УДК 37.034
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ
Татьяна Геннадьевна Шарухина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной
гвардии Российской Федерации
Аннотация
Состояние проблемы исследования: Становление высшей школы войск национальной гвардии Российской Федерации и постепенный, закономерный переход на новую педагогическую парадигму (антропоцентрическую, гуманистическую) приводит к необходимости критического анализа всех компонентов образовательного процесса в военных институтах Росгвардии. Образовательное пространство и образовательная среда относятся к ключевым компонентам образовательного процесса. Эффективность профессионально-педагогической подготовки курсантов зависит от качества их функционирования. Моделирование образовательного пространства и образовательной среды осуществлялось на базе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Цель статьи: определение основных профессионально-этических характеристик образовательного пространства и образовательной среды на основе выявления их взаимосвязи в военном институте Росгвардии. Результаты исследования: образовательное пространство военного института Росгвардии представляет континуум реальных и ментальных учебно-воспитательных объектов, условий, процессов, явлений, объединенных в границах места, образовательной программы и отраженных в сознании курсанта. Оно выполняет учебную, воспитательную и развивающую функции. Образовательная среда военного института Росгвардии-часть образовательного пространства, зона непосредственного соприкосновения с его объектами, явлениями, процессами, которые оказывают на него педагогическое влияние. Выводы: признаки образовательной среды, наполненной профессионально-этическим потенциалом: этическая целостность и многоас-пектность; интегративность профессионально-этического содержания; универсальность фундаментальных профессионально-этических понятий; достаточность взаимодополняющих профессионально-этических факторов; личностно-ориентированный характер; ограничение доступности для внешней среды; специфичность форм выражения в профессиональном общении.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда военного института, профессионально-этический потенциал.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p470-474
EDUCATIONAL SPACE AND THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ROSGVARDIYA MILITARY INSTITUTE: PROFESSIONAL AND ETHICAL
POTENTIAL
Tatiana Gennadievna Sharukhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, the head of department, Saint-Petersburg military Zhukov 's Order Institute of National Guard Troops of
the Russian Federation
Abstract
The state of the research problem: The formation of the higher school of the National Guard troops of the Russian Federation and the gradual, natural transition to a new pedagogical paradigm (anthropocen-tric, humanistic) leads to the need for a critical analysis of all components of the educational process in the Rosgvardiya military institutes. The educational space and the educational environment are the key components of the educational process. The effectiveness of the cadets' professional and pedagogical training depends on the quality of their functioning. The modeling of the educational space and educational environment was carried out on the basis of the St. Petersburg Military Zhukov's Order Institute of the Russian Federation National Guard Troops. The purpose of the article: the main professional and ethical characteristics determination of the educational space and the educational environment based on the identification of their relationship in the Rosgvardiya military institute. Research results: the educational space of the
Rosgvardiya Military Institute represents a continuum of real and mental educational objects, conditions, processes, phenomena, united within the boundaries of the place, the educational program and reflected in the cadet's consciousness. It performs educational and developmental functions. The educational environment of the Rosgvardiya Military Institute is a part of the educational space, a zone of direct contact with its objects. Conclusions: the signs of an educational environment filled with professional and ethical potential: the ethnic integrity and multidimensionality; the integrativity of professional and ethical content; the universality of fundamental professional and ethical concepts; the sufficiency of complementary professional and ethical factors; the person-centered nature; the limited accessibility for the external environment; the forms' peculiarity of expression in professional communication.
Keywords: the educational space, the educational environment of the military institute, the professional and ethical potential.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблемы повышения эффективности профессионально-этической подготовки будущих офицеров Росгвардии закономерно фокусирует внимание на характеристики образовательного пространства и образовательной среды, которые оказывают влияние на педагогические процессы. Почему и для чего необходимо обращение к данному аспекту организации образовательного процесса? Во-первых, высшая школа Росгвардии находится в самом начале своего становления, хотя и родилась из высшей школы внутренних войск МВД России. Однако новые задачи и новые условия существования и функционирования заставляют критически отнестись к накопленному опыту. Во-вторых, постепенный переход на новую педагогическую парадигму и смена ценностных ориентиров в подготовке офицерских кадров для войск требуют осознания изменений, которые должны произойти в образовательных «механизмах» обучения и воспитания курсантов. Без понимания образца, к которому следует стремиться, невозможно осуществить совершенствование образовательного процесса. Одним из основных «механизмов» в образовательном процессе выступает влияние на курсантов средовых условий. В связи с этим цель статьи заключается в определении основных профессионально-этических характеристик образовательного пространства и образовательной среды на основе выявления их взаимосвязи в военном институте Росгвардии.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Моделирование образовательного пространства и образовательной среды осуществлялось на базе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Логика моделирования образовательного пространства и образовательной среды включала: уяснение задачи-постановку цели-анализ понятий «пространство» и «образовательное пространство военного института Росгвар-дии», «среда» и «образовательная среда военного института Росгвардии», «военно-культурное пространство военного института Росгвардии»-определение «функций» -«модель». Уяснение задачи способствовало определению предметного поля и постановке цели. Цель выступила планируемым ориентиром. Понятийно-функциональный анализ рассматривался как интеллектуальный ресурс, позволяющий разработать модель посредством использования метода моделирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение образовательного процесса вряд ли возможно без осмысления понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда». Какими сущностными признаками они обладают и как соотносятся? Для ответа на этот вопрос целесообразно обратиться к анализу понятий «пространство» и «среда».
Пространство-понятие, обозначающее определенными границами место, в котором расположены в определенном порядке и единстве (континуально) объекты и процессы, которые воспринимает человек вне себя и на которые направлено его сознание [1]. В
пространстве объединены объекты, процессы и смыслы.
В военном институте Росгвардии существуют: материально-физическое, социальное, психологическое, информационное и другие пространства. Специфически военное предназначение перечисленных пространств объединяет их в военно-культурное пространство [4]. Та часть военно-культурного пространства военного института, в которой осуществляются процессы обучения, воспитания, развития курсантов, относится к образовательному пространству. Учитывая, что сознание есть деятельное отражение действительности, можно выделить сферы деятельности курсанта в образовательном пространстве военного института: учебную, служебную (понимаемую в широком плане: несение службы во внутреннем наряде, в карауле, привлечение к выполнению служебно-боевых задач по охране общественного порядка и т. д.), бытовую, досуговую, внутриколлектив-ную.
Таким образом, образовательное пространство военного института Росгвардии представляет континуум реальных и ментальных учебно-воспитательных объектов, условий, процессов, явлений, объединенных в границах места, образовательной программы и отраженных в сознании курсанта. Когда говорят об образовательном пространстве, тогда не обязательно подразумевают включенность в него конкретного курсанта. Образовательное пространство может быть и потенциальным пространством, смоделированным научной практикой [1, 3]. Но, в любом случае в профессионально-этическом плане образовательное пространство военного института должно быть насыщено моральными ценностями, закрепленными в учебной и служебно-боевой практике (культуре).
Образовательное пространство, в которое включен конкретный курсант, выполняет учебно-воспитательно-развивающую функцию, которая заключается в единстве процесса и результата освоения и присвоения обучающимся этических правил и способов жизнедеятельности. Процесс освоения курсантом этических правил и способов (этической культуры) определяет его субъектно-личностное развитие. Значимость данного процесса связана не только с освоением этических правил и способов учебной и служебно-боевой практики (культуры), но и с пониманием ценности именно этих этических правил и способов для существования и развития курсанта как личности будущего офицера. Последующее творческое изменение этических правил и способов в процессе жизнедеятельности, индивидуальный стиль их применения свидетельствует о развитии курсанта как индивидуальности. Все это говорит о том, что курсант способен эффективно выполнять должностные обязанности по предназначению.
Естественно, что наибольший интерес представляет степень наполненности образовательного пространства профессионально-этическими ценностями и возможностями их освоения. Моделирование образовательного пространства в военном институте показывает, что в его структуру включаются:
- система нормативно обусловленных (федеральными законами, указами Президента РФ, приказами Директора ФС ВНГ РФ и др.) этических норм и правил поведения;
- система неформальных этических правил поведения, сложившихся исторически и поддерживаемых традициями;
- система нравственных поступков курсантов, командиров курсантских подразделений, других начальников, профессорско-преподавательского состава;
- комплекс материальных и социальных объектов, влияющих на проявление этических норм и правил в поведении;
- этически «окрашенные» процессы, в которые вовлечены курсанты: учебный, служебный, боевой, культурно-досуговый, хозяйственно-бытовой, внутригрупповой;
- представления курсантов, командиров курсантских подразделений и других начальников, профессорско-преподавательского состава о профессиональной этике, профессионально-этической подготовке и нравственном смысле совершаемых поступков, содержании и тенденциях своего профессионально-этического развития и др.
Профессионально-этический потенциал образовательного пространства военного института Росгвардии связан с образовательной средой [5]. Создание в военном институте Росгвардии образовательной среды, которая бы способствовала профессионально-этическому формированию и развитию курсантов как будущих офицеров требует выделения того набора инвариантных существенных признаков, которые могут служить критериями для определения ее сущности и отличий от других понятий.
Понятие «образовательная среда военного института Росгвардии» вводится для описания того, с чем непосредственно соприкасается курсант, пока учится в образовательной организации и получает специальность и что непосредственно влияет на него. Поэтому важно определить наличие/отсутствие условий или возможностей для успешного освоения курсантом норм, принципов профессиональной этики, а также их реализации в процессе решения учебно-служебных задач. Фактически, необходимо говорить о личностно-ориен-тированной, педагогически целесообразной, этически насыщенной образовательной среде.
Как показывает практика, в образовательном процессе существует дилемма: нужно ли прилагать специальные педагогические усилия для организации образовательной среды с профессионально-этическим потенциалом или она обладает внутренними механизмами самоорганизации? Эта дилемма имеет двойной ответ: ее необходимо организовывать, но, в ней имеются и механизмы самоорганизации. Например, сформированные профессионально-этические традиции выступают в последующем фактором профессионально-этической самоорганизации курсантов.
Таким образом, можно прийти к заключению о том, что образовательная среда военного института Росгвардии-это часть образовательного пространства, зона непосредственного соприкосновения с ее объектами в процессе осуществления учебной, служебной, боевой, культурно-досуговой, хозяйственно-бытовой, внутриколлективной деятельности курсанта, которая наполнена профессионально-этическим содержанием (ценностями, нормами, правилами) и выступает фактором профессионально-этического формирования и развития обучающегося как субъекта деятельности, личности и индивидуальности.
ВЫВОДЫ
Образовательная среда выступает частью образовательного пространства и фактором непосредственного влияния на профессионально-этическое развитие курсанта. Образовательное пространство и среда должны быть насыщены профессионально-этическими ценностями.
К признакам образовательной среды, насыщенной профессионально-этическим потенциалом, следует отнести [2]:
1. Целостность и многоаспектность. Целостность предполагает единство социального, объектного, информационного, психологического, ценностно-этического, деятель-ностного и организационного компонентов.
Многоаспектность требует понимания, изучения и проектирования образовательной среды как сложного структурного явления, в котором нравственные ценности заполняют все составные части.
2. Интегративность профессионально-этического содержания (нормы, ценности, способы и формы деятельности и взаимоотношений) выступает определяющим фактором построения служебно-культурной среды подготовки будущих офицеров.
3. Универсальность-связывается с фундаментальными профессионально-этическими признаками служебно-культурной среды (например, долг-честь-ответственность-достоинство-мужество, дисциплина, взаимовыручка и др.), которые находят отражение во всех подразделениях военного института Росгвардии.
4. Достаточность взаимодополняющих профессионально-этических факторов влияния на курсантов.
5. Личностно-ориентированный характер, при котором отправной точкой организации профессионально-этической подготовки выступает личность курсанта. А служба, учеба, быт, досуг и т. д. служат средством.
6. Ограничение доступности для внешней среды вследствие особенностей решаемых курсантами учебно-служебных задач.
7. Специфичность форм выражения в служебно-профессиональном общении, выраженная особенностями и ролью профессионального языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : дис. ... д-ра пед. наук / Данилюк Александр Ярославович.-Ростов-на-Дону, 2001.-37 с.-
2. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.-2008.-№ 4 (14).-С. 21-27.
3. Пугачев А.В. Проблемы формирования отдельных качеств преподавателя в правовом образовательном пространстве / А.В. Пугачев // Философия образования.-2015.-№ 2.- С. 58-65.
4. Ромах, О.В, Военная культура в культуре социума / О.В. Ромах, Л.Г. Ларкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2014.-№ 11 (часть 1).-С. 92-95.
5. Харланова, Е.М. Субъектно-средовой подход как теоретико-методологическая стратегия исследования развития социальной активности будущих специалистов / Е.М. Харланов // Мир науки, культуры, образования.-2009.-№ 6 (18).-С. 134-137.
REFERENCES
1. Danilyuk, A.Ya. (2001), The Theoretical and Methodological Foundations of the Design of Integral Humanitarian Educational Spaces, dissertation, Rostov-on-Don.
2. Manuylov, Yu.S. (2008), "Conceptual Foundations of the Environmental Approach in Education", Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, Vol. 4, No. 14, pp. 21-27.
3. Pugachev, А. V. (2015), "Problems of Formation of Some Qualities of the Teacher in the Legal Educational Space", Philosophy of Education, Vol. 2, pp. 58-65.
4. Ramah, O.V. and Larkin, L.G. (2014), "Military Culture in the Culture of Society", International Journal of Applied and Fundamental Research, Vol. 11, No. 1, pp. 92-95.
5. Kharlanova, E.M. (2009), "Subjective-Environmental Approach as Theoretical and Methodological Strategy of Research into Social Activity Development with Future Specialists", World of Science, Culture, Education, Vol. 6, No. 18, pp. 134-137.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2023
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ БОКСА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Алексей Дмитриевич Шейдер, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара; Александр Николаевич Игошкин, старший преподаватель, Юлия Юрьевна Бережник, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Аннотация
Современные социально-экономические условия, цифровизация и наукоемкость основных сфер жизнедеятельности усложняют требования к современному специалисту, актуализируя проблему развития социально значимых качеств студентов технических вузов, позволяющих снизить