Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ РОСГВАРДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарухин А. П.

Состояние проблемы исследования: необходимость обращения к теме педагогических парадигм образования в военных институтах Росгвардии обусловлена потребностями в совершенствовании процесса подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Данная потребность стала наиболее очевидной после начала проведения специальной военной операции на Украине с участием в ней войск национальной гвардии. Парадигмальные основания организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии не выступали предметом научных дискуссий. Цель статьи состоит в поиске ответа на вопросы: что такое педагогическая парадигма военного образования в Росгвардии, какая парадигма доминирует сегодня в военном образовании в Росгвардии и на какую парадигму следует ориентироваться? Результаты исследования: раскрываются понятие «педагогическая парадигма» и история его появления. Осуществляется описание педагогических парадигм, существовавших в истории педагогики. Анализируется возможность их применения для решения задачи развития образовательного процесса в военных институтах Росгвардии. Делаются выводы о: сущности педагогической парадигмы военного образования Росгвардии; недостатках полипара-дигмального подхода к организации современного военного образования в Росгвардии при доминировании рациоцентрической парадигмы; необходимости пересмотра взглядов на парадигмальные основания организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии в пользу увеличения доли антропоцентрической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC PARADIGMS OF EDUCATION IN THE ROSGVARDIYA MILITARY INSTITUTES: THE PROBLEM FORMULATION

The state of the research problem: the need to address the topic of education pedagogical paradigms in the Rosgvardiya military institutes is determined by the demands to improve the process of future the National Guard troops officers training. This need has become the most evident since the start of a special military operation in Ukraine involving National Guard troops. The paradigmatic basis of the educational process organization in the Rosgvardiya military institutes has not been the subject of scientific discussions. The purpose of the article: is to find the answer to the questions: what is the pedagogic paradigm of the Rosgvardiya military education, what paradigm dominates in the Rosgvardiya military education today and what paradigm should we focus on? Research results: the concept of "pedagogical paradigm" and the history of its appearance are revealed. The description of pedagogic paradigms that existed in the history of pedagogy is carried out. The possibility of their application to solve the problem of the educational process development in the Rosgvardiya military institutes is analyzed. Conclusions are drawn about: the essence of the pedagogic paradigm of the Rosgvardiya military education (a system of principles, ideas and methods of modeling and research of the officer training); the shortcomings of the polyparadigmatic approach to the organization of the Rosgvardiya military education with the dominance of the rationocentric paradigm; the need to revise paradigmatic views on the educational process in the Rosgvardiya.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА»

тренировка. - 2022. - № 4. - С.43-46.

REFERENCES

1. Vasilets, V.V., Kostjuchenko, V.F., Vrublevsky, E.P. (2015), "Comparative analysis of changes of componential structure of the body under the influence of training loading of health-improving character", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, № 1, pp. 48-53.

2. Dorokhov, R.I. and Guba, V.P. (2000), Sports morphology, SportAkademPress, Moscow.

3. Kovaleva, O.N., Knyazev, M.O., Gadzhiakhmedova, A.N., Bakhmet, A.A., Alieva, A.M., Zharikova, T.S. and Zharikov Y.O. (2022), "Component composition of the body and its relationship with the modern eating behavior of young people", Modern problems of science and education, Vol. 6-1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32230 (accessed: 01.03.2023).

4. Tsyganovsky, A.M., Stratienko, E.N., Tsybina, E.A., Kukhareva, O.V. and Tseeva, F.N. (2022), "Physical health and component composition of the body weight of youth students during study at higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 486-491.

5. Sharovarova M.A and Kolunin, E.T. (2022), "Preferences and satisfaction from students' physical culture lessons", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 43-46.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2023

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, профессор,

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации

Аннотация

Состояние проблемы исследования: необходимость обращения к теме педагогических парадигм образования в военных институтах Росгвардии обусловлена потребностями в совершенствовании процесса подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Данная потребность стала наиболее очевидной после начала проведения специальной военной операции на Украине с участием в ней войск национальной гвардии. Парадигмальные основания организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии не выступали предметом научных дискуссий. Цель статьи состоит в поиске ответа на вопросы: что такое педагогическая парадигма военного образования в Росгвардии, какая парадигма доминирует сегодня в военном образовании в Росгвардии и на какую парадигму следует ориентироваться? Результаты исследования: раскрываются понятие «педагогическая парадигма» и история его появления. Осуществляется описание педагогических парадигм, существовавших в истории педагогики. Анализируется возможность их применения для решения задачи развития образовательного процесса в военных институтах Росгвардии. Делаются выводы о: сущности педагогической парадигмы военного образования Росгвардии; недостатках полипара-дигмального подхода к организации современного военного образования в Росгвардии при доминировании рациоцентрической парадигмы; необходимости пересмотра взглядов на парадигмальные основания организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии в пользу увеличения доли антропоцентрической парадигмы.

Ключевые слова: педагогическая парадигма, образовательный процесс, военный институт Росгвардии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p465-469

PEDAGOGIC PARADIGMS OF EDUCATION IN THE ROSGVARDIYA MILITARY INSTITUTES: THE PROBLEM FORMULATION

Anatoly Petrovich Sharukhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Saint-Petersburg military Zhukov 's Order Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

The state of the research problem: the need to address the topic of education pedagogical paradigms in the Rosgvardiya military institutes is determined by the demands to improve the process of future the National Guard troops officers training. This need has become the most evident since the start of a special military operation in Ukraine involving National Guard troops. The paradigmatic basis of the educational process organization in the Rosgvardiya military institutes has not been the subject of scientific discussions. The purpose of the article: is to find the answer to the questions: what is the pedagogic paradigm of the Rosgvardiya military education, what paradigm dominates in the Rosgvardiya military education today and what paradigm should we focus on? Research results: the concept of "pedagogical paradigm" and the history of its appearance are revealed. The description of pedagogic paradigms that existed in the history of pedagogy is carried out. The possibility of their application to solve the problem of the educational process development in the Rosgvardiya military institutes is analyzed. Conclusions are drawn about: the essence of the pedagogic paradigm of the Rosgvardiya military education (a system of principles, ideas and methods of modeling and research of the officer training); the shortcomings of the polyparadigmatic approach to the organization of the Rosgvardiya military education with the dominance of the rationocentric paradigm; the need to revise paradigmatic views on the educational process in the Rosgvardiya.

Keywords: pedagogic paradigm, educational process, Rosgvardiya military institute.

ВВЕДЕНИЕ

Современная высшая военная школа находится на этапе рефлексивного осмысления своей миссии, целей, содержания, технологий, соотношения точно-научного и гуманитарного знания и многих других вопросов. И это не случайно. Более чем 300-летняя история военного образования говорит о подготовке огромного количества выдающихся граждан России из числа людей, обучавшихся в военных образовательных учреждениях. Можно с полной уверенностью сказать, что в значительной мере благодаря именно военному образованию Россия сохранила свое существование. Известно [1], что из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны Россия провела в боях 334 года, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трёх и тридцать семь - против двух противников.

Сегодня против России воюет весь блок НАТО и не входящие в него союзники и сателлиты США. Войска национальной гвардии Российской Федерации профессионально и мужественно решают поставленные перед ними служебно-боевые задачи в специальной военной операции на Украине. Офицеры успешно справляются с возложенными на них функциями. Но, время требует как можно скорее переосмыслить накопленный опыт организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии и его парадигмаль-ных оснований, чтобы придать новый импульс подготовке офицерских кадров. Важно обосновать такую педагогическую парадигму, которая дала бы ответы на самые сложные вопросы, стоящие перед высшей военной школой Росгвардии. В то же время само понятие «парадигма военного образования в Росгвардии» остается не до конца решенной теоретико-методологической проблемой. В связи с этим целью статьи выступает поиск ответа на вопросы: что такое педагогическая парадигма военного образования в Росгвардии, какая парадигма доминирует сегодня в военном образовании в Росгвардии и на какую парадигму следует ориентироваться.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С переходом общественного развития от Средневековья к эпохе Просвещения в Европе формируется научно-педагогическая парадигма, получившая название «рациоцентри-ческая» (или «знаниевая», «ЗУНовская» - от «знания», «умения», «навыки»), которая доминировала до окончания 20 века и продолжает еще доминировать сейчас. Эта парадигма легла в основу взглядов и на подготовку российских офицерских кадров. Но, что такое «парадигма? И были ли другие парадигмы, которые могли и могут повлиять на образовательную практику в военных институтах Росгвардии?

Термин «парадигма» стал широко использоваться в различных науках после того, как его описал американский философ Т. Кун [2]. Он считал, что парадигма - это доминирующая система научных установок, идей и теорий, которая признается большинством ученых и позволяет им моделировать мир и исследовать его. Парадигма может быть всеобщей и касаться всех наук и может быть ограниченной, касаться отдельных наук. Периодически различные науки и наука в целом переживают кризисные ситуации, заканчивающиеся революционной сменой основополагающих парадигм.

Для педагогики высшей военной школы Росгвардии выявление того, в рамках какой научной парадигмы должно происходить развитие образовательного процесса, вопрос сложный и новый. Ответ на него лежит как в плоскости осмысления смены научных парадигм в педагогических науках, так и в плоскости учета особенностей и традиций служебно-боевой деятельности войск и подготовки офицерских кадров для войск.

Изучение проблемы доминирования и замены одной педагогической парадигмы на другую показывает, что в понятия «педагогическая парадигма» и «процесс смены педагогических парадигм» вкладывается разное содержание [3-5]. То есть, чтобы определить «золотую середину» при разнице существующих подходов к определению данного понятия, необходимо найти те общие фундаментальные основания, которые в своей совокупности позволят говорить, что перед нами педагогическая парадигма.

Для изучения педагогической системы, которая сложилась в образовательном процессе военных институтов Росгвардии в какой-то исторический период, такими основаниями могут выступить:

- образовательная цель (системообразующий компонент, в котором представлена типология образа, которому должен соответствовать будущий выпускник, и в котором в «свернутом виде» закодирован информационно-содержательный контент);

- статусно-ролевые позиции профессорско-преподавательского состава и обучающихся (курсантов/слушателей), отражающие механизм их взаимоотношений и взаимодействия, а также применяемые технологии.

Образовательная цель, выраженная через педагогический идеал, описанный в истории педагогики, применительно к выпускнику военного института, может быть представлена в виде «Офицера, обожествляющего Природу», «Офицера со сверхъестественными способностями», «Офицера, у которого Вера заменяет Знания», «Офицера как человека Знания, дающего ему возможность быстро адаптироваться к сложившимся условиям и успешно действовать при решении известных задач», «Офицера, как Целостного Человека: эффективного Субъекта деятельности - саморазвивающейся Личности и Индивиду ально-сти, способной решать как традиционные, так и творческо-перспективные задачи». Цель определяет стратегию ее реализации.

Статусно-ролевая позиция профессорско-преподавательского состава и обучающихся (курсантов/слушателей):

- определяется характером их взаимоотношений: а) административным (начальник - подчиненный); б) равноправно-партнерским (субъект - субъектный); в) наставническим (личностно-субъектно-личностный);

- и проявляется в вытекающем из характера взаимоотношений стиле взаимодействия: а) при административных взаимоотношениях преподаватель - носитель истины, который излагает и объясняет ее, через команды управляет учебно-самообразовательной деятельностью курсантов (слушателей), которые должны ему подчиняться, желательно, беспрекословно; б) при равноправно-партнерских взаимоотношениях: перед истиной все равны, организуется сотрудничество, каждый выступает субъектом деятельности, отвечает сам за себя и действует в меру своих сил и способностей; в) при наставнических взаимоотношениях: преподаватель - обладатель личностного авторитета; он увлекает, убеждает, показывает пример (образец), организует творческий познавательный процесс, сопровождает личностно-профессиональное развитие на основе взаимоуважения, трудолюбия и

взаимопомощи.

Исходя из названных оснований, можно выделить педагогические парадигмы и проанализировать их наличие в высшей военной школе Росгвардии. Вот некоторые из них:

Ритуально-мистическая, существующая в форме ритуальных действий, обращенных к природе и наполненных мистическим содержанием, которое выступает контентом спонтанно-хаотичного образовательного процесса - характерна для первобытного общества (в современном военном образовании отсутствует, а ритуальные элементы иногда наблюдаются в действиях курсантов перед контрольными формами занятий, сдачей зачетов и экзаменов).

Эзотерическая, в которой знания (придающие сверхъестественные силы за счет связи со вселенной) представляют собой священную тайну, которую знают только специально посвященные в нее люди - жрецы, шаманы и т. п.; они передают знания специально отобранным людям закрытыми способами. Овладевший такими знаниями становится «Человеком со сверхъестественными способностями» (в военно-образовательных учреждениях Росгвардии часть знания является закрытой, но при этом в них отсутствует «налет» сверхъестественности; они являются достижением науки).

Калокагативная, берущая начало в Древней Греции, когда ответственность за организацию образования свободных граждан взяло на себя государство (образование в войсках национальной гвардии полностью находится под государственным управлением, оно регулируется федеральными законами и другими ведомственными нормативными актами; государство задает цели образования и определяет правила организации образовательного процесса).

Теоцентрическая (или религиозная, догматическая), содержание которой составляет освоение церковных догм и становление «Человека, у которого Вера заменяет Знания». Смысл образования - безграничное признание Веры как главной ценности. Педагогом выступает священнослужитель - посредник между Богом и человеком. Основные технологии - проповедь и отпущение грехов (высшая военная школа Росгвардии относится к светской сфере жизни общества; однако свобода вероисповедания выступает неотъемлемой частью жизни участников образовательного процесса).

Рациоцентрическая (или «знаниевая», «ЗУНовская») парадигма развивается на основе идеи о том, что человеческое существование определяется разумом самого человека. Научное познание нацелено на поиск истины. На первом месте стоит обучение, которое должно быть организовано по учебным предметам, аналогично разделению наук и разделению труда и которое должно обеспечить системную «знаниевую» картину мира, позволяющую быстро приспособиться к окружающей природной, социальной и военно-культурной среде. Носитель истины - преподаватель, который (в основном монологовыми средствами) доводит ее до учащихся. Курсант (слушатель) - потребитель «истины», который может проявлять творчество при исполнении указаний преподавателя. Чем больше у него знаний, тем лучше. Знания доводятся линейно-последовательно в «порционном» виде. Авторитаризм - существенная черта образовательного процесса. Воспитательный потенциал реализуется с наибольшей эффективностью в условиях социалистического образа жизни, широкой организации культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, большой сети дополнительного бесплатного образования, деятельности партийных и комсомольских организаций. После отхода от социалистической модели развития общества и достижений в области организации образования в рамках советской модели высшая военная школа Росгвардии оказалась существенно обедненной в воспитательно-развивающих педагогических средствах.

В научных обоснованиях организации современной высшей школы [3] все большую популярность приобретает «антропоцентрическая» (гуманитарно-гуманистическая) парадигма, предполагающая выстраивание индивидуального (личностно-ориентированного) образовательного маршрута для каждого обучающегося, который включает в себя его

активную образовательную и самообразовательную деятельность. Преподаватель выступает в качестве партнера-наставника, направляющего курсанта (слушателя) по пути не потребления готового знания, а его самостоятельного «добывания», диалогово-полилогового обсуждения и экспериментально-практической реализации. Меняется структура обучающей составляющей образования: существенно уменьшается количество лекций и увеличивается число творческих практических занятий, научно-практических семинаров, защит проектов и т. п. Обучение становится комплексно-задачным, практико-ориентированным, личностно-развивающим, индивидуально-творческим. Доля воспитательной составляющей существенно увеличивается, но не за счет «морально-назидательных» способов влияния, а за счет вовлечения курсантов (слушателей) в «событийно-воспитательное» пространство, выстроенное по педагогически целесообразным принципам.

ВЫВОДЫ

Под педагогической парадигмой военного образования Росгвардии понимается признанная большинством ученых-педагогов система принципов, моделей и способов проектирования и исследования образовательного процесса в высшей военной школе Росгвар-дии.

В современной высшей военной школе Росгвардии складывается полипарадигмаль-ный подход при доминировании рациоцентрической парадигмы и относительно малой доле антропоцентрической парадигмы, что снижает возможности для роста качества и эффективности.

Характер развития Российского общества и служебно-боевой практики войск национальной гвардии требуют пересмотра взглядов на парадигмальные основания организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии в пользу увеличения доли антропоцентрической парадигмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисенко, П.А. Военной школе новую образовательную парадигму / П.А. Денисенко // Власть. - 2009. - № 1. - С. 24-29.

2. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - Москва : Юнити-Дана, 2002. - 605 с.

3. Суслов, Д.В. Развитие системы военного образования в России: к постановке проблемы / Д.В. Суслов, Т. Л. Лопуха. // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 3 (20). - С. 358-361

4. Хоменко Г.П. Парадигмы образования: тенденции развития / Г.П. Хоменко, Е.А. Косин-ская, О.И. Ильницкая // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2015. - Том 1 (67), № 1.- С. 40-53.

5. Шляхова, И.Б. Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения / И.Б. Шляхова // Теория и практика образования в современном мире : материалы 7 Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. - С. 54-64. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8377/ (дата обращения: 24.01.2023).

REFERENCES

1. Denisenko, P.A. (2009), "A new Educational pattern to the Military School", Vlast, No. 1, pp.

24-29.

2. Kuhn, T. (2002), The Structure of Scientific Revolutions, Unite-Dana, Moscow.

3. Suslov, D.V. and Lopukha, T.L. (2019), "Development of the Russian military education system: for the problem statement", CITISE, No. 3 (20), pp. 358-361,

4. Khomenko, G.P., Kosynskaya, E.A. snd Ylnytskaya O.I. (2015), "Paradigm of Education: Development Trends", Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, No. 1 (67), pp. 40-53.

5. Shlyakhova, I. B. (2015), "Pedagogical paradigm, theory, problems and solutions search", Education theory and practice in the modern world: Proceedings of the 7th International Scientific conference, St.-Petersburg, pp. 54-64, available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8377/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.