Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ"'

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Логинов Вячеслав Николаевич, Рыбина Людмила Дмитриевна

Статья посвящена проблеме личностной подготовки воспитанников государственных учреждений к профессиональной деятельности в Российской Федерации. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в данном направлении, обучающиеся сироты являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме. Личностно-профессиональная подготовка обучающихся сирот в профессиональном образовании будет эффективной, если будут выявлена и определена структура, ее содержание, которое представляет собой совокупность общих, включающих мотивационный, оздоровительный, коммуникативный, морально-волевой, социальный, эмоциональный компонентов; определено содержание каждого компонента; обоснована значимость личностной подготовки в её становлении. Разработанная структура может применяться в среднем профессиональном образовании и высшем учебном заведении и послужить основанием для проектирования федеральных и региональных программ комплексной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Логинов Вячеслав Николаевич, Рыбина Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF ORPHANS IN THE CONDITIONS OF SPORTS INTEGRATION "SCHOOL - SVE - UNIVERSITY”

The article is devoted to the problem of personal training of pupils of state institutions for professional activity in the Russian Federation. As the analysis of psychological and pedagogical literature and their own experience in this area shows, orphans are the most vulnerable category during the period of entering adult independent life, they turn out to be socially maladapted in professional choice, selfrealization in society. The personal and professional training of orphans in vocational education will be effective if the structure and its content are identified and determined, which is a set of common, including motivational, wellness, communicative, moral-volitional, social, emotional components; the content of each component is determined; the importance of personal training in its formation is substantiated. The developed structure can be used in secondary vocational education and higher education institutions and serve as a basis for designing federal and regional programs for comprehensive rehabilitation, social adaptation and integration into modern society.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ"»

Ufa State Aviation Technical University, Ufa, pp. 40-45.

4. Ivanova, G.P. and Bilenko, A.G. (2021), "Biomechanical Models of Human-Support Interaction", Works of Department of Biomechanics at Lesgaft NSU, No. 15, pp. 23-27.

5. Goluguzov, V.A. (2021). "In Search for Swiftness in Table Tennis", Scientific Research in Sports: Bulletin of Post-graduate and Doctoral Studies, pp. 19-23.

6. Ivanova, G. P., Bilenko. A.G. and Losin, B.E. (2020), "Biomechanical Substantiation for Jumping Evaluation Test in Sports". Works of Department of Biomechanics at Lesgaft NSU, No. 14, pp. 19-25.

7. Losin, B.E. Ivanova, G.P. and Bilenko, A.G., (2020), "Theoretical significance and approaches to determining the level of development of speed and jumping ability in sports games", Scientific and Pedagogical Schools of the University, No. 5, pp. 105-119.

8. Malagoli Lanzoni, I., Lobietti, P. and Merni, F. (2010), "Footwork in relationship with Strokes and Efficacy during the 29th Olympic Games table tennis final", International Journal of Table Tennis Sciences, No. 6, pp. 60-63.

Контактная информация: gpiva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2022

УДК 376.64

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО - ВУЗ»

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Аннотация

Статья посвящена проблеме личностной подготовки воспитанников государственных учреждений к профессиональной деятельности в Российской Федерации. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в данном направлении, обучающиеся сироты являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме. Личностно-профессиональная подготовка обучающихся сирот в профессиональном образовании будет эффективной, если будут выявлена и определена структура, ее содержание, которое представляет собой совокупность общих, включающих мотивационный, оздоровительный, коммуникативный, морально-волевой, социальный, эмоциональный компонентов; определено содержание каждого компонента; обоснована значимость личностной подготовки в её становлении. Разработанная структура может применяться в среднем профессиональном образовании и высшем учебном заведении и послужить основанием для проектирования федеральных и региональных программ комплексной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в современное общество.

Ключевые слова: личностно-профессиональная подготовка, спортивная интеграция общего и профессионального образования, обучающиеся сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p177-180

PERSONAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF ORPHANS IN THE CONDITIONS

OF SPORTS INTEGRATION "SCHOOL - SVE - UNIVERSITY" Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vyacheslav Nikolaevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Churapcha state institute of physical culture and sports, Churapcha; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk national research technical university

Abstract

The article is devoted to the problem of personal training of pupils of state institutions for professional activity in the Russian Federation. As the analysis of psychological and pedagogical literature and their own experience in this area shows, orphans are the most vulnerable category during the period of entering adult independent life, they turn out to be socially maladapted in professional choice, self-realization in society. The personal and professional training of orphans in vocational education will be effective if the structure and its content are identified and determined, which is a set of common, including motivational, wellness, communicative, moral-volitional, social, emotional components; the content of each component is determined; the importance of personal training in its formation is substantiated. The developed structure can be used in secondary vocational education and higher education institutions and serve as a basis for designing federal and regional programs for comprehensive rehabilitation, social adaptation and integration into modern society.

Keywords: personal and professional training, sports integration of general and vocational education, orphans studying.

ВВЕДЕНИЕ

С 1993 года имеющие место быть социально-экономические изменения не дали выйти на стратегические механизмы государственного регулирования и построения системы детско-юношеского спорта детей-сирот в России. Около 90 процентов детей-сирот выпускающих организаций в возрасте 6-23 лет не имеют возможности заниматься различными видами спорта. В дополнение, имеются и определенные проблемы, такие как существующий консерватизм, безразличие, инертность руководителей различных уровней в построении системы детско-юношеского спорта детей-сирот. Кардинальная перестройка в системе спортивной культуры в начале девяностых годов свидетельствует, что для стратегии развития детско-юношеского спорта детей-сирот необходима не только спонсорская, но и государственная финансовая поддержка [1, 2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

По итогам проведенных многолетних исследований и экспериментов (с 2004 по настоящее время), анализа опыта работы по непрерывному спортивному воспитанию детей-сирот (Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Иркутский государственный университет путей сообщения и др.) было аргументировано доказано, что разработанная технология обеспечивает высококачественный уровень воспитания. Это проявляется в серьезном улучшении показателей их психофизического развития, жизнеустойчивого поведения, формировании коммуникативных навыков, активного отказа от вредных привычек, социальной адаптации и интеграции в современное общество (рисунок) [2-4].

Источник инновации: уровень комплексной реабилитации, психофизического развития, социальной адаптации и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях общего и профессиональном образования РФ (1991-2003 гг.)

Инновационное предложение: Спортивное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях ин-тегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз» (20042010 гг.)

Инновационный процесс: организация педагогических экспериментов по апробированию технологии спортивного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интегративного образовательного комплекса «школа -СПО - вуз»

(2011 - по настоящее время)

Рисунок - Схема этапов построения спортивного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз»

Вследствие этих исследований, в настоящее время возникла сложная ситуация в системе современного знания о качестве спортивного воспитания детей-сирот. Наблюдается очевидная потребность социума, экономики и правительства России в повышение результативности комплексной реабилитации, психофизического развития и социальной адаптации детей-сирот. Более того, в российской системе образования отсутствует обос-

нованная технология спортивного воспитания в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз», ориентированная на формирование жизненно -значимых личностных качеств, приобретение навыков социальной адаптации в современных условиях самостоятельной жизни.

Мы предлагаем использовать элементы созданного непрерывного спортивного воспитания для комплексной реабилитации, психофизического развития и социальной адаптации детей-сирот, введя новое понятие: «спортивное воспитание детей-сирот» - это новая форма социально-педагогической поддержки и сопровождения воспитанников выпускающих организаций, замещающих семей в социальном пространстве современного спорта, ориентированного на профилактику и коррекцию деформационных изменений личностных качеств, возникающих вследствие полученных психофизических травм в сложных жизненных ситуациях. Это объяснение дает возможность пересмотреть значение непрерывного спортивного воспитания, переориентировать его на формирование мо-тивационно-ценностного, спортивно-развивающегося, коммуникативного, морально-волевого, социально-личностного, эмоционально-оценочного компонентов личностной подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности и творческому решению задач в сложных жизненных ситуациях.

Научно обоснованная и разработанная новая технология, методологическим ядром которой являются средовой, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуальный подходы, охватывающие все основные компоненты построенной системы (организации, преподаватели, тренер-куратор, дети-сироты), их взаимоотношения и взаимосвязи, а также периоды, этапы, циклы и меры организационно-педагогического обеспечения её функционирования и развития, а именно специальные средства создания организационно-педагогических условий, поддержки и постинтернатного сопровождения, является наиболее благоприятной социально-направленной среды, обеспечивающей социальную, психологическую и физическую подготовленность детей-сирот к дальнейшей жизнедеятельности.

ВЫВОДЫ

Сегодня в Российской Федерации пока отсутствует система организации процесса непрерывного спортивного воспитания выпускников в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз». Обусловлено это с тем, что организация системы требует координации действий всех структур, включая объединение усилий специалистов в области физической культуры и спорта, участвующих в реализации процесса спортивного воспитания выпускников в предвыпускном и постинтернатном периодах. Можно рекомендовать результаты исследования для использования в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации, также для проектирования федеральных и региональных программ комплексной реабилитации, психофизического развития и воспитания детей-сирот в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архиповская Е.П. Профессионально-личностное становление детей-сирот в организациях среднего профессионального образования / Е.П. Архиповская // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 120-140.

2. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Байер Елена Александровна. - Москва, 2013. - 40 с.

3. Исмиянов В.В. Формирование личностных качеств студентов-сирот в процессе физического воспитания: монография / В.В. Исмиянов. - Иркутск : ИрГУПС, 2015.- 178 с.

4. Исмиянов В.В. Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания / В.В. Исмиянов // Ученые записки уни-

верситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 126-130.

REFERENCES

1. Arkhipovskaya, E.P. (2020), "Professional and personal formation of orphans in organizations of secondary vocational education", Bulletin of Pushkin Leningrad State University, Vol. 2, pp. 120-140.

2. Bayer, E.A. (2013), Pedagogical system of formation of resilience of orphaned children by means of physical culture and sports in an orphanage, dissertation, Moscow.

3. Ismiyanov, V.V. (2015), Formation ofpersonal qualities of orphan students in the process of physical education, monograph, Irkutsk.

4. Ismiyanov, V.V. (2018), "Problems of development of physical and psychological health of orphan students in the modern system of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (165), pp. 126-130.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2022

УДК 796.011.1

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО -

ВУЗ»

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается приоритетное направление комплексной реабилитации, психофизического развития и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), а именно спортивное воспитание в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Проводится анализ отсутствия условий спортивного воспитания детей-сирот в системе «ШКОЛА - СПО - ВУЗ», ориентированного на формирование целеустремленности, уверенности в себе, уравновешенности, стойкости, стабильности и сопротивляемости. Целью является рассмотрение сущности и выделение особенности спортивного воспитания детей-сирот в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Разработанное непрерывное спортивное воспитание может послужить основанием для проектирования федеральных и региональных программ.

Ключевые слова: спортивное воспитание, интеграция «школа - СПО - вуз», дети-сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183

SPORTS EDUCATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION "SCHOOL - SPO -

UNIVERSITY"

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University

Abstract

The article considers the priority direction of complex rehabilitation, psychophysical development and social adaptation of orphans and children left without parental care (hereinafter referred to as orphans), namely sports education in the conditions of the integrative educational complex "SCHOOL -SPO - UNIVERSITY". The analysis of the lack of conditions for the sports education of orphans in the "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY" system, focused on the formation of purposefulness, self-confidence,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.