Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. 2015. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России. - Власть. № 8. С. 74-81.
MERKULOV Pavel Aleksandrovich, Dr.Sci.(Hist.), Associate Professor, Director of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])
MALIK Elena Nikolaevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Public Policy, Orel branch of RANEPA (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])
state policy in the sphere of political literacy and political education of the Russian youth
Abstract. The authors actualized problems of formation of political potential of the new generation of the Russian youth. The aims of the state policy in the sphere of development of political and legal literacy of the younger generation are revealed. The paper designated conditions of formation of all-professional and common cultural competences of youth for its successful adaptation to new Russian realities. The authors highlight the role of the state education system in realization of political potential of young citizens, and factors of political socialization of youth at the higher school influencing the level of its political literacy and political education.
Keywords: youth, political literacy, political culture, political subjectivity, political education, political socialization
КОМАРОВА Марина Сергеевна — аспирант кафедры политологии и государственной политики Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5; [email protected])
молодежь как субъект государственной молодежной политики
Аннотация. В статье обозначены актуальные вопросы становления общественно-политического потенциала молодого поколения в Орловской обл. Автор акцентирует внимание на проблемах участия молодого поколения в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Статья содержит структурные элементы механизма формирования и реализации молодежной политики в Орловской обл., обобщает проблемы перспектив государственной молодежной политики в регионе. Автор демонстрирует интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ. Ключевые слова: молодежь, молодое поколение, государственная молодежная политика, региональная политика, законопроекты, федеральный закон
Молодежная политика является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Она ориентирована на выработку существенных условий и необходимых гарантий, способствующих самореализации молодого человека. В молодежной политике необходимо учитывать интересы молодых граждан, их становление в социальной структуре общества, раскрытие потенциала молодого поколения в интересах всего общества. Необходимо поддерживать молодежные движения, объединения, инициативы.
Для России, следующей по пути свободы и демократии, необходимо делать
ставку на молодежь, которая составляет примерно 27% всего населения страны. Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества. Сейчас требуется большее внимание к проблемам молодежи со стороны общества, государства, руководства страны, лидеров парламентских партий, представителей гражданского общества для их системного решения. Основной целью молодежной политики является создание необходимых гарантий и условий для социализации молодежи, направленной в сторону интересов каждой личности и общества в целом. Для этого необходим поиск новых вариантов стимулирования активности молодежи для ее направления на благо общества. Необходимо создавать и реализовывать программы по работе с молодежью. Эта работа и составляет молодежную политику.
В условиях федеративного устройства современного российского государства выделяются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется общероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.
Стоит подчеркнуть, что государственная молодежная политика в субъектах РФ реализуется в сложных экономических и социальных условиях коренной трансформации общества. Молодежь более свободна в выборе, более подготовлена к восприятию нового как объективно достигнутого результата развития общества и государства. В данной связи «реализация молодежной политики на региональном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д.» [Меркулов, Елисеев 2014: 304]. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено множество отраслевых и территориальных институтов.
Фактически каждый субъект РФ располагает нормативными правовыми документами различного уровня, определяющими содержание работы с молодежью, систему мероприятий по реализации государственной молодежной политики. К основным составляющим механизма формирования и реализации молодежной политики в РФ следует отнести:
1) нормативно-правовой элемент - законодательную базу по молодежной политике (понимание данного вида политики государственными структурами, цели и приоритеты политики, обязательства государства по отношению к молодому поколению);
2) программный элемент - федеральные и региональные комплексные целевые программы по государственной молодежной политике, определяющие перечень мероприятий по реализации основных направлений политики, обозначенных в законодательстве;
3) институциональный элемент - систему органов власти федерального и регионального уровней, занимающихся выработкой и реализацией государственной молодежной политики, систему координационных связей между органами власти и учреждениями по работе с молодежью (молодежными информационными центрами, социальными службами для молодежи, молодежными биржами труда и т.д.);
4) информационный элемент - информационное сопровождение мероприятий государственной молодежной политики в СМИ, использование официальных интернет-сайтов органов власти по работе с молодежью, создание информационного пространства для молодежи;
5) научно-исследовательский элемент - организацию и проведение социоло-
гических исследований состояния молодежной среды, мониторинга реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ и соответствующую корректировку курса;
6) экономический элемент - систему государственного финансирования региональной молодежной политики, в т.ч. систему внебюджетного финансирования, проектный подход к финансированию мероприятий молодежной политики [Зайцева 2010: 78].
Учитывая территориальную специфику субъектов РФ, среди направлений совершенствования реализации государственной молодежной политики на уровне регионов мы считаем целесообразным выделить следующие аспекты интегрирования:
- долгосрочность, охватывающую период до 2025 г.;
- комплексность, охватывающую все факторы, обеспечивающие развитие (или, по крайней мере, сохранение) человеческого капитала молодежи;
- межведомственность, в которую включаются все министерства и ведомства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и деятельность которых воздействует в той или иной степени на социально-политический и экономический потенциал молодежи;
- межрегиональность, поскольку развитие потенциала молодежи пространственно ориентировано и распределено по территории РФ;
- многосубъектность, т.е. учет интересов многих субъектов, связанных с реализацией молодежной политики;
- межпоколенческие связи, учитывающие интересы разных поколений населения РФ.
Анализ результатов социологических исследований молодежи Орловской обл., проведенных в 2013-2015 гг., позволяет констатировать, что институциональные, программные и экономические элементы реализации государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях в целом развиваются достаточно активно, однако пока что они не представляют собой эффективную завершенную систему.
Вполне удовлетворительными следует признать оценки качества жизни. на вопрос: «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?» - в 2013 г. 39,5% опрошенных молодых людей Орловской обл. ответили, что «скорее устраивает, чем не устраивает», а в 2015 г. с этим согласились 50,6% (см. рис. 1) [Дорохова, Игнатова, Проказина 2015: 65].
К основным региональным проблемам молодые орловчане относят рост цен на продукты и товары первой необходимости (17,2%), вторыми по важности выступают низкие зарплаты (12,3%), третье место занимают проблемы жилья (11%) (см. табл. 1).
Основным программным документом, нацеленным на развитие и совершенствование региональной молодежной политики в Орловской обл., является долгосрочная областная целевая программа «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» (подпрограммы «Орловщина молодая на 2013-2020 годы»; «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы»; «Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013-2020 годы»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2020 годы»).
Среди приоритетных направлений региональной молодежной политики в Орловской обл. следует выделить:
- вовлечение молодежи в социальную практику;
- патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде;
Устраивает полностью
Скорее устраивает, чем нет
Скорее не устраивает
Не устраивает
Затрудняюсь ответить
О 10 20 30 40 50 60
■ 2015 12013
Рисунок 1. Динамика распределения вариантов ответов на вопрос: «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?»
Таблица 1
Распределение вариантов ответов орловской молодежи на вопрос: «Какие из перечисленных региональных проблем Вас в большей степени волнуют?», %
Варианты ответов Доля респондентов
Падение производства, развал экономики 8,8
Высокий уровень преступности 4,2
Рост цен на продукты и товары первой необходимости 17,2
неудовлетворительные условия для проведения полноценного досуга молодежи 5,1
Жилищная проблема 11,0
Проблемы образования 6,5
Произвол, бездействие властей 4,4
Ограниченные возможности для самореализации 3,9
Кризис морали и нравственности 4,8
Рост наркомании 6,7
нехватка рабочих мест 9,2
Коррупция, взяточничество властей 5,0
низкие зарплаты 12,3
ничего не беспокоит 0,8
Другое (напишите) 0,1
- формирование системы выявления, развития потенциала и поддержки талантливой молодежи;
- формирование молодежного актива и поддержка молодежных общественных объединений;
- формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
- совершенствование кадровой, информационно-методической деятельности и развитие инфраструктуры по работе с молодежью.
Интересным представляется мнение самих молодых граждан Орловского региона относительно приоритетности мер, направленных на решение проблем, волнующих молодежь. на первом месте по-прежнему стоит жилищная проблема (27,4%) (см. табл.2).
Таблица 2
Распределение вариантов ответов на вопрос: «Какие из разделов региональной программы "Молодежь Орловщины" лично Вам представляются наиболее полезными и актуальными?», %
Варианты ответов Доля респондентов
Орловщина молодая (поддержка талантливой молодежи, общественных организаций, волонтерской деятельности, молодых ученых и т.д.) 18,6
Обеспечение жильем молодых семей 27,4
нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе 14,4
Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 12,1
Затрудняюсь ответить 27,2
нельзя не отметить тот факт, что современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого поколения. Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления [Глухова 2011: 29-30]. Прежде всего, нужно обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Более половины опрошенной молодежи Орловской обл. (55,3%) уверены в необходимости государственной молодежной политики.
Значительную роль в реализации программно-целевого механизма государственной молодежной политики в Орловской обл. играют общественные молодежные и детские организации как активные субъекты данного процесса. Специфика политического участия молодежи «заключается в проявлении политической активности, интереса к разрешению политических задач через механизм реализации политических прав, побуждающих к политическому действию, а также использование тех или иных каналов вхождения в политику» [Малик 2008: 9].
Совместно с молодежными общественными организациями реализуется большое число мероприятий, направленных на развитие потенциала молодых людей, поддержку их инициатив. Расширение актива и вовлечение его в общественные,
экономические и политические процессы - жизненная необходимость для развития Орловской обл.
Активным субъектом реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в Орловской обл. является молодежное правительство, члены которого как дублеры руководителей правительства Орловской области стали непосредственными авторами и исполнителями социально-экономических проектов в регионе, таких как «Инфопано», арт-фестиваль «Культурная среда», проекты «Без Ям Орловщина», «Благомаг», «Игры разума», «Инфобар», «Финансовая грамотность».
Следует сказать, что необходимость концептуального подхода к развитию молодежной политики на территории Орловской обл. обусловлена тем, что проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи, росте ее социальной апатии, в невысокой оценке самой молодежью возможностей самореализации. Нельзя забывать, что недостаточная интеграция молодого поколения в процесс социальных и политических действий способствует размыванию самоидентификации российской молодежи. Поэтому реализации государственной молодежной политики на территории Орловской обл. необходимо уделять пристальное внимание.
Государственная молодежная политика всех уровней нуждается в кардинальных изменениях и переходе к инновационной системе управления на основе глубокого анализа и прогнозирования, а также демократических принципов. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. «Сегодня в России существует крайняя необходимость выявления и внедрения мотиваций во все возрастные и социальные группы молодежи в целях повышения интереса к деятельности общественных объединений и желания молодых граждан в них вступить» [Меркулов, Малик, Бударина 2015: 145].
В данной связи возникает необходимость возобновить работоспособность институтов гражданского общества, на поддержку которых могут рассчитывать молодые граждане современной России. В их числе - активные политические партии, молодежные представительные и совещательные структуры, независимые профсоюзы, работоспособные ассоциации предпринимателей, молодежные СМИ и др. Действительно, при реализации такой модели государственные институты способны контролировать процесс с тем, чтобы энергия молодежных активистов имела социально направленный вектор развития. Развитие органов молодежного представительства одновременно расширяет сферу своего влияния в органах государственного и муниципального управления, а также обеспечивает реализацию интересов собственно молодежной когорты, используя технологии участия в легальных институтах государственной власти.
Молодежь должна принимать активное участие в разработке действенных методов принятия управленческих решений, которые касаются ее жизни, а также налаженной системы поддержки молодежных инициатив. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как интересы самой молодежи, так и стратегические ориентиры развития субъектов РФ, становятся необходимостью, ключевым фактором развития территорий.
Список литературы
Глухова М.Ф. 2011. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии. - Регионология. Т. 75. № 2. С. 22-31.
Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. 2015. Молодежь Орловской области в 2015 году: научное издание; информационно-социологический бюллетень
(под общ. ред. П.А. Меркулова). Орел: Изд-во Орловского филиала РАнХиГС. 72 с.
Зайцева Е. 2010. Правовые основы работы с молодежью. М.: Юнити-Дана. 166 с.
Малик Е.н. 2008. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России. - Образование и общество. № 4. С. 8-10.
Меркулов П.А., Елисеев А.Л. 2014. Формирование молодежной политики в Российской Федерации. — Среднерусский вестник общественных наук. № 3. С. 301-305.
Меркулов П.А., Малик Е.н., Бударина К.А. 2015. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы. - Власть. 2015. № 4. С. 140-145.
KOMAROVA Marina Sergeevna, postgraduate student of the Chair of Political Science and Public Policy, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])
youth as a subject of the state youth policy
Abstract. The author designated topical issues of forming political potential of the younger generation in the Orel region. The attention is focused on problems of participation of the younger generation in realization of the state youth policy at the regional level. Structural elements of the mechanism of formation and realization of youth policy in the Orel region are presented. The paper generalized problems of realization and development of prospects of the state youth policy in the region. The integrative factors promoting the development of potential of youth as the full participant of the state youth policy in the territorial subjects of the Russian Federation are revealed.
Keywords: youth, younger generation, state youth policy, regional policy, bills, federal law