Научная статья на тему 'Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания'

Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Преин Тимофей Олегович

В статье рассматриваются многолетние научные исследования социально-педагогической запущенности развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания. Проведен педагогический опыт работы по выявлению наиболее значимых признаков развития физического и психологического здоровья студентов-сирот: низкого уровня знаний, умений и навыков в спортивной подготовке и развития специфических двигательных качеств; низкого уровня формирования волевых качеств; высокого уровня замкнутости в общении, чувства одиночества и неумения выходить из сложных жизненных ситуаций. Показан анализ существующей тенденции ухудшения здоровья студентов-сирот способствующий дезадаптации в профессиональном образовании Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Преин Тимофей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of physical and psychological health development among the students-orphans in the modern system of physical education

The article deals with the long-term research of socio-pedagogical abandonment in development of physical and psychological orphans’ health in the modern system of physical education. The pedagogical experience of identifying the most significant features of development of physical and psychological health of orphans was conducted: low level of knowledge, skills in sports training and development of specific motor qualities; low level of formation of volitional qualities; a high level of isolation in communication, feelings of loneliness and disability to get out of difficult situations. The analysis of the existing tendency of deterioration of students-orphans’ health, promoting maladjustment in professional education of the Russian Federation was demonstrated.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания»

- № 2 (117). - С. 284-291.

REFERENCES

1. Ilkevich, T.G. (2016), "Model of the organization of rehabilitation of female artists on campus", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical culture and sports, No. 4, Vol. 11, pp. 70-75.

2. Ilkevich, T.G. and Medvedkova, N.I. (2015), "The main directions of sports and recreational work of female students in a campus", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 94-99.

3. Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I., Ilkevich, K.B. and Medvedkov, V.D. (2016), "Peculiarities of lifestyle and health parameters of students-artists", Kazan Pedagogical Journal, Vol. 2, No. 2 (117), pp. 284-291.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2018

УДК 371.7

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Тимофей Олегович Преин, ассистент, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)

Аннотация

В статье рассматриваются многолетние научные исследования социально-педагогической запущенности развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания. Проведен педагогический опыт работы по выявлению наиболее значимых признаков развития физического и психологического здоровья студентов-сирот: низкого уровня знаний, умений и навыков в спортивной подготовке и развития специфических двигательных качеств; низкого уровня формирования волевых качеств; высокого уровня замкнутости в общении, чувства одиночества и неумения выходить из сложных жизненных ситуаций. Показан анализ существующей тенденции ухудшения здоровья студентов-сирот способствующий дезадаптации в профессиональном образовании Российской Федерации.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение спортивно-ориентированного физического воспитания, физическое и психологическое здоровье, дезадаптация, профессиональное образование, жизненно-профессиональная подготовка, студенты-сироты.

PROBLEMS OF PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH DEVELOPMENT

AMONG THE STUDENTS-ORPHANS IN THE MODERN SYSTEM OF PHYSICAL

EDUCATION

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Timofey Olegovich Prain, the assistant, Irkutsk State Transport University

Annotation

The article deals with the long-term research of socio-pedagogical abandonment in development of physical and psychological orphans' health in the modern system of physical education. The pedagogical experience of identifying the most significant features of development of physical and psychological health of orphans was conducted: low level of knowledge, skills in sports training and development of specific motor qualities; low level of formation of volitional qualities; a high level of isolation in communication, feelings of loneliness and disability to get out of difficult situations. The analysis of the existing tendency of deterioration of students-orphans' health, promoting maladjustment in professional education of the Russian Federation was demonstrated.

Keywords: support of sport-oriented physical education for students after boarding schools, physical and psychological health, maladjustment, professional education, life- vocational training, orphans.

ВВЕДЕНИЕ

В начале двадцать первого века рост количества дезадаптации студентов-сирот и обострение проблем организации физического воспитания в обеспечении физического и психологического здоровья в системе профессионального образования приобрели угрожающие масштабы. Вопросы интеграции студентов-сирот в социуме профессионального образования стали актуальны в обществе. Несмотря на все усилия государства, системных изменений в этой сфере на данный момент не произошло.

В целях повышения эффективности общего физического воспитания доктором биологических наук, профессором В.К. Бальсевичем была выдвинута идея адаптации к нему технологий, хорошо зарекомендовавших себя в спорте. Направление получило спортивно-ориентированного физического воспитания, основой которого является повышение организованной двигательной активности обучающейся молодежи до уровня требований спортивной подготовки, нагрузка которых дает разносторонний развивающий эффект и в тоже время должна быть адекватной возможностям юношеского организма, то есть несет оздоровительную направленность. Но для этого в профессиональном образовании Российской Федерации должны быть произведены организационно-педагогические перестройки [1, 2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В наших многолетних педагогических исследованиях (с 2004 по 2018 гг.) приняли участие 637 студентов, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 17-18 лет (высшие учебные заведения) и в возрасте 14-15 лет (средние специальные учебные заведения). Научно-исследовательская работа проводилась в десяти высших учебных заведениях и шести средних специальных учебных заведениях Восточно-Сибирского региона.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдения, беседы, анкетирования, опроса, оформление результатов исследования в виде таблиц и рисунков, компьютерная обработка данных. Для тестирования и оценки уровня психологического состояния здоровья использовался комплекс оценочно-диагностического инструментария: уровня субъективного ощущения одиночества (методика Д. Рассела и М. Фергюсона); уровня самоактуализации личности (тест, разработанный Э. Шостроном на основе концепции самоактуализации А. Маслоу); оценки самоконтроля в общении (тест М. Снайдера); «Смысложизненых ориентаций» (тест Т.А. Леонтьева).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ особенностей развития физического здоровья студентов-сирот (рисунок 1) в профессиональном образовании Российской Федерации показал, что отсутствие мотивации к ценностям спортивной культуры и формирования спортивного образа и стиля жизни значительно снижает социальную адаптацию и жизненно-профессиональное становления личности.

105 100 95 90 85 80 75 70 2003

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

--Отсутствие знании, умений и накыкоЕ а спортивной псоготовке

.........Низкий уровень развитие специфических двигательных качеств

-""-Низкий уровень овладение специфическими средствами спортивном подготовки - ■ - Отсутствие спортивного образа н стиля жнзнн

Рисунок 1 - Социально-педагогический анализ физического здоровья

Это означает, что практически на государственном уровне игнорируется закономерность естественной зависимости качества жизненно-профессиональной подготовки молодых людей данной категории от эффективности обучения и воспитания знаний, умений и навыков в спортивной подготовке, формирования развития специфических двигательных качеств, расширения возможностей использования спортивного образа и стиля жизни.

Полученные нами результаты формирования волевых качеств у студентов-сирот (рисунок 2) (тест уровня самоактуализации личности, разработанный Э. Шостроном на основе концепции самоактуализации А. Маслоу; тест «Смысложизненых ориентаций» Т. А. Леонтьева) показали, что отсутствует доминирующее влияние специфических физических упражнений и многократное выполнение действия, доведенного до автоматизма на проявление определенных устойчивых жизненно-важных качеств личности у студентов-сирот, их навыков и привычек.

100 %

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

-Низкий уровень целеустремленности

....... Недисциплинированность

-----Низкин уровень самостоятельности

- - " Нерешительность ---Отсутствие выдержки

Рисунок 2 - Социально-педагогический анализ развития волевых качеств

Слабая организация учебно-тренировочных занятий, нищенская материально-спортивная база и отсутствие организационно-педагогического обеспечения формирования волевой сферы студентов-сирот привело к низкому уровню самоубеждения и самовоспитания, осознания самостоятельности, отсутствию поиска решения какой-либо социальной проблемы, низкому уровню формирования у них комплекса взглядов, неумения позитивно относиться к самому себе, непонимания жизненных целей и смыслов жизненных ценностей, низкому уровню принятия социальных норм в обществе.

В то же время, мы видим, что показатели формирования коммуникативных качеств у студентов-сирот (рисунок 3) (методика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера) не снижают

агрессивных реакций в их поведении и конструктивных решениях конфликтных ситуаций. 100 % -------------------------

..................

90

80

70

60

л.......

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

- Замкнутость в общении ■ Чувство одиночества '-----Неумение выходить и: сложных жизненных ситуаций

Отсутствие поддержки со стороны близких

Рисунок 3 - Социально-педагогический анализ развития коммуникативных качеств

Остаются не решенными вопросы в коммуникативной сфере студентов-сирот, которые не умеют отстаивать свое мнение, бороться за свои права и достижения в социально

приемлемой форме, у них доминирует низкий уровень конструктивного общения. Стоит отметить, что показатели низкого уровня развития физического и психологического здоровья и качества спортивного образа жизни студентов-сирот усугубляются практически полным отсутствием получения профессионального образования в Российской Федерации (таблица 1), что приводит их к отсутствию дальнейшего личностного жизнетворчества и безысходности: росту бродяжничества, наркомании, суицидам, уголовной преступности и прочих социально опасных проявлений [3].

Таблица 1 - Социально-педагогический анализ дезадаптации студентов-сирот в профессиональном образовании __

Количество поступивших и отчисленных Высшие учебные заведения

ИрГУПС КрИЖТ ЗабИЖТ У-УИЖТ ИрГТУ АГТА БрГУ

Поступившие (2009) 23 10 4 14 165 34 42

Отчисленные (2010) 8 1 4 2 118 18 17

Отчисленные (%) 34,7 10 100 14,3 71,5 53 40,4

Поступившие (2010) 24 6 11 25 141 14 56

Отчисленные (2011) 7 4 1 3 84 4 37

Отчисленные (%) 29,2 66,6 45,5 12 59,6 28,6 66

Поступившие (2011) 46 8 10 34 158 19 39

Отчисленные (2012) 12 7 5 10 70 9 17

Отчисленные (%) 26 87,5 50 29,4 44,3 47,3 43,6

Поступившие (2012) 35 9 10 28 119 20 25

Отчисленные (2013) 6 3 5 13 63 13 25

Отчисленные (%) 17,1 33,3 50 46,4 53 65 100

ВЫВОД

Сегодняшнее состояние спортивной культуры, уровня физического и психологического здоровья и качества спортивного образа и стиля жизни студентов-сирот не соответствует потребностям современного общества. Низкий уровень знаний, умений и навыков в спортивной подготовке и формирования развития специфических двигательных качеств, высокий уровень замкнутости в общении, чувства одиночества и не умение выходить из сложных жизненных ситуаций становятся все более значимыми признаками дезадаптации студентов-сирот в профессиональном образовании Российской Федерации. Решение проблемы интенсификации позитивного развития физического и психологического здоровья и качества спортивного образа и стиля жизни студентов-сирот в современной системе физического воспитания, может оказаться возможным и эффективным лишь при условии создания и реализации инновационной технологии социально-педагогической поддержки и постинтернатного сопровождения спортивно-ориентированного физического воспитания в обеспечении жизненно-профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер, Е.А. Коррекции и развитие психологического и физического здоровья средствами физической культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме : программа / Е.А. Байер, И.Б. Павлов, И.В. Нефедова. - Азов : АзовПечать, 2006. - 70 с.

2. Бальсевич, В.К. Концепция информационно-образовательной компетенции по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. -С. 11-17.

3. Исмиянов, В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде / В.В. Исмиянов // Вестник Бурятского государственного университета. Серия : Педагогика. - 2014. -№ 1 (2). - С. 59-62.

REFERENCES

1. Bayer, E.A., Pavlov I.B. and Nefedova, I.V. (2006), Correction and development ofpsychological and physical health by means ofphysical culture for children-orphans and children left without parental

care living in children's home:program, AzovPrint, Azov.

2. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2003), "The Concept of information and educational competence in the deployment of the national system of sports-oriented physical education", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 11-17.

3. Ismiyanov, V.V. (2004), "Analysis of contributions of students-orphans in the context of studying the problems of adaptation to the educational environment", Vestnik of Buryat state University. Series Pedagogy, No. 1 (2), pp. 59-62.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2018

УДК 796.853.23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ

Екатерина Александровна Кабанова, старший преподаватель, Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

На этапе спортивного совершенствования тренировка юных дзюдоистов приобретает узкую специализацию и индивидуализацию, обусловлена отбором средств специальной физической подготовки, обеспечивающих воспитание соревновательно значимых качеств. Цель исследования -выявить педагогические особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет в различных весовых категориях с учетом сопряженного задействования физических качеств и двигательно-координационных способностей. На основе методов исследования (педагогического наблюдения, тестирования показателей общей и специальной физической подготовленности, взвешивания, экспертной оценки эффективности соревновательной деятельности, корреляционного анализа) выявлены статистически достоверные связи, характеризующие особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет в различных весовых категориях. Разработаны и реализованы практические рекомендации по содержанию специальных физических упражнений, обоснованы особенности их комплексирования, получены достоверные приросты результативности соревновательной деятельности.

Ключевые слова: юные дзюдоисты, весовые категории, специальная физическая подготовка, средства, проектирование содержания.

DESIGN OF TOOLS FOR THE SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF YOUNG JUDOKAS AGED 15-16 IN THE DIFFERENT WEIGHT CATEGORIES

Ekaterina Aleksandrovna Kabanova, the senior teacher, Galina Anatolyevna Kuzmenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University

Annotation

At the stage of sports improvement, the training of young judo players acquires a narrow specialization and individualization, due to the selection of special physical training tools that ensure the education of competitively significant qualities. The purpose of the study is to identify the pedagogical features of designing tools for special physical training of young judokas aged 15-16 in various weight categories, taking into account the associated use of physical qualities and motor-coordination abilities. Based on the research methods (pedagogical observation, testing of indicators of general and special physical fitness, weighing, expert evaluation of the effectiveness of competitive activity, correlation analysis), statistically reliable links were found characterizing the design features of special physical training tools of young judokas in various weight categories. Practical recommendations on the content of special physical exercises were developed and implemented, the peculiarities of their integration were substantiated, leading to reliable performance gains of competitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.