Научная статья на тему 'СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ"'

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ" / ДЕТИ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

В статье рассматривается приоритетное направление комплексной реабилитации, психофизического развития и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), а именно спортивное воспитание в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Проводится анализ отсутствия условий спортивного воспитания детей-сирот в системе «ШКОЛА - СПО - ВУЗ», ориентированного на формирование целеустремленности, уверенности в себе, уравновешенности, стойкости, стабильности и сопротивляемости. Целью является рассмотрение сущности и выделение особенности спортивного воспитания детей-сирот в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Разработанное непрерывное спортивное воспитание может послужить основанием для проектирования федеральных и региональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Рыбина Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS EDUCATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY"

The article considers the priority direction of complex rehabilitation, psychophysical development and social adaptation of orphans and children left without parental care (hereinafter referred to as orphans), namely sports education in the conditions of the integrative educational complex "SCHOOL -SPO - UNIVERSITY". The analysis of the lack of conditions for the sports education of orphans in the "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY" system, focused on the formation of purposefulness, self-confidence, balance, resilience, stability and resilience, is carried out. The purpose is to consider the essence and highlight the features of sports education of orphans in the conditions of the integrative educational complex "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY". The developed continuous sports education can serve as a basis for designing federal and regional programs.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ "ШКОЛА - СПО - ВУЗ"»

верситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 126-130.

REFERENCES

1. Arkhipovskaya, E.P. (2020), "Professional and personal formation of orphans in organizations of secondary vocational education", Bulletin of Pushkin Leningrad State University, Vol. 2, pp. 120-140.

2. Bayer, E.A. (2013), Pedagogical system of formation of resilience of orphaned children by means of physical culture and sports in an orphanage, dissertation, Moscow.

3. Ismiyanov, V.V. (2015), Formation ofpersonal qualities of orphan students in the process of physical education, monograph, Irkutsk.

4. Ismiyanov, V.V. (2018), "Problems of development of physical and psychological health of orphan students in the modern system of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (165), pp. 126-130.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2022

УДК 796.011.1

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА - СПО -

ВУЗ»

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается приоритетное направление комплексной реабилитации, психофизического развития и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), а именно спортивное воспитание в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Проводится анализ отсутствия условий спортивного воспитания детей-сирот в системе «ШКОЛА - СПО - ВУЗ», ориентированного на формирование целеустремленности, уверенности в себе, уравновешенности, стойкости, стабильности и сопротивляемости. Целью является рассмотрение сущности и выделение особенности спортивного воспитания детей-сирот в условиях интегративного образовательного комплекса «ШКОЛА - СПО - ВУЗ». Разработанное непрерывное спортивное воспитание может послужить основанием для проектирования федеральных и региональных программ.

Ключевые слова: спортивное воспитание, интеграция «школа - СПО - вуз», дети-сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183

SPORTS EDUCATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION "SCHOOL - SPO -

UNIVERSITY"

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University

Abstract

The article considers the priority direction of complex rehabilitation, psychophysical development and social adaptation of orphans and children left without parental care (hereinafter referred to as orphans), namely sports education in the conditions of the integrative educational complex "SCHOOL -SPO - UNIVERSITY". The analysis of the lack of conditions for the sports education of orphans in the "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY" system, focused on the formation of purposefulness, self-confidence,

balance, resilience, stability and resilience, is carried out. The purpose is to consider the essence and highlight the features of sports education of orphans in the conditions of the integrative educational complex "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY". The developed continuous sports education can serve as a basis for designing federal and regional programs.

Keywords: sports education, integration of "SCHOOL - SPO - UNIVERSITY", orphans.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в российском профессиональном образовании деятельность по личност-но-профессиональной подготовке (далее - ЛПП) обучающихся сирот, в основном осуществляется образованием и обучением. Отсутствует единая система поддержки и сопровождения их в сфере спортивной культуры, в которой воспитательная деятельность должна быть направлена на решение других принципиально-важных задач, комплексной реабилитации, личностно-профессионального развития и воспитания, в контексте профилактики и коррекции деформационных изменений личностных качеств, приобретённых вследствие полученных психофизических травм в сложной жизненной ситуации [1, 4]. Несмотря на довольно значительный опыт воспитательной работы в профессиональном образовании, подавляющее большинство преподавателей, тренеров, занимающихся с обучающимися сиротами, опираются в процессе воспитания только на собственную практику. Следует признать, что социально-направленная деятельность в спортивном воспитании обучающихся сирот, совершено, не воплощается в действительность, в силу того, что существует серьезный недостаток научно-методической базы, практических исследований, условий и неправильное представление её целесообразности [2, 3].

Таким образом, исследование социальной, физической и психологической подготовленности обучающихся сирот и изучение существующих проблем, дают основание для применения системного подхода в построении теоретической структуры ЛПП.

Целью исследования является создание структуры модельных характеристик ЛПП обучающихся сирот для эффективного личностного развития, воспитания и социальной адаптации к профессиональной деятельности и современным условиям самостоятельной жизни.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, социолого-педагогический анализ проблемы ЛПП обучающихся сирот в системе профессионального образования.

Изучено изнутри проблема на констатирующем этапе (2004-2022 гг.) (n=6815 чел.) в четырёх детских домах и школах-интернатах, шести средних профессиональных организациях и восьми высших учебных заведениях Иркутской области. Далее, реализовав педагогические эксперименты в 2009-2019 гг. (n=62 чел.) на базе Иркутского государственного университета путей сообщения и в 2019-2022 гг. (n=48 чел.) на базе Чурапчин-ского государственного института физической культуры и спорта (далее - ЧГИФКиС) и Чурапчинской республиканской спортивной средней школы-интерната олимпийского резерва им. Д.П. Коркина, мы пришли к выводу, что для повышения уровня становления жизненно-значимых личностных качеств обучающихся сирот необходим концептуальный подход. Вместе с тем, имеются социально-экономические трудности профессионального образования организовывать поддержку и сопровождение обучающихся сирот в процессе непрерывного спортивного воспитания и социализации, и оценивать результаты ЛПП.

В контексте представленного научного труда, мы считаем, что следует рассмотреть в Правительстве Российской Федерации реально существующую ценность процесса ЛПП обучающихся сирот в интегративном спортивно-образовательном комплексе «школа -СПО - вуз» на базе ЧГИФКиС, не имеющего аналогов в России, эффективно влияющего на социализацию и личностные установки обучающихся сирот для успешного жизнеустройства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Впервые в научной литературе дана целостная, комплексная характеристика ЛПП обучающихся сирот, которая определяется мотивационным, оздоровительным, коммуникативным, морально-волевым, социальным, эмоциональным компонентами. И тот и другой из шести компонентов, выступает в роли описания самой ЛПП обучающихся сирот, готовности их к стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (таблица).

Таблица - Структура модельных характеристик ЛИП обучающихся сирот

Компоненты ЛПП Профессиональные навыки

Мотиваци-онный Профессионально-личностное самоопределение Способность быть личностно-ориентированным на получение профессии; пользоваться знаниями, умениями и навыками социально-спортивной подготовкой в трудовой и личной жизни; создание семьи

Оздоровительный Психомоторные качества Умение работать продолжительное время в любой трудовой и личностной деятельности

Здоровый образ жизни Умение следить за своим здоровьем, самостоятельно вести спортивный образ и стиль жизни

Морально-волевой Волевые качества Приобретение навыков выдержке, настойчивости, решительности, самостоятельности

Коммуникативный Коммуникативные качества Повышение уровня конструктивного общения; снижение агрессивных реакций в поведении

Социальный Личностные качества Умение быть целеустремлённым, организованным, ответственным, уверенным в себе, самостоятельным

Социальная адаптация Способность противостоять к нервным и физическим нагрузкам; снижению уровня тревожности; стрессоустойчивость

Социальное жизнеустройство Умение распределять бюджет; организовать свой быт; организовывать режим труда и свободного времени и др.

Эмоциональный Эмоциональные качества Способность осуществлять контроль над своими чувствами и эмоциями; отвечать за собственные поступки

Чувство одиночества Умение входить в новый коллектив; повышать свою самооценку; сравнивать себя с новыми достижениями

Личная самореализация Принятие социальных норм в обществе; умение правильно находить подходы к решению возникших проблем

ВЫВОДЫ

Обращаясь к теме нашего исследования, можно констатировать, что разработанная структура модельных характеристик ЛПП обучающихся сирот необходима для повышения уровня комплексной реабилитации, личностного развития и воспитания, в контексте профилактики и коррекции деформационных изменений личностных качеств, приобретенных вследствие возвратов из опекунской семьи в выпускающие организации, конфликтов и жестокого обращения, насилия со стороны взрослых, бродяжничества и других существующих проблем в российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Байер Елена Александровна. - Москва, 2013. - 40 с.

2. Исмиянов В.В. Анализ количества детей-сирот, занимающихся спортом в Иркутской области / В.В. Исмиянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). -С. 79-83.

3. Исмиянов В.В. Теория и практика психофизического развития студентов-сирот в процессе организации физкультурной деятельности : монография / В.В. Исмиянов. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2014. - 175 с.

4. Исмиянов В.В. Влияние занятий физической культурой на качественные изменения психоэмоционального состояния студентов-сирот / В.В. Исмиянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (118). - С. 207-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.