовательных организациях, готовивших офицеров для внутренней стражи - ОГПУ - НКВД - МГБ ССР - внутренних войск МВД России - войск национальной гвардии РФ [2];
- разработана теоретическая модель процесса формирования учебных коллективов курсантов, выявлена его структура, признаки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат [6];
- изучена современная практика формирования и развития учебных коллективов курсантов в военно-образовательных организациях высшего образования, выявлены ее
сильные и слабые стороны, сложившиеся противоречия [1];
- определены сущность, компонентно-структурный и функциональный состав педагогической системы, обеспечивающей эффективное формирование учебных коллективов курсантов военных институтов Росгвардии [6];
- определены направления, содержание и технология методической подготовки офицеров и преподавателей в области формирования учебных коллективов [5, 7];
- разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить уровень сформированное™ коллектива курсантов военного института [3];
- разработаны модели педагогической деятельности офицеров и преподавателей по формированию коллектива курсантского подразделения [5, 7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате внедрения в дополнительное образование научно-методического комплекса формирования и развития учебного коллектива курсантов, который являлся научно-методическим обеспечением функционирования педагогической системы у командиров подразделений и преподавателей повысились потребность в успешном решении задачи формирования коллектива и нацеленность на достижение наивысшего результата, сформировалась мировоззренческая установка к формированию учебного коллектива в процессе всех видов деятельностей курсантов; повысился уровень знаний, умений, компетенций необходимых для формирования сплоченности, здорового морально-психологического климата в учебной группе, создания условий для саморазвития курсантов в процессе учебной деятельности.
Мотивационная и компетентностная готовность к реализации цели по формированию учебного коллектива курсантов повысилась и достигла высокого и среднего уровней у 95% преподавателей.
Мотивационная готовность к реализации цели по формированию учебного коллектива курсантов достигла высокого и среднего уровней у 80% командиров подразделений, а компетентностная готовность у 70%.
Также изменилось качество проведения военно-политических мероприятий, направленных на формирование учебных групп курсантов как коллективов: с 10-35% до 65-85% возросло количество командиров подразделений, которые при осуществлении воспитательной деятельности стали опираться на следующие принципы: целенаправленность воспитательной деятельности по сплочению учебных групп; целостность системы формирования и развития учебного коллектива; выбор педагогических методов, форм и средств в зависимости от поставленной цели и задач сплочения; использование потенциала всех сфер жизнедеятельности курсантов для формирования и развития учебных групп как коллективов.
Учебные группы, которые были объектами педагогической системы, к третьему курсу сформировались как коллективы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, возможно ускорить процесс формирования и развития учебных групп курсантов как коллективов посредством внедрения в образовательный процесс военных институтов Росгвардии педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов, что, несомненно, приведет к более высоким показателям обучаемых в учебной и служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева, Н. Н. Анализ современной практики формирования учебных коллективов курсантов военных институтов Росгвардии / Н. Н. Исаева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ. - 2021. - №. 4 (66). - С. 129-132.
2. Исаева, Н. Н. Историко-педагогический анализ формирования учебных коллективов в военных образовательных организациях войск национальной гвардии РФ / Н.Н. Исаева // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54). - С. 432-437.
3. Исаева Н.Н. Критерии оценки процесса формирования и развития подразделений курсантов как коллективов / Н. Н. Исаева // Педагогическое образование. - 2022. - Т. 3, № 1. - С. 158162.
4. Исаева Н.Н. Методологическая концепция исследования проблемы формирования и развития учебного коллектива курсантов в военном институте Росгвардии / Н.Н. Исаева // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 12 (214). - С. 240-248
5. Исаева Н.Н. Модель деятельности командира подразделения по формированию учебного коллектива / Н.Н. Исаева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ. - 2022. - № 2 (68). - С. 128-132.
6. Исаева Н.Н. Модель педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов образовательных организаций Росгвардии / Н.Н. Исаева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ. - 2022. - № 1 (67). - С. 123-126.
7. Исаева Н.Н. Подготовка преподавателей военного института Росгвардии к эффективной деятельности по формированию учебных коллективов / Н.Н. Исаева // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 3 (53). - С. 26-32.
8. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - Т. 1 : Педагогическая поэма. - 783 с.
9. Резинкина Л.В. Педагогическая система сплочения учебных групп кадет и формирования в них благоприятного психологического климата / Л.В. Резинкина // Человек и образование. - 2022. - № 1 (70). - C. 78-85.
10. Шарухин, А.П. Методология педагогики военных образовательных учреждений войск Росгвардии / А.П. Шарухин, Т.Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (75). - С. 201-205.
REFERENCES
1. Isaeva, N.N. (2021 а), "Analysis of modern practice of formation of educational collectives of cadets of military institutes of Rosgvardiya", Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 4 (66), pp. 129-132.
2. Isaeva, N.N. (2021b), "Historical and pedagogical analysis of the formation of educational collectives in military educational organizations of the troops of the National Guard of the Russian Federation", Business. Education. Right, No. 1 (54), pp. 432-437.
3. Isaeva, N. N. (2022c), "Criteria for evaluating the process of formation and development of cadet units as collectives", Pedagogical education, No. 1, pp. 158-162.
4. Isaeva, N.N. (2022d), "Methodological concept of the study of the problem of formation and development of the cadet training team at the Military Institute of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (214), pp. 240-248.
5. Isaeva, N.N. (2022i), "The activity model of the unit commander for the formation of the training team", Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No.. 2 (68), pp. 128-132.
6. Isaeva, N.N. (2022f), "Model of pedagogical systems for the formation of educational collectives of cadets of the educated bodies of the Rosgvardiya", Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 1 (67), pp. 123126.
7. Isaeva, N.N. (2022g), "Training of teachers of the Military Institute of Rosgvardiya for effective activities on the formation of educational collectives", Bulletin of the National Railways, No. 3 (53), pp. 2632.
8. Makarenko, A.S. (1957-1958), Pedagogical essays, Moscow.
9. Rezinkina, L.S. (2022), "Pedagogical system of disassembly of cadet study groups and the formation of decent psychological climates in them", Man and outline, No. 1 (70), pp. 78-85.
10. Sharukhin, A. P. and Sharukhina, T. G. (2017), "Methodology of teachers of natural educated foundations of the troops of the Russian Guard", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3 (75), pp. 201-205.
Контактная информация: Belyi07@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 14.03.2023