Научная статья на тему 'ЗИМНИЕ КЛЮШКОВАНИЕ И ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО СПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЗИМНИЕ КЛЮШКОВАНИЕ И ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО СПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ССУЗ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

В статье рассматриваются многолетние научные исследования существующей проблемы доступности к занятиям спортом обучающихся сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации Иркутской области. Целью спортивной социализации обучающихся сирот является формирование у них жизненно-значимых личностных качеств (далее - ЖЗЛК) и приобретение навыков социальной адаптации. Проведены исследования по внедрению новой специализации (секции) по зимнему клюшкованию и футболу в выпускающие организации, ссузы и вузы, где обучаются сироты г. Иркутска. Созданы социально-педагогические условия, которые способствуют не только вовлечению в спортивную жизнь обучающихся сирот, но и вооружают новыми умениями и навыками, формируют у них мотивационно-потребностную сферу в области усвоения ценностей спорта, направленную на профилактику и коррекцию деформации личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WINTER CLUBBING AND FOOTBALL AS A MEANS OF SPORTS SOCIALIZATION AND DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES OF ORPHANS IN THE IRKUTSK REGION

The article deals with the long-term scientific research of the existing problem of accessibility to sports for orphans, who are in the difficult life situation in the Irkutsk region. The purpose of sports socialization of orphans is the formation of their vital personal qualities and the acquisition of skills of social adaptation. Research was carried out on the introduction of a new specialization in winter hockey stick and football in the graduating organizations, colleges and universities, where orphans of the city of Irkutsk study. Social and pedagogical conditions have been created that promote not only the involvement of orphans in the sports life of students, but also equip them with new skills and abilities, form a motivational and need-based sphere in the field of mastering the values of sports, aimed at preventing and correcting the deformation of personal qualities.

Текст научной работы на тему «ЗИМНИЕ КЛЮШКОВАНИЕ И ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО СПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

вок в режим дня студенток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков // Казанский педагогический журнал.- 2019.- № 2-2 (115).-С. 284-291.

2. Илькевич Т.Г. Оздоровительные технологии в структуре физического воспитания студенток-художниц в условиях кампуса // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : сборник трудов межвузовской научно-практической конференции (22 марта 2017 г). - Москва : МПГУ, 2017.- С. 152-159.

3. Илькевич К.Б. Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студенток / А.С. Болдов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2020.-№ 2 (180). - С. 128-132.

4. Илькевич КБ. Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов, обучающихся прикладной информатике / КБ. Илькевич, Т.Г. Илькевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2019.-№ 10 (176).- С. 155-159.

REFERENCES

1. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2019), "Features of lifestyle and health parameters of female students-artists", Kazan Pedagogical Journal, No.2-2(115), pp. 284-291.

2. Ilkevich, T.G. (2017), "Health-improving technologies in the structure of physical education of female students-artists in the conditions of the campus", Innovations and traditions in modern physical education: materials of the interuniversity scientific and practical conference, Moscow, pp. 152-159.

3. Ilkevich, K.B. (2020), "Features of organizational and pedagogical conditions at student's physical and health activity", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.2 (180), pp. 128-132.

4. Ilkevich, K.B. and Ilkevich, T.G. (2019), "Physical culture and health-improving activities of students studying applied computer science", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.10 (176), pp. 155-159.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.03.2021

УДК 378.18

ЗИМНИЕ КЛЮШКОВАНИЕ И ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО СПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский

государственный университет путей сообщения; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

В статье рассматриваются многолетние научные исследования существующей проблемы доступности к занятиям спортом обучающихся сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации Иркутской области. Целью спортивной социализации обучающихся сирот является формирование у них жизненно-значимых личностных качеств (далее - ЖЗЛК) и приобретение навыков социальной адаптации. Проведены исследования по внедрению новой специализации (секции) по зимнему клюшкованию и футболу в выпускающие организации, ссузы и вузы, где обучаются сироты г. Иркутска. Созданы социально-педагогические условия, которые способствуют не только вовлечению в спортивную жизнь обучающихся сирот, но и вооружают новыми умениями и навыками, формируют у них мотивационно-потребностную сферу в области усвоения ценностей спорта, направленную на профилактику и коррекцию деформации личностных качеств.

Ключевые слова: спортивная социализация, обучающиеся сироты, детский дом, ссуз, вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p164-167

WINTER CLUBBING AND FOOTBALL AS A MEANS OF SPORTS SOCIALIZATION AND DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES OF ORPHANS IN THE

IRKUTSK REGION

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state transport University; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University

Abstract

The article deals with the long-term scientific research of the existing problem of accessibility to sports for orphans, who are in the difficult life situation in the Irkutsk region. The purpose of sports socialization of orphans is the formation of their vital personal qualities and the acquisition of skills of social adaptation. Research was carried out on the introduction of a new specialization in winter hockey stick and football in the graduating organizations, colleges and universities, where orphans of the city of Irkutsk study. Social and pedagogical conditions have been created that promote not only the involvement of orphans in the sports life of students, but also equip them with new skills and abilities, form a motivational and need-based sphere in the field of mastering the values of sports, aimed at preventing and correcting the deformation of personal qualities.

Keywords: sports socialization, orphans studying, children's home, secondary school, university.

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением социальной политики органов государственной власти Иркутской области является разработка проектов развития комплексной реабилитации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее - обучающиеся сироты), а также создание системы воспитания и адаптации выпускников организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе интеграции предвыпускного и постинтернатного сопровождения спортивной социализации в социальном пространстве современного спорта.

Из 85 субъектов РФ Иркутская область имеет лидирующие позиции по количеству сирот. Количественный анализ показал, что в 67 ДЮСШ от 14 до 23 лет занимается 47 202 спортсменов, работает 1 013 тренеров и только (0,3%) спортсменов-сирот [1].

В Иркутской области хорошо развиты такие виды спорта как: хоккей с мячом и шайбой, велогонки, лыжные гонки, художественная гимнастика, саночный спорт, спортивные игры и т.д., в которых совершенно отсутствуют спортсмены-сироты. Представленные виды спорта имеют дорогостоящие снаряжение и спортивную одежду, которую обучающиеся сироты не имеют возможности приобрести. Практика показывает, что на протяжении десятилетий обучающиеся сироты не участвуют в ежегодных Всероссийских праздниках «Лыжня России» и «Кросс наций». Также отсутствуют в списках спортивных секций по видам спорта, так как в основном туда берут уже подготовленных обучающихся спортсменов или на платной основе.

Ограничения возможностей в двигательной активности обучающихся сирот являются следствием столкновения их с барьерами в таком виде социальной практики как доступность к занятиям спортом. Что, в свою очередь, негативно отражается на их показателях становления ЖЗЛК, здорового образа жизни и адаптации [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогических исследованиях (с 2019 по 2020 гг.) приняли участие 2 детских дома, 2 ссуза и 2 вуза г. Иркутска. Всего в исследованиях участвовало 66 обучающихся сирот, в возрасте от 14 до 23 лет, из них 20 обучающихся спортсменов на территории ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» (далее - Ир-ГУПС). Было проведено: конференция с 6 представителями учебных организаций; 6 вы-

ездных товарищеских встреч с обучением на базе ИрГУПС; соревнования среди 6 сборных команд по зимнему клюшкованию и футболу в г. Иркутске.

Целевыми группами являлись: обучающиеся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся спортсмены.

В педагогической работе были задействованы тренер-куратор, главный судья соревнований, спортивный врач, секретарь соревнований - волонтер, судьи - волонтеры и волонтеры сопровождающие организацию соревнований.

Были предусмотрены особенности зимнего клюшкования и футбола: климатические условия Сибири, материально-техническая обеспеченность конкретных учебных заведений, простота организации занятий и экономической целесообразностью, популярность и массовость, непрофессиональный уровень обучающихся сирот, адаптация к холодным климатическим условиям, возможности заниматься в пандемию на открытом воздухе, сформированная система соревнований различного уровня.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам исследований (таблица 1) у обучающихся сирот сформировались физические, личностные, волевые, коммуникативные качества и развилось самообладание, выдержка, честность, дисциплинированность, справедливость, трудолюбие, уверенность в себе, умение контролировать свои поступки, свое поведение, чувства и эмоции. Регулярные тренировочные занятия научили обучающихся сирот искренности, товариществу. Дружественная деятельность, межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствовало воспитанию обучающихся сирот как членов коллектива. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, обучающиеся сироты лучше познали специфику и назначение спортивно-оздоровительной деятельности, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Таблица 1 - Структура характеристик ЖЗЛК обучающихся сирот (п=46), 2019-2020 гг.

Компоненты ЖЗЛК Показатели (на начало эксперимента) Приобретенные навыки (после эксперимента)

Физический компонент Двигательные качества Недостаточный уровень выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости Умение противостоять физическим нагрузкам и выполнять работу длительное время в профессиональной деятельности

Специальные двигательные качества Отсутствие навыков специальных упражнений по избранным видам спорта Умение применять приобретенные специальные упражнения в профессиональной и личной жизни

Психологический компонент Волевые качества Слабая выдержка, нерешительность Способность к самостоятельности, выдержке, решительности, трудолюбию, настойчивости

Коммуникативные качества Низкая способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации Умение конструктивно решать конфликтные ситуации, отстаивать свое мнение, бороться за свои права и достижения в социально приемлемой форме, повышать уровень конструктивного общения, снижать агрессивные реакции в поведении

Личностные качества Иждивенчество, личностная тревожность, равнодушие, необщительность, страх перед социумом, замкнутость, стремление к одиночеству Умение быть дисциплинированным, ответственным, организованным, трудолюбивым, уверенным в себе, целеустремленным, самостоятельным и т.д.

Эмоциональные качества Возбудимость, эмоциональная нестабильность, общий эмоциональный тонус Умение вести контроль над собственным поведением в обществе; способность нести ответственность за свои поступки; способность контролировать свои чувства и эмоции

Социальный компонент Социальная адаптация Склонность к дезадаптивно-сти, эмоциональный дискомфорт Способность к стрессоустойчивости, уравновешенности, толерантности к нервным и физическим нагрузкам, усилению эмоциональной устойчивости, снижению уровня тревожности

ВЫВОД

Представленные исследования, позволяют создать новую специализацию (секцию) по зимнему клюшкованию и футболу в выпускающих организациях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и в учебном процессе сирот ссузов и вузов для обучающихся Иркутской области. Это дает возможность преодолеть социальные барьеры в спортивно-оздоровительной практике обучающихся сирот и осуществить стратегию успеха в освоение социально-оздоровительных навыков, формировании у них мотиваци-онно-потребностной сферы в области усвоения ценностей спорта, направленной на профилактику и коррекцию деформации личностных качеств, что вносит определённый вклад в развитие комплексной реабилитации обучающихся сирот Иркутской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмиянов В.В. Анализ количества детей-сирот занимающихся спортом в Иркутской области / В. В. Исмиянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). -С. 79-83.

2. Исмиянов, В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде / В.В. Исмиянов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. - 2014. - № 1 (2). - С. 59-62.

REFERENCES

1. Ismiyanov, V.V. (2014), "Analysis of the number of orphaned children engaged in sports in the Irkutsk Region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 79-83.

2. Ismiyanov, V.V. (2014), "Analysis of allocations of students-orphans in the context of studying the problems adapting them to the educational environment", Bulletin of Buryat State University. Release "Pedagogy", Vol. 2, No.1, pp. 59-62.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 796.011.1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Нурьят Хазерталевна Кагазежева, кандидат биологических наук, доцент, Виктория Петровна Шрам, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Коло-мийцева, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Петрова, кандидат биологических наук, Виктор Иванович Жуков, доктор педагогических наук, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Аминат Давлетовна Кагазежева, врач высшей категории, Центральная городская больница, г. Реутов, Московская область

Аннотация

Целью исследования являлась разработка и обоснование методики формирования правильной осанки у учащихся 11-12 лет средствами физической культуры. Было обследовано 67 школьников 5-6 классов. В ходе исследования, в соответствии с задачами, были применены констатирующий (естественный) и сравнительный (основной) педагогические эксперименты. Экспериментальные исследования выполнялись в средней общеобразовательной школе. Антропометрические исследования выполнялись по общепринятым методикам. Педагогическое тестирование включало в себя оценку функционального состояния мышц брюшного пресса, подъем туловища из положения, лежа на спине за 30 секунд, статическую силовую выносливость мышц спины. 3доровье школьников оценивалось при анализе медицинских карт учащихся, с помощью медработника. Было установлено, что ЛФК и массаж способствуют восстановлению нормальной амплитуды движений в верхних конечностях; массаж способствует снятию болевых ощущений в напряженных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.