motion", J Strength Cond Res, No. 33 (4), рр. 987-994.
Контпктая информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2022
УДК 378/378.095
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ РОСГВАРДИИ
Исаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. В статье представлен результат инновационной разработки методологической концепции исследования проблемы формирования и развития учебного подразделения курсантов как коллектива в военном институте Росгвардии. Цель исследования. Методологическое обоснование решения проблемы формирования учебных коллективов курсантов военно-образовательных организаций высшего образования Росгвардии. Методика и организация исследования. Для разработки методологической концепции исследования проблемы формирования и развития учебного коллектива курсантов необходимо проанализировать пять научных уровней: философский, общенаучный, междисциплинарно--научный, научно-педагогический, исследовательско-технологический. Результаты исследования. В результате целенаправленного анализа научных уровней были выработаны авторские положения, правила, обязательные для успешного решения научной проблемы формирования учебного коллектива курсантов военных институтов Росгвардии. Вывод. Разработанная методологическая концепция позволила разработать эффективную педагогическую систему формирования коллектива курсантов в целях повышения качества обучения будущих офицеров.
Ключевые слова: методологическая концепция, педагогическая система, формирование учебного коллектива, курсанты, Росгвардия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p248-251
METHODOLOGICAL CONCEPT OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CADETS' TRAINING TEAM AT THE MILITARY INSTITUTE OF ROSGVARDIYA
Natalia Nikolaevna Isaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg Military Order ofZhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg
Abstract
Introduction. The article presents the result of the innovative development of the methodological concept of the study of the problem of formation and development of the cadets' training unit as a collective at the Military Institute of the Russian Guard. The purpose of the study. Methodological substantiation of the solution of the problem of formation and development of educational collectives of cadets of military educational organizations of higher education of Rosgvardiya. Methodology and organization of the study. To develop a methodological concept for the study of the problem of the formation and development of the cadets' educational team, it is necessary to analyze five scientific levels: philosophical, general scientific, interdisciplinary scientific, scientific and pedagogical, research and technological. The results of the study. As a result of a purposeful analysis of scientific levels, rules were developed that are mandatory for the successful solution of the scientific task of developing a pedagogical system for the formation of a cadet training team. Conclusion. The developed methodological concept made it possible to develop an effective pedagogical system for the formation of a cadet team in order to improve the quality of training of future officers.
Keywords: methodological concept, pedagogical system, formation of the educational team, cadets, Rosgvardiya.
ВВЕДЕНИЕ
Методология исследования проблемы формирования и развития учебных коллективов курсантов военно-образовательных организаций высшего образования Росгвардии — это комплекс научных положений, лежащих в основе ее анализа и разработки способов решения, связанных с проектированием и управлением педагогической системой, функционирование которой повысит эффективность образования учебных коллективов в курсантских взводах и их последующее развитие.
ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При обосновании методологии исследования за основу была взята концепция уровневой методологии педагогики военных образовательных учреждений войск Росгвардии А.П. Шарухина, Т.Г. Шарухиной [4, С. 10]. Авторы выделяют пять уровней: философский, общенаучный, междисциплинарно-научный, научно-педагогический, ис-следовательско-технологический.
Философский уровень методологии исследования учебного коллектива представлен основными положениями онтологии, теории познания, антропологии, формальной логики, многочисленными и во многом противоречивыми социально-философскими концепциями, борьбой взглядов на организацию и результаты научных исследований и фи-лософско-этическими взглядами на процесс познания.
В общенаучном уровне методологической концепции центральное место занимает системный подход, который позволяет вычленить все структурные компоненты системы формирования курсантского коллектива, понять, как они взаимосвязаны между собой и со всей системой [1-3].
«Междисциплинарно-научный уровень методологии исследования включает в себя подходы, разработанные другими науками: аксиологический; процессный; праксеологи-ческий, личностно-социально-деятельностный; социологический, культурологический, политологический, психологический, исторический» [5].
Научно-педагогический уровень методологии включает в себя систему требований к организации процесса формирования коллектива курсантов военных вузов Росгвардии, которые берут начало в общетеоретических положениях педагогики: теории обучения (дидактике), теории воспитания, теории педагогической культуры и т. д.
Методологические требования исследовательско-технологического уровня представлены системой принципов и способов изучения коллектива курсантов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методологическая концепция автора позволила сформулировать следующие методологические принципы, на основе которых разработана педагогическая система формирования учебного коллектива курсантов Росгвардии [1-2]:
1. Диалектический принцип:
- педагогическая система формирования и развития учебного коллектива курсантов существует объективно, ограничена пространством военного института, находится в постоянном изменении, имеет определенные временные рамки (5 лет обучения);
- изучение всей истории развития педагогической системы формирования и развития учебного коллектива необходимо для понимания процесса и прогноза развития;
- все субъекты педагогической системы формирования и развития учебного коллектива оказывают влияние на ее формирование и развитие;
- осознание реалий функционирования педагогической системы формирования и развития учебного коллектива и влияние на систему, приводящее к ее изменению, зависят от активности субъектов системы;
- чем больше связь между мышлением и речью, тем более достоверно может быть описана педагогическая система формирования и развития учебного коллектива;
- в процессе исследования проблемы необходимо изучение не только общих характеристик педагогической системы формирования и развития учебного коллектива, но и особенностей ее функционирования и развития в конкретных условиях, учитывая сложность, целостность и подвижность системы;
- в процессе развития педагогической системы следует сохранять весь положительный опыт, и отказываться только от отрицательного;
- все компоненты педагогической системы формирования и развития учебного коллектива взаимосвязаны, следует изучать, а также их влияние на достижение цели;
- следует изучать причинно-следственные связи, определяющие функционирование и развитие педагогической системы формирования учебного коллектива;
- при изучении научной проблемы необходимо четко представлять возможности и условия, при которых они могут быть реализованы, и др.
2. Логико-гносеологический принцип: при изучении научной проблемы обязательно опираться на законы и формы логического мышления.
3. Социально-философский принцип: при изучении научной проблемы учитывается социальная сущность человека.
4. Этический принцип: при проведении исследования основываться на научной честности, нравственных категориях, таких как интеллектуальная честность (способность признавать свои мировоззренческие ошибки), возможность признания различных религиозных, духовных, культурных ценностей у субъектов педагогической системы формирования и развития учебного коллектива, плагиат.
5. Аксиологический принцип: при разработке научной проблемы исходить из интеграции материальных, духовных, индивидуальных, коллективных, общих и профессиональных ценностей в процессе функционирования педагогической системы формирования и развития учебного коллектива.
6. Системный принцип: рассмотрение исследуемого объекта как системы, а процесса формирования и развития учебного коллектива курсантов как процесса функционирования педагогической системы.
7. Социологический принцип: при проведении исследования необходимо учитывать социальные условия функционирования педагогической системы развития учебного коллектива курсантов.
8. Культурологический принцип обязывает учитывать культурные условия функционирования педагогической системы формирования и развития учебного коллектива курсантов.
9. Политологический принцип обязывает учитывать место и роль субъектов функционирования педагогической системы формирования и развития учебного коллектива курсантов в системе государственных институтов.
10. Психологический принцип: исследование основано на закономерностях функционирования и развития психики у субъектов педагогической системы.
11. Исторический принцип: в процессе исследования необходимо изучать исторические тенденции, особенности развития педагогической системы развития учебного коллектива курсантов военных институтов Росгвардии.
12. Понятийный принцип: при разработке научной проблемы используются исходные общетеоретические положения педагогики, такие как воспитание, обучение, система принципов, взаимосвязанность субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, осуществлен анализ проблемы формирования коллектива курсантов на пяти научных уровнях: философском, общенаучном, междисциплинарно-научном, научно-педагогическом, исследовательско-технологическом, - разработана методологическая концепция педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов военных институтов Росгвардии, что обеспечило научную достоверность полученных результатов и эффективность деятельности по формированию и развитию учебных подразделений курсантов как коллективов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева Н.Н. Модель педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов образовательных организаций Росгвардии / Н. Н. Исаева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ. - 2022. - № 1 (67). - С. 123-126.
2. Исаева Н.Н. Педагогическая система формирования и развития учебного коллектива: результаты функционирования / Н.Н. Исаева // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 5. - С. 195-200.
3. Резинкина Л.В. Педагогическая система сплочения учебных групп кадет и формирования в них благоприятного психологического климата / Л.В. Резинкина // Человек и образование. -2022. - № 1 (70). - C. 78-85.
4. Шарухин А.П. Методология педагогики военных образовательных учреждений войск Росгвардии / А.П. Шарухин, Т.Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (75). - С. 201-205.
5. Шарухин, А.П. Военная педагогика / А. П. Шарухин. - Санкт-Петербург : Питер, 2017.
- 576 с.
REFERENCES
1. Isaeva, N.N. (2022а), "Model of pedagogical systems for the formation of educational collectives of cadets of the educated bodies of the Rosgvardiya, Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Vol. 1 (67), pp. 123126.
2. Isaeva, N.N. (2022b), "Pedagogical system of formation and development of the educational team: functionalization resources", Bulletin of Pedagogical Sciences, No. 5, pp. 195-200.
3. Rezinkina, L.S. (2022), "Pedagogical system of disassembly of cadet study groups and the formation of decent psychological climates in them", Man and outline, No. 1 (70), pp. 78-85.
4. Sharukhin, A.P. and Sharukhina, T.G. (2017), "Methodology of teachers of natural educated foundations of the troops of the Russian Guard", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3 (75), pp. 201-205.
5. Sharukhin, A.P. (2017), Military pedagogy, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2022
УДК 376.64
ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
Аннотация
В статье рассматривается инновационная система социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания как необходимого направления профилак-
251