Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО - ВУЗ»'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО - ВУЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов В. В., Готовцев И. И., Рыбина Л. Д.

Цель исследования - создание оптимальных условий для спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интегративного образовательного комплекса школа - профессиональное образование (далее - «школа - СПО - вуз»). Методика и организация исследования. Для постановки конкретной цели построения технологии в качестве научно-методологической основы были использованы основные источники создания системы: социальный заказ общества и государства на повышение результативности комплексной реабилитации, личностного развития и воспитания обучающихся сирот в системе СПО и вуза; объективных потребностей спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот на современном этапе; педагогический опыт личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности; уровню формирования личностных качеств и социальной адаптации; практический опыт личностной подготовки обучающихся сирот в условиях перехода из общего в профессиональное образование. Результаты исследования и выводы. В рамках исследования авторами разработаны теоретико-методологические принципы, закономерности организации системы спортивного воспитания и социализации как составной части комплексной реабилитации, психофизической подготовки (ПФП) и социальной адаптации в условиях интеграции «школа - СПО - вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов В. В., Готовцев И. И., Рыбина Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PRINCIPLES AND REGULARITIES OF TECHNOLOGY OF SPORTS EDUCATION AND SOCIALIZATION OF STUDENT ORPHANS IN CONDITIONS OF INTEGRATION "SCHOOL - SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - UNIVERSITY"

Objective of the study was to create optimal conditions for sports education and socialization of orphans in the conditions of an integrative educational complex school - vocational education (hereinafter - "school - secondary vocational education - university"). Methods and structure of the study. To set a specific goal of building technology, the main sources of creating the system were used as a scientific and methodological basis: the social order of society and the state to increase the effectiveness of complex rehabilitation, personal development and education of orphans in the system of secondary vocational education and the university; objective needs of sports education and socialization of orphans at the present stage; pedagogical experience of personal preparation of studying orphans for professional activities; the level of formation of personal qualities and social adaptation; practical experience of personal training of orphans in the transition from general to vocational education. Results and conclusions. As part of the study, the authors developed theoretical and methodological principles, patterns of organization of the system of sports education and socialization as an integral part of complex rehabilitation, psychophysical training and social adaptation in the context of integration "school - secondary vocational education - university".

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО - ВУЗ»»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО - ВУЗ»

УДК/UDC 376.64

Поступила в редакцию 22.09.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Исмиянов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Готовцев1 Л.Д. Рыбина2

1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча

2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

CONCEPTUAL PRINCIPLES AND REGULARITIES OF TECHNOLOGY OF SPORTS EDUCATION AND SOCIALIZATION OF STUDENT ORPHANS IN CONDITIONS OF INTEGRATION "SCHOOL - SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - UNIVERSITY"

PhD, Associate Professor V.V. Ismiyanov1 PhD, Associate Professor I.I. Gotovtsev1 L.D. Rybina2

1Churapcha state institute of physical education and sports, Churapcha 2Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Аннотация

Цель исследования - создание оптимальных условий для спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интегративного образовательного комплекса школа - профессиональное образование (далее - «школа - СПО - вуз»).

Методика и организация исследования. Для постановки конкретной цели построения технологии в качестве научно-методологической основы были использованы основные источники создания системы: социальный заказ общества и государства на повышение результативности комплексной реабилитации, личностного развития и воспитания обучающихся сирот в системе СПО и вуза; объективных потребностей спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот на современном этапе; педагогический опыт личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности; уровню формирования личностных качеств и социальной адаптации; практический опыт личностной подготовки обучающихся сирот в условиях перехода из общего в профессиональное образование. Результаты исследования и выводы. В рамках исследования авторами разработаны теоретико-методологические принципы, закономерности организации системы спортивного воспитания и социализации как составной части комплексной реабилитации, психофизической подготовки (ПФП) и социальной адаптации в условиях интеграции «школа - СПО - вуз».

Ключевые слова: интеграция общего и профессионального образования, спортивное воспитание и социализация, психофизическая подготовка, обучающиеся сироты.

Abstract

Objective of the study was to create optimal conditions for sports education and socialization of orphans in the conditions of an integrative educational complex school - vocational education (hereinafter - "school - secondary vocational education - university").

Methods and structure of the study. To set a specific goal of building technology, the main sources of creating the system were used as a scientific and methodological basis: the social order of society and the state to increase the effectiveness of complex rehabilitation, personal development and education of orphans in the system of secondary vocational education and the university; objective needs of sports education and socialization of orphans at the present stage; pedagogical experience of personal preparation of studying orphans for professional activities; the level of formation of personal qualities and social adaptation; practical experience of personal training of orphans in the transition from general to vocational education.

Results and conclusions. As part of the study, the authors developed theoretical and methodological principles, patterns of organization of the system of sports education and socialization as an integral part of complex rehabilitation, psychophysical training and social adaptation in the context of integration "school - secondary vocational education - university".

Keywords: integration of general and vocational education, sports education and socialization, psychophysical training, orphans.

Введение. В современной России существует отдельная страна сирот со своими законами, судьбами и трагедиями, характеризующаяся как бедная и малообеспеченная часть населения, для которой посещение дорогих спортивных клубов, физкультурно-спортивных обществ, федераций по видам спорта превращается в своеобразный социальный фильтр, поскольку они не могут себе позволить затраты на спортивные услуги. Низкий уровень социальной адаптации, жестокое обращение и насилие со стороны взрослых, возврат из заме-

щающей семьи в выпускающие организации, иждивенческая социальная позиция, бродяжничество, суициды, наркомания и преступность становятся все более значимыми признаками недостаточной личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в системе общего и профессионального образования [1, 2, 4].

Причем на государственном уровне, по существу, игнорируется закономерность естественной зависимости качества комплексной реабилитации, личностного развития и вос-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

питания обучающихся сирот от социально-педагогической поддержки и постинтернатного сопровождения их в сфере спортивной культуры, в которой связанная со спортом воспитательная деятельность должна быть направлена не только на приобщение к спорту, к системе спортивных ценностей, но и на решение других задач профилактики и коррекции деформационных изменений личностных качеств, приобретенных вследствие полученных психофизических травм в сложной жизненной ситуации [3, 5].

Цель исследования - создание оптимальных условий для спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз».

Методика и организация исследования. Для постановки конкретной цели построения технологии в качестве научно-методологической основы были использованы основные источники создания системы: социальный заказ общества и государства на повышение результативности комплексной реабилитации, личностного развития и воспитания обучающихся сирот в системе СПО и вуза; объективных потребностей спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот на современном этапе; педагогический опыт личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности; уровню формирования личностных качеств и социальной адаптации; практический опыт личностной подготовки обучающихся сирот в условиях перехода из общего в профессиональное образование.

Результаты исследования и их обсуждение. Ядром концепции построения и организации спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа - СПО - вуз» (на примере Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта) является система теоретико-методологических принципов и закономерностей, обеспечивающих результативность личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности и самостоятельному решению задач в сложных жизненных ситуациях.

Исходными, в нашем исследовании (2019 г. - по настоящее время), мы определили принципы концепции:

- принцип спортивной направленности - совершенствует личностную подготовку обучающихся сирот к профессиональной деятельности, построенной и организованной технологией спортивного воспитания и социализации в условиях интеграции «школа - СПО - вуз», ориентированной на профилактику и коррекцию деформационных изменений личностных качеств, приобретенных вследствие полученных психофизических травм;

- принцип ранней социально-личностной подготовки в системе СПО и вуза - создает новое направление интегративного образовательного комплекса «школа -СПО - вуз», ориентированное на комплексную реабилитацию и личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (9 и 11 классы), образовательных учреждений на основе содержания начального периода спортивного воспитания и социализации, обеспечивающего развитие мотивационно-потребностной сферы для осуществления функций воспитания посредством спорта, формирование социальной, психофизической готовности к профессиональному становлению и взрослой жизни, навыки межличностного общения, самоорганизации и реализации спортивного стиля жизнедеятельности;

- принцип непрерывности - гарантирует оказание содействия и контроля сиротам, подлежащим предвыпускно-му и постинтернатному периодам, в процессе социально-педагогической поддержки и сопровождения на всех этапах спортивного воспитания и социализации, вплоть до полного решения проблемы их комплексной реабилитации, личност-

ного развития и социальной адаптации в условиях интеграции «школа - СПО - вуз»;

- принцип системности - создает совокупность внешних обстоятельств реализации функций спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа - СПО, вуз» и ее внутренних особенностей, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядочности, целенаправленности и продуктивности, как наиболее благоприятной социально-направленной среды, ориентированной на личностную подготовку обучающихся сирот и достижения успеха в каждой сфере жизнедеятельности;

- принцип связи спортивного воспитания и социализации с качеством личностной подготовки обучающихся сирот - создает новую форму личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности на основе позитивного влияния тренера-куратора на педагогический процесс, направленный на достижение главной цели - повышение уровня личностной подготовки обучающихся сирот.

В число выделенных характеристик закономерностей концепции вошли:

1. Закономерность нацеленности содержания технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа - СПО - вуз» на социальную, психологическую и физическую подготовленность к профессиональной деятельности и подготовку к условиям жизни в современном обществе.

2. Закономерность единства комплексной реабилитации, личностного развития и социальной адаптации обучающихся сирот, требующего рассматривать технологию непрерывного спортивного воспитания и социализации как специфического способа и придавать ему воспитывающий и развивающий характер.

3. Закономерность оптимизации содержания методов, средств и условий построения технологии спортивного воспитания и социализации в условиях интеграции «школа - СПО -вуз», приносящих максимальный эффект.

Такой подход к проектированию и реализации технологии мы связали с тем, что, согласно современным представлениям об отсутствии влияния специальных средств на комплексную реабилитацию, личностное развитие и социальная адаптация обучающихся сирот в системе общего и профессионального образования должны обеспечиваться взаимосвязью целостного механизма спортивного воспитания и социализации в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз».

Вывод. Решение проблемы личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности и подготовленности к самостоятельной жизни может оказаться реалистичным и эффективным лишь при условии принятия масштабных государственных решений, направленных на изменение существующей системы воспитания обучающихся сирот, на реализацию прогрессивной, наукоемкой технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интегративного образовательного комплекса «школа - СПО - вуз».

Литература

1. Байер Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: монография / Е. А. Байер, И. Б. Павлов. -Азов: АзовПечать, 2012. - 648 с.

2. Исмиянов В. В. Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания / В. В. Исмиянов, Т. О. Преин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 126130.

3. Исмиянов В. В. Технология постинтернатного сопровождения студентов-сирот в процессе физкультурно-спортивного физического воспитания / В. В. Исмиянов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 127-129.

76

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Колмакова Т. С. Психофизиология девиантного поведения как социально-психологическая проблема / Т. С. Колмакова, М. В. Гор-банева, Е. А. Байер // Сборник: Педагогика и психология в современном мире. Матер. всероссийской науч.-практ. конф. молодых 3. ученых аспирантов, магистрантов и студентов. - 2020. - С. 345349.

Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский и др. - М., НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2017. - 200 с. 4.

References

Bayer E.A., Pavlov I.B. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya zhiznestoykosti detey-sirot sredstvami fizicheskoy kultury i sporta v us-loviyakh detskogo doma [Pedagogical system of formation of resilience of orphans by means of physical culture and sports in an orphanage]. 5. Azov: AzovPechat publ., 2012. 648 p.

Ismiyanov V.V., Prein T.O. Problemy razvitiya fizicheskogo i psik-hologicheskogo zdorovya studentov-sirot v sovremennoy sisteme fizicheskogo vospitaniya [Problems of development of physical and

psychological health of students-orphans in the modern system of physical education], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 11 (165). pp. 126-130.

Ismiyanov V.V. Tekhnologiya postinternatnogo soprovozhdeniya studentov-sirot v protsesse fizkulturno-sportivnogo fizicheskogo vospitaniya [Technology of post-boarding support of students-orphans in the process of physical culture and sports physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 1 (167). pp. 127-129.

Kolmakova T.S., Gorbaneva M.V., Bayer E.A. Psikhofiziologiya devi-antnogo povedeniya kak sotsialno-psikhologicheskaya problema [Psy-chophysiology of deviant behavior as a socio-psychological problem]. Pedagogika i psikhologiya v sovremennom mire [Pedagogy and psychology in the modern world]. Proceedings national scientific-practical conference. 2020. pp. 345-349.

Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelsky A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: NITS «Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta» publ., 2017. 200 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Митусова1 П.А. Внукова1

'Государственный социально-гуманитарный университет, Московская область, Коломна

УДМ^С 796.012

Ключевые слова: урок физической культуры, старшеклассники, круговая тренировка.

Введение. В настоящее время методическая база школы недостаточно оснащена научно-методической литературой по разработке и применению различных средств и методов, в особенности метода круговой тренировки, для развития выносливости у школьников старшего школьного возраста [1].

Цель исследования - разработать и оценить эффективность методики развития выносливости юношей 9-х классов на уроках физической культуры с использованием метода круговой тренировки.

Методика и организация исследования. Научная работа была организована и проведена на базе МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» № 1 г. Ступино, в которой приняли участие юноши девятых классов по 15 учащихся в контрольной и экспериментальной группах.

Результаты исследования и их обсуждение. Суть экспериментальной методики заключалась в том, чтобы соединить метод длительной работы без перерывов и без учета времени и метод экстенсивной интервальной тренировки (15 с - работа, 30-45 с - отдых), чередуя их в учебно-тренировочном процессе, постепенно повышая нагрузку до максимума, одновременно отслеживая изменения пульса. Предложено два варианта круговой тренировки с соответствующими комплексами упражнений, которые каждую тренировку чередовались между собой.

Первый вариант был направлен на общую выносливость, местную мышечную выносливость, способность противостоять утомлению и предполагал собой вариант длительной работы без пауз и без целевого времени, установленного для одного или нескольких прохождений круга. Он подразумевает, что после того, как разучены упражнения и проведено испытание (тест), устанавливающий максимальное число повторений, каждому дается дозировка МП/4 или МП/2, где МП - максимальное число повторений упражнения. Ученик записывает фактически затраченное на выполнение упражнений время в карточку достижений (количество станций в круге - восемь). Вес гантелей и штанги определяется индивидуально для каждого.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES BY MEANS OF CIRCULAR TRAINING

PhD, Associate Professor E.D. Mitusova1 P.A. Vnukova1

1State University of Humanities and Social Studies, Moscow Region, Kolomna

Поступила в редакцию 03.10.2022 г.

С начала занятий ученики проходили один круг, затем количество кругов увеличивалось до трех. Нагрузку повышали постепенно за счет: увеличения индивидуального объема упражнений (например, замена МП/4 на (МП+2)/4 или (МП+3)/4 и т.д.), при этом сохраняя то же время для прохождения от одного до трех кругов; сокращения тренировочного времени при неизменном объеме упражнений для одного, двух или трех кругов; применения добавочного отягощения к весу собственного тела при неизменном времени прохождения отдельных кругов. Помимо этого, обязательно измеряется пульс перед началом упражнений, по окончании прохождения круга и через минуту отдыха, данные записывались в карточку. Варианты комплексов и станций по данной методике можно чередовать и варьировать в учебно-тренировочном процессе.

Второй вариант круговой тренировки направлен на общую и специальную выносливость, силовую выносливость, скоростную выносливость, скоростную силу и ловкость. Такой вариант предполагал экстенсивную интервальную работу, то есть упражнения при переходе от станции к станции прерываются краткими (неполными) паузами. Эти паузы приблизительно соответствует «действенными», так как колеблются в пределах 45-30 с. Круг повторяется один, два или три раза. После каждого круга тоже включается перерыв различной продолжительности (3-5 мин).

Вывод. Круговая тренировка является более эффективным методом развития выносливости на уроках физической культуры, так как позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, воздействует на организм комплексно, охватывает несколько мышечных групп, а также активизирует участие занимающихся в учебном процессе и создает условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Литература

1. Митусова Е.Д. Программно-методическое обеспечение реализации внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура» / Е.Д. Митусова, В.В. Митусов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 55.

Информация для связи с автором: [email protected]

4

5

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.