Научная статья на тему 'Молодежь как объект государственной политики: специфика формирования общественно-политического потенциала'

Молодежь как объект государственной политики: специфика формирования общественно-политического потенциала Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2463
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комарова Марина Сергеевна

В статье раскрываются проблемы формирования и реализации общественно-политического потенциала нового поколения российской молодежи. Анализируется специфика политических и социальных ресурсов молодежи как особой социально-демографической группы, которая, тем не менее, не обладает целостностью. Приводится дифференциация ценностных представлений молодежи, обуславливающих степень ее интеграции в жизнедеятельность российского общества. В статье обоснована перспективность развития инициатив молодежи как субъекта проведения государственной молодежной политики. Аргументированы приоритеты государственной молодежной политики, нацеленные на реализацию политического потенциала молодых граждан через деятельность органов молодежного представительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь как объект государственной политики: специфика формирования общественно-политического потенциала»

УДК 323-053.6 DOI: 10.12737/16804

МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Комарова М.С.1

В статье раскрываются проблемы формирования и реализации общественно-политического потенциала нового поколения российской молодежи. Анализируется специфика политических и социальных ресурсов молодежи как особой социально-демографической группы, которая, тем не менее, не обладает целостностью. Приводится дифференциация ценностных представлений молодежи, обуславливающих степень ее интеграции в жизнедеятельность российского общества.

В статье обоснована перспективность развития инициатив молодежи как субъекта проведения государственной молодежной политики. Аргументированы приоритеты государственной молодежной политики, нацеленные на реализацию политического потенциала молодых граждан через деятельность органов молодежного представительства.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, общественно-политический потенциал, ценности.

YOUTH AS AN OBJECT OF STA TE POLICY: SPECIFICS OF FORMATION OF POLITICAL POTENTIAL

KOMAROVA M.S. — Postgraduate Student of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: komarova-marina87@mail.ru

In the article the problems of formation and realization of political potential of new generation of the Russian youth are revealed. The author analyzes specifics of political and social resources of youth as special social and demographic group which, nevertheless, doesn't possess integrity. Differentiation of the valuable representations of youth causing extent of its integration into activity of the Russian society is given.

In the article prospects of development of initiatives of youth as a subject of carrying out the state youth policy are proved. The priorities of the state youth policy aimed at realization of political potential of young citizens through activity of bodies of youth representation are reasoned.

Keywords: youth, state youth policy, political potential, values.

Темп продвижения России по пути демократических преобразований во многом зависит от реализации общественно-политического потенциала молодежи и ее уверенности в стабильности своего положения. Молодежь более свободна, чем предшествующие поколения, в выборе вектора своего развития, более предрасположена к инновациям, мобильна и технологична.

Вместе с тем следует отметить, что масштабные проблемы, с которыми сталкивается Российское государство, а именно неоднозначность международной обстановки, отсутствие в настоящее время

Комарова Марина Сергеевна — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал аспирант кафедры политологии и государственной политики (Российская Федерация, г. Орел), е-mail: komarova-marina87@mail.ru

сколько-нибудь широкого народного единства вокруг общенациональной идеологии, требуют длительного согласованного совместного решения комплекса задач. Поэтапная реализация необходимых мероприятий социальной политики государства, в частности в отношении молодежи, а также новизна требующихся при этом средств выдвигают на передний план в качестве одновременно субъекта и объекта политики, основного носителя инновационного потенциала в обществе молодежь. Творческое воображение, идеалы и энергия молодых людей имеют важное значение для обеспечения постоянного движения общества вперед.

Условия глобализации, вынужденный приток мигрантов требуют от молодежи готовности выступить проводником общенациональной идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих отношений. Молодое поколение должно противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам, так как представляет собой основной стратегический ресурс нации.

Вместе с тем целенаправленные и стихийные процессы социального развития привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания, и в первую очередь воспитания молодежи, что проявилось в прекращении деятельности ряда крупнейших молодежных организаций, фактической ликвидации государственного заказа на социально-педагогические программы работы с молодежью старше 14 лет. По мнению С.С. Гиля, «фактически единственным инструментом реального взаимодействия молодого человека и общества стала инициатива самих молодых людей, которые посредством ее реализации могли достигать собственных целей, удовлетворения персональных потребностей»1.

Сегодня, напротив, большинство экспертов приходят к мнению, что молодежь меньше направляет свою энергию в социально-политическую жизнь, а общественные организации не столь активны в вовлечении молодежи в системные отношения. В данной связи перед государством и институтами гражданского общества остро стоят задачи по оптимальному включению молодежи в социальные и политические процессы, созданию благоприятных условий для самореализации молодой личности.

В условиях системной трансформации российского общества становление общественно-политической субъектности молодежи сохраняет противоречивый характер. Во-первых, молодежь являет собой социальную базу общественных изменений, так как более адаптивна к новым социально-политическим реалиям. Молодым людям свойственно проявлять стремление и демонстрировать свою индивидуальность, а благодаря групповым факторам активности и своему потенциалу они имеют возможность влиять на политическую сферу государства2. Во-вторых, молодое поколение в силу возрастных и социальных отличий выступает наиболее уязвимой общностью и как объект государственной молодежной политики нуждается в поддержке государственных и общественных институтов. Большая часть молодежи разделяет высказанное мнение. Так, 66% молодых респондентов среди направлений в работе государства с молодёжью называют важность «оказывать молодёжи социальную поддержку, защищать её интересы», 47% указали на необходимость «создавать условия для самовыражения, самореализации молодёжи», 42% — «вести воспитательную работу с подрастающим поколением 26% - «обеспечить молодёжи доступ к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике»3.

1 Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра.пед.н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. — Т.1. - С.149.

2 Луков Вал. А. О сущности молодежной политики и ее базовых положениях // Знание. Понимание. Умение. -2013. - № 5. - С. 4.

Исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности» (2014) LABS (лаборатория социологических проектов и коммуникаций). ФОМнибус» 6-7 сентября 2014 г. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. — URL: http://fom.ru/TSennosti/11748 (дата обращения: 25.09.2015)

На вопрос «Какие жизненные цели, по Вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?» (отвечали 52% респондентов.) молодые люди отмечают профессиональную сферу и карьеру (18%), получение образования, востребованной профессии (16%), деньги материальный достаток (12%) и т.д. (см. табл.1)

Таблица 1 — Жизненные цели молодого поколения в России Table 1— Aims of my life the young generation in Russia

Основные ценности молодежи в% от числа

опрошенных

Работа, совершенствование в профессии, карьера 18

Получение образования, востребованной профессии 16

Деньги, богатство 12

Материальное благополучие, достаток, достойная жизнь 6

Создание семьи 6

Наличие своего жилья 4

Саморазвитие, самореализация, успех 3

Легкая и быстрая нажива 2

Свой автомобиль 1

Независимость 1

Удовольствия, развлечения 1

Другое 1

Нет целей 1

Затрудняюсь ответить 6

Как видно из приведенных данных, молодое поколение задумывается о своих личных индивидуальных жизненных планах. Прежде всего, здесь стоит отметить слабую социальную включенность молодежи в общественные процессы, низкую степень интеграции в жизнь социума. При том, что молодые люди сегодня в большинстве своем интересуются жизнью общества, они не являются ее активными участниками, так как занимаются разрешением лишь собственных потребительских проблем.

Вместе с тем следует отметить, что особенностью становления социально-политического потенциала молодежи является уровень ее интереса к политическим событиям: около 40% опрошенной молодежи это декларируют; не интересуются политикой 59%. То, что политика, политическая жизнь является фоновой сферой для значительной части молодежи, вполне закономерно, учитывая, что в этом возрасте главное внимание сконцентрировано на образовании, карьере и семье.

По мере увеличения социальных связей (в институте, армии, на работе и т. д.) происходит некоторое перераспределение ценностных установок молодых граждан в сферу общественно-политического участия. Так, в возрасте 17-20 лет в целом интерес к политике демонстрируют около 41% респондентов, группа 21-23 лет — 48%, 24-30 лет — уже 57%. Причем, в старшей группе, т.е. 24 — 30 лет, доля молодых граждан, что интересуются политикой, превалирует над теми, кто ею не интересуется (57% против 42%).

Приведенные данные говорят о том, что особенности состояния и этапы развития российского общества существенным образом влияют на стиль жизни и специфический набор ценностей молодых граждан. Важно понимать, что за последние годы усилилась ориентированность российской молодежи на ценности индивидуализма, собственных достижений, самостоятельности и конкурентоспособности. Наряду с ними молодые люди разделяет основные демократические ориентиры, в частности права и свободу граждан, однако при этом не проявляют должного интереса к политике.

Молодому поколению, как правило, сложно самостоятельно разбираться и анализировать трансформационные социально-политические практики политического процесса. Как известно,

политические ориентации и установки молодого поколения неустойчивы и легко поддаются влиянию со стороны различных политических субъектов. Учитывая особенности, лабильность сознания и изменчивость политических ориентаций молодежной когорты, молодых граждан следует политически воспитывать. Специфика политического участия молодежи «заключается в проявлении политической активности, интереса к разрешению политических задач через механизм реализации политических прав, побуждающих к политическому действию, а также использование тех или иных каналов вхождения в политику»1. Поэтому процесс эффективной и целенаправленной реализации общественно-политического потенциала молодежи - это задача органов государственной власти. Институты государства призваны регулировать слабо контролируемую энергию молодого поколения. Содержание и направленность данного процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в демократических преобразованиях Российского государства.

Мы разделяем мнение И. В. Кирдяшкина, что «российская власть не представляет собой неделимого в культурном и идеологическом отношении политического феномена, каждый его сегмент способен сконструировать свой проект, направленный на консолидацию всех политических и социальных институтов»2. Учитывая свойства политической субъектности молодежи, в качестве каналов трансляции идеологических установок и ценностных предпочтений мы склонны выделять органы молодежного представительства, деятельность которых способна расширять пространство для установления коммуникаций между политическим акторами. Здесь доминирующие позиции важно предоставить молодежным парламентам, молодежным Общественным палатам, молодежным правительствам и иным консультативно-совещательным структурам, созданным при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, а также структурах местного самоуправления.

Указанные институциональные структуры являются оптимальной формой сочетания государственных, общественных и в первую очередь собственно молодежных интересов. Специфика молодежных общественных объединений состоит в том, что они «одновременно могут выступать и в качестве субъекта государственной молодежной политики (одним из институтов работы с молодежью), и в качестве ее объекта, объединяя молодежь и реализуя функцию участия молодых людей в социально-экономических процессах и политической жизни общества»3.

В заключение важно подчеркнуть, что перспективность развития инициатив молодежи как субъекта проведения государственной молодежной политики в России предполагает, по нашему мнению, конструктивное объединение институциональных ресурсов государства и гражданского общества, что обусловливает межведомственный характер взаимодействия.

Государственная молодежная политика представляет собой самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Сегодня система приоритетных направлений государственной молодежной политики направлена на обеспечение улучшения положения молодых людей, увеличение вклада молодежи в конкурентоспособность России.

Государственную молодежную политику важно формировать в целях системного вовлечения молодежи в общественную и политическую жизнь, развития навыков самостоятельной

1Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России. // Образование и общество. — 2008. — № 4. — С. 9.

2Кирдяшкин И. В. Ценностный аспект политической социализации молодежи // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — № 4-1. — С. 272-274.

3Меркулов П. А., Малик Е. Н., Бударина К. А. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы // Власть. —2015. —№ 4. — С. 141.

жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем.

Библиография:/ References:

1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра.пед.н., профессора С.С. Гиля. - М.: Издательство РГСУ, 2007. — Т.1. - 314 с.

2. Кирдяшкин И. В. Ценностный аспект политической социализации молодежи // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - № 4-1. - С. 272 - 274.

3. Луков В. А. О сущности молодежной политики и ее базовых положениях // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 5. - С. 4 - 8.

4. Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России. // Образование и общество. - 2008. - № 4. - С. 8 - 10.

5. Меркулов П. А., Малик Е. Н., Бударина К. А. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы // Власть. - 2015. - № 4. С. - 140 - 145.

1. Vovlechenie molodezhi v zhizn obshchestva. Prezentatsiya gipotezy rossiyskogo nauchnogo issledovaniya [The involvement of young people in society. Presentation of the hypothesis of the Russian scientific research]: kollektivnaya monografiya / Pod red. d-ra.ped.n., professora S.S. Gilya. - M.: Izdatelstvo RGSU, 2007. — T.1. -314 p. (In Russ.).

2. Kirdyashkin, I. V. (2009)Tsennostnyy aspekt politicheskoy sotsializatsii molodezhi [Valuable aspects of political socialization of youth] // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - № 4-1. P. 272- 274. (In Russ.).

3. Lukov, V. A. (2013) O sushchnosti molodezhnoy politiki i ee bazovykh polozheniyakh [On the essence of youth policy and its basic provisions] // Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill]. - № 5. -P. 4-8. (In Russ.).

4. Malik, Ye.N. (2008) Osobennosti vklyucheniya molodezhi v politicheskuyu sferu obshchestva sovremennoy Rossii [Especially the inclusion of young people in the political sphere of society in modern Russia] // Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society].- № 4. - P. 8-10. (In Russ.).

5. Merkulov, P. A., Malik, Ye. N., Budarina, K. A. (2015) Institutsionalizatsiya molodezhnykh organizatsiy i obedineniy v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy [Institutionalization of youth organizations and associations in modern Russia: problems and prospects] // Vlast [Power]. № 4. - P. 140-145. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.