Научная статья на тему 'Реализация молодежной политики в Российской Федерации. Зарубежный опыт'

Реализация молодежной политики в Российской Федерации. Зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1497
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / PROBLEMS OF YOUTH POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Королева Эльвира Владимировна, Остроумова Кристина Вячеславовна

В наше время, такая социальная группа как молодежь вызывает интерес, как со стороны государства, так и со стороны общества, поэтому ее значение в современном мире весьма высокое. Сегодня в обществе существует две сформированные и кардинально различающиеся позиции, касающиеся государственной молодёжной политики. Одни считают молодежь проблемой, а другие рычагом развития государства. Позиционирование молодежи как проблемы связано с тем, что она является слабозащищенной социальной группой, а меры, принимаемые государством, направленные на решение существующих проблем, связанных с взаимодействием молодежи и общества, не достаточно эффективны. Основным направлением государственной молодежной политики любой страны является формирование благоприятных условий для создания образованной личности, для которой главным является патриотизм и умение принимать разумные самостоятельные решения. Таким образом, целью исследования является рассмотрение путей реализации молодёжной политики, существующих на сегодняшний день в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Опыт азиатской страны, а именно Китайской Народной Республики, рассматривается с целью выявления новых факторов, форм, методов факторов, внедрение которых улучшило бы реализацию государственной молодежной политики в России. Вполне целесообразно оценить роль органов государственной власти в формировании социально-общественного и социально-политического участия молодежи, что в первую очередь поможет выявить проблемы в сфере молодежной политики, а так же предложить возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION. FOREIGN EXPERIENCE

Nowadays, this social group as youth is of interest, both from the state and from society, so its importance in the modern world is very high. Today in society there are two shaped and radically different positions concerning the state youth policy. Some believe the youth issue, and the other lever of development of the state. The positioning of young people as problems to do with the fact that she is a vulnerable social group, and the measures taken by the state aimed at solving existing problems related to the interaction of the youth and society are not effective enough. The main direction of state youth policy of any country is creation of favorable conditions for the establishment of an educated person, the main function of which is patriotism and ability to make reasonable independent decisions. Thus, the aim of the study is to examine ways of implementing youth policies that exist today in the Russian Federation and people's Republic of China. The experience of Asian countries, namely China, is examined with the aim of identifying new factors, forms, methods, factors, implementation of which would improve the implementation of the state youth policy in Russia. It is advisable to evaluate the role of public authorities in the formation of social and socio-political participation of young that in the first place will help to identify problems in the sphere of youth policy and to suggest possible solutions.

Текст научной работы на тему «Реализация молодежной политики в Российской Федерации. Зарубежный опыт»

Gudulova Gulnara Omarovna INFORMATION TRANSPARENCY .

сти органов государственной власти. Нельзя сказать, что до этого времени в России не существовало нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности. Попытки сформировать нормативно-правовые основания предпринимались еще в 90-х годах. В частности, в 1998 г. в России была принята Концепция государственной- информационной- политики, главными стратегическими целями которой- назывались «обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество» [2,26]. В данной концепции основной упор делался на развитие информационных технологий и телекоммуникаций, без внимания к наполнению самой системы информационного взаимодействия государства и его граждан. Но новый документ, разработанный экспертным советом при Правительстве в целях повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством государственного управления, систематизировал данную сферу, сформировав не только четкие указания относительно направлений развития, но и методики оценки открытости органов государственной власти. В концепции содержатся принципы расширения участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений органов государственной власти, качественного изменения принципов информационной работы министерств и ведомств. Кроме того, концепция содержит механизмы общественного контроля над деятельностью органов государственной власти. И концепция и методические рекомендации по реализации информационной открытости составляют стандарт открытости органов государственной власти. Данный стандарт направлен на повышение эффективности мер по совершенствованию системы государственного управления.

Следует отметить, рассуждая об информационной открытости органов государственной власти, что в России в рамках административной реформы системы государственного управления, которая была начата еще в начале двухтысячных годов, были заложены основы формирования принципов «открытого Правительства». Переход к информатизации ряда процедур оказания государственных услуг, внедрения принципов, связанных с информационными технологиями, переход к оказанию государственных услуг четко в соответствии с требованиями административного регламента, все это следствие реформ, которые продолжаются в настоящее время в системе надзорной деятельности органов государственной власти через внедрение принципов «открытого Правительства». «Основная задача электронного управления состоит в изменении горизонтальных и вертикальных взаимоотношений между правительственными структурами и гражданами на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей. Главные цели такого управления -оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу, расширение степени участия всех избирателей- в процессах формирования власти, руководства и управления страной, обеспечение открытости и взаимной- подотчетности между гражданами и правительством». [7, с. 152] Кроме того, концепция информационной открытости также декларирует принцип выстраивания обратной связи с гражданским обществом. Как, например, системный подход к изучению политических процессов. Основоположником данного подхода является Дэвид Истон, который представляет политические перемены как результат сложного взаимодействия «входящих и исходящих факторов» в зависимости от характера политического общества, его строя, типа правления, а также уровня активности внешних факторов [4, с. 38-53]. Так вот, в рамках данного подхода политическая система и среда связаны. Среда воздействует на субъекты принятия решений с помощью требований, давления и поддержки. Система же подготавливает, принимает и

поддерживает решения, корректирует их в зависимости от результатов лоббистских усилий заинтересованных групп. Теоретик данного подхода декларирует, что от внешней среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из внешней среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. В этой связи выстраивание обратной связи с гражданским обществом как нельзя лучше влияет на государство и весь процесс управления. При знакомстве с концепцией информационной открытости необходимо учитывать тот фак, что для простоты и понятности способов, которыми должны руководствоваться специалисты, ответственные за осуществление информационной политики в органах государственной власти, в концепции вводится ряд основных механизмов работы в данном направлении. Первое с чем мы, например, сталкиваемся, это с термином референтные группы, а также разъяснением, что представляет данный термин и подробной инструкцией, как необходимо работать с референтными группами. Итак, референтные группы - это максимально широкие социальные группы физических и юридических лиц, которые обладают схожими запросами и для которых орган власти осуществляет свою деятельность; их мнения, предпочтения, ожидания и оценки являются отраслевым ориентиром для федерального органа исполнительной власти и должны учитываться при принятии и реализации решений [4, с. 2]. Это те группы, на которые ориентирована деятельность органов государственной власти. Например, для Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу - это приро-допользователи, которые являются объектами надзора, а также те организации, которые обращаются в орган за получением ряда государственных услуг, среди которых, например, получение лицензии на деятельность по обращению с отходами. Таким образом, необходимо правильно определить референтные группы. Чтобы верно и эффективно проводить информационную работу необходимо знать, на кого ориентированы материалы, которые готовим к распространению. И в этой связи не стоит забывать про тот факт, что деятельность человека в информационном пространстве так же, как и в случае других видов взаимодействия с окружающим миром, изучается как проявление поведения. Информационное поведение, по мнению Т. Уилсона: «все возможные виды человеческого поведения относительно информационных источников и каналов, включая активный и пассивный поиск, и использование информации» [8, с. 181-183]. На информационное поведение накладывают отпечаток уровень образования, социальный статус, религиозные убеждения и взгляды, сформировавшиеся под воздействием внутренних и внешних факторов, убеждений индивида. Далее, зная о таком феномене, как информационное поведение, учитывая особенности восприятия индивидом или группой людей информации, можно выстраивать саму информационную работу и искать способы и каналы распространения информации. Возвращаясь к стандарту, в документе также приводятся примеры, мотивирующие на правильное и верное определение референтных групп. В частности, зная потребителей информации, мы можем выстраивать формат преподнесения материала, прогнозировать ожидаемый эффект от полученной информации, иметь возможность проводить разъяснительную работу и доводить до сведения заинтересованных групп важную информацию. В этой связи возрастает и качество оказания государственных услуг. Кроме того, орган государственной власти, работая с референтными группами, может получить

Гудулова Гульнара Омаровна ОТКРЫТОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ...

сведения о проблемах, с которыми они сталкиваются, а также предложить пути решения данных проблем через разъяснения, профилактическую работу и т.п. «Обратная связь является лакмусовой- бумажкой, позволяющей- судить об эффективности политической- коммуникации, о возможности и степени влияния объекта на субъект»[5, с. 22]. После верного определения рефренных групп и выявления их предпочтений важно следовать следующим принципам: информирование (об изменениях законодательства, о планах, наиболее важных задачах, электронных сервисах и т.п.); наличие обратной связи, о которой мы говорили ранее; вовлечение в процесс принятия решений, сотрудничество, а также оценка эффективности работы органа государственной власти. Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО в рамках реализуемой в Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности проводит ежеквартальные публичные обсуждения правоприменительной практики. В рамках последних в текущем году обсуждений, состоявшихся в октябре 2017 года, ведомство разработало анкету оценки эффективности деятельности органа государственной власти, которую посетители обсуждений могли заполнить. В анкете также содержались вопросы о том, удовлетворены ли граждане качеством оказания государственных услуг, работой органа, какие бы изменения предприятия отели видеть в работе органа в целях повышения удобства взаимодействия.

Кроме того, концепцией информационной открытости определяются каналы взаимодействия государственных органов и граждан. Выделяются прямые - непосредственная работа органа с рефератными группами, и опосредованные - через проводников. В качестве проводников могут выступать члены общественных советов, которые год от года набирают все большую популярность среди органов государственной власти. Ну и, конечно же, не стоит забывать о каналах, по которым данное взаимодействие будет осуществляться. Каналами взаимодействия могут выступать публичные мероприятия (пресс-конференции, «прием граждан», посещение публичных мероприятий и т.п.), социальные сети и интернет-сайты, профильные мероприятия, как, например, встреча с предпринимателями Санкт-Петербурга и Ленинградской области и т.п. Стоит отметить, «Результаты исследования, проведенного научным под- разделением Media Effects Research Laboratory, действующим при Университете Пенсильвании в США, свидетельствуют о взаимосвязи интерактивности сайтов и имиджа организаций, которым эти сайты принадлежат: чем больше проявляется интерактивности, тем выше репутация компании.» [5, с. 23]. Еще к одной новации, о которой уже говорилось, но без которой рассмотрение информационной открытости органов государственной власти будет неполным, это реформирование контрольно-надзорной деятельности. Уже отмечалось, что ряд органов, участвующих в реформировании контрольно-надзорной деятельности, проводит ежеквартально встречи с представителями бизнеса и гражданами. Мероприятия доступны для посещения всеми желающими. Каждый может прийти, послушать информацию, задать вопросы и получить ответы. Получается, что орган совершенно открыт для всех. Это действенный механизм обратной связи между гражданами и государством. Кроме того, в рамках реформирования проводится анализ дублирующих функций органов государственной власти, проводится оценка эффективности системы надзора, а также оптимизация всей системы надзора с целью снижения нагрузки на предприятия. Необходимо подчеркнуть, что изменениям в ближайшем времени подвергнется и действующее законодательства. Надзор будет носить риск-ориентированный подход. А, те предприятия, которые соблюдают закон и не являются злостными нарушителями, будут избавлены от излишнего внимания органов государственной власти. Ряд надзорных органов уже разработал чек-листы, которые будут использоваться в

ходе проведения надзорных мероприятий. Так, предприятие, зная о приходе органов надзора, может в личном кабинете, скачав специализированное программное обеспечение, ответить на вопросы, содержащиеся в данных чек-листах, что позволит оценить уровень соответствия ведения деятельности требованиям действующего законодательства. И, если выявлены несоответствия, то устранить их своевременно до прихода органов надзора. Такое, своего рода, домашнее задание позволит снизить нагрузку на бизнес и создать максимально прозрачные условия для взаимодействия. Есть все основания полагать, что данные изменения также играют важную роль в процессе повышения информационной открытости органов государственной власти. Доступ к информации обеспечивает не только повышение доверия граждан государству и органам его управления, но и является гарантом стабильности и функционирования национального государства. «Поддержание информационной открытости государственных органов и обеспечение права на доступ к государственной информации составляют священную конституционную обязанность каждого должностного лица в государстве». [1, с. 149]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьева О.В. Доступ к информации как институт национального государства // Полис. 2010. №5. С. 146-544.

2.Бурова Ю.Е. Информационная политика и ее формирование в современных российских условиях. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки, культуры. 2015. №2. С.21-34.

3. Головенкин Е.Н. Системный подход Дэвида Истона: опыт создания политической теории. // Вестник Московского государственного университета. Серия 12. Политические науки. 2015. №4. С.38-53

4. Евдокимов В.А. Интерактивность как качество публичной политики. // Полис. 2011. №5. С. 21-25.

5. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. Выпуск 2 [Электронный ресурс]: портал Открытого правительства URL: http://open.gov. ru/upload/iblock/38b/38b10a4e8eb43b913b8535f35a4 5f369.pdf

6. Маркелов К.В. Между гражданским обществом и государством: информационная политика на перепутье. // Социология власти. 2004. №5. С. 55-58.

7. Михалёв А.Ю. Роль интернета в политике государств современного мира. //Вестник МГЛУ. 2015. Выпуск 26 (737). С. 147-154

8. Robinson.A., Robinson.L. Building on models of information behaviour: linking information seeking and communication / Journal of Documentation. 2013. No69, pp. 181-183.

Статья поступила в редакцию 28.09.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Emashov Yaroslav Igorevich AMERICAN FAKE NEWS ..

УДК 327.83

АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS КАК УГРОЗА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2017

Емашов Ярослав Игоревич, студент факультета «Международные отношения» Московский государственный институт международных отношений (университет) (119454, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 76, e-mail: [email protected])

Аннотация. Американское информационное давление, в частности, публикуемая недостоверная информация СМИ США, наносит ущерб России во многих аспектах. Так, начиная от формирования и изменения взглядов российского слушателя/читателя на политические, экономические и социальные реалии, заканчивая восприятием Российской Федерации на международной арене со стороны других международных акторов, распространяют своё влияние иностранные средства массовой информации. Линия ведения информационной войны США является прямым продолжением теории «психологических операций», сформулированной в 1950-е гг. и оттачиваемой в последующем в ходе ведения войн и военных конфликтов. В прошлом являясь «империей зла», Россия по-прежнему остаётся одним из наиболее важных объектов, к которым применяется данная концепция. Помимо такого важного фактора, как политическое противостояние в статье рассматриваются факторы, благоприятствующие распространению неточной и ложной информации: антиинтеллектуализм, стремление СМИ к развитию развлекательной составляющей, т.н. «сенсационализм», а также переизбыток информации в современном мире. В целях противостояния информационному влиянию извне, с одной стороны, Россия действует по линии Министерства иностранных дел РФ, в частности по линии посольств, с другой стороны, в последнее время всё более активно с данным явлением борются отечественные СМИ, осуществляющих свою деятельность в других странах на иностранных языках. Важным вопросом помимо классических публикаций с ложной информацией является и технологический прогресс, поскольку уже в обозримом будущем существует потенциальная угроза выпуска визуальных выступлений, которые будут создаваться искусственно, но будут выглядеть абсолютно реалистично.

Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика, Россия, МИД РФ, Захарова М.В., США, «психологические операции», журналистика, информационные войны, дезинформация, ложные новости, «фейк-ньюс», информационное давление, искажение информации, недостоверная информация, политическое влияние.

AMERICAN FAKE NEWS AS A THREAT TO THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017

Emashov Yaroslav Igorevich, student of «International Relations» Moscow State Institute of International Relations (University)

(119454, Russia, Moscow, Vernadsky prospect, 76, e-mail: [email protected])

Abstract. American information pressure, in particular published false information by the U.S. media, causes harm to Russia in many aspects. So, from the formed and changed views of a Russian reader and listener on the political, economic and social situation to perception of the Russian Federation by international actors at the international scene - all these are the influence spheres of the international media. The U.S. information warfare is a direct continuation of the theory of "psychological operations", which was formulated in the 1950s and then refined during wars and military conflicts. Having been the "evil empire" in the past, Russia still remains to be one of the most important objects, to which this concept is applied. In addition to such important factor as the political confrontation the article studies factors which foster spread of inaccurate and false information: anti-intellectualism, media pursuit of development of an entertaining part, so called "sensationalism" and information overload of the present day. In order to resist the information external influence, on the one hand, Russia acts by means of the Ministry of Foreign Affairs, in particular by means of the embassies, on the other hand, in recent years the domestic media carrying out their activities in other countries in foreign languages have played a more active role in order to resist this tendency. Besides classical publications with false information there is another important issue which is called technological progress, as in the near future we will face a threat of production of visual statements which are created artificially, but it will look like real.

Keywords: international relations, foreign policy, Russia, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Zakharova M.V., USA, psychological operations, journalism, information warfare, misinformation, false news, fake news, information pressure, information distortion, misleading information, political influence.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация новостных сообщений, содержащих неверную информацию, в частности американскими СМИ в отношении России, приводит к формированию неточного, а зачастую в корне неверного образа Российской Федерации на мировой арене. Настоящее направление не является ни продуктом XX в., ни тем более XXI в., однако ввиду роста объёмов подобных публикаций и усложнении технологии средств массовой информации борьба с таким инструментом воздействия приобретает всё большую актуальность.

В большинстве случаев исследование фальшивых новостей носит сугубо номинальный и оценочный характер: политологи, журналисты и политики на разных уровнях не обходят стороной данную проблему, но их рассуждение сводится лишь к тому, что подтверждается существование такой тенденции, и затем они клеймят позором американские средства массовой информации. Именно из-за подобного поверхностного характера ознакомления с проблемой вопрос не решается либо решается, но очень медленно. Однако представленная работа носит аналитический характер, включая обзор и исследование причин и благоприятствующих факторов распространения ложной информации, а также в последу-

ющем представлены рекомендации по взаимодействию с американскими СМИ, которые в настоящий момент являются одними из наиболее влиятельных и авторитетных средств массовой информации в мире.

Целью данной работы служит обзор и характеристика дезинформационной составляющей американской политики, анализ противодействия российской стороны, а также факторов, которые способствуют распространению фальшивой информации. Данная тема раскрывается на примере этапов формирования американской дезинформационной политики, а также на примере конкретных событий, закономерностей поведения людей, подчеркивается серьезность использования и причинения ущерба посредством использования стратегического инструмента.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Фальшивая новость - неточная или полностью неверная информация, используемая целенаправленно определенной стороной в целях достижения необходимого результата. Зачастую целью подобного инструмента является нанесение репутационного ущерба другой стороне, принижение её достижений, то есть формирование неточного, зачастую негативного облика другой стороны в рамках мирового сообщества, а также с целью

Емашов Ярослав Игоревич АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS ...

достижения иных преследуемых целей.

Ещё с незапамятных времен широко практикуется хитрость в вопросах ведения войны и одержании победы над противником. Так, самым очевидным примером является троянский конь и последующее падение Трои. Помимо этого, благодаря дезинформации в ходе Пелопоннесской войны в 415 г. до н.э. также были захвачены Сиракузы, куда греками был заслан агент, внедрившийся в доверие и уговоривший сиракузское войско напасть на греческий лагерь, тем самым оставив последний без обороны [1]. Подобное направление мысли присуще и китайскому военному искусству: полководец и военный стратег Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» утверждал идею распространения недостоверных сведений в случае военного конфликта [2]. Далее, с ходом развития технологий и вырабатывания новых стратегий, использование дезинформации приобретало новые формы, но данное явление остается актуальным и по сей день, спустя более 2400 лет, актуальным и продуктивным инструментом в стремлении в той или иной степени выиграть преимущество, а также одержать победу над врагом.

Поскольку в настоящее время общество совершило грандиозный технологический скачок в сравнении, например, с упомянутым выше V в. до н.э., то и сама оболочка дезинформации, метод и инструменты её распространения также качественно изменились. Так, одним из главных факторов ведения углубленной информационной войны между Москвой и Вашингтоном, а вместе с ней и распространения дезинформации, является политическое противостояние [3][4]. В настоящий момент мы наблюдаем продолжение военно-политической конфронтации между СССР и США [5]: расширение и стремительное продвижение НАТО [6] на Восток и вместе с тем огромный комплекс проблем, связанных с европейской безопасностью, системой ПРО, с санкцион-ным режимом, введённым США 17 марта в 2014 г. В тот же день данное решение поддержали и министры иностранных дел Евросоюза, введя ограничительные меры в отношении российский официальных лиц, обвинив их в «подрыве территориальной целостности Украины». В дальнейшем данное направление поэтапно углублялось по многим аспектам: с одной стороны, в отношении юридических лиц, концернов и различного рода продукции, списки которых расширялись; с другой стороны, в отношении физических лиц. В такой обстановке дезинформация становится особенно часто используемым инструментом.

Помимо этого, благоприятную среду для распространения ложной информации создают и поддерживают:

- антиинтеллектуализм [7], популизм и общественное недоверие к экспертизе;

- развлекательная составляющая новостей: простота и забава = успех;

- новостной сенсационализм - эксклюзивы и т.н. «утечки»;

- переизбыток информации в окружающем мире и, как следствие, неспособность её анализа [8] и уязвимость в вопросе манипуляции общественным сознанием

[9].

Становление американской пропаганды с использованием соответствующих методов и средств ведения информационной войны прошло долгие этапы формирования. Начало было положено в 1955 г., когда Министерством армии США был принят документ ФМ-33-5 «Ведение психологической войны», где излагалась концепция оказания влияния на сознание, чувства и действия противника при помощи мероприятий, передающих идеи и информацию [10]. Данная концепция активно использовалась в ходе войны во Вьетнаме, в ходе вооруженных конфликтов в Гренаде (1983 г.), в Панаме (1989 г.), а также в ходе операции «Буря в пустыне» [11], в тот период т.н. «психологические операции» рассматривались как средство увеличения боевого потенциала.

В 1990-х гг. начинает развиваться направление ведения информационных войн. В данном случае точкой отсчета можно считать директиву Министерства обороны США Т3600.1 от 21 декабря 1992 г. под названием «Информационная война» [10]. В 1993 г. в директиве Комитета начальников штабов № 30 излагались основные принципы ведения информационной войны [10]. В дальнейшем на протяжении многих лет данное направление всячески совершенствуется посредством проведения научных конференций, посвященных данной проблематике (начиная с 1994 г.), разработки теоретических основ информационной борьбы и её практического применения.

Инструментарий США в области ведения информационной войны насчитывает множество единиц. На сегодняшний день наряду с активной работой в интернет среде акцентируется сфера теле- и радиовещания. К числу основных американских информационных агентств, осуществляющих свою деятельность по всему миру, относятся службы радио- и телевещания американского правительства «Голос Америки» и некоммерческие корпорации, финансируемые Конгрессом США, Радио Свободная Европа/ Радио Свобода (РС/РСЕ) и Радио Свободная Азия. Начав свою деятельность 1 марта 1953 г., русская редакция РС/РСЕ и по сей день осуществляет активную деятельность в сфере информационного давления на Россию (в прошлом - на СССР).

На текущий момент номинальной целью данной корпорации является поощрение развития демократических ценностей в странах, в которых «свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни», посредством новостей «без цензуры, ответственного обмена мнениями и открытого обсуждения проблем» [12]. Данное положение, равно как и основополагающий принцип журналистики - объективное освещение событий, абсолютно не соблюдаются. Так, в новостных публикациях повсеместно используется специальная лексика, акцентирующая внимание лишь на негативных событиях и явлениях в России, а также осуществляется попытка размывания фундамента власти, если не во всех, то точно в преобладающем большинстве статей, посвященным политическим событиям. Наглядным примером служат и радиопередачи «Лицом к событию», в ходе которых не просто подчеркивается весь негатив, но и осуществляется информационное давление на российского слушателя. В программе Радио Свобода «Отжим Крыма» от 18 марта 2016, в которой приняли участие депутат ЛДПР Андрей Свинцов и член Политкомитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин, всячески заглушалась и принижалась точка зрения о положительных тенденциях в связи с присоединением Крыма, и наоборот. Также, в программе «Голос МИДа» от 25 марта 2016 г., где приглашенным гостем стала М.В. Захарова - директор департамента информации и печати МИД РФ, уже оказывалось не просто информационное воздействия на слушателя, но также имели место и многочисленное искажение фактов, неточности, использование т.н. «двойных стандартов» с целью давления на отечественного слушателя. Важным и абсолютно недопустимым фактом является то, что в ходе программы дело доходило и до вопиющего, хамского поведения, проявляемого самим ведущим. Всё это свидетельствует о попытке информационного воздействия на российского читателя и слушателя с целью формирования, а также изменения взглядов на политические, экономические и социальные события и реалии.

Ранее в большинстве случаев для борьбы с проблемой распространения ложной информации использовались средства дипломатических представительств СССР и затем Российской Федерации, одной из главных функций которых является разъяснительное направление, то есть изложение советской и в дальнейшем российской политических линий, а также в случае искажения информационных данных предоставление имеющихся

Emashov Yaroslav Igorevich political

AMERICAN FAKE NEWS ... sciences

соответствующих. В единичных случаях публиковались опровержения в отечественной прессе, которые не всегда доходили до конечного иностранного читателя. В последующем был запущен ряд российских международных вещательных программ, и одной из наиболее успешных остается «RT» (ранее Russia Today „Россия сегодня"), начав своё вещание 10 декабря 2005 г. Наиболее молодым и активно набирающим обороты в данном направлении является новостное агентство «Sputnik» с началом вещания 10 ноября 2014 г.

Стремясь вывести противодействие распространению ложной информации на новый, более качественный уровень, 20 февраля 2017 года [13] МИД Российской Федерации основывает на сайте министерства специальную рубрику, где разоблачаются публикации новостных агентств со всего мира [14]. В настоящий момент данный раздел сайта содержит 45 новостных сообщений с пометкой „fake news" - ложная информация.

К сожалению, с течением времени данная проблема усугубляется и развитием технологий. В ходе SIGGRAPH 2017 [15], крупнейшей и наиболее влиятельной ежегодной конференции и выставки в области компьютерной графики и интерактивных технологий [16], проходившей 30 июля - 3 августа 2017 г. в г. Лос-Анджелес, США, была представлена новая технология. На данном мероприятии была продемонстрирована смоделированная речь бывшего президента США Б. Обамы. Проанализировав в общей сложности 300 видео продолжительностью 17 часов, 2 миллиона кадров и 10 тыс. уникальных слов, группа разработчиков смогла добиться полной реалистичности, как мимики, так и параллельного ей звучания слов [17]. В конечном итоге на экране мы видим не отличающееся от реальности заявление президента, которого в действительности не было, т.н. «прорыв в сфере фейк-ньюс» [18], как его назвала М.В. Захарова, директор Департамента информации и печати МИД РФ. Таким образом, ранее и так непростое противодействие распространению ложной информации усложняется новыми технологиями.

Прогноз развития ситуации и рекомендации. Опираясь на опыт прошлых лет, на опыт межгосударственного диалога СССР-США и РФ-США, а также на современные тенденции, вероятны 2 следующих варианта развития проблемы:

Вариант 1. Д. Трамп остается на посту президента США. Как человек, положивший всю свою жизнь на становление и развитие бизнеса, Трамп оперирует лишь такими понятиями как «прибыль» и «логика». Окружив себя большим количеством генералов, а также под давлением т.н. «американского истеблишмента», Трамп в погоне за сохранением остатков рейтингов, в дальнейшем будет раскручивать «антироссийскую истерию», в рамках которой с одной стороны будет разрушаться миф о вмешательстве России в ход выборов и вообще в политическую жизнь страны, с другой стороны будут наращиваться объемы дезинформации, клеветы и других методов отнюдь не присущих журналистике в истинном понимании этого слова. Таким образом, в дальнейшем уровень распространения фальшивых новостей будет сохранен на прежнем уровне либо будет незначительно, в сравнении с показателями прошлых лет, наращиваться.

Вариант 2. Так часто мелькающее в последнее время слово «импичмент» в американской прессе [19] в той или иной форме может состояться (маловероятно, но может быть подстроен и несчастный случай, и это станет самым худшим из вариантов развития межгосударственных отношений). Очевидно, риторика, которая в настоящее время разворачивается на тему скандалов в ходе предвыборной компании как между штабами, так и в отношении «связей с Россией и российского участия в выборах», имеет лишь одну цель - отставка Трампа. Не стоит забывать, что однажды Ричард Никсон, президент Америки, уже был отстранен от исполнения своих 316

обязанностей из-за Уотергейтского скандала 1972-1974 гг., именно из-за «шпионажа» [20]. В таком случае пост может занять Хиллари Клинтон или кто-либо иной с более агрессивной политикой в отношении РФ, и, как следствие, и так на ладан дышащий диалог Россия-США пробьет своё дно, что приведет к резкому наращиванию дезинформации и агрессивному стилю ведения информационной войны с Россией.

Как в первом, так и во втором случаях необходимо бороться с публикацией ложной информации американскими новостными агентствами. В первую очередь, необходимо работать с молодым поколением: проводить всевозможные мероприятия в школах и университетах, цель которых будет заключаться в повышении медиа-грамотности, анализе получаемой информации и автоматизированном навыке проверки фактологической основы новостных сообщений. Во-вторых, для работы с более широкими слоями населения необходимо развивать культуру дискуссий и полемики в целях охвата всех точек зрения и многостороннего взгляда на проблему. В-третьих, на еще более масштабном уровне, на международном, необходимо проводить работу с иностранными СМИ, и с населением США: разоблачать фальшивые новости и стойко доводить российскую позицию посредством средств массовой информации. Также, помимо того, что Россия борется с новыми, поступающими публикациями, с другой стороны, необходима разработка превентивных мер по анализу подобных технологий и дальнейшей выработкой специальных алгоритмов, подтверждающих несоответствие реальности. Но в настоящее время нельзя полностью решить проблему, можно добиться лишь снижения её остроты и серьезности последствий.

Обстановка российско-американского политического диалога остается непростой и по сей день, тем самым привнося такое сложное явление, как информационная война. В рамках данного явления возникает комплекс проблем и вопросов, с которыми необходимо проводить работу в постоянном режиме. Вопрос разоблачения фальшивой информации является одним из ключевых, являясь серьезным инструментом манипуляции общественным сознанием в силу сравнительно невысокого уровня медиа-грамотности обществ России и США.

В данной работе описаны основные причины возникновения публикаций, содержащие недостоверную информацию, факторы, которые способствуют её распространению, а также варианты решения данной проблемы. Изложенные в работе принципы противодействия дезинформации снизят потенциальный и наносимый вред, а также облегчат последствия уже существующих стереотипов и тенденций в международной журналистике и, как следствие, в международной политике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Даллес Аллен ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа: http://fanread.ru/book/11678026/?page=34

2. Сунь-цзы «Искусство войны»:

3. https://cdn.eksmo.ru/v2/ITD000000000627582/ PDF/ITD000000000627582.pdf

4. Статья РСМД, «Сделаем факты снова великими...»: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/sdelaem-fakty-snova-velikimi-mozhno-li-segodnya-protivostoyat-falshivym-novostyam/

5. «Сила в постправде»: https://www.gazeta.ru/ politics/2017/06/22_a_10732139.shtml

6. «Заседание совета Россия-НАТО завершилось без практических решений»: http://tass.ru/politika/4681355

7. «Ни надежд, ни иллюзий.»: http://www.mk.ru/ politics/2017/07/12/ni-nadezhd-ni-illyuziy-otnosheniya-rossii-i-nato-dostigli-dna.html

8. We dont need no Education. Кругман Пол // NYTimes., 12 июля 2017 г.: https://krugman.blogs.nytimes. com/2017/07/12/we-dont-need-no-education-2/?mcubz=0

9. «Информационная перегрузка людей» А.Д. Еляков:http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013

Емашов Ярослав Игоревич

АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS ...

elyakov.pdf

10. Статья РСМД, «Сделаем факты снова великими... »:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analy-tics/sdelaem-fakty-snova-velikimi-mozhno-li-segodnya-protivostoyat-falshivym-novostyam/

11. Игорь Панарин СМИ, пропаганда и информационные войны: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/panarin-igorj-nikolaevich/smi-propaganda-i-informacionnie-vojni

12. Зарубежное военное обозрение (Ирак), 1996 № 6 Е.Токов А. Касюк: http://psyfactor.org/uspsywar3.htm

13. Сайт Радио Свобода: https://www.svoboda. org/p/3318.html

14. «На сайте МИДа появился раздел с «фейковыми» новостями о России»: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58ad 59ed9a794740d1c7024c

15. Раздел сайта МИД РФ «Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию»: http://www. mid.ru/nedostovernie-publikacii

16. Официальный сайт SIGGRAPH: http://s2017. siggraph.org/

17. Сайт Render: http://render.ru/events/show_event. php?event_id=421

18. Описание процесса: https://grail.cs.washington.edu/ projects/AudioToObama/siggraph17_obama.pdf

19. Личная страница М.В.Захаровой Facebook: https:// www.facebook.com/maria.zakharova.167/posts/102143007 09141305?pnref=story

20. «Возможен ли импичмент Дональду Трампу»: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ political-life-of-usa/vozmozhen-li-impichment-donaldu-trampu/

21. «Уотергейт»:https://rg.ru/2014/07/12/watergate-site.html

Статья поступила в редакцию 03.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Zakharova Elena Yuryevna, Nosanenko Galina Yurievna CORRUPTION IN MEDICINE: REGIONAL ...

УДК 323

КОРРУПЦИЯ В МЕДИЦИНЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© 2017

Захарова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» Носаненко Галина Юрьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теории государства и права и публично-правовых дисциплин» Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Нижнекамский филиал (423570, Россия, Нижнекамск, проспект Шинников 44 «б», e-mail:[email protected])

Аннотация. Цель: выявить степень коррупции в системе здравоохранения города и определить ее характер. Методы: в качестве основных методов исследования были выбраны диалектический, системный и социологический. Диалектический метод позволил рассмотреть историю вопроса в ретроспективе и помог выбрать конкретные методы исследования - системный и социологический. Системный метод лежал в основе постановки задач и определил подход к объекту как целостному множеству элементов в совокупности отношений и связей между ними. С помощью социологического опроса были собраны и проанализированы эмпирические данные. Результаты исследования: в результате проведенного исследования были выявлены наиболее коррумпированные сферы жизнедеятельности нижнекамского общества: здравоохранение, образование и правоохранительные органы. Проанализировав положение в здравоохранении, были сделаны выводы, что степень коррупции в медицинских учреждениях г. Нижнекамск является высокой, но коррупционное поведение людей не столько провоцируется медицинским персоналом, сколько является обычаем, основанном на желании быстро (вне очереди) и качественно решить собственные проблемы. Научная новизна: статья написана на основе эмпирического исследования проведенного в конкретном городе Нижнекамске. Практическая значимость: результаты исследования позволяют сравнить полученные данные с результатами подобных исследований, проведенных в других городах и субъектах РФ и выработать определенные подходы к решению заявленных проблем.

Ключевые слова: система кормлений, антикоррупционная программа, индекс восприятия коррупции, здравоохранение, коррупция, белая коррупция, бытовая коррупция, коррупционное поведение, антикоррупционная политика.

CORRUPTION IN MEDICINE: REGIONAL ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2017

Zakharova Elena Yuryevna, senior lecturer in social and humanities Nosanenko Galina Yurievna, candidate of Political Sciences, Associate Professor of «Theory of state and law and public law disciplines» Kazan Innovation University V.G. Timiryasova, Nizhnekamsk branch (423570, Russian Federation, Nizhnekamsk, 44 Avenue Shinnik «b», e-mail: [email protected])

Abstract. Purpose: to identify the extent of corruption in the city's healthcare system and determine her character. Methods: as the main methods of a research have been chosen dialectical, systemic and sociological. The dialectic method has allowed to consider the historical background in a retrospective and has helped to choose concrete methods of a research - systemic and sociological. The system method was the basis of the formulation of problems and determined the approach to the object as an integral set of elements in the aggregate of relations and connections between them. With the help of a sociological survey, empirical data were collected and analyzed. Results of a research: as a result of the conducted research the most corrupted spheres of activity of the Nizhnekamsk society have been revealed: healthcare system, education and law enforcement agencies. Analyzing the situation in healthcare, it was concluded that extent of corruption in medical institutions of Nizhnekamsk is high, but people's corruption behavior is not so much provoked by medical personnel, as is the custom based on the desire quickly (out of turn) and qualitatively to solve own problems. Scientific novelty: article is written on the basis of the empirical research conducted in the concrete city of Nizhnekamsk. Practical significance: the results of the study make it possible to compare the obtained data with the results of similar studies conducted in other cities and regions of the Russian Federation and to develop certain approaches to solving the stated problems.

Keywords: system feedings, anti-corruption program, corruption perception index, healthcare system, corruption, white corruption, household corruption, corruption behavior, anti-corruption policy.

Коррупция как социальное явление является бедствием многих государств, и, к сожалению, Россия здесь не является исключением. Не смотря на наличие различных антикоррупционных программ, ведомств и комиссий, индекс уровня восприятия коррупции показывает, что наша страна относится к группе наиболее коррумпированных государств мира. Так в 2000 году РФ, так же как и Эквадор, занимала 82 место в рейтинге восприятия коррупции, в 2005 году спустилась на 126 место (так же как Бурунди, Комбоджа, Республика Конго, Грузия, Киргизстан, Папуа Новая Гвинея и Венесуэла). В 2010 году положение еще более усугубилось, и Россия упала на 154 строчку. Некоторую положительную динамику показал 2015 год, когда стране удалось подняться на 119 место (совместно с Гайаной, Азербайджаном и Сьерра-Лионе), но, в следующем 2016 году эту позицию удержать не удалось, РФ опустилась на 17 пунктов, заняв лишь 136 место[1]. На этот раз Россия оказалась в одной группе с Камеруном, Ираном, Киргизией, Ливаном и Нигерией [2]. Правда аналитики утверждали, что «по сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го

до 131-го места) обусловлено тем, что в 2016 году в нем учитывалось большее количество стран» [3]. Данные российской судебной статистики также показали снижение количества коррупционных преступлений в этот период. «Так, в 2016 году судьи признали виновными 5,3 тыс. коррупционеров, а в 2015 году таких было 7,2 тыс. Количество осужденных за дачу взятки в 2016 году оказалось в 2,4 раза больше (3,8 тыс. человек), чем осужденных за ее получение (1,5 тыс.)»[4]. Однако сама проблема вовсе не исчезла.

Ученые отмечают, что «сама коррупция, как и антикоррупционная политика, имеет существенные исторические, территориальные и географические различия, от понимания которых зависит во многом и результативность принимаемых антикоррупционных мер»[5]. Например, на Руси издревле существовала система кормлений, которая давала чиновнику в управление часть территории и право облагать различного рода поборами ее население, а так же право самостоятельно определять размер собственного гонорара. Таким образом, заветная должность становилась источником многочисленных злоупотреблений. И.Д. Беляев, в связи с этим отмечает, что «как только появились носители власти, облеченные

Захарова Елена Юрьевна, Носаненко Галина Юрьевна КОРРУПЦИЯ В МЕДИЦИНЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ...

особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество» [6, с. 3].

«Кормление» просуществовало вплоть до середины XVI века и прочно сформировало в умах людей представление о том, что должность чиновника есть доходное место, средство прокорма и пропитания, а решение любого вопроса возможно только при определенной благодарности [7, с. 231-236].

Однако с исчезновением «кормлений», ситуация кардинально не изменилась. «При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли таких размеров, небывалых прежде, - разве только после»[8] - писал В.О. Ключевский. А к XIX веку коррупция уже прочно срослась с государственным аппаратом.

В XX в. в общественном сознании укоренились такие обороты, как «дать на лапу», «подмазать», «сунуть» [9, с. 10]. Были даже периоды, когда «в отдельных государственных ведомствах, в том числе и на территории Республики Татарстан, стояли так называемые гостевые столики, на которые посетители складывали свои подношения» [10, с. 245]. Все это привело к тому, что «подарки и иные формы вознаграждения врачам, учителям школ, преподавателям вузов, работникам иных учреждений и организаций, которые осуществляют трудовые функции, получая при этом заработную плату и иные законные выплаты, фактически приобрели в социальном восприятии статус обычая, а не правонарушениями, с. 79]. И сегодня «многие жители страны говорят о том, что не считают плохим делом дать взятку должностным лицам или отблагодарить их за решение своей проблемы» [12, с. 37].

Общероссийские исследования показывают, что «чаще всего процесс «благодарения совершается при общении с работниками медицины и образования (33%), сотрудниками ГАИ (20%), а так же с чиновниками разного уровня и ранга (16%)» [13, с. 10].

Опросы жителей Республики Татарстан за 2015 год также показывают, что наиболее часто коррупционные случаи встречаются в сфере здравоохранения (30,5%), в органах власти (26,9%) и при назначении на руководящие должности (25,8%) [14].

В 2016 году авторами статьи был проведен опрос жителей Нижнекамска о состоянии коррупции в городе (в опросе участвовало 603 человека). Результаты показали, что наиболее коррумпированной сферой (29%) горожане считают здравоохранение. При этом большая часть респондентов выбрали более обобщённые варианты ответов, такие как: «в больницах», «в медицине» и «медучреждениях» (22,1%), другие же конкретизировали -«при операции» (3,2%), «у узких специалистов» (1,3%), «при лечении» (0,6%), «при записи к врачу» (0,6%), в стоматологии (0,6%), в травматологии (0,6%).

При этом 6,5% опрошенных отметили, что коррупции в стране, вообще, нет. Однако, если учесть усиленное внимание к данной проблемы в СМИ, то подобные результаты опроса можно отнести к сомнительным. Отметим так же, что вопрос о существовании коррупции в стране задавался с целью выявить неправдивых респондентов. Именно такие респонденты показывают, что никогда не сталкивались с коррупцией и фактами вымогательства ни в медицине, ни в какой-либо другой сфере, довольны компетентностью врачей и наличием койко-мест в стационаре. Думается, что все остальные результаты надо рассматривать с поправкой на эти 6,5%.

Когда респондентам предложили оценить уровень коррупции в медучреждениях г. Нижнекамска и Нижнекамского района, большинство (32%) затруднились это сделать, потому что давно не посещали клинику и, соответственно, не владели реальной ситуацией. 6,6% респондентов были уверены, что более 80% медперсонала берут взятки; 20,8% отметили, что взяточничество присуще 50-80% персонала, 22,8% посчитали, что берут взятки 30-50% медиков, 8,1% респондентов показали, что берут взятки 10-30% медиков, 9,7% - считают, что

менее 10% медиков берут взятки.

При этом 43% опрашиваемых лично попадали в ситуацию, когда нужно было решить вопрос с помощью неформального вознаграждения, подарка и т.п. при обращении за гос.услугами в медучреждения Нижнекамского района. Большинство респондентов не дали ответа на вопрос о сумме вознаграждения (56%); потратили на решение вопроса более 1000 рублей (23%), 12% - от 500 до 1000 рублей, 6,9% менее 500 рублей, 2,1 % - указали, что заплатили 10000 руб.

Ощущения, которые испытывали опрашиваемые от совершения сделки, в большинстве своём отрицательные (52,3%): за державу обидно - 24,2%, ненависть к взяточнику - 13,3%, унижение - 8,5%, боязнь общественного осуждения - 1,5%, 0,8% - «ощущение пустого кармана», 0,8% - «безысходность», 0,8% - «отвращение к системе», 0,8% - «страх пред законом», 0,8% - «плохо», 0,8% - «негатив».

Однако часть населения испытывала «позитивные ощущения» (27,3%): удовлетворение от решения проблемы - 19,5%, облегчение - 4,7%, благодарность врачам - 3,1%, а это значит, что «белая коррупция», когда коррупционные действия не считаются предосудительными и даже одобряются обществом, выгодна населению и ещё долго будет поддерживаться самими гражданами, не воспринимающими ее как насущную проблему. И 20,4% - затруднились ответить.

32,4% опрошенных, попадавших в ситуацию, когда требовалось вознаграждение за решение вопроса, показали, что инициатором услуги выступил персонал медицинской организации, 6,4% не ответили на данный вопрос, все остальные - 61,2% утверждали, что инициаторами выступили они сами.

Среди предложений по улучшению работы в области здравоохранения жители города, прежде всего, обратили внимание на необходимость изменения отношения к больным со стороны врачей и всего медицинского персонала. Так же, опрошенных волновала проблема компетентности и квалифицированность медицинского персонала. «Избавление от коррупции», как возможность улучшить работу в здравоохранении у нижнекамцев заняло лишь четвёртую позицию. При этом каждый сотый гражданин был настроен весьма агрессивно: «увольнять взяточников», «пересажать всех коррупционеров», «ввести расстрел за взятки», «всех расстрелять и новых посадить».

Таким образом, опрос жителей города Нижнекамска показал, что чаще всего они сталкиваются с коррупцией в медицине. Однако рассматривают ее как «безусловно осуждаемое явление» меньше половины опрошенных. Каждый третий респондент вовлечен в коррупционные действия при решении основных бытовых проблем (в данном случае медицинских) и не видит ничего предосудительного, если их можно решить более быстро и качественно, но с помощью подарка/взятки. В результате коррупционные действия неоднократно повторяются и воспроизводятся, становясь одобряемым способом поведения. А значит, поддержка взяточничества со стороны населения ещё долго не позволит справиться с коррупцией в медицине.

И все-таки хочется еще раз подчеркнуть, что на данный момент в России уже создана правовая база для борьбы с коррупцией [15, с. 116]. А власть с уверенностью заявляет о наличии политической воли для искоренения этого недуга. Слово остается за институтами гражданского общества. Однако пока из-за слабости нижнекамского «третьего сектора» быстрых результатов ждать не приходится.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Индекс восприятия коррупции / http://transpa-rency.org.m/mdeks-vospriiaüia-korrupttii (дата обращения 02.03.2017)

2. Рейтинг стран по уровню коррупции / http:// gotoroad.ru/best/cormptюn(дата обращения 02.03.2017)

Zakharova Elena Yuryevna, Nosanenko Galina Yurievna CORRUPTION IN MEDICINE: REGIONAL ...

3. Индекс восприятия коррупции-2016: положение России не изменилось // http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2016 (дата обращения 02.03.2017)

4. Сажать за коррупцию в России стали меньше, но «качественнее» // http://www.newsru.com/ russia/01feb2017(дата обращения 02.03.2017)

5. Кабанов П.А. Антикоррупционная политика в субъектах Российской Федерации // http://cyberleninka. rU/article/n (дата обращения 02.03.2017)

6. Ширяев, В. Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. Ярославль: Тип. Губ.правл., 1916. 570 с.

7. Носаненко Г.Ю. Предпосылки становления полицейского государства в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 231-236.

8. Ключевский, В. О. Терминология русской истории // http://knigolubu.ru/russian_classic (дата обращения 02.03.2017)

9. Столярова И.О. Российский и зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. №2. С.8-13

10. Бикеев И.И. Проблемы отграничения вятки от подарка в России и за рубежом: практика и тенденции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1. С. 245-249

11. Аванесян В.В. Уголовно-правовые средства борьбы с бытовой коррупцией // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 79-84

12. Литвяк Л.Г., Прыгунов К.А., Катасонов А.В. Коррупция в России: история и современность // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4. 2015. С. 35-39

13. Кофанова Е.Н., Петухов В.В. Общественное мнение о коррупции в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. №1. С. 4-16

14. Сводный отчет о состоянии коррупции в Республике Татарстан за 2015 год // http://anticonuptюn. tatarstan.ru (дата обращения 02.03.2017)

15. Носаненко Г.Ю., Захарова Е.Ю. Борьба с коррупцией: потенциал некоммерческих организаций (по материалам эмпирического исследования в г. Нижнекамск) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 111-116.

Статья поступила в редакцию 26.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Королева Эльвира Владимировна, Остроумова Кристина Вячеславовна РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ...

УДК 323.2

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

© 2017

Королева Эльвира Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управления» Остроумова Кристина Вячеславовна, магистрант, 2 курс, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственный и муниципальный аудит» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. В наше время, такая социальная группа как молодежь вызывает интерес, как со стороны государства, так и со стороны общества, поэтому ее значение в современном мире весьма высокое. Сегодня в обществе существует две сформированные и кардинально различающиеся позиции, касающиеся государственной молодёжной политики. Одни считают молодежь проблемой, а другие рычагом развития государства. Позиционирование молодежи как проблемы связано с тем, что она является слабозащищенной социальной группой, а меры, принимаемые государством, направленные на решение существующих проблем, связанных с взаимодействием молодежи и общества, не достаточно эффективны. Основным направлением государственной молодежной политики любой страны является формирование благоприятных условий для создания образованной личности, для которой главным является патриотизм и умение принимать разумные самостоятельные решения. Таким образом, целью исследования является рассмотрение путей реализации молодёжной политики, существующих на сегодняшний день в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Опыт азиатской страны, а именно Китайской Народной Республики, рассматривается с целью выявления новых факторов, форм, методов факторов, внедрение которых улучшило бы реализацию государственной молодежной политики в России. Вполне целесообразно оценить роль органов государственной власти в формировании социально-общественного и социально-политического участия молодежи, что в первую очередь поможет выявить проблемы в сфере молодежной политики, а так же предложить возможные пути их решения.

Ключевые слова: реализация молодежной политики; молодежь; органы государственной власти; гражданское общество; проблемы молодежной политики, законодательство, Китайская Народная Республика; Российская Федерация.

IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION.

FOREIGN EXPERIENCE

© 2017

Koroleva Elvira Vladimirovna, candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of management Ostroumova Kristina Vyacheslavovna, graduate student, 2 course, direction of preparation «State and municipal management» section «State and municipal audit» Vladivostok State University of Economics and Service

(690014, Russia, Vladivostok, Gogolya St., Building 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Nowadays, this social group as youth is of interest, both from the state and from society, so its importance in the modern world is very high. Today in society there are two shaped and radically different positions concerning the state youth policy. Some believe the youth issue, and the other lever of development of the state. The positioning of young people as problems to do with the fact that she is a vulnerable social group, and the measures taken by the state aimed at solving existing problems related to the interaction of the youth and society are not effective enough. The main direction of state youth policy of any country is creation of favorable conditions for the establishment of an educated person, the main function of which is patriotism and ability to make reasonable independent decisions. Thus, the aim of the study is to examine ways of implementing youth policies that exist today in the Russian Federation and people's Republic of China. The experience of Asian countries, namely China, is examined with the aim of identifying new factors, forms, methods, factors, implementation of which would improve the implementation of the state youth policy in Russia. It is advisable to evaluate the role of public authorities in the formation of social and socio-political participation of young that in the first place will help to identify problems in the sphere of youth policy and to suggest possible solutions.

Keywords: youth policy; youth; public authorities; civil society; the problems of youth policy, legislation, people's Republic of China; Russian Federation.

В России молодежь воспринимают как будущее нашего государства, но, на наш взгляд, этого не достаточно, потому что она не только реализует свои функции, как важная социальная группа, но и влечет за собой перспективы развития нашей страны. От молодых людей зависят темпы развития общества, поэтому, в этой связи важной задачей, стоящей перед правительством является конструирование эффективной молодёжной политики.

Термин «молодежная политика» начал обширно использоваться в науке с середины ХХ века. В 1970-х годах многие государства решили отнести молодежную политику к особой независимой линии в государственном планировании [17].

Во-первых, это связанно с тем, что молодёжь стала считаться самостоятельной группой, а во-вторых, с тем, что возникла необходимость самоопределения в социально-политической сфере. Все вышеизложенное подтверждается разработкой программ и законов, которые увеличивают права молодежи во всех сферах общественной жизни [14]. Сегодня многие страны обладают

специальными госорганами, которые занимаются молодёжной политикой.

Государство изучает все особенности позиции, которую молодежь занимает в обществе. Большое внимание уделяется положению и значимости молодежи в общественной жизни, ее вовлеченности в становление национального самосознания и характера. В первую очередь это связано с тем, что молодежь можно считать активным субъектом изменений в обществе [20].

Государственная молодежная политика в нашей стране осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [5]. Существующее распоряжение содержит принципы, отражает наиважнейшие задачи и механизмы, обеспечивающие осуществление государственной молодежной политики. Так же, к нормативно-правовым актам, которые регулируют молодежную политику можно отнести Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных

Koroleva Elvira Vladimirovna, Ostroumova Kristina Vyacheslavovna political

IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN ... sciences

и детских общественных объединений», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской Федерации» и другие.[1;2;3]

Государственная молодежная политика нашей страны осуществляется в целях ее возрождения, при этом обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие своих граждан и создает условия, необходимые для выбора молодыми людьми своего жизненного пути и реализации ими конституционных прав и обязанностей, при этом делается акцент на воспитании и образовании молодежи [9, а 56].

Согласно законодательству нашей страны, полномочиями по реализации государственной молодёжной политики наделено Министерство образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находится Федеральное агентство по делам молодёжи (далее -Росмолодёжь).

На Росмолодёжь возложена функция по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики. Эта организация позиционирует себя как «единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России» [19]. Только о результатах их деятельности известно совсем не много. Создается впечатление, что при отсутствии конкретной и согласованной системы молодежной политики все участие государства в ней выглядит как делегирование полномочий на отдельных должностных лиц.

Эффективная реализация молодежной политики зависит от того, как серьезно государство относится к молодежным проблемам и насколько активно участвует в регулировании конкретных социальных процессов. Важную роль играют культурные и бытовые традиции населения.

Как показывает практика, правовые, организационные и экономические формы участия молодежи в жизни общества отражаются в основном в создании Комитетов молодежи, проведении молодежных конкурсов, грантов и реализации программ.

По данным Росстат в Российской Федерации на 1 января 2016 года проживает 146 544 710 человек (с Крымом). Благодаря чему страна занимает девятое место в мире по численности населения. Из них 31,5 млн. молодежи, а это 21,5% от общей численности населения [18].

На сегодняшний день молодежь можно считать самой перспективной социальной группой гражданского общества, которая способна адаптироваться к постоянно меняющимся тенденциям, требованиям и условиям жизни. Однако она полностью зависима от тех условий, которыми вызвано ее существование [20].

Как бы наше государство не пыталось улучшить условия для развития молодёжи, проблемы все же есть.

Во-первых, единая нормативно-правовая база, в сфере молодежной политики, к сожалению отсутствует. Несмотря на то, что нормативно-законодательная база постоянно меняется и совершенствуется, осуществление молодежной политики все же остается на низком уровне [13].

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р г., действующие на всей территории нашей страны не достаточно емкие, например не установлены методы государственного регулирования молодежной политики.

Так же, реализацию принимаемых нормативных правовых актов в интересах молодежи делает проблематичным отсутствие конкретного федерального закона, например, закона «О молодежи». Принятие федерального закона о молодежи вполне разумно и имеет предпо-322

сылки для дальнейшего развития на территории России.

Во-вторых, у нас в стране довольно низкий уровень патриотичной молодежи, который вызывает негодование у старшего поколения. Молодежь, по большей части, надеется на поддержку со стороны государства и нуждается в развитии различных дополнительных организаций по воспитанию политической грамотности и повышению политического участия.

Так же, необходимо затронуть финансовую сторону. Слабое финансирование и низкая информационная поддержка молодежных объединений, способствуют росту пассивной молодежи. Распределение финансов необходимо выстраивать более рационально, а именно делать упор на конкретные направления (мероприятия). Это сформирует все необходимое для самоорганизации молодых и всего общества в целом, даст шанс развитию активности, что в целом соответствует масштабным задачам, стоящим перед Россией, а именно рост благосостояния граждан и универсализации общественных отношений [8].

Для понимания уровня и значимости участия российского государства в жизни молодежи, представляется возможным рассмотреть опыт азиатской страны, на примере Китайской Народной Республики (далее - Китай).

Государственная молодежная политика Китая реализуется в соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая (далее - Партия), которая осознает всю важность того, что от молодежи зависит потенциал будущего развития страны.

При осуществлении своей деятельности Партия делает упор на решение таких вопросов, как повышение политической, социальной, а также экономической ориентированности и сознательности.

По указанному направлению деятельности организуется работа с молодежью в провинциях, а после того, как молодежь заканчивает профессиональное обучение, ее обеспечивают рабочими местами, что является эффективным методом в борьбе с безработицей.

Партия основана в июле 1921 года. Она является ведущей и правящей партией в Китайской народной республике. Ее руководящая роль закреплена в конституции Китая, она управляет государством, армией и средствами массовой информации [10].

Ранее молодое поколение Китая предпочитало работать в коммерческой структуре, но сегодня многие стремятся попасть в государственный сектор, а так же вступить в Партию, потому что в первую очередь это престижно, а во вторых ее члены пользуются наибольшим уважением в обществе.

Главной молодежной организацией Китая является Союз коммунистической молодёжи Китая, который создавался как политическая организация молодёжи при Партии. В эту организацию входят люди в возрасте от 14 до 28 лет, изучающие коммунизм на практике [11].

Таким образом, государственная молодежная политика Китая осуществляется в полном соответствии с решениями Партии, которая уделяет достаточно большое внимание жизни китайской молодежи.

Основным законодательным актом, в котором закреплены принципы поддержки молодёжи и меры, направленные на решение актуальных проблем жизни молодёжи Китая является Закон «О молодежи Китая». Стоит отметить, что в России отсутствует похожий закон.

Главным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, главное в которой это вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. Кроме того, члены Коммунистического союза молодежи руководят работой детской Пионерской организации Китая. Безусловно, данный опыт довольно интересен для российской молодежи. Отметим, что все молодежные организации Китая объединены во Всекитайскую федерацию молодежи (далее - ВФМ). 10) [16].

ВФМ - объединенная организация разных молодежных коллективов. Всекитайская федерация молодёжи

Королева Эльвира Владимировна, Остроумова Кристина Вячеславовна РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ...

придает большое значение защите законных прав и интересов молодёжи и специализируется в области образования, права, возможности трудоустройства, индивидуального развития и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

ВФМ реализует ряд программ и проектов, таких как: молодёжная консультативная служба «Горячая линия», молодёжная программа поддержки образования «Надежна», программа по профилактике СПИДа «Красная лента», а также реализует различные программы развития сельской молодёжи, работающей в городах [12].

В Китае народные организации играют роль моста между Партией и правительством, с одной стороны, и населением - с другой. Они являются опорой государственной политической власти, играя важную роль в демократической жизни социалистического Китая [15].

Таким образом, реализация Китайской молодежной политики выглядит так: государство занимает доминирующее положение в сфере реализации молодежной политики и предусматривает как поддержку отдельных категорий молодежи, так и молодежь в целом, создавая условия для быстрой адаптации молодежи к новым экономическим условиям. Таким образом, Китайская молодежная политика рационально сформирована и эффективно реализуется.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, и Российская Федерация, и Китайская Народная Республика осознают важность поддержки молодого поколения путем принятия законов, постановлений, реализации программ и осуществления мероприятий, в которых отражается вся значимость участия государства в жизни молодежи.

К сожалению, Россия отстает от азиатских стран в области молодежной политики. Наше государство хоть и пытается увеличить уровень общественного и политического участия молодежи, но в настоящее время он остается довольно низким, что имеет отрицательные последствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правильно выстроенная молодежная политика должна совпадать с социальными траекториями молодежи, быть резонансной к тенденциям социального самоопределения и одновременно способствовать трансформации молодежи в нормативную социальную группу [7].

Мы далеки от передовых позиций и имеем больше требующих обсуждения проблем, чем позитивных качественных результатов. Поэтому на сегодняшний день есть необходимость в оптимизации системы молодёжной политики, а так же заимствовании положительно зарекомендовавшего опыта зарубежных стран. Основным результатом осуществления государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и повышение уровня ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 05.04.2013 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant. т/103544/1/#Ыоск_1111.

2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/.

3. Федеральный закон 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.09.2016 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=do c&base=LAW&n=201339&md=228224.2394723674&fr от=201647-0#0.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в ред.

от 03.07.2016 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Об утверждении стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451.

6. Гутова С. Г., Гутов Е. В., Ибрагимова О. В. Молодежь в социокультурном пространстве ХМАО: Учебное пособие — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унт, С. 2014. — 189.

7. Долгова А.Н. Современное общество и молодежная политика // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 12-14.

8. Егорова К.В. Молодежная политика как шанс для самореализации молодежи // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 1 (14). С. 5-6.

9. Зелинская М.В. Региональная экономическая система как интегральный субъект эволюционного процесса. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1. С. 55-64.

10. Инфо-Китай. Электронный ресурс. Режим доступа: http://infokitai.com.

11. Коммунистический союз молодежи Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ir.spb.ru/ krasnoedvizhenie/kommunisticheskie-partii/kommunis-ticheskii-souz-molodezhi kitaya.html.

12. Кордубаев М. К. Национальная модель реализации молодежной политики в Китайской народной республике (КНР) // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVI международ. студ. науч.- практ. конф. № 11(25). Электронный ресурс. Режим доступа: http://sibac.info/ archive/social/11(25).pdf.

13. Молодежный журнал «Наша Молодежь», -«Федеральный закон о молодежи и молодежной политике: аргументы «за»». 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nasha-molodezh.ru/mission.

14. Сафонова А. С. Молодежная политика и молодежь в политике: зарубежный опыт. Учебное пособие -Мск., Изд-во «Грамота». 2013. С. 173-174.

15. Сидорова А. В. Современные студенты КНР: гарант стабильности политического режима или сила коренных изменений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/events/4/385-35-ya-konferencziya-czentra-politicheskixissledovanij-kitaya-idv-ran.

16. Суржикова О.В. Молодежная политика и проблемы студенчества // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 7. С. 153-157.

17. Федеральная служба государственной статистики. Росстат (согласно данным от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru.

18. Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/ about/mission.

19. Шрам Г.А., Фардзинова З.А. Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 27. С. 55-57.

20. Луков В.А. Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 27. С. 13.

Статья поступила в редакцию 03.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.