ке обучения иностранным языкам; с другой стороны, информационные технологии способствовали общему нововведению моделей обучения иностранным языкам, особенно экологии обучения студентов, 8 целом современные информационные технологии оказали глубокое влияние на распределение информационных ресурсов для обучения иностранным языкам, распределение ресурсов преподавателей, а также на способы преподавания и обучения, что привело к формированию новой информационной экологии обучения иностранным языкам. Каждый преподаватель китайского как иностранного должен четко осознавать, что преподавание китайского языка как иностранного в XXI веке является цифровым, интеллектуальными технологичным. Каждый преподаватель китайского как иностранного языка также должен проявить инициативу, чтобы повлиять на изменение в области образовательных технологий. Для этого ему необходимо тщательно исследовать реформу иноязычного образования в среде информационных технологий, включая повышение, прежде всего собственной цифровой грамотности [10]. Стоит отметить, что для того, чтобы дать преподавателям понять революционное влияние цифровых профессиональных компетенций на образование, необходимо проводить их в условиях социальных и культурных изменений. По сути, цифровые технологии -это культурные и идеологические изменения. Только тогда, когда преподаватели китайского языка как иностранного осознают социальное происхождение и культурную ценность глубокой интеграции цифровых технологий и практики преподавания китайского языка как иностранного, они смогут по-настоящему изменить свои поведенческие убеждения в изучении и овладении цифровыми профессиональными возможностями.
Литература:
1. Petrova, О. Pinigina, 6. Xu, В. Xie, Digital skills of a
modern foreign language teacher. Proceedings In:
1Р\1ТГО2021 15th annual International Technology, Education and Development Conference. - Spain, 3-9 March 2021.-C 5475-5481.
2. Аналитический отчет Корпоративного университета Сбербанка "Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и лучшие практики", Компетенции, 2020. - URL: http://obzory.hr-media.ru/
cifrovye_n3vykLsotrudnika_6_vyzovov_dlya_hr
(дата обращения 29.03.2022).
3. byрдынекая, С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка вуза И Образование и право. -2021,-№7.-С 205-210,
4. Быстрова, Н. В., Ремизова, Е, А., Ермолаева Б. Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде I/ Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№3(69), -С. 14-17
5. Ваниева, Э. А. Диджитализация образовательных технологий высшего учебного заведения как средство достижения конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг // KANT. -№1(38), - 2021.- С. 10-14c.11
6. Низовая, И. Ю. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного в области информационно-коммуникаци-онных технологий // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. - №8 (10-1). - С. 138-143.
7. Рязанова, А. А. Цифровые платформы: интегра-тивный потенциал, основные понятия и свойства // Вестник современных цифровых технологий. - 2020. - № 4. - С 26-36.
8. Старченко, Б. £. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в Рос СИИ,-2013.- № 3, - С 23-31.
9. ЦзюаньС. О текущем состоянии и будущем циф ровизации преподавания китайского как иност ранного языка // Информационная система об разования Китая. - 2012. - N»23, - С. 16-18
10. Хан С.С. Важность развития цифрового грамотности в обучении иностранным языкам // Современное образование (Узбекистан). 2020. -№12(97).-С. 65-72.
11. Чеха В.В. Цифровые платформы как новые субъекты образовательных отношений // Наука и школа. - 2021. - №3. - С. 81-93.
CU CU
0 си
-0
1 s:
со
cu
■Ol
s
221
APPLICATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING TECHNOLOGIES IN THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN GUARD
Borovltsky Atexey Mikhaibvich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army ¡,K. Yakovhv of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk
The purpose of the study is to reveal and explain the theoretical foundations inherent in professionally-oriented technologies, taking into account their use after adaptation to the conditions of educational activities of the military institutes of the Russian Guard. The article focuses on the features of professionally-oriented training, the influence of the existing educational and material base and the information environment on it. The scientific novelty of the work carried out will be the mutually enriching use of traditional and modern pedagogical technologies.
the implementation of which will enhance the effect of better assimilation of educational material by students and, as a result, improve the quality of military professional training of cadets as future officers of the Rosgvardiya, Asa result, the influence of the active introduction into the theoretical military foundations of practice-oriented training based on the existing combat experience of the teaching staff is revealed.
Keywords: professionally-oriented technologies; educational activities; cadets; educational organizations of Rosgvardiya.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.39
УДК 378.126 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ВАК РФ 5.8.7/13.00.08 ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ
Ф Боровицкий A.M., 2022 Цель исследования - раскрыть теоретические основы профессионально ориентированных технологий с учетом их использования после адаптации к условиям образовательной деятельности военных институтов Росгвардии. В craibe акцентируется внимание на особенностях профессионально-ориентированного обучения, влияния на него имеющейся учебно-материальной базы и информационной среды. Научной новизной является выявление интеграции традиционных и современных практико-ориентированных педагогических технологий, реализация которых позволит повысить качество усвоения учебного материала обучающимися и в результате обеспечит качество военно-профессиональной подготовки курсантов - будущих офицеров Росгвардии. В результате обоснованно качественное внедрение профессионально ориентированной технологии подготовки будущих офицеров для Росгвардии, основанной на использовании базовых принципов профессионального обучения военных специалистов.
Ключевые слова; профессионально ориентированные технологии; образовательная деятельность; курсанты; учебные организации Росгвардии.
БОРОВИЦКИЙ Алексей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск
Введение
Профессионально ориентированное обучение является сложным многогранным процессом овладения курсантами военных институтов реализуемых образовательных программ с целью формирования у будущих офицеров военно-профессиональных компетенций за счёт ежедневного выполнения входе обучения практических задач, максимально приравненных к предстоящей служеб-но-боевой деятельности на первоначальных офицерских должностях в Росгвардии.
Б связи с этим актуальность данного исследования заключается в модернизации и оптимизации образовательной деятельности военных образовательных организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации для повышения качества комплектования войск наиболее подготовленными офицерскими кадрами, способными решать поставленные задачи в современной реальности.
Цель научной работы обозначила следующие задачи. 1) определить базовые основы реализуемой профессионально ориентированной технологии в ходе подготовки военных специалистов, 2) изложить практико-ориентированные аспекты применяемой технологии обучения в военном институте, 3) выявить необходимые условия для качественной профессионально ориентированной подготовки будущих офицеров Росгвардии,
Теоретической базой исследования послужили научные работы Е.В. Бондаревской, В.П. Бепалько, Г.К. Селевко, поднимающие проблематику использования практико-ориентированных технологий в системе образования, теоретические аспекты личностно-ориен-тированного образования. И иные высказанные мнения в данном направлении развития педагогической науки нам близки и прини-
маются с учетом их использования в образовательной деятельности военных образовательных организаций по подготовке специалистов для подразделений Росгвардии.
Практическая значимость заключается во внедрении практико-ориентированных технологий в подготовки военных специалистов, которые должны обладать компетенциями использования профессиональных знаний, основанных на теоретических основах военной науки, трансполяции на неё передового опыта организации современной служебно-боевой деятельности войск и тесного взаимодействия с боевыми примерами выполнения локальных задач решаемых в рамках реализации требований нормативно-правовой базы федеральной службы [3; с. 130].
Все эти направления активно обсуждаются на предметно-методических комиссиях кафедр военных институтов и активно адаптируются в образовательной деятельности и межпредметных связях при комплексировании дисциплин на различных кафедрах для повышения эффективности усвоения учебного материала обучающимися с опорой на педагогическую науку и уже выявленные и используемые в высшем образовании педагогические технологии [4; с, 67],
Основная часть
В педагогической науке в широком смысле понятие технологии раскрывают через некую систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта [5; с, 250].
К базовым основам любой технологии относятся [1; с. 15]:
- конкретное описание конечного результата с определенными параметрами, который необходимо достигнуть в процессе образовательной деятельности (сформированности всесторонне развитой личности офицера, полностью осознающей важность и необходимость профессиональной защиты государства, общества и граждан);
- взаимозависимые и взаимодополняемые пошаговые этапы достижения определенного в целях результата (иерархически выстроенная образовательная программа обучения по освоению военно-профессиональных компетенций необходимых для эффективного выполнения поставленных государством служебно-боевых задач);
- системное использование доступных средств обучения, использование их для вы-
полнения отдельных сложных операции, действий для формирования умений и совершенствования требуемых навыков (система последовательного выполнения приобретенных умений на учебных тренажерах с принятием промежуточных зачетов и получением допуска к совершенствованию навыков управлению боевой техникой и использованием реальных боеприпасов и тяжелого вооружения);
- тождественность выполнения определенных операций, являющихся неотъемлемой частью технологии (реализация межпредметной связи, выраженной в комплексировании дисциплин, позволяющей реализовать одни и те же функции командира подразделения в различных ситуациях, раскрываемых с учетом особенностей одной изучаемой дисциплины и повторение их при освоении другой смежной учебной дисциплины);
- тиражируемость технологии любым субъектом обучения после освоения применения данной технологии в рамках повышения квалификации (способность передавать приобретенные знания, умения и навыки с учетом полученного боевого опыта действий командиром подразделения в ходе проведения им занятий по боевой подготовки с личным составом в воинских частях).
Все это создает систематизированный подход к созданию и эффективному функционированию адаптированного к условиям обучения педагогического процесса, как целостного явления интегративно включающего в себя все ресурсы обучения (профессионально подготовленные педагогические кадры, учебно-ма-териальную базу, информационно-образовательную систему и др.),
В нашей работе целесообразно также рассмотреть те актуальные аспекты "педагогической технологии", которые в своих научных трудах в 2006 году рассматривал Г,К, Селевко: научный аспект, процессуально-описательный аспект, процессуально-действенный аспект (7; с. 7], адаптируя их к специфики образовательного процесса в военных образовательных организациях Росгвардии:
научный аспект: реализуется на основе госзаказа по подготовке военно-профессиональных кадров, соответствующих требованиями ФГОС и квалификационными требованиями ФС ВНГ РФ с учетом постановки четких целей и определения используемых методов обучения будущих специалистов, в области правового обеспечения национальной безопасности;
процессуально-описательный аспект: комплексная разработка пошагового достижения
СУ
си
О си
-0 9
з: со
си
■01 •21
Ё
223
> <
X
UJ
О
LU 3-
<
CI UJ
с
224
поставленных целей обучения за счет постоянно совершенствованных учебно-методических комплексов, подробно описывающих использование имеющейся в наличии и способной к постоянному использованию учебно-матери-альной базы образовательных организаций;
процессуально-действенный аспект: непосредственная реализация используемой педагогической технологии, практико-ориентиро-ванное функционирование всех элементов процесса обучения и качественная подготовка педагогических кадров.
Любой вуз имеет свою уникальность и специфику реализации образовательной деятельности, что в том числе и характерно для образовательных организаций Росгвардии.
Помимо формирования в соответствии с ФГОС универсальных, общепрофессиональных компетенций, в соответствии с квалификационными требованиями к военно-профессио-нальной подготовке у выпускников военных вузов Росгвардии также формируют военно-профессиональные компетенции.
Специфическими условиями осуществления образовательной деятельности и функционирования военной образовательной организации будут являться:
- специфический подбор кандидатов для обучения в 800 80 выражается в специальной проверке кандидата по линии правоохранительных органов для ограничения допуска не правопорядочных граждан к государственной службе, углубленной медицинской проверкой состоянияздоровья, необходимого для освоения усиленных физических и эмоционально-психологических нагрузок в период обучения;
- обособленные условия обучения, выраженные в постоянном компактном проживании курсантов (обучающихся), на локально закрытой территории с полным материально-техническим и финансово-вещевым обеспечении, что позволяет планировать и реализовать отдельное и комплексное использование всех доступных на военном городке воспроизводимых средств обучения [5; с. 259];
- исключение (ограничение) из общего информационного поля в ходе включения в образовательную деятельность на территории военного института, специально отдельно отведенное время в ежедневном регламентированном распорядке дня для внешних связей, использованием сотовой связи, Интернета и иного информационного ресурса;
- постоянное воспитательное воздействие заместителей по военно-политической (политической) работе на военнослужащих с целью
формирования у военнослужащих необходимого уровня морально-политического и психологического состояния на основе общественно значимых убеждений, утверждения в их сознании и поведении идей патриотизма и высоких духовных потребностей, а также защиты войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия;
- обязательная вовлеченность в внеаудиторную научную работу курсантов (обучающихся), позволяющую прививать им навыки самостоятельного поиска информации, умение активно участвовать в творческой дискуссии, аргументированно излагать и отстаивать своё мнение, а также совершенствовать познавательную деятельность, способствующую развитию профессионально-личностных качеств будущих офицеров;
- ограничение передвижения проявляется в регламентированном перемещении военнослужащих по территории воинской части в составе строя (большого либо малого подразделения), выход за территорию возможен в ограниченномдля подразделения составе после предварительного согласования и установления причин и целей увольнения из расположения подразделения;
- постоянное взаимодействие с командованием подразделением (регламентация требований уставов ВС РФ) в рамках выстраивания иерархии взаимоотношений начальник-подчиненный, в отсутствии порядка подчиненности и определения руководства (командования) подразделением, а также взаимодействие прослеживается в постоянной взаимосвязи обучающихся с профессорско-преподавательским составом в подавляющем большинстве состоящем из кадровых военнослужащих с богатым служебно-боевым опытом и ветеранами военной службы [2],
Взаимообогащаемое использование традиционных и современных педагогических технологий выражается в совершенствовании основных структурных компонентов педагогической технологии реализуемых в настоящее время в образовательной деятельности военных образовательных организациях Росгвардии:
1) концептуальная основа подготовки военных специалистов заключается в формировании системы ценностей патриотически воспитанного государственного служащего (военная служба является особым видом государственной службы) сформированием новых знаниях, умений и навыков, направленных на обеспечение государственной и обществен-
ной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [8] за период обучения в военном вузе;
2} содержательная часть обучения и воспитания будущих офицерских кадров Росгвардии:
- цели профессионального обучения курсантов как будущих офицеров заключается в достижении необходимого уровня владения военно-профессиональными компетенциями, позволяющими выполнять поставленные служебно-боевые задачи на первичных должностях и достижение требуемого уровня морально-политического и психологического состояния обучающихся;
- структурное наполнение и содержание учебно-воспитательного материала изучаемых дисциплин в рамках освоения образовательной программы по реализуемым специа-литетам, как в рамках регламентированного, так и внеучебной времени, отведенного на военно-политическую работу с переменным составом института;
3) непосредственно процессуальная часть:
- своевременная организация и планирование учебно-воспитательного процесса со всеми её составляющими для поэтапного овладения необходимыми компетенциями от фундаментальных знаний до практико-приме-нительных умений {блок базовой и вариативной части, учебной и производственных практик);
- возможность предоставления образовательной организацией вариативных форм усвоения учебного материала обучающимися с личным выбором методов самоизучения реализуемых дисциплин [6; с, 41 ];
- используемые профессорско-педагоги-ческим составом формы и методы осуществления образовательной деятельности регламентированные нормативными документами Росгвардии и дополненные использованием современных информационных ресурсов;
- участие представителей заказчика (центрального аппарата и старших офицеров командований округов) в проведении промежуточных (инспекторских) проверок образовательной деятельности военного института и непосредственного их участия в государственной итоговой аттестации, что позволяет отразить
валидные результаты функциональности педагогического процесса в вузе.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1) обосновано качественное внедрение профессионально ориентированной технологии подготовки будущих офицеров для Росгвардии, основанной на использовании базовых принципов профессионального обучения военных специалистов;
2) в ходе подготовки военных специалистов необходимо постоянно применять прак-тико-ориентированные занятия для решения практических задач в условиях приравненных к реальной боевой обстановки;
3) применять предметный подход в обучении как необходимое условие для эффективного овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для решения различной сложности служебно-боевых задач.
Литература:
1. Беспалько В,П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования. - Ростов-н/ Д, 2000,- 351с.
3. Боровицкий, A.M. Актуальные аспекты методики овладения профессиональными знаниями будущими офицерами Росгвардии / A.M. Боровицкий // Вестник Омского государственного педагогического университета: - Омск, 2019. - Вып. № 3 (24) - С. 129 131.
4. Боровицкий, A.M. Повышение эффективности усвоения учебного материала обучающимися в ходе реализации образовательной деятельности военного института / A.M. Боровицкий // Ученые записки Забайкальского государственного университета, - 2018. - Т. 13. - № 2, - С. 65-70.
5. Дубинин, А. В. Сущность профессиональной успешности курсантов / А. В. Дубинин, А. М. Боровицкий // KANT. - 2020. - № 3(36). - С. 257-263, - DOI 10.24923/2222-243Х.2020-36.49,
6. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М,: Академия, 2004. -368 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 03 июля 2016 года (\Р22б-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской федерации1!
CU CXJ О си
-0 9
s: со
CU
■Ol
i
225
fNVESTiGA TION OF SIGNS OF MAN1PULAIION IN THE FIELD OF EDUCA TION
Verbitskaya Kseniya Ateksandrovna, Lecturer, Institute pfSecondary Professional Education, Kuban State University, Krasnodar