В ходе исследования, выявлены различия в технико-тактической подготовке спортсменов правшей и левшей в фехтовании на шпагах. Все это позволяет констатировать, что в дальнейшем необходимо разработать комплекс педагогических средств ведения поединков, направленных на технико-тактическую подготовку спортсменов левшей с особым вниманием к их физиологическим и психологическим особенностям, которое в дальнейшем скажется на повышении результативности соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажицкий К.Ю. Оперативная запись боевых действий фехтовальщика и анализ их эффективности. Методические указания по курсу лекций для студентов дневных и заочных факультетов / К.Ю. Ажицкий, Ю.В. Варганов. -Ленинград [б. и.],1976. - 34 с.
2. Никольская, С.В. Методика технико-тактической подготовки юных рапиристов-левшей с учетом функциональной асимметрии: дис. ... канд. пед. наук / Никольская Светлана Васильевна. -Санкт-Петербург, 1993. - 203 с.
3. Тышлер, Г.Д. Техника передвижений фехтовальщиков, ведущих поединок правой и левой рукой / Г.Д. Тышлер // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 20.
4. Шустиков Г.Б. Систематизация базовых терминологических понятий в современном фехтовании / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 3 (109). - С. 200-205.
REFERENCES
1. Azhitsky, K.Y., Varganov, Yu.V. (1976), Operational recording of the swordsman's combat actions and analysis of their effectiveness, methodical instructions on the course of lectures for full-time and correspondence students, Leningrad.
2. Nikolskaya, S.V. (1993). Methodology of technical and tactical training of young left-handed rapiers taking into accountfunctional asymmetry, dissertation, St. Petersburg.
3. Tyshler, G.D. (2009). "Technique of movements of fencers leading a duel with the right and left hand", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 20.
4. Shustikov, G.B. and Fedorov, V.G. (2014), "Systematization of basic terminological concepts in modern fencing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 3. (109), pp. 200-205.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2023
УДК 378.14.015.62
ТВОРЧЕСКО-ПРОДУКТИВНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Татьяна Геннадьевна Шарухина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
Состояние проблемы исследования: значительная часть используемых подходов к организации иноязычного обучения курсантов израсходовала продуктивный потенциал. Возникла острая необходимость в разработке инновационных способов повышения качества и результативности профессионально-иноязычного обучения. Цель статьи: раскрыть стратегию творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса как педагогический инструмент повышения качества и эффективности профессионально-иноязычной подготовки курсантов на длительную перспективу. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации с 2017 по 2022 годы. В проверке эффективности стратегии приняли участие 6 преподавателей и 288 курсантов. Результаты исследования: определены теоретико-методологические предпосылки разработки инновационных способов повышения качества и ре-
зультативности профессионально-иноязычного обучения; спроектирована стратегия творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса и дано ее определение; сформулированы требования к применяемым в рамках стратегии технологиям. Выводы: решение проблемы разработки инновационных способов повышения качества и результативности профессионально-иноязычного обучения остается актуальным; стратегия творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса доказала свою эффективность и может быть использована в разных военных институтах Росгвардии.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, педагогические технологии, курсанты, творчество, результативность, профессиональный дискурс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p535-540
CREATIVE AND PRODUCTIVE FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTES BASED ON PROFESSIONAL
DISCOURSE
Tatiana Gennadievna Sharukhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, St. Petersburg military Zhukov's Order Institute of National Guard Troops of the Russian
Federation, St. Petersburg
Abstract
The state of the research problem: the significant part of the used approaches to the organization of cadets' foreign language training has used up productive potential. The urgent need to develop innovative methods of improving the quality and effectiveness of professional foreign language teaching was emerged. The purpose of the article: to reveal the strategy of the creative and productive foreign language teaching of the cadets of the military institutes on the basis of the professional discourse as a pedagogic tool for improving the quality and effectiveness of the professional foreign language teaching of the cadets for the long term. The research was conducted on the basis of the St. Petersburg Military Zhukov's Order Institute of the Russian Federation National Guard Troops from 2017 to 2022. There are 6 teachers and 288 cadets took part in checking the strategy effectiveness. Research results: the theoretical and methodological pre-requisites for the development of innovative methods of the improving the quality and effectiveness of professional foreign language training are determined; the strategy of the creative and productive foreign language teaching of the cadets of the military institutes on the professional discourse basis is designed and its definition is given; the requirements for the used in the framework of the strategy technologies are formulated. Conclusions: the problem solution of the developing innovative methods to improve the quality and effectiveness of the professional foreign language teaching remains topical; the strategy of creative and productive foreign language teaching of the cadets of the military institutes based on the professional discourse has proven its effectiveness and can be used in various Rosgvardiya military institutes.
Keywords: foreign language teaching, pedagogic technologies, cadets, creation, effectiveness, professional discourse.
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в мире, участие войск национальной гвардии Российской Федерации в специальной военной операции порождают потребность в поиске новых подходов к повышению эффективности иноязычной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии. Многие используемые до недавнего времени педагогические технологии отличались недостаточно высокой результативностью, хотя и позволяли относительно успешно осуществить базовую профессионально-иноязычную подготовку обучающихся. Средний балл за экзамен не превышал 4,0 баллов. А количество удовлетворительных оценок преодолевало планку 50%. При этом «верящих в себя» и в учебный успех курсантов за последние годы постоянно снижалось из-за ухудшения общешкольной подготовки и ее иноязычной составляющей.
Разработанные подходы в педагогике и методике иноязычного обучения позволяют преподавателям сегодня выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач в зависимости от образовательных целей и педагогических условий. В настоящее
время в Санкт-Петербургском военном институте Росгвардии осуществляется переход на стратегию творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса.
В литературе подчеркивается [1], что в исторической практике стратегия имела многовекторное проявление (военная, экономическая, управленческая, образовательная, безопасности и т. д.) и связывалась с искусством управления, построенном на долгосрочном прогнозе. При анализе взаимоотношений с оппонентами/противниками речь идет о действиях по занятию наиболее удачной позиции для достижения заблаговременно поставленных масштабных целей (искусном способе действия). В образовательном плане педагогическая стратегия означает наивысший уровень разработки перспективно-долгосрочной теоретической модели главного пути в образовательном процессе. Теоретическая модель предстает как знание, претворение которого в жизнь есть искусство, обусловленное личностными качествами стратега.
Коноплянский В.Д. [2] отмечает, что понятие «педагогическая стратегия» многозначно. Оно включает:
- систему целенаправленных, последовательно-поэтапных действий с четко продуманным содержательным и технологическим обеспечением;
- определяемую образовательной целью как долгосрочным ориентиром, деятельность педагога, осуществляемую с помощью соответствующих цели средств;
- долговременный процесс, приводящий к достижению запланированного образовательного результата при помощи действий преподавателя;
- обобщенную комплексную характеристику деятельности профессорско-преподавательского состава, связанную с решением масштабных педагогических задач, которые выступают как долгосрочный ориентир. Автор приводит виды стратегий, выделенные на основе смысловой связки «цель» - «способ действия»: «приобщение», «ориентирование», «содействие».
Анализ и обобщение подходов к понятию «педагогическая стратегия» создает теоретико-методологические предпосылки для разработки стратегии профессионально-иноязычной подготовки курсантов, обеспечивающей повышение качества и результативности их обучения иностранному языку.
Цель статьи - раскрыть стратегию творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса как педагогический инструмент повышения качества и эффективности профессионально-иноязычной подготовки курсантов на длительную перспективу.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка стратегии и исследование ее результативности осуществлялось на базе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации с 2017 по 2022 годы по схеме «цель» - «ресурс» - «функция» -«проект». Цель выступает планируемым ориентиром. Ресурс означает имеющиеся возможности. Функция - система исследовательских действий. Проект - итоговый инновационный результат в виде стратегии творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов на основе профессионального дискурса, реализация которого позволяет усовершенствовать иноязычную подготовку курсантов. В исследовании приняли участие 6 преподавателей и 288 курсантов. Разработка стратегии включала: изучение научной литературы по проблеме; анализ практики иноязычного обучения курсантов военных институтов Росгвардии и обобщение ее результатов, выявление причин недостаточно высокой результативности обучения и фиксация передовой практики; проектирование модели творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса; внесение изменений в рабочую учебную программу и учебно-методические материалы; организация круглого стола с преподавателями кафед-
ры, посвященного обсуждению модели творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов; проведение серии инструктивно-методических и показных занятий с преподавателями; замеры результатов обучения курсантов и их сравнение с предыдущими результатами в рамках установленного итогового контроля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Под стратегией творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов Росгвардии на основе профессионального дискурса понимается научно обоснованная и искусно реализуемая программа действий всех участников учебного процесса по достижению запланированных перспективных результатов (мотивированность курсантов на творческую самореализацию на каждом занятии, нацеленность на высшую результативность в учебной деятельности в течение всего времени обучения) посредством смещения акцентов на педагогическую поддержку обучающихся и активизацию речевой деятельности в предметном поле профессионального контекста.
Главный смысл творческо-продуктивной учебной деятельности курсанта заключается в том, что он является создателем своего образовательного продукта. Обучающийся на занятиях и в процессе самостоятельной подготовки создает, творит, а, значит, проявляет креатив (от английского «create» - создавать, творить), то есть участвует в творческой деятельности. В конечном итоге получается продукт (высказывание, проект, диалог, перевод, интерпретация и т. д.) и осуществляется продуктивное обучение.
Создание учебного продукта связано с накоплением опыта, решением учебно-практических задач, индивидуальной и командной работой. Это приводит к саморазвитию и личностному росту курсантов в процессе изучения иностранного языка. Сам опыт познания, приобретения ценностей, совместной работы является важным результатом творческо-продуктивной деятельности.
Главные условия творческо-продуктивного обучения иностранному языку: профессиональный контекст и трансформация роли преподавателя из ретранслятора знаний в посредника-наставника курсанта, преобразование его в субъекта образовательного процесса. Самовыражение, самореализация обучающихся, а также их поддержка выступают на передний план.
Так как речь идет о творческо-продуктивном обучении, то в применяемых технологиях следует выделить ряд характеристик, позволяющих обеспечивать положительную динамику обучения иностранному языку [4] :
1. Контролируемость и управляемость. Преподаватель варьирует количество, объем и интенсивность применяемых компонентов, рекомбинируя их для получения запланированного результата.
2. Универсальность. Технология должна быть применима в любой однотипной ситуации и воспроизводима для всех видов учебных коллективов. Алгоритм достижения цели при этом остается неизменным.
3. Научность. Технология опирается на научные знания и достижения. Не применяются непроверенные способы.
4. Посильность и доступность. Технологию может применить любой преподаватель. Обучающиеся могут включиться в деятельность, не применяя сверхусилия.
5. Результативность. Уровень достижения поставленной цели должен быть высоким. Каждый обучающийся должен прийти к запланированным результатам.
6. Экономичность. Важна экономия сил и средств, не требующая специального дорогостоящего оборудования, технология должна учитывать существующие образовательные реалии. При необходимости применяются информационные средства, имеющиеся в наличии. При этом за единицу времени необходимо усвоить наибольший объем учебного материала.
7. Совместимость. Технология сочетается с другими педагогическими приемами и средствами.
8. Вариативность. Элементы технологии возможно комбинировать и варьировать таким образом, что при новых условиях обучения данная технология может быть без труда применима и допускает вариации и видоизменения. В выборе оптимального варианта педагогической технологии и будет заключаться творчество педагога.
9. Эргономичность. Данная характеристика предполагает положительный психологический и эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности и сотрудничества, отсутствие резких умственных и психологических перегрузок, возможность использования собственного стиля познания курсантом.
10. Мотивированность. Мотивацией должны обладать как обучающиеся, так и педагоги, для того чтобы применение технологии оказалось эффективным.
В контексте «эвристического» творческо-продуктивного обучения его эффективность во многом зависит от используемых технологий обучения иностранному языку, которые конструируются, подбираются, используются по правилу «каждый узнает лишь то, что является результатом его старательной деятельности» [3]. Доминирующую роль на каждом занятии играют технологии: а) способствующие быстрому развитию мотиваци-онного напряжения (индивидуальные экспресс-задания; интенсификация решения учебных задач; поощрение словом и оценкой; введение балльно-рейтингового контроля; индивидуальные воспитательные беседы и др.); б) формированию речевой компетенции (экспресс-опросы; задания парам; подготовка сообщений; мини-конференции; реферирование, аннотирование и интерпретация ситуации на языке; викторины; визуализация учебных задач; учебно-профессиональное проектирование; создание и сопровождение групп в социальных сетях; электронная почта и др.).
Первичные результаты реализации стратегии связаны с: переработкой большинства учебных пособий; смещением акцентов на активизацию речевой деятельности курсантов в предметном поле профессионального контекста и педагогическую поддержку обучающихся в деятельности преподавателей; увеличением на 23% тех курсантов, которые осваивают учебную дисциплину на «хорошо» и «отлично».
ВЫВОДЫ
В современных условиях значительно увеличилась потребность в поиске инновационных подходов и способов повышения качества и результативности профессионально-иноязычного обучения курсантов военных институтов.
Стратегия творческо-продуктивного иноязычного обучения курсантов военных институтов на основе профессионального дискурса выступает достаточно эффективным педагогическим инструментом повышения качества и результативности профессионально-иноязычной подготовки курсантов на длительную перспективу.
Реализация стратегии предполагает осуществление комплекса мероприятий, связанных с ее научно-методическим обеспечением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Донина И.А. Педагогическая стратегия становления конкурентоспособного персонала общеобразовательной организации / И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15541 (дата обращения: 21.01.2023).
2. Коноплянский Д.А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения и принципы её реализации / Д. А. Коноплянский // Вестник университета Российской академии образования. - 2015. - № 5. - С. 40-46.
3. Куличкова Е.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку / Е. А. Ку-личкова // Системные технологии. - 2015. - № 17. - С. 5-13.
4. Шарухин А.П., Сапожников А.С. Учебная деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ: критерии оценки качества / А.П. Шарухин, А.С. Сапожников // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 10, № 11 (11). - С. 53-54.
REFERENCES
1. Donina, I.A. (2014), "The Pedagogical Strategy of Formation of the Competitive Personnel of the General Education Organization", Modern Problems of Science and Education, No. 6, avai;able at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15541 (date of accessed: 01/21/2023).
2. Konoplyansky, D.A. (2015), "Pedagogical Strategy of Forming the Competitiveness of a Graduate of a Higher Educational Institution and the Principles of Its Implementation", Herald of the University of the Russian Academy of Education, No. 5, pp. 40-46.
3. Kulichkova, E.A. (2015), "Innovative Technologies in Teaching a Foreign Language", System Technologies, No. 17, pp. 5-13.
4. Sharukhin, A.P. and Shapozhnikov A S. (2017), "Educational Activities of Cadets of Military Educational Institutions of Higher Education of National Guard Troops of the Russian Federation: Criteria Quality Assessment", Actual problems of humanities and socio-economic sciences, Vol. 10. No. 11 (11), pp. 53-54.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2023
УДК 796
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРОВ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА НАИМЕНОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Денис Владимирович Коватев, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Аннотация
Физкультурно-спортивная краеведческая компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности учителя физической культуры и тренера. Главным организационным инструментом ее формирования должна стать специализированная учебная дисциплина, входящая в учебный план профессионального образования. В настоящее время у специалистов нет единого мнения о ее названии, структуре, объеме и содержании. В данной работе, опираясь на анализ информационных источников, а также личный многолетний опыт физкультурно-спортивной краеведческой деятельности, проанализировано современное состояние рассматриваемого вопроса. В результате исследования мы пришли к мнению, что специализированная дисциплина должна называться «Физкультурно-спортивное краеведение». Структура учебного материала данной дисциплины должна состоять из трех основных разделов: «Теоретико-методологические аспекты физ-культурно-спортивного краеведения»; «Краеведческая история развития физической культуры и спорта»; «Методические и организационные аспекты физкультурно-спортивного краеведения».
Ключевые слова: краеведение, учебная дисциплина, профессиональное физкультурно-спортивное образование, целесообразность включения, проблематика названия, разработка содержания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p540-545
EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHYSICAL AND SPORTS LOCAL STUDIES" IN
THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AND TRAINERS: FEASIBILITY OF INCLUDE, NAME
PROBLEMS, CONTENT
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksey Ale-kseevich Naumov, the senior teacher, Denis Vladimirovich Kovatev, the senior teacher, Bunin
Yelets State University