УДК: 323.22/.28 ГРНТИ: 11.15.67
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О. В. Михалева*
Курский государственный университет Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 * email: [email protected]
В статье проанализировано особое положение молодежи как отдельной социально-демографической группы населения, выявлены ее основные черты и особенности, а также рассмотрены основные цели и задачи молодежной политики на современном этапе. Молодёжь стоит рассматривать в качестве самостоятельной социально-демографической группы, поскольку ей присущи определенные общественные отношения и общественные формы. Как и любая социально-демографическая группа молодежь имеет ряд специфических черт, которые обусловлены ее сущностью. Следует отметить, что государственная молодежная политика является одним из важнейших направлений деятельности государства, поскольку ее можно оценить как непосредственный вклад в будущее страны. Именно молодежь может одновременно быть как социально-демографической группой дестабилизирующей положение страны, в силу своей социальной незащищенности и недостатка общественного внимания, так и тем ресурсным капиталом, который сможет вывести Россию на новый более высокий уровень развития, открыв новые возможности перед страной. В условиях сложившейся экономической и политической ситуации обновление и внесение изменений необходимо во всех направлениях политики государства и молодежная политика не является исключением. Согласно этому следует разработать новую научно обоснованную стратегию государственной молодежной политики, основой для которой послужило бы обновленное эффективное законодательство в данной сфере.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, стратегия развития.
GENERAL DIRECTIONS AND PRIORITIES FOR IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE CURRENT SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
O. V. Mikhaleva*
Kursk state University
33 Radischeva St., 305000, Kursk, Russia
* email: [email protected]
The article analyzes the special situation of young people as a separate socio-demographic group of the population and identifies its main features and characteristics, as well as the basic goals and objectives of youth policy at the present stage. Young people should be considered as a separate socio-demographic group because it has certain social relations and socialforms. Like any socio-demographic group young people have a number of specific features caused by the nature of the group. It should be noted that the state youth policy is one of the most important activities of the state, as it can be assessed as a direct contribution to the future of the country. Young people may destabilize the situation in the country because of their social insecurity and lack of public attention or bring Russia to a new higher level of development opening new opportunities to the country. In the current economic and political situation youth policy requires an update as every direction in the state policy. Therefore, new evidence-based strategy of state youth policy should be developed.
Keywords: young people, the state youth policy, development strategy.
В настоящее время тема поддержки и развития молодого поколения является достаточно актуальной. Для реализации государственной политики и принятии конкретных решений в данном направлении существует множество министерств и ведомств. Следует отметить, что не все они придерживаются единой стратегии. Отсутствие единонаправленности и децентрализация органов власти, так или иначе влияющих на разработку и реализацию мер молодежной политики, позволяет проанализировать деятельность каждого отдельного государственного органа по участию в судьбе молодого поколения.
Рассматривая сложившуюся в мире социально-экономическую ситуацию, можно сказать, что именно молодежь является одним из самых незащищенных слоев населения, а также наиболее подвержена воздействию радикальных и экстремистских идей. Однако, воздействовать на молодое поколение можно и в положительном ключе, продвигая идеи о здоровом образе жизни и научно-культурном раз-
витии личности.
Молодёжь стоит рассматривать в качестве самостоятельной социально-демографической группы, поскольку ей присущи определенные общественные отношения и общественные формы. Как и любая социально-демографическая группа молодежь имеет ряд специфических черт, которые обусловлены ее сущностью и, по мнению исследователей, определяют ее предпочтения [3]. К социальным особенностям данной группы населения можно отнести специфическую позицию в строении социальной структуры общества, а также возможность не только сохранять и наследовать, но и изменять сложившиеся устои и социальные нормы. Возникающие внутри данных процессов противоречия служат причиной возникновения проблем молодого поколения.
Достаточно много разногласий вызывает вопрос определения возрастных рамок для такой социальной группы как молодежь. Но стоит отметить, что общепринятым для
определения возрастного критерия понятия «молодежь» считается возраст от 14 до 30 лет. Именно основываясь на данный критерий проводятся все исследования в молодежной среде.
Одной из наиболее важных целей, стоящих перед Россией, на современном этапе развития является повышение глобальной конкурентоспособности как определяющего фактора успешного развития государства. И именно молодое поколение призвано помочь России в достижении данной цели. Выделяют ряд социальных функций, которые выделяют молодежь среди других возрастных групп:
а) молодёжь, являясь приемником существующего уровня развития общества, несет в себе потенциал по его преобразованию и совершенствованию, а также на нее возложена функция социального воспроизводства;
б) у молодежи имеются собственные интересы, цели и свежий взгляд на существующие проблемы;
в) молодёжь подвержена влиянию извне, в силу неполной сформированности ценностные и духовно-нравственных ориентиров и недостатка жизненного опыта, что может стать причиной принятия неверного решения. Но не стоит забывать, что вступая в общественную жизнь молодежь становится главным субъектом и объектом образования, социализации и адаптации;
г) молодёжь является наиболее социально мобильной, а также инициативной группой населения, хотя ей присуще зачастую лишь частичное участие в социально-экономических и политических отношениях;
д) молодёжь является достаточно неоднозначным для предоставления характеристики слоем общества, поскольку, с одной стороны, является источником увеличения социальной напряженности в обществе, а с другой стороны - источником возрождения России как в социально-экономическом, так и в духовном плане.
Данные функции могут быть реализованы молодежью в разном соотношении, от чего и будет зависеть влияние данной социально-демографической группы на общественное развитие в целом. Это влияние может носить как положительную, так и отрицательную направленность, что зависит от того, насколько молодёжь:
- ознакомлена и разделяет существующие политические, экономические и социокультурные цели и направления государственного развития, видит ли перспективы в содействии их реализации;
- обладает необходимыми знаниями и умениями, которые могут поспособствовать решению данных задач;
- имеет доступ к необходимым ресурсам и обеспечена ли возможностями для активного участия в разработке и решении глобальных задач, поставленных перед государством.
Следует отметить, что государственная молодежная политика является одним из важнейших направлений деятельности государства, поскольку ее можно оценить как непосредственный вклад в будущее страны. Именно молодежь может одновременно быть как социально-демографической группой дестабилизирующей положение страны, в силу своей социальной незащищенности и недостатка общественного внимания, так и тем ресурсным капиталом, который сможет вывести Россию на новый более высокий уровень развития, открыв новые возможности перед страной. Таким образом, важно, чтобы государственная политика была направлена именно на поддержание и развитие созидательного потенциала молодежи.
Государственная молодежная политика входит в состав специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти, ее основной целью является содействие в реализации творческого потенциала молодежи и нахождения представителями данной группы своего места в жизни. При реализации и разработке молодежной политики должны быть задействованы все уровни государственных объединений, таких как политические партии и общественные организации.
Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Система реализации государственной молодежной политики подразумевает под собой комплексное законодательство, направленное на регулирование молодежных взаимоотношений, снижение социальной напряженности, оказание содействия и помощи молодежи как в образовательной, так и в социальной сфере, а также финансовую поддержку осуществляемых государством мероприятий. Разработка и реализация молодежной политики проходит на двух уровнях: федеральном и региональном.
Основными органами власти, деятельность которые направлена непосредственно на поддержание молодежи и решение возникающих в этой сфере проблем являются Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи, включенные в состав администраций краев, областей, республик в составе РФ.
К задачам, подлежащим решению данными органами, можно отнести следующие: обеспечение занятости молодежи; взращивания у молодежи интереса к таким видам деятельности как предпринимательство и фермерство; формирование специализированных общественных организаций и служб, занимающихся работой с подростковой группой и молодежью; поддержка социально значимых программ, ориентированных на детей и молодежь; организация досуга и содействие развитию творческого потенциала среди детей и молодежи.
Также, следует определить основные цели государственной молодежной политики, к которым нужно отнести:
- оказание поддержки в физическом, культурном, социальном и духовном развитии молодежи;
- противодействие дискриминации молодежи, основанной на возрастном критерии;
- максимальное вовлечение молодежи в социальную, политическую и экономическую сферы жизни общества;
- расширение стоящих перед молодым человеком перспектив при выборе жизненного пути и реализации личностного роста.
В основе государственной молодежной политики Российской Федерации лежит конституционная гарантия равенства прав и свобод личности. В основе реализации данного права в отношении молодежи лежит несколько принципов. Одним из таких принципов является принцип участия: вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ и мероприятий связанных как непосредственно с самой молодежью, так и с гражданским обществом в целом. Также стоит выделить принцип социальной
компенсации: восполнение ограничений социального статуса, связанных с возрастными рамками, путем гарантии правовой и социальной защиты представителей данной социально-демографической группы. Еще одним принципом является принцип гарантий: предоставление минимума государственных услуг, связанных с обучением, охраной здоровья, духовным и физическим развитием и т.п., что должно способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Принцип приоритета заключается в приоритетном положении молодежных программ и мероприятий при их финансировании.
Называя приоритетные направления реализации молодежной политики следует обратиться к Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р, в котором перечислены основные цели и задачи, которые необходимо реализовать за 2016 год.
Рассматривая сложившуюся социально-экономическую ситуацию и тенденции ее развития, в России можно выделить несколько приоритетных направлений в области государственной молодежной политики:
- стимулирование интереса молодежи к социальной практике и предоставление полной и достоверной информации о перспективных возможностях развития;
- стимулирование созидательной активности среди молодых людей;
- помощь в адаптации и социализации молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Современная государственная молодежная политика предполагает интеграцию государственных и негосударственных мер по содействию в развитии и поддержке молодежи, что производится в целях:
- широкомасштабного вовлечения молодых людей в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельности и лидерских качеств;
- предоставления информации молодежи о возможностях реализации их потенциала, как в России, так и в мировом сообществе, а также информирование о перспективах личностного развития, что будет способствовать наиболее полной реализации потенциала молодых людей и направить его во благо страны;
- поощрения и поддержки достижений в различных сферах жизни общества, таких как социально-экономическая, общественно-политическая, культурная, спортивная и так далее. Это дает возможность молодым ученым, политикам, деятелям науки и искусства получить признание, а для страны данная цель является важной, поскольку помогает раскрыть потенциал молодых людей;
- содействие при интеграции в полноценную жизнь молодым людям, испытывающим затруднения при этом процессе, помощь инвалидам, выпускникам учебных заведений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жертв катастроф и других социально незащищенных слоев населения.
В результате реализации мер по достижению данных целей государственной молодежной политики ожидается улучшение общего положения молодых людей, рост их заинтересованности и вовлеченности в социальную, экономическую и политическую жизнь общества, а также повышение конкурентоспособности России на международной арене, благодаря вкладу молодежи в ее развитие.
Вовлечение молодежи в общественную жизнь и предо-
ставление молодым людям широкого спектра информации, способной помочь при раскрытии потенциала развития личности, как основные приоритетные направления государственной молодежной политики будут воплощены в жизнь при помощи следующих проектов:
- «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"»;
- «Доброволец России»;
- «Карьера»;
- «Молодая семья России».
Проект «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» направлен на:
- непосредственное участи молодежи в поиске, распространении и популяризации информации, способной тем или иным образом помочь ей в реализации своих прав и личностном росте;
- совершенствование механизмов и разработка новых форм трансляции актуальной для жизни молодежи информации;
- выработка у молодежи положительного отношения к положительным нормам и ценностям российского общества;
- популяризация и масштабное распространение среди населения, а в частности молодежи, образа молодого и успешного россиянина.
Целевой аудиторией данного проекта являются непосредственно сами молодые граждане Российской Федерации, учителя, родители, работники ведомств, департаментов и организаций, работающие с молодежью, а также другие граждане, работающие с молодежной аудиторией.
В рамках данного проекта предусмотрен ряд основных работ:
- популяризация и расширения систем информирования и программ, направленных на предоставление молодежи информации в различных сферах жизни таких как здоровье, жилье, наука, экономика, политика, спорт, образование и т.д.;
- эволюция и расширение консультационных систем и систем предоставления информации;
- продвижение молодежных информационных проектов и ориентированных на молодежь программ;
- пропаганда при помощи средств социальной рекламы таких ценностей российского общества как патриотизм, здоровый образ жизни, труд, служение отечеству, семья и др.;
- разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;
- разработка специальных мер и проектов, призванных уровнять молодых людей, проживающих в сельской местности и удаленных районах, с молодежью, проживающей в городе, в вопросе получения и применения актуальной информации;
- предоставление возможности принять участие в международных проектах, направленных на интеграцию и сближение российской и мировой культуры.
«Доброволец России» в качестве своих основных целей рассматривает следующее:
- побуждение молодых людей к проявлению инициативы в оказании помощи нуждающимся в поддержке людям;
- вовлечение молодых людей в различные программы и проекты, основной целью которых является повышение качества и уровня жизни населения;
- поддержка и поощрение инициатив молодежи, в основе которых лежит молодежный труд.
Данные направления будут реализованы путем осуществления следующих работ:
- популяризация и оказание помощи различным молодежным организациям и объединениям, носящим созидательный характер;
- создание и разработка информационных банков, содержащих данные о потребностях в молодежной добровольческой помощи, как в регионах России, так и за рубежом и возможностях предоставления;
- вовлечение молодежного добровольческого труда как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в сфере организации молодежного досуга.
Целевой аудиторией данного проекта является каждый молодой человек, проживающий на территории Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет.
К основным целям проекта «Карьера» можно отнести:
- определение молодежи в выборе профессии и своего места на рынке труда;
- решение проблемы самообеспечения молодежи, путем ее вовлечения в экономическую и трудовую сферы.
Данные цели будут достигнуты путем реализации мероприятий, направленных:
- на участие молодежи в различных формах занятости молодежи, таких как молодежная биржа труда, студенческие отряды и др.;
- на распространение необходимой молодежи информации, связанной с профессиональным и социально-правовым просвещением, содействие в эффективном продвижении молодежи на рынке труда;
- на разработку и реализацию программ, направленных на повышение социальных компетенций, необходимых молодым людям для поддержания конкурентоспособности на рынке труда;
- на усовершенствование путей и каналов взаимодействия субъектов рынка в целях решения проблемы трудоустройства молодых специалистов;
- на обеспечение наиболее комфортных условий для включения молодого человека в процесс реализации нового для себя вида деятельности и контроль за соблюдением его законных прав.
Данный проект направлен на взаимодействие с молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет, участвующими в трудовых отношениях.
Аудиторию этого проекта можно условно разделить на несколько групп, что обусловлено российским законодательством в сфере трудовых отношений, а именно связано со сложностью и видом работ, которые можно осуществлять в том или ином возрасте. Итак, могут быть выделены следующие группы:
- от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, способные выполнять работу на основе частичной занятости и нести частичную ответственность;
- от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном к ним можно отнести обучающихся или студентов, которые в большинстве своем заняты на сезонных или временных работах, а также работают на основе частичной занятости;
- молодые люди, получившие профессиональное образование и находящиеся в поиске 1-го места работы.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказа-
ние содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.
Важным является тот аспект, что на сегодняшний день принято решение о проведении процесса модернизации всей системы государственной молодежной политики Российской Федерации. Преобразования в данной области будут затрагивать как пересмотр основных принципов, целей и задач молодежной политики, так и деятельность государственных, муниципальных органов власти, общественных объединений и способов повышения эффективности их работы в данной сфере. Данный процесс требует немало времени и усилий, направленных на его реализацию, поскольку для этого необходимо понимание специфической природы молодежной политики.
В условиях сложившейся экономической и политической ситуации обновление и внесение изменений необходимо во всех направлениях политики государства и молодежная политика не является исключением. Согласно этому следует разработать новую научно обоснованную стратегию ГМП, основой для которой послужило бы обновленное эффективное законодательство в данной сфере. ГМП нуждается в новом концептуальном подходе к ее регулированию, которая заключалась бы в воздействии ее субъектов на отношения, формируемые в данной сфере, с целью их упорядочивания. Это облегчит контроль за соблюдением исполнения законов в сфере ГМП. Вопрос разработки и стимулирования мер ГМП необходимо рассматривать в качестве составляющей части такой глобальной проблемы как создание социального и правового государства, демократических институтов гражданского общества.
Следует отметить, что в реформированной системе молодежной политики особое место отведено для активного участия в разработке и реализации ГМП самой молодежи и молодежных объединений. На практике же изменения, внесенные в последние годы в нормативно-правовую базу, регулирующую общественные отношения в сфере ГМП, заметно сокращают возможность участия в разработке и реализации мер молодежной политики самой молодежи и молодежных объединений. Эти функции выполняют органы исполнительной власти, прежде всего федеральные органы по делам молодежи. Таким образом, мы видим, что важность участия в ГМП самой молодежи признается лишь формально, а на практике мнение молодых объединений зачастую игнорируется и представителям молодежи все тяжелее быть услышанными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Правительства РФ - «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, [Электронный ресурс] URL: http://govemment.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
2. Министерство образования и науки Российской Федерации -«Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://rusla.ru/rsba/ provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf
3. Щербаков А.С. Некоторые особенности и тенденции этнических предпочтений и ориентаций русской молодежи в Башкортостане: количественный анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 19 (138). Вып. 24. С. 173
- 177.
Поступила в редакцию 26.06.2016