Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

В статье рассматривается инновационная система социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания как необходимого направления профилак тики и коррекции деформационных изменений личностных качеств обучающихся сирот, возникающих вследствие полученных психофизических травм в сложных жизненных ситуациях. Проводится анализ отсутствия оценочно-диагностического инструментария в процессе спортивного воспитания обучающихся сирот, включающего критерии и уровни формирования у них жизненнозначимых личностных качеств и социальной адаптации. Целью является рассмотрение сущности и выделение особенности социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания. Разработанная система может послужить основанием для социальной, психофизической подготовки обучающихся сирот в процессе тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONTROL OF ORPHANS IN THE PROCESS OF SPORTS EDUCATION

The article considers the innovative system of the socio-psychological control of orphans in the process of sports education as a necessary direction for the prevention and correction of deformational changes in the personal qualities of orphans in training resulting from psychophysical injuries in difficult life situations. The analysis of the lack of evaluation and diagnostic tools in the process of sports education of orphans, including criteria and levels of formation of vital personal qualities and social adaptation in them, is carried out. The purpose is to consider the essence and to highlight the features of socio-psychological control of orphans in the process of sports education. The developed system can serve as a basis for the social, psychophysical training of orphans in the process of training activities.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, осуществлен анализ проблемы формирования коллектива курсантов на пяти научных уровнях: философском, общенаучном, междисциплинарно-научном, научно-педагогическом, исследовательско-технологическом, - разработана методологическая концепция педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов военных институтов Росгвардии, что обеспечило научную достоверность полученных результатов и эффективность деятельности по формированию и развитию учебных подразделений курсантов как коллективов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаева Н.Н. Модель педагогической системы формирования учебных коллективов курсантов образовательных организаций Росгвардии / Н. Н. Исаева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ. - 2022. - № 1 (67). - С. 123-126.

2. Исаева Н.Н. Педагогическая система формирования и развития учебного коллектива: результаты функционирования / Н.Н. Исаева // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 5. - С. 195-200.

3. Резинкина Л.В. Педагогическая система сплочения учебных групп кадет и формирования в них благоприятного психологического климата / Л.В. Резинкина // Человек и образование. -2022. - № 1 (70). - C. 78-85.

4. Шарухин А.П. Методология педагогики военных образовательных учреждений войск Росгвардии / А.П. Шарухин, Т.Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (75). - С. 201-205.

5. Шарухин, А.П. Военная педагогика / А. П. Шарухин. - Санкт-Петербург : Питер, 2017.

- 576 с.

REFERENCES

1. Isaeva, N.N. (2022а), "Model of pedagogical systems for the formation of educational collectives of cadets of the educated bodies of the Rosgvardiya, Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Vol. 1 (67), pp. 123126.

2. Isaeva, N.N. (2022b), "Pedagogical system of formation and development of the educational team: functionalization resources", Bulletin of Pedagogical Sciences, No. 5, pp. 195-200.

3. Rezinkina, L.S. (2022), "Pedagogical system of disassembly of cadet study groups and the formation of decent psychological climates in them", Man and outline, No. 1 (70), pp. 78-85.

4. Sharukhin, A.P. and Sharukhina, T.G. (2017), "Methodology of teachers of natural educated foundations of the troops of the Russian Guard", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3 (75), pp. 201-205.

5. Sharukhin, A.P. (2017), Military pedagogy, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: Belyi07@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 376.64

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается инновационная система социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания как необходимого направления профилак-

251

тики и коррекции деформационных изменений личностных качеств обучающихся сирот, возникающих вследствие полученных психофизических травм в сложных жизненных ситуациях. Проводится анализ отсутствия оценочно-диагностического инструментария в процессе спортивного воспитания обучающихся сирот, включающего критерии и уровни формирования у них жизненно-значимых личностных качеств и социальной адаптации. Целью является рассмотрение сущности и выделение особенности социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания. Разработанная система может послужить основанием для социальной, психофизической подготовки обучающихся сирот в процессе тренировочной деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогический контроль, спортивное воспитание, обучающиеся сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p251-254

IMPORTANCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONTROL OF ORPHANS IN THE PROCESS OF SPORTS EDUCATION

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Abstract

The article considers the innovative system of the socio-psychological control of orphans in the process of sports education as a necessary direction for the prevention and correction of deformational changes in the personal qualities of orphans in training resulting from psychophysical injuries in difficult life situations. The analysis of the lack of evaluation and diagnostic tools in the process of sports education of orphans, including criteria and levels of formation of vital personal qualities and social adaptation in them, is carried out. The purpose is to consider the essence and to highlight the features of socio-psychological control of orphans in the process of sports education. The developed system can serve as a basis for the social, psychophysical training of orphans in the process of training activities.

Keywords: socio-pedagogical control, sports education, orphans studying.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в нашей стране научными исследователями доказано, что обучающиеся-сироты в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и высших учебных заведений (вуз) отличаются от своих сверстников и это отличие выражается в приобретённых психофизических травмах, вследствие: отсутствия материнско-детских отношений; возвратов из опекунской семьи в выпускающие организации; нехватки поддержки близких; конфликтов и жестокого обращения; насилия со стороны взрослых; отсутствия семейного воспитания; бродяжничества; голода; страха и другое [1, 3, 4].

Это ведёт в процессе первичной социализации к деформационным изменениям личностных качеств у обучающихся сирот, которые выражаются в: неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права; недостаточной самостоятельность; зависимости от группы; доверчивости; хрупкой эмоциональности; подчиняемости; неумении строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам; непонимании многих социальных взаимоотношений между людьми; другом отношении к окружающему миру; чувстве одиночества внутри себя; замкнутости в общении; отсутствие престижной работы, собственного жилья и прописки в Российской Федерации и другое [2].

ОРГАНИЗАЗИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирующий педагогический эксперимент проходил в два этапа. Первый этап (2015-2018 гг.) - в созданном интегративном спортивно-образовательном комплексе «Детский дом - Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)». Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) из 28 юношей и девушек обучающихся сирот. В контрольной группе (КГ) - 62 (юноши и девушки) обучающихся сирот из четырёх вузов: Иркутский научно-исследовательский технический университет (ИРНИТУ), Иркутская государственная сельскохозяйственная ака-

252

демия (ИГСА), Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ) и Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС). Второй этап (2018-2022 гг.) осуществлялся в условиях созданной федеральной экспериментальной (инновационной) площадки (Постановление Минспорта РФ от 16.05.2016 г.) по теме: «Создание модели эффективной системы непрерывного физкультурного образования и спортивной подготовки олимпийского резерва» (на примере Республики Саха (Якутия), на основе интеграции «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат им. Д.П. Коркина (ЧРССШИОР) - «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» (ЧГИФКиС). На этом этапе для проведения эксперимента была сформирована ЭГ - 22 (юноши и девушки) обучающихся сирот.

Контрольная группа состояла из 61 (юноши и девушки) обучающихся сирот четырёх вузов: ИРНИТУ, ИГСА, ИГМУ, ИрГУПС и 52 (юноши и девушки) обучающихся сирот трёх средних профессиональных заведений (СПО): Сибирский колледж транспорта и строительства (СКТиС), Иркутский гидрометеорологический техникум (ИГМТ), Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта (ИТРиАТ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В ходе формирующего эксперимента осуществлялась интеграция предвыпускного (9 и 11 класс) и постинтернатного (СПО и вуз) периодов, обеспечивающие социально -педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся сирот ЭГ на всех этапах спортивного воспитания. Вследствие этих педагогических исследований возникла необходимость обосновать, разработать и применить в спортивном воспитании обучающихся сирот систему социально-педагогического контроля, включающего оценочно-диагностический инструментарий для оценки уровня показателей формирования у них жизненно-значимых личностных качеств (ЖЗЛК) и социальной адаптации (рисунок).

Цель: создание условий для построения и осуществления системы социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания.

Задачи:

1. Выявить негативные личностные качества обучающихся сирот, приобретенные вследствие психофизических травм в сложных жизненных ситуациях.

2. Разработать оценочно-диагностический инструментарий, включающий методики, тесты и анкеты.

3. Применить методики, тесты и анкеты для оценки формирования ЖЗЛЕ обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания

Ж

Мотивационный Тест Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации»

Оздоровительный Анкета «Отношение к здоровому образу жизни» Анкета «Готовность к соблюдению здорового образа жизни»

Морально-волевой Социальный Тест, разработанный Э. Шостромом на основе концепции самоактуализации А. Маслоу, «Уровень самоактуализации личности»

Коммуникативный Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении» Методика Д. Рассела и М. Фергюсона «Уровень субъективного ощущения одиночества» Методика В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова «Уровень оперативной оценки САН» настроения

Эмоциональный Тест К. Роджерса и Р. Даймонда «Социально-психологической адаптированности»

Уровни: низкий, средний и высокий

Критерии: положительная динамика становления ЖЗЛК; социальная адаптация; смысложизненные ориентации; самоконтроль в общении; самоактуализация личности; уровень субъективного ощущения одиночества; уровень физической подготовленности и качества здорового образа и стиля жизни

Результат: достижение высокого уровня становления ЖЗЛК и социальной адаптации обучающихся сирот необходимых для профессиональной деятельности и самостоятельной жизни

Рисунок - Система социально-психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания

Одной из обязательных потребностей человека является определение своего места в жизни, осознание своей личностной значимости, собственного «я», однако у обучающихся сирот происходит нарушение этого процесса. Так, среди личностных качеств, которые им не нравятся в себе, можно выделить следующие: стеснительность, обидчивость, нерешительность, несобранность, нецелеустремленность,

некоммуникабельность и другие.

Мы предлагаем использовать методики, тесты и анкеты, создающие систему социально-педагогического контроля обучающихся сирот в социальном пространстве современного спорта, которые в процессе «переплавки» посредством спорта, способствуют отслеживанию динамики и корректировки приобретённых негативных личностных качеств на противоположные - на решительность, целеустремлённость, собранность и другие. Это объяснение даёт возможность оценить большое значения социально-педагогического контроля обучающихся сирот, ориентированного на формирование у них ЖЗЛК и социальной адаптации как важной задачей личностной подготовки к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

ВЫВОДЫ

Сегодня в Российской Федерации пока отсутствует система социально -психологического контроля обучающихся сирот в процессе спортивного воспитания. Обусловлено это с тем, что для организации системы требуется создание курсов повышения квалификации тренера-куратора по решению вопросов поддержки и сопровождения обучающихся сирот не только в спортивной подготовке, но и для обеспечения процесса социальной, психофизической подготовки. Можно рекомендовать результаты исследования для использования в СПО и вузе Российской Федерации, также для специалистов в области физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмиянов В.В. Теория и практика психофизического развития студентов-сирот в процессе организации физкультурной деятельности : монография / В.В. Исмиянов. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2014. - 175 с.

2. Исмиянов В.В. Проблемы развития и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания / В.В. Исмиянов, Т.О. Преин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 126-130.

3. Радина Н.К. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в современных исследованиях / Н.К. Радина, Т.Н. Павлычева // Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник. - 2015. - № 4. - С. 8-103.

4. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Семья // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 71-86.

REFERENCES

1. Ismiyanov V.V., (2014), Theory and practice of psychophysical development of orphan students in the process of organizing physical activity: monograph, Publishing house of IrGUPS, Irkutsk.

2. Ismiyanov, V.V. and Prein, T.O., (2014), "Problems of development and psychological health of students-orphans in the modern system of physical education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (165). pp. 126-130.

3. Radina, N.K. and Pavlycheva, T.N., (2015), "Orphans and children left without parental care in modern studies", Social services for families and children: scientific and methodological collection, No. 4. pp. 8-103.

4. Semia G.V. (2004), "Fundamentals of psychological security of orphans and children left without parental care", Development of personality, No. 1. pp. 71-86.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.