Модель учебного процесса с применением дидактических игр в обучении по курсу «Педагогика» курсантов военных институтов войск Росгвардии
Горошилова Юлия Алексеевна,
адъюнкт Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Предметом педагогического дискурса последних лет является обоснование разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс военных институтов более совершенных методов, побуждающих обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, что обусловлено предъявлением качественно новых требований к организации, содержанию и методике процесса обучения курсантов. Одним из таких методов является дидактическая игра. Игры раньше активно использовались в учреждениях высшего образования, но на современном этапе игровые методы проникают в учебный процесс еще более активней, исследования применения игр в обучении сегодня как никогда востребованы и популярны. Проблема исследования заключается в разработке инновационной методики обучения курсантов с применением дидактических игр в военных институтах Росгвардии. Целью исследования является разработка и обоснование модели учебного процесса с активным использованием дидактических игр в обучении учебной дисциплине «Педагогика». В исследовании использовались методы анализа, синтеза, обобщения, беседы, наблюдения, анкетирования, экспертного оценивания, усреднения оценок и статистической обработки данных. В результате исследования доказана эффективность предложенной модели учебного процесса с применением дидактических игр в обучении курсантов педагогике. Ключевые выводы: представлена модель учебного процесса с применением дидактических игр и определены принципы ее построения и методические условия реализации; методика оценки эффективности применения методической системы обучения; результаты экспериментальной работы по реализации предложенной модели учебного процесса. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями вузов в учебно-воспитательном процессе при разработке занятий с использованием дидактических игр.
Ключевые слова: педагогика, игровые методы, дидактическая игра, модель учебного процесса, критерии эффективности, методика оценки, курсанты, военные институты Росгвардии.
о с
CJ
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями войск национальной гвардии Российской Федерации в подготовке будущих офицеров, обладающих высоким уровнем педагогической подготовки, способных эффективно решать учебно-воспитательные задачи как в мирное, так и в военное время и постоянно повышать уровень своего профессионально-педагогического мастерства. Особая роль в профессионально-педагогической подготовке курсантов отводится дисциплине «Педагогика», в процессе освоения которой происходит процесс «формирования» активного и сознательного гражданина и защитника Родины, всесторонне и гармонически развитой личности, а также приобретение специальных педагогических знаний, необходимых для эффективного управления воинскими коллективами, квалифицированной организации работы с личным составом подразделений войск. Так, приоритетным направлением является поиск новых методик обучения для повышения эффективности обучения «Педагогике», в связи с большим объемом изучаемого материала и недостаточным количеством контактных часов на его реализацию. Одной из вариантов повышения эффективности обучения курсантов таких методик является использование в обучении игровых методов обучения. Игра в обучении, по взглядам многих исследователей, является эффективным методом, а по мнению обучающихся не только эффективным, но и интересным. Эту точку зрения подтверждают и результаты проведённого среди курсантов Санкт-Петербургского военного Ордена Жукова института ВНГ РФ исследования. Так, респонденты из числа обучающихся отметили актуальность использования игровых методов обучения и высказали желание в дальнейшем участвовать в проведении учебных игр на занятиях. Но вместе с тем, только 24 (31%) опрошенных отмечают использование игровых методов обучения профессорско-преподавательским составом в ходе обучения. По результатам проведенного опроса профессорско-преподавательского состава нами подтверждено, что преподаватели отмечают положительные стороны использования игровых методов в обучении курсантов. Из числа опрошенных только 30 (57%) респондентов применяют дидактические игры в ходе проведения занятий с курсантами, 26 (43%) довольно редко используют в своей педагогической деятельности метод дидактической игры.
Это связано с тем, что применение игровых технологий в системе предметного обучения курсан-
тов имеет немало сложностей. Основная из них -отсутствие педагогически обоснованных методических разработок по их применению в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии. Игровые методы в учебном процессе военных институтов, как правило, используются, но происходит это достаточно бессистемно и фрагментарно; - важностью и концептуальной основой педагогической подготовки в формировании будущих офицеров по работе с личным составом, реализуемой в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика», и большим объемом базовой и вариативной части учебной дисциплины, изучаемой в сжатое количество контактных часов.
Для разрешения противоречий была разработана модель учебного процесса с применением дидактических игр в обучении дисциплине «Педагогика» курсантов военных институтов войск Росгвардии, предназначение которой - обеспечить повышение эффективности формирования профессиональных компетенций курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации.
Классическим определением «модели» в педагогике является определение, данное В.А. Штоф-фом. Под моделью ученым понимается такая мысленно представляемая и реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [14, с. 5].
В.В. Краевский рассматривает модель как систему взаимосвязанных элементов, которая воспроизводит: связи, функции и определенные стороны предмета исследования [9, с. 107].
И.П. Подласый в своих трудах под педагогической моделью понимает такую мысленно представленную, либо реально воплощенную систему, которая способна не только отобразить предмет исследования, но и заместить его так, что изучение модели позволяет получить ранее не известную информацию об этом объекте [12, с. 43].
А.Н. Дахин, определяет модель, как систему логически обоснованных и закономерно вытекающих элементов, которые включают в себя: цели, содержание и педагогические технологии [5].
Е.А. Лодатко предлагает следующее определение педагогической модели - это мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования [11].
Под педагогической моделью учебного процесса с применением дидактических игр в процессе обучения учебной дисциплине «Педагогика» курсантов военных институтов Росгвардии, мы понимаем спроектированный образец наиболее совершенного учебного процесса, представленный в виде цепочки взаимосвязанных этапно компонентов применения игры, отражающую структурно-функциональные связи процес-
са профессионально-педагогической подготовки курсантов и ее составляющих компонентов. Цель создания экспериментальной модели учебного процесса дисциплине «Педагогика» - инновационная перестройка педагогической подготовки курсантов на основе активного использования игровых технологий во время всего процесса обучения для повышения качества профессиональной педагогической подготовки будущих офицеров по работе с личным составом Росгвардии.
В состав модели применения дидактической игры со вошли типичные для дидактической системы компоненты (целевой, содержательный, организационный, технологический и результатиру-ющий):
Целевой компонент (профессиональные умения, формируемые в процессе применения игр) составили обучающие, воспитательные и развивающие цели обучения дисциплине «Педагогика». Это профессионально педагогически-управленческое мастерство; умение обучающихся работать в команде; нравственная и профессионально-педагогическая надежность будущих офицеров; выработка индивидуального стиля професиональ-ной деятельности и самоконтроля обучающихся.
Содержательный компонент (тематика учебной учебных игр в соответствии с тематикой дисциплины «Педагогика» (Таблица 1)). Содержание тематики дисциплины направленно на: а) проектирование, историю педагогических, воспитательных и дидактических систем; б) организацию и развитие педагогических, воспитательных и дидактических систем; в) решение конкретных учебно-воспитательных задач в процессе обучения. Содержание в свою очередь служит базисом для разработки следующих компонентов применения игры.
Организационный компонент (организация проведения игр) предполагает: разработку нормативной документации проведения игр; методическую подготовку преподавателя и обучающихся; создание условий для проведения игр.
Технологический компонент (использование классов игр в обучении). Предполагает использование преподавателем технологий проведения игры от простого к более сложному. Так, это использование локальных (отдельных) учебных игр, постепенное усложнение игр (усложненные игры, охватывающие несколько аспектов) и самый сложный класс - комплексные игры, включающие в себя комплексные задачи.
Результирующий компонент отражает степень достижения поставленных целей использования игр в обучении курсантов. Компонент включает в себя: а) коллективную оценку, оценку группой каждого участника и самооценку обучающихся; б) подведение общего итога игровой познавательной деятельности обучающихся преподавателем и оценку достижения целей занятия.
Реализация модели обучения требует обязательного выполнения таких методических условий, как: внесение изменений в учебно-методическое обеспечение дисциплины; разработка замысла
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
и плана проведения занятий; методическая подготовка преподавателя к применению игрового метода и подготовка обучающихся.
В процессе реализации экспериментальной модели обучения выделены такие дидактические принципы, реализация которых приводит к повышению эффективности процесса обучения. Это принципы: эффекта; партнерства; индивидуализации обучения; уровневой дифференциации обучения; обучающей направленности игрового моделирования.
Проверка экспериментальной модели обучения с активным использование дидактических игр учебной дисциплине «Педагогика» сопровождалась разработкой соответствующих критериев оценки. Был проведён анализ отечественных и зарубежных исследований в этой области: Ю.К. Ба-банского [1], А.В. Барабанщикова [2], В.П. Давыдова [2], А.А. Деркач [6], В.И. Загвязинского [8], А.П. Шарухина и Т.Г. Шарухиной [13], Э.Н. Дьякова [7], А.В. Курилова [10], Э.В. Дарбиняна [4], Chen W., Mason S., Stanistszewski C., Upton A., Valley M. [15], Denny, P [16], Karl Kapp [17], Liu S., Xu X [18], По результатам проведенного анализа автором были выделены два критерия, позволяющие оценить качество применения и качество результата использования дидактических игр, которые представлены в таблице 2.
Качество применения игр в исследовании оценивается с помощью экспертной оценки. В качестве экспертов выступили: ведущий преподаватель по дисциплине «Педагогика», курсанты, командиры взводов, отвечающие за организацию самостоятельной работы. Оценивались: каждое занятие и подготовка к нему. По уровневой шкале (низкий; средний; высокий).
Таблица 1. Критерии и показатели эффективности использования методической системы обучения в предметном образовании (дисциплина «Педагогика»)
Критерий Показатель
Качества применения игр Технологический аспект применения игр а) педагогическая целесообразность проведения игры и разработанность ее сценария; б) четкое определение планируемых результатов как итога применения игровой технологии; в) разработанность критериев и технологии оценки получаемых результатов; г) достижение запланированного результата
Организационный аспект применения игр а) осуществление подготовки руководителя занятия к применению дидактической игры; б) постановка задач на самоподготовку для своевременного ознакомления обучающихся со сценарием и распределения ролей и т.д. в) контроль распределения времени при проведении игры, активного участия курсантов
Окончание
Критерий Показатель
Качества результата Мотивацион-ный а) интерес к учебному материалу занятия; б) стремление добиться наивысшего результата на занятии; в) стремление добиться наивысшего результата за изучение всей дисциплины; г) стремление продолжить расширение профессионально-педагогического кругозора вне занятий; д)степень удовлетворенности проявляемым старанием и достигаемыми результатами обучения
Компетентности Знания и умения курсантов по итогам изучения дисциплины «Педагогика», определенные учебной программой курса.
Саморегуляционный а) Интеллектуальный самоконтроль - самоанализ, самооценка и самокоррекция деятельности. б) Физический самоконтроль -поддержание себя в «рабочем» состоянии на протяжении занятия; самоконтроль своего функционального состояния. в) Эмоциональный самоконтроль - контроль собственных эмоций и состояний для эффективного решения задач обучения
Оценка качества результата применения дидактических игр оценивается курсантами по бланку оценки разово, по завершению курса обучения в экспериментальной и контрольных группах; ведущим преподавателем и командирами подразделений в виде экспертной оценки, по аналогичной предыдущего шкале критерия.
Результаты экспериментальной работы
В результате оценки технологического аспекта высокий уровень применения игр оценен в 54 (90%), средний в 29 (32,2%) и низкий в 7 (7,8%) случаях применения дидактических игр. В результате оценки организационного аспекта высокий уровень применения игр оценен в 37 (41,1%), средний в 42 (46,7%) и низкий в 11 (12,2%) случаях применения дидактических игр. Можно сделать вывод, что в целом технологический и организационные аспекты применения игр на практических и семинарских занятиях по дисциплине «Педагогика» оценены на высоком и среднем уровнях, но вместе с тем на некоторых занятиях преподавателям вносились коррективы для достижение дидактических целей обучения курсантами, которые были внесены в экспериментальную модель обучения.
В ходе оценки уровня влияния игр на мотивацию курсантов проверялись следующие гипотезы: Н0: Уровень влияния дидактических игр на мотивацию у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной и традиционной методи-
ке не имеет существенных различий. Н1: Уровень влияния дидактических игр на мотивацию у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной методике, будет выше, чем у групп, изучающих дисциплину по традиционной методике. В результате статистической обработки данных подтвердилось, что влияния дидактических игр на мотивацию у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной методике, будет выше, чем у групп, изучающих дисциплину по традиционной методике. Динамика показателей уровня влияния игр на мотивацию курсантов экспериментальной и контрольных групп представлена на рис. 1.
65,2
сти от применения традиционной и экспериментальной методики обучения. В экспериментальной и контрольной группе № 2 показатели по критерию находятся приблизительно на одном уровне. В результате статистической обработки данных по критерию подтвердилось, что влияния дидактических игр на формирование саморегуляции у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной методике и традиционной методике обучения не имеет существенных различий. Динамика показателей уровня влияния игр на саморегуляцию курсантов экспериментальной и контрольных групп представлена на рис. 3.
63,8
ЭГ КГ1 КГ2
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Рис. 1. Динамика уровня влияния игр на мотивацию курсантов
Анализируя полученные результаты уровня влияния игр на компетентность курсантов, можно говорить о том, что уровень влияния применение игр на компетентность курсантов в трех группах находится в большинстве своем на среднем и высоком уровне, вне зависимости от применения традиционной и экспериментальной методики обучения. Однако в экспериментальной группе показатели по критерию являются более высокими. Для статистического подтверждения результатов исследования и определения существенности статистической разницы между тремя наборами данных при сравнении уровней влияния игр на компетентность курсантов во всех группах был проверялись следующие гипотезы: Н0: Уровень влияния дидактических игр на формирование компетентности у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной и традиционной методике не имеет существенных различий. Н1: Уровень влияния дидактических игр на формирование компетентности у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной методике, будет выше, чем у групп, изучающих дисциплину по традиционной методике. В результате обработке данных по критерию подтвердилось, что влияния дидактических игр на формирование компетентности у обучающихся при изучении дисциплины «Педагогика» по экспериментальной методике, будет выше, чем у групп, изучающих дисциплину по традиционной методике. Динамика показателей уровня влияния игр на компетентность курсантов экспериментальной и контрольных групп представлена на рис. 2.
Анализируя полученные результаты по показателю саморегуляции, мы можем говорить о том, что влияние уровня применение игр на саморегуляцию курсантов в трех группах находится в большинстве своем на высоком уровне, вне зависимо-
■ ЭГ
■ КГ1
■ КГ2
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Рис. 2. Динамика уровня влияния игр на компетентность курсантов
ЭГ КГ1 КГ2
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Рис. 3. Динамика уровня влияния игр на саморегуляцию курсантов
Итог экспериментальной работы заключается в повышении эффективности формирования мотивации и компетентности курсантов в экспериментальной методической системе обучения в отличие от традиционной. Однако уровень формирования саморегуляции у обучающихся дисциплине «Педагогика» по экспериментальной и традиционной методике не имеет существенных различий.
Вывод: таким образом, представленные результаты экспериментальной работы позволяют заключить, что применение предложенной автором модели учебного процесса с применением дидактических игр в обучении дисциплине «Педагогика» курсантов военных институтов войск Росгвардии воспроизводимо обеспечивает повышение эффективности формирования мотивации к обучению дисциплине и компетентности в области педагогики будущих офицеров по работе с личным составом войск.
Литература
1.
2.
педагогические
Бабанский Ю.К. Избранные труды. М.: Педагогика, 1989. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера: Науч. поиски, войсковой опыт, практ. рекомендации, взгляд в будущее / А.В. Бара-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
5,5
банщиков, С.С. Муцынов. - М.: Воениздат, 1985. - 159 с.
3. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология и 031300 - Соц. педагогика» / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. - Москва: Логос, 2006 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 127 с.
4. Дарбинян Э.В. Формирование профессиональных ценностей курсантов военных институтов Росгвардии в предметном обучении / Э.В. Дарбинян / Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб, 2017. - 24 с.
5. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/modelirovanie-v-pedagogike (дата обращения: 15.11.2021).
6. Деркач А.А. Акмеологическая оценка компетентности государственных служащих / А.А. Деркач / Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.,2007. - 164с.
7. Дьяков Э.Н., Шарухин А.П. Концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ / Э.Н. Дьяков, А.П. Шарухин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 63-67.
8. Загвязинский В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Заг-вязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1. - С. 3-6.
9. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
10. Курилов А.В. Инновационная дидактическая система инженерной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии / А.В. Курилов / Автореферат ... дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. -СПб., 2020. - 26с.
11. Лодатко, Е.А. Типология педагогических моделей //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. С. 126-128.
12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
13. Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. К вопросу о методической системе обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе гуманитарной подготовки / А.П. Шарухин, Т.Г. Шарухина / Вестник научных конференций. - 2018. - № 10-1. -
° С.120-121.
" 14. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.;
§ Л.: Наука, 1966.
~ 15. Chen W., Mason S., Stanistszewski C., Upton
I A., Valley M. Assessing the quality of teachers'
teaching practices. Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2012. No. 24. pp.22-41
16. Denny, P. The effect of virtual achievements on student engagement / P. Denny // CHI'13. Changing perspectives: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 2013. - Pp. 763-772
17. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. - San-Francisco: John Wiley & Sons, 2012, p. 302
18. Liu S., Xu X., Stronge J.H. Chinese middle school teachers' preferences regarding performance evaluation measures / Educational Assessment, Evaluation, Accountability. - 2016. - № 28. -pp. 161-177.
MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF DIDACTIC GAMES IN TEACHING THE COURSE "PEDAGOGY" OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN GUARD TROOPS
Goroshilova Yu.A.
St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation
The subject of the pedagogical discourse of recent years is the rationale for the development and introduction of more advanced methods into the educational process of military institutions, encouraging students to active thinking and practical activities in the process of mastering educational material, which is due to the presentation of qualitatively new requirements for the organization, content and methodology of the cadets' training process. One of these methods is a didactic game. Games used to be actively used in institutions of higher education, but at the present stage, game methods penetrate into the educational process even more actively, studies of the use of games in teaching are more in demand and popular today than ever. The problem of the research is the development of innovative methods of training cadets using didactic games in the military institutes of the Russian Guard. The purpose of the study is to develop and substantiate a model of the educational process with the active use of didactic games in teaching the academic discipline "Pedagogy". The study used methods of analysis, synthesis, generalization, conversation, observation, questioning, expert evaluation, averaging of estimates and statistical data processing. As a result of the study, the effectiveness of the proposed model of the educational process with the use of didactic games in teaching cadet's pedagogy is proved. Key conclusions: a model of the educational process with the use of didactic games is presented and the principles of its construction and methodological conditions for implementation are determined; a methodology for evaluating the effectiveness of the methodological system of training; the results of experimental work on the implementation of the proposed model of the educational process. The materials of the article can be used by university teachers in the educational process when developing classes using didactic games.
Keywords: pedagogy, game methods, didactic game, educational process model, performance criteria, evaluation methodology, cadets, military institutes of the Russian Guard.
References
1. Babansky Yu.K. Selected pedagogical works. M .: Pedagogy, 1989.
2. Drummers A.V. Officer's pedagogical culture: Scientific. searches, military experience, practical. recommendations, look into the future / A.V. Barabanshchikov, S.S. Mutsynov. - M .: Voe-nizdat, 1985. - 159 p.
3. Davydov V.P. Methodology and technique of psychological and pedagogical research: textbook. manual for university students studying in the specialties: 031000 - Pedagogy and psychology and 031300 - Social. pedagogy "/ V.P. Davydov, P.I. Obraztsov,
A.I. Uman. - Moscow: Logos, 2006 (GUP IPK Ulyan. House of the press). - 127 p.
4. Darbinyan E.V. Formation of professional values of cadets of military institutes of the Russian Guard in subject training / E.V. Darbinyan / Abstract dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02. - SPb, 2017. - 24 p.
5. Dakhin A.N. Modeling in pedagogy // Ideas and ideals. 2010. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mode-lirovanie-v-pedagogike (date of access: 15.11.2021).
6. Derkach A.A. Acmeological assessment of the competence of civil servants / A.A. Derkach / Tutorial. - 2nd ed., Add. and revised - M., 2007. - 164p.
7. Dyakov E.N., Sharukhin A.P. The concept of state-patriotic education of cadets of military educational organizations of higher education of the troops of the National Guard of the Russian Federation / E.N. Dyakov, A.P. Sharukhin // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 62-4. - S.63-67.
8. Zagvyazinsky V.I. Change of social functions of education and its strategic guidelines during the period of modernization / V.I. Zagvyazinsky // Innovation projects and programs in education. - 2012. - No. 1. - P. 3-6.
9. Kraevsky V.V. Methodology of Pedagogy: A Handbook for Educational Researchers. - Cheboksary: Publishing house of Chuvash, university, 2001. - 244 p.
10. Kurilov A.V. Innovative didactic system of engineering training of cadets of military educational institutions of higher education of the Russian Guard / A.V. Kurilov / Abstract ... diss. Cand. ped. Sciences: 13.00.08. - SPb., 2020. - 26p.
11. Lodatko, EA Typology of pedagogical models // Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2014.S. 126-128.
12. Podlasy I.P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers: textbook. manual for universities / I.P. Podlasy. - M .: VLADOS-press, 2004. - 365 p.
13. Sharukhin A.P., Sharukhin T.G. On the question of the methodological system of training cadets of military educational institutions of higher education in the process of humanitarian training / A.P. Sharukhin, T.G. Sharukhina / Bulletin of scientific conferences. - 2018. - No. 10-1. - S. 120-121.
14. Shtoff VA Modeling and philosophy. M .; L .: Nauka, 1966.
15. Chen W., Mason S., Stanistszewski C., Upton A., Valley M. Assessing the quality of teachers' teaching practices. Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2012. No. 24. pp. 22-41
16. Denny, P. The effect of virtual achievements on student engagement / P. Denny // CHI'13. Changing perspectives: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 2013. - Pr. 763-772
17. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. - San-Francisco: John Wiley & Sons, 2012, p. 302
18. Liu S., Xu X., Stronge J.H. Chinese middle school teachers' preferences regarding performance evaluation measures / Educational Assessment, Evaluation, Accountability. - 2016. -No. 28. - pp. 161-177.