Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна

Электронный учебник является одним из основных элементов электронной образовательной среды. Электронный учебник как дидактическое средство обучения способствует активизации познавательной деятельности курсантов, повышению интереса к познанию окружающей действительности, развитию умственных способностей и тем самым повышению качества подготовки курсантов. Цель настоящего исследования заключалась в определении сущности, содержания и функций электронного учебника «Психология и педагогика», а также принципов его использования в образовательном процессе военного вуза. Использование электронного учебника в процессе обучения курсантов опирается на дидактические принципы научности и доступности, последовательности и систематичности изложения учебного материала, практической направленности, индивидуализации, межпредметности. Электронный учебник выполняет информационно-образовательную, воспитательно-развивающую, мотивационно-стимулирующую и контрольно-корректирующую функции. Эффективность образовательного процесса повышается благодаря широкому применению электронного учебника на всех видах учебных занятий, а также при организации самостоятельной работы курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTBOOK AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF MILITARY EDUCATION

The electronic textbook is one of the main elements of the electronic educational environment. The electronic textbook as a didactic means of teaching helps to activate the cognitive activity of cadets, to increase interest in learning about the surrounding reality, to develop mental abilities and thereby to improve the quality of training of cadets. The purpose of this study was to determine the essence, content and functions of the electronic textbook “Psychology and Pedagogy”, as well as the principles of its use in the educational process of a military university. The use of an electronic textbook in the course of training cadets is based on the didactic principles of scientific and accessibility, consistency and systematicity of the presentation of educational material, practical orientation, individualization, intersubject. The electronic textbook performs information-educational, educational-developing, motivational-stimulating and control-correcting functions. The effectiveness of the educational process is increased due to the widespread use of the electronic textbook in all types of training sessions, as well as in the process of organizing the independent work of cadets.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Электронный учебник как средство повышения качества военного образования / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 33-37.

УДК 378 ББК 74.58

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. С. Елагина

Электронный учебник является одним из основных элементов электронной образовательной среды. Электронный учебник как дидактическое средство обучения способствует активизации познавательной деятельности курсантов, повышению интереса к познанию окружающей действительности, развитию умственных способностей и тем самым повышению качества подготовки курсантов. Цель настоящего исследования заключалась в определении сущности, содержания и функций электронного учебника «Психология и педагогика», а также принципов его использования в образовательном процессе военного вуза.

Использование электронного учебника в процессе обучения курсантов опирается на дидактические принципы научности и доступности, последовательности и систематичности изложения учебного материала, практической направленности, индивидуализации, межпредметности. Электронный учебник выполняет информационно-образовательную, воспитательно-развивающую, мотивационно-стимулирующую и контрольно-корректирующую функции. Эффективность образовательного процесса повышается благодаря широкому применению электронного учебника на всех видах учебных занятий, а также при организации самостоятельной работы курсантов.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, электронный учебник, самостоятельная работа, цифровая компетентность, подготовка курсантов.

На современном этапе развития военного образования одним из актуальных направлений является создание электронной образовательной среды, которая рассматривается как система сохранения, передачи и воспроизведения курсантами информации в электронном виде, контроля и оценки уровня сформированности знаний, умений и способов деятельности.

По мнению ученых, образовательная среда оказывает основополагающее воздействие на развитие личности, помогает молодым людям осознать свое место в обществе, реализовать личную жажду получения знаний, умений и навыков [1]. Образовательную среду следует рассматривать как средство формирования и развития личностных и профессиональных качеств, значимых для будущей военной деятельности офицера.

Электронная образовательная среда формируется и развивается благодаря воздействию на нее «нормативно-правового, информационного, технического, технологического и операцион-но-деятельностного обеспечения» [2, с. 266].

Необходимыми взаимосвязанными компонентами электронной образовательной среды

являются информационные ресурсы, программно-методические средства и контрольно-измерительные инструменты, благодаря которым организуются и осуществляются учебно-познавательная деятельность курсантов, мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Организация учебно-познавательной деятельности курсантов требует разработки содержания учебной дисциплины, включающего текстовой, иллюстративный и справочный учебный материал, соответствующего требованиям ФГОС ВО и учебной программе, методики или технологии подготовки курсантов в условиях электронного обучения, создания фонда оценочных средств, разработки критериев и показателей сформированности знаний и умений курсантов в рамках данной дисциплины, а также дидактических средств, необходимых для обеспечения и сопровождения познавательной деятельности курсантов.

Электронная образовательная среда, представляя целостное информационное пространство военного вуза, позволяет повысить эффективность военно-профессиональной подготовки

курсантов, обеспечить доступную связь преподавателя и курсанта не только в аудиторное, но и во внеаудиторное время

Одним из основных элементов электронной образовательной среды является электронный учебник как программный продукт обучения, способствующий активизации познавательной деятельности курсантов, повышению интереса к познанию окружающей действительности, развитию способностей, повышению качества обучения курсантов.

Под электронным учебником часто подразумевают электронное устройство (электронную книгу), предназначенное для демонстрации текста, обучающего мультимедийного материала; интерактивный материал для проверки знаний.

Электронный учебник — программно-методический комплекс, расположенный на магнитном переносном устройстве (жестком или гибком диске), обеспечивающий возможность усвоения учебного курса с помощью компьютера, самостоятельно или при участии преподавателя [3].

Электронный учебник в данной статье мы рассматриваем как дидактическое средство, используемое в учебном процессе и заменяющее или дополняющее традиционный учебник на печатной основе. В период активной цифровизации всех уровней образования электронный учебник приобретает первостепенное значение, так как является книгой, излагающей основы научных знаний изучаемых в вузе учебных дисциплин.

В исследовании И. П. Мединцевой электронный учебник определяется как создаваемое, распространяемое и используемое на основе информационных технологий средство обучения, которое отражает некоторую предметную область, представляет учебную информацию, помогает усвоению знаний, приобретению умений и навыков, осуществляет контроль результатов обучения [4].

На основе изучения психолого-педагогической литературы, различных подходов к определению структуры и содержания электронного учебника нами разработан электронный учебник «Психология и педагогика» для курсантов военного вуза, который состоит из следующих элементов:

1) теоретический материал, распределенный в два раздела (блока) — дисциплины «Психология» и «Педагогика», которые функционально связаны между собой и включают систему научных знаний;

2) задания и вопросы, предназначенные для закрепления полученных знаний и приобретения практических умений;

3) тесты по темам для организации текущего контроля и самоконтроля за усвоением знаний, умений и навыков.

В информационной части учебника размещены рисунки и схемы. В конце учебника представлен справочный материал, знакомящий курсантов с биографией и научным вкладом ведущих ученых — психологов и педагогов, глоссарий основных психологических и педагогических терминов. Таким образом, перечисленные элементы электронного учебника можно объединить в три блока: содержательно-информационный, инструментально-практический и контрольно-оценочный. Следует отметить, что требования к организации образовательного процесса в военном вузе не позволяют включать в электронный учебник гипертексты, видео- и аудиофрагменты, ссылки на электронные библиотеки и другие программные материалы.

Разрабатывая электронный учебник, мы ориентировались на дидактические принципы как нормативные требования к использованию его содержания и ориентировочно-методического аппарата в процессе обучения курсантов: принцип научности и доступности, последовательности и систематичности изложения учебного материала, практической направленности, индивидуализации, межпредметности.

Принцип научности ориентирует обучение на формирование у курсантов системы научных знаний конкретной учебной дисциплины в соответствии с уровнем развития соответствующей науки. При изучении учебного материала на высоком уровне научности следует соотносить его содержание и объем с познавательными способностями и физическими возможностями обучающихся, то есть учебный материал должен быть доступен каждому обучающемуся в соответствии с содержанием учебной программы и ФГОС ВО.

В дидактических требованиях принципа практической направленности четко прослеживается тесная связь теории и практики, что особенно важно при подготовке военных специалистов.

Принцип последовательности и систематичности изложения учебного материала позволяет формировать у курсантов прочные, осознанные знания и умения, развивать профессионально значимые личностные качества. Безусловно, содержание электронного учебника ориентировано на индивидуальный темп обучения курсантов, удовлетворение индивидуальных запросов, интересов и познавательных потребностей, а также на развитие познавательных способно-

стей, осуществление деятельности творческого и эмоционального характера. С использованием электронного учебника у курсантов появляется возможность определить индивидуальную траекторию обучения, составить свой план освоения учебной дисциплины.

Содержание электронного учебника конструировалось с учетом внутрипредметных и межпредметных связей двух фундаментальных наук — психологии и педагогики, которые органически дополняют друг друга, обогащая содержание взаимным применением знаний и навыков и наполняя познавательную деятельность курсантов новыми способами действий. Межпредметные связи психологии и педагогики способствуют формированию и развитию у курсантов умений самостоятельно осуществлять синтез знаний, перенос знаний и умений из одной научной области на предмет изучения другой.

Система тестового контроля включает набор тестов по основным темам курса. После выполнения тестовой работы курсантам предоставляются результаты, выраженные в процентах и баллах. Такой подход к самоконтролю позволяет курсантам объективно проверить и оценить свои первоначальные знания, определить характер ошибок, установить причину их возникновения, принять меры для устранения, вернуться к изучению неусвоенного учебного материала, тем самым обеспечивается гибкость самоуправления и управления образовательным процессом в целом. Кроме того, курсант всегда имеет возможность самостоятельно проверить уровень своих знаний, используя рубрику «Вопросы для самоконтроля» и тематические тесты.

Пояснительный текст дает возможность курсанту легко ориентироваться в содержании и структуре электронного учебника.

Принципиальным для разработки учебника являлось определение его основных функций.

Исследованию дидактических функций учебника посвящены работы отечественных педагогов и дидактов (Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. П. Подласый, М. И. Скаткин, В. И. Смирнов, Д. В. Чернилевский и др.), внесших существенный вклад в развитие отечественной дидактики. Глубокий анализ различных подходов к определению функций учебника был проведен в исследовании Е. Ю. Балалаевой [5].

На наш взгляд, электронный учебник выполняет три основные дидактические функции. Во-первых, это функция информационно-образовательная, поскольку учебник является источником научной информации, необходимой для

формирования системы предметных знаний. Во-вторых, он выступает средством организации образовательного процесса в вузе. В-третьих, учебник необходим для организации самообразования обучающихся.

Следует отметить, что электронный учебник имеет большой воспитательно-развивающий потенциал, нацеленный на формирование мировоззрения, личностных качеств курсантов, развитие их интеллектуальной и эмоциональной сфер, творческих способностей. Мотивацион-но-стимулирующая функция учебника направлена на развитие у курсантов познавательного интереса и ценностного отношения к изучаемой дисциплине, желания расширить свой научный кругозор, выйдя за рамки изучения учебного предмета, а контрольно-корректирующая функция учебника позволяет своевременно осуществить контроль и самоконтроль, скорректировать познавательную деятельность курсантов с учетом выявленных затруднений.

В образовательном процессе электронный учебник может активно использоваться на всех видах учебных занятий. Курсанты используют его для подготовки к лекциям, семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, контрольным работам, а преподаватели применяют электронный учебник, непосредственно организуя учебно-воспитательный процесс, направленный на изучение учебной дисциплины. Так, на лекции преподаватель, используя электронный учебник, может организовать показ слайдов, сопровождая его объяснением основных положений темы, комментариями к схемам и рисункам, размещенным в учебнике, обращением к ключевым терминам и персоналиям, тем самым активизируя познавательную деятельность курсантов.

Электронный учебник может использоваться на любом этапе проведения занятий: при изучении нового учебного материала, его повторении и закреплении, обобщении и систематизации, проверке и оценке усвоения предметных знаний, а также для организации самостоятельной деятельности курсантов как на занятиях, так и в процессе самоподготовки.

Самостоятельная работа с электронным учебником во внеаудиторное время или в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем [6].

С целью организации самостоятельной работы с электронным учебником курсантам предлагаются технологические карты, включающие цели, вопросы, подлежащие усвоению, задания

творческого характера, практико-ориентирован-ные задачи. Методические рекомендации по использованию электронного учебника позволяют курсантам быстро выполнить задание, осуществить самоконтроль и при необходимости вернуться к изучению вопросов или выполнению заданий, которые вызвали у них наибольшие затруднения.

Технологические карты разрабатываются с учетом характера познавательной деятельности курсантов и носят индивидуально-дифференцированный характер. Так, если цели обучения курсантов не превосходят базовый уровень усвоения психолого-педагогических знаний, то в учебно-воспитательном процессе могут использоваться репродуктивные либо ре-продуктивно-алгоритмические методы или технологии обучения, которые предполагают усвоение теоретических знаний и практических умений на уровне знакомства с основными научными фактами и понятиями, использование алгоритмов деятельности при выполнении практических работ. В этом случае курсантам предлагаются задания, требующие воспроизведения полученных знаний или применения знакомых умений, например: ответить на вопросы, составить схему, перечислить свойства и функции психических или педагогических явлений и процессов и др.

Если цели подготовки курсантов направлены на расширение психолого-педагогических знаний, формирование поисковой, эвристической и исследовательской деятельности, то в учебно-

воспитательном процессе, особенно во внеаудиторное время, целесообразно использовать активные методы и технологии обучения, включать курсантов в творческие виды деятельности, в исследовательские проекты, в работу военного научного общества курсантов, привлекать их к участию в научных конференциях.

Соответственно меняется характер заданий и деятельности. В технологической карте курсантам после изучения учебного материала по психологии или педагогике предлагается объяснить сущность психолого-педагогических явлений, раскрыть физиологический механизм психических процессов, установить причинно-следственные связи между явлениями, разработать конспект лекции или семинара, написать реферат по актуальным проблемам психологии или педагогики, подготовить сообщение, доклад, научную статью, исследовательский проект.

В заключение следует подчеркнуть, что систематическое и целенаправленное использование электронного учебника в обучении курсантов способствует повышению уровня военно-профессиональной подготовки будущих военных специалистов, их мотивации к учебной и самообразовательной деятельности, глубокому и осмысленному усвоению учебного материала в индивидуальном темпе, развитию системного мышления и научного мировоззрения, творческих способностей, созданию условий для повышения качества военного образования.

Библиографический список

1. Соловей, Д. В. Особенности образовательной среды военного вуза / Д. В. Соловей, В. И. Спирина // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. 36-43.

2. Артюхина, О. Ф. Электронная информационная образовательная среда военного вуза / О. Ф. Артюхина, О. В. Раецкая // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве : сб. материалов III Поволжской науч.-практ. конф. (Казань, 7-8 декабря 2017 г.) : в 2 т. — Казань : Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. — Т. 1. — С. 265-269.

3. Абубаева, А. Использование электронных учебников / А. Абубаева // Основы информатики. — 2006. — № 4. — С. 98.

4. Мединцева, И. П. Использование электронных учебных материалов при обучении математике / И. П. Мединцева // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 455-457.

5. Балалаева, Е. Ю. Функциональные особенности печатных и электронных средств обучения / Е. Ю. Балалаева // Психология, социология и педагогика. — 2015. — № 5. — URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4936 (дата обращения: 30.12.2020).

6. Коблова, Д. В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д. В. Коблова, С. А. Косарева // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Молодой ученый, 2012. — URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/59/2410/ (дата обращения: 26.12.2020).

For citation: Elagina, V S. Electronic textbook as a means of improving the quality of military education / V. S. Elagina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 33-37.

ELECTRONIC TEXTBOOK AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF MILITARY EDUCATION

V. S. Elagina

The electronic textbook is one of the main elements of the electronic educational environment. The electronic textbook as a didactic means of teaching helps to activate the cognitive activity of cadets, to increase interest in learning about the surrounding reality, to develop mental abilities and thereby to improve the quality of training of cadets. The purpose of this study was to determine the essence, content and functions of the electronic textbook "Psychology and Pedagogy", as well as the principles of its use in the educational process of a military university.

The use of an electronic textbook in the course of training cadets is based on the didactic principles of scientific and accessibility, consistency and systematicity of the presentation of educational material, practical orientation, individualization, intersubject. The electronic textbook performs information-educational, educational-developing, motivational-stimulating and control-correcting functions. The effectiveness of the educational process is increased due to the widespread use of the electronic textbook in all types of training sessions, as well as in the process of organizing the independent work of cadets.

Keywords: electronic educational environment, electronic textbook, independent work, digital competence, training of cadets.

References

1. Solovey D. V., Spirina V. I. Osobennosti obrazovatel'noj sredy voennogo vuza [Features of the educational environment of a military university], Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta [Bulletin of the Armavir State Pedagogical University], 2019, no. 2. pp. 36-43. (In Russian)

2. Artyukhina O. F., Raetskaya O. V. Jelektronnaja informacionnaja obrazovatel'naja sreda voennogo vuza [Electronic information educational environment of the military university], Sb. materialov III Po-volzhskoj nauch.-prakt.konf. "Priborostroenie i avtomatizirovannyj jelektroprivod v toplivno-jenergetiches-kom komplekse i zhilishhno-kommunal'nom hozjajstve" (Kazan', 7-8 dekabrja 2017 g.), v 21. [Digest of materials of the III Volga scientific and practical conference "Instrument making and automated electric drive in the fuel and energy complex and housing and communal services": (Kazan, 7-8 December 2017): in 2 vols.]. Kazan, Kazan State Energy University, 2017. Vol. 1, pp. 265-269. (In Russian)

3. Abubaeva A. Ispol'zovanie jelektronnyh uchebnikov [The use of electronic textbooks], Osnovy informatiki [Fundamentals of informatics], 2006, no. 4, pp. 98. (In Russian)

4. Medintseva I. P. Ispol'zovanie jelektronnyh uchebnyh materialov pri obuchenii matematike [The use of electronic educational materials in teaching mathematics], Molodoj uchjonyj [A young scientist], 2012, no. 11 (46), pp. 455-457. (In Russian)

5. Balalaeva E. Yu. Funkcional'nye osobennosti pechatnyh i jelektronnyh sredstv obuchenija [Functional features of printed and electronic learning tools], Psihologija, sociologija i pedagogi-ka [Psychology, sociology and pedagogy], 2015, no. 5, available at: http://psychology.snauka. ru/2015/05/4936 (accessed: 30.12.2020). (In Russian)

6. Koblova D. V., Kosareva S. A. Jelektronnyj uchebnik kak innovacionnoe sredstvo v obrazo-vatel'nom processe [Electronic textbook as an innovative tool in the educational process]. Materialy II Mezhdunar. nauch. konf. "Aktual'nye zadachi pedagogiki" (g. Chita, ijun' 2012 g.) [Materials of the II Intern. scientific. conf "Actual tasks of pedagogy" (Chita, June 2012)], Molodoj uchjonyj [A young scientist],, 2012, available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2410/ (accessed: 26.12.2020). (In Russian)

Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: V_275@mail.ru

Elagina Vera Sergeevna, professor of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukorovsky and Yu. A. Gagarin", Chelyabinsk, dr. ped. sciences, professor, e-mail: V_275@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.