ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Левочкин Р. А.
Аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления Среднерусского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 302028, Россия, г. Орёл, бульвар Победы, 5А, eler12@mail.ru
УДК 323(1-3)(470)-053.81
ББК 66.3(2Рос),41
Цель. Выявление и характеристика оптимальных механизмов реализации государственной молодежной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Методы. Исследование выполнено с применением теоретических положений политической науки, дающей возможность проанализировать процесс формирования и модернизации механизмов реализации государственной молодежной политики. Для исследования участия молодежи в политической общественной жизни региона были использованы следующие методы: статистический, логический, исторический, статистический. При определении степени влияния проблем молодежи на механизмы реализации государственной молодежной политики использовался информационно-социологический бюллетень Орловской области.
Результаты и область применения. Дана характеристика выявленным оптимальным механизмам реализации государственной молодежной политики, а также рассмотрен вопрос о формировании механизма координации. Систематизированы проблемы, сдерживающие реализацию государственной политики в области молодежи. Обобщаются перспективы формирования механизмов реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Обоснована роль молодежных и детских общественных организаций в увеличении эффективной реализации молодежной политики в Российской Федерации, учитывая региональные особенности. Делается вывод, что осуществление государственной молодежной политики, принимающей к сведению, как стратегические ориентиры развития регионов, так и интересы самих молодых граждан, становится необходимостью, важнейшим фактором развития государства. Материал может быть в дальнейшем использован при сравнительных политических исследованиях.
Научная новизна. Исследование проблемы формирования оптимальных механизмов реализации молодежной политики, а также степень влияния проблем молодежи. Обосновывается необходимость привлечения молодых граждан к осуществлению молодежной политики в интересах региона, государства и общества в целом.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, механизмы реализации государственной молодежной политики, региональный опыт.
TO THE QUESTION OF THE OPTIMAL MECHANISMS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE REGIONS OF RUSSIA
Levochkin R. A.
Post-graduate student of the Department of Political Science, State and Municipal Administration of the Central Russian Institute
of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 302028, Russia,
Orel, Victory Boulevard, 5A, eler12@mail.ru
о см
4
ql Purpose. Identifying and characterizing the optimal mechanisms for implementing state youth policy, both at the fed-
| eral and regional levels.
о Methods. The study was carried out using the theoretical provisions of political science, which makes it possible to
tï analyze the process of formation and modernization of mechanisms for the implementation of state youth policy. To study
© the participation of youth in the political social life of the region, the following methods were used: statistical, logical,
Левочкин Р. А.
historical, statistical. When determining the degree of influence of youth problems on the mechanisms for implementing state youth policy, the information and sociological bulletin of the Oryol region was used.
Results and scope. The characteristics of the identified optimal mechanisms for the implementation of the state youth policy are given, and the issue of the formation of a coordination mechanism is also considered. The problems hindering the implementation of state policy in the field of youth are systematized. Generalized the prospects for the formation of mechanisms for the implementation of youth policy in the subjects of the Russian Federation. The role of youth and children's non-governmental organizations in increasing the effective implementation of youth policy in the Russian Federation, bearing in mind regional peculiarities, is substantiated. It is concluded that the implementation of the state youth policy of the host, as strategic guidelines for the development of regions, and the interests of young people themselves, becomes a necessity, an important factor in the development of the state. The material can be further used in comparative political studies.
Scientific novelty. The study of the problem of the formation of optimal mechanisms for the implementation of youth policy, as well as the degree of influence of youth problems. The necessity of attracting young people to the implementation of youth policy in the interests of the region, the state and society as a whole is substantiated.
Key words: youth, the state youth policy, mechanisms for implementing state youth policy, regional experience.
В условиях динамичного развития государства и мира в целом наиболее остро встает вопрос о перспективном развитии нашей страны. Когда речь заходит о прогрессивном развитии государства в будущем, то реализация последовательной и целенаправленной государственной молодежной политики выступает на первый план и заслуживает особого внимания.
В минувшие годы осуществлялись различные меры по стабилизации российского социума. Многие проекты, направленные на решение экономических проблем, показали положительные результаты. В государстве выстроилась позитивная динамика в области развития экономики, уменьшения общественно-политической напряженности, увеличения инвестиций в реальный сектор производства государства и что самое важное предотвращения распада страны. Положительные результаты в финансовой, экономической и политической сферах дают возможность заняться социальными вопросами. И как следствие стали увеличиваться перспективы для самореализации молодых граждан по базовым показателям - защите социальных прав, материальному обеспечению, повышению квалификации, трудоустройству.
Учитывая тенденции общественно-политического и социально-экономического развития Российской Федерации последнего пятилетия, государственная молодежная политика в стране осуществляется по следующим приоритетным направлениям: поддержка талантливой молодежи, поддержка молодых людей в социальной сфере, профилактика экстремизма, создание условий для становления молодежи с активной гражданской позицией и воспитанных в духе патриотизма, помощь в самореализации граждан в научной, профессиональной сферах и иное [1, с. 160].
В соответствии с избранными приоритетами современные исследователи (П. А. Меркулов, А. Л. Елисеев,
Ю. А. Кретов, Т. С. Животенко, А. В. Мельников и др.) выделяют комплекс задач в сфере государственной молодежной политики. В работе «Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века» П. А. Меркулова обозначены следующие задачи: правовые (модернизация законодательства о государственной молодежной политики, совершенствование законодательства в области трудовых отношений с целью социальной защиты граждан, модернизация законодательства о льготном кредитовании молодежи в сфере бизнеса, а также о государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья); организационные (модернизация системы подготовки квалифицированных специалистов на основе потребностей рынка труда, создание и использование механизма привлечения молодых граждан к научной и технической деятельности, модернизация системы поддержки молодых ученых); информационные (формирование условий для национально-патриотического воспитания молодых граждан с целью объединения молодежи из разных субъектов Российской Федерации, пропаганда здорового образа жизни, а также профилактика распространения заболеваний иммунной системы, наркотической и алкогольной зависимости); научно-аналитические (создание механизмов привлечения молодых граждан к научной и технической деятельности, модернизация системы поддержки молодых ученых); социальные (использование экономически выгодных механизмов обеспечения молодых граждан первым рабочим местом с помощью льгот при формировании данных рабочих мест) [2, с. 183].
Для результативного достижения целей государственной молодежной политики с помощью поставленных задач, а также всего комплекса мероприятий в целом, необходимы механизмы реализации государственной молодежной политики. На стадии
Левочкин Р. А.
формирования государственной молодежной политики в целях ее результативного исполнения устанавливается система методов и инструментов, посредством которых будут реализовываться определенные мероприятия, то есть своего рода формируются оптимальные механизмы реализации государственной молодежной политики. Так проблема формирования оптимальных механизмов реализации государственной молодежной политики волнует, и на сегодняшний день разных исследователей (П. А. Меркулов, А. Л. Елисеев, А. А. Зеленин, А. О. Морозова, А. А. Касьяненко, В. В. Соколов и др.), ведь достижение поставленных целей и исполнений приоритетных направлений государственной молодежной политики возможно только оптимальными механизмами реализации.
Эти механизмы закреплены в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3, ст. 7185]:
1. Правовыми механизмами являются: совершенствование законодательства на разных уровнях власти, формирование и анализ программ по осуществлению государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; развитие и модернизация межведомственного взаимодействия и системы государственно-частного партнерства по установленным вопросам государственной молодежной политики; формирование условий для беспрепятственной самореализации молодых граждан в разных субъектах Российской Федерации.
2. Организационными механизмами выступают: создание консультативных, координационных, совещательных органов по вопросам касающихся государственной молодежной политики; подготовка ежегодного доклада о положении молодых граждан в стране; выработка систематизированных планов по реализации государственной молодежной политики на разных уровнях власти; проведение мониторинга и научно-аналитических исследование по вопросам молодежи в стране; финансирование мероприятий государственной молодежной политики и бюджета, а также привлечение внебюджетных источников.
3. Информационными механизмами обозначаются: предоставление информации об исполнении государственной молодежной политики в сети «Интернет», а также в СМИ; развитие в государстве информационно-аналитических систем, социально-экспертных сетей, с возможностью предоставления информации в электронном виде, а также обратную связь с государственными органами занимающихся реализацией государственной молодежной политикой.
4. Научно-аналитическими механизмами являются: увеличение практики исследований по проблемам молодых людей; периодическое проведение научно-практических, учебно-методических
конференций на разных уровнях по вопросам модернизации государственной молодежной политики; развитие оценки качества осуществления программ и мероприятий; создание общественного контроля над деятельностью органов власти к чьей деятельности относится реализация государственной молодежной политики.
5. Социальными механизмами выступают: модернизация устоявшейся систем социальной поддержки и защиты молодых граждан; формирование новых методов социальной работы с молодыми гражданами различных категорий; модернизация системы мер по поддержки детей и молодых людей разных категорий.
Наряду с обозначенными механизмами можно предложить исследовать другие действенные механизмы реализации, такие как координации и консолидации усилий всех причастных сторон на разных уровнях власти с целью совершенствования государственной молодежной политики.
Можно отметить, что в современной России представлена система органов государственной власти по реализации государственной политики в области молодежи. В него включены на уровне федеральных органов власти Министерство образования и науки Российской Федерации (в частности Федеральное агентство по делам молодежи), а на уровне субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Тем самым они создают определенную систему способную выполнять конституирующую, регуляторную функции. В различных условиях система механизмов реализации политики в области молодежи обретает качественную специфику, что в свою очередь связанно с особенностями институциональной структуры, свойственной государству [4, с. 114].
На данном этапе регионы Российской Федерации идут по своему пути в реализации государственной политики в области молодежи. Это обуславливается тем, что каждый субъект имеет свои специфические культурные, этнические, демографические, экономические, географические и иные особенности [5, с. 32]. На основании этого важно определить, какими средствами и методами власть на местах реализует молодежную политики в определенном субъекте Российской Федерации. Так нормативно-правовая база субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики становится доминирующей в сравнении с федеральным уровнем в определенных областях. На 2017 год в 78 субъектах Российской Федерации действуют основополагающие законы о молодежной политики, но при этом в 7 отсутствуют (Чукотский автономный округ, Смоленская область, Мурманская область, Астраханская область, Новгородская область, Пермский край, Республика Крым).
Левочкин Р. А.
Базовыми документами, на основе которых выполняется собственно практическая деятельность государственной молодежной политики, являются государственные целевые программы, комплексные или по индивидуальным направлениям. Именно программы выражают приоритеты, региональную специфику, объемы финансирования, также индивидуальные для каждого субъекта.
Программа является определенным проектом по осуществлению приоритетных направлений молодежной политики. Она целостна, и в свою основу включает четкий план мероприятий, подчиненный целям и задачам. На этом уровне целевые программы по реализации государственной молодежной политики обретают практическую направленность и впоследствии оформляются как региональные. Реализация государственной политики в области молодежи на уровне субъекта является системным процессом, в который входит множество территориальных и отраслевых институтов, решающих острые проблемы молодежи в области здравоохранения, занятости, воспитания, образования и иное [6, с. 189]. Важно отметить, что нерешенные проблемы сдерживают весь процесс реализации государственной молодежной политики, а, следовательно, отражаются на ее продуктивности. К таким проблемам относятся:
1. Низкий демографический показатель во многих регионах России. Динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни и состояние здоровья включены с систему важнейших показателей, которые характеризуют общее состояние общества. В связи с этим, социально-демографические проблемы нужно отнести к числу главных факторов влияющих на развитие молодых людей. Следовательно, достоверные сведения о тенденциях перемены базовых демографических показателей являются незаменимым основанием для исследования развития молодежи, а как следствие формирование государственной политики в области молодежи. Для решения указанной проблемы региональные власти должны проводить активную социальную политику поддержки детей, молодежи и молодой семьи, в первую очередь поддержку финансовой субсидиарной помощью для строительства или приобретения жилья.
2. Ухудшение здоровья молодых граждан. Здоровье граждан нашей страны является особой ценностью. Здоровье молодого поколения предстает в виде социального, экономического, репродуктивного, интеллектуального резерва России. Исследователи отмечают тенденцию характерную для всех субъектов Российской Федерации, такую как ухудшение здоровья россиян, в том числе и молодых граждан [7, с. 35]. Причинами могли быть негативные экономические и социальные условия жизни 90-х г. Анализируя
исследования последнего времени можно утверждать, что проблема здоровья волнует саму молодежь.
3. Острой проблемой положительной реализации государственной молодежной политики в регионах является преступность среди молодых людей. Молодежная преступность представляет собой весомую угрозу национальной безопасности нашего государства. Поэтому в оперативно-служебной деятельности отдела внутренних дел приоритетными целями являются профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних и борьба с преступностью в молодежной среде.
4. Проблемы, препятствующие успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в самых разных сферах жизни общества. При анализе исследований можно увидеть, что за последние 10 лет в материальном производстве происходит сокращение занятости молодых людей.
5. Актуальной проблемой является трудоустройство молодежи. По данным Роструда на 2015 года 30,8 % безработных составляет молодежь от общего числа нетрудоустроенных.
6. Еще одной проблемой влияющей на региональную государственную молодежную политику является низкая степень доверия к государственным органам власти со стороны молодежи, а также низкую оценку эффективности проводимой политики. В данном направлении причиной может служить низкая политическая активность граждан.
Для решения молодежных проблем в субъектах Российской Федерации осуществляются программы поддержки молодых семей, молодежных общественных организаций, талантливой молодежи, реализуются подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, программы по духовно-нравственному воспитанию, трудоустройству молодежи, по работе с молодыми гражданами, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, программы по организации отдыха, по спорту, а также пропаганде здорового образа жизни. В регионах России формируется молодежный парламентаризм.
Резюмируя сказанное, приходим к выводу, что потребность в модернизации молодежной политики в регионах определена тем, что проблема содержит системный характер и выражается в падении экономической активности молодых граждан, росте их социального безразличия, низкой оценке самими молодыми гражданами возможностей самореализацией. Но важно помнить о том, что недостаточная интеграция молодых граждан в процессе политических и социальных действий содействует размыванию самоидентификации молодежи в Российской Федерации.
К примеру, в Орловской области в рамках государственной программы Орловской области «Молодежь
Левочкин Р. А.
Табл. 1. Распределение вариантов ответов на вопрос: «Участвуете ли Вы в политической и общественной жизни?»
Ответ
Вопрос Да, Нет, не
участвую участвую
Участвуете ли Вы в политической и общественной жизни страны (России)? 30,9 69,1
Участвуете ли Вы в политической и общественной жизни Орловской области? 28,7 71,3
Участвуете ли Вы в политической и общественной жизни муниципального образования, в котором проживаете? 30,2 69,8
Орловщины на 2013-2020 годы» действует подпрограммы «Орловщина молодая на 2013-2020 годы», где целью является совершенствование и модернизация условий для максимального использования ресурсов, а также развития социально активной молодежи в интересах региона. Так информационно-социологической бюллетень «Молодежь Орловской области в 2015 году» приводит следующую статистику (табл. 1) [8, с. 45].
Больше половины молодых людей в Орловской области не участвует в общественной и политической жизни. Реализация молодежной политики в регионе не может быть полноценной с таким количеством участников указанного процесса. Соответственно, органы государственной власти должны всячески привлекать молодежь к политической жизни, только увидев работу структуры изнутри, молодые люди смогут доверять власти.
Превалирование негативных последствий политических и социально-экономических реформ последних десятилетий, низкая эффективность реализуемой молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях посодействовали росту недоверия к власти в молодежной среде. Следствием роста такого недоверия является представление о неимении возможностей принимать участие в управлении обществом. Такая установка передает реальное состояние дел, которое можно охарактеризовать как крайне низкое представительство молодых граждан в органах государственной власти.
Для формирования и эффективной работы оптимальных механизмов государственной молодежной политики необходимо обеспечить деятельность молодежи в процессах разработки и осуществления молодежной политики в разных областях и гарантировать участие молодых людей в подготовке и исполнении управленческих
решений на разных уровнях муниципального и государственного управления. Это должно решаться через организацию взаимодействия муниципальных и государственных структур с молодежными общественными объединениями и выстроенную поддержку их личных инициатив. Если привлечение молодых людей в процесс политических и социальных действий будет недостаточно велико, то следствием может стать размытие самоидентификации российских граждан.
Не только органы государственной власти, занимающиеся реализацией государственной молодежной политики в стране, являются основными субъектами. Общественные организации и объединения принимают участие в указанном процессе. В роли основным общественных организаций вступают Международный молодежный центр, РосПатриотЦентр, Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр, Российский центр содействия молодежному предпринимательству и иные [9, с. 30]. Характерной чертой российского молодежного движения является демократический характер его формирования и деятельности, ведь большинство молодежных объединений сформировано самой молодежью. На начало 2017 года в Российской Федерации сформировано 32 детских и 144 молодежных общественных объединений, которые имеют представительства в разных регионах государства. При помощи финансовой поддержки со стороны государства общественные объединении эффективно реализуют свои программы.
Подводя итог вышесказанному можно сделать ряд вывод:
• первостепенной задачей является формирование оптимальных механизмов реализации государственной моложенной политики в целях ее эффективного осуществления в стране;
• сформированные механизмы реализации государственной молодежной политики в государстве должны определять позитивные тренды, направленные на увеличение эффективности осуществляемой политики;
• для эффективной работы механизмов реализации государственной молодежной политики необходимо целенаправленно решать проблемы молодежи;
• привлечение молодых граждан является важным в реализации политики и использование их потенциала по максимуму в интересах государства. Только при таком подходе активность молодых граждан может рассматриваться как форма проявления новейшего потенциала для решения общенациональных задач.
Литература:
1. Соколов В. В. Перспективные механизмы реализации государственной молодежной политики:
Левочкин Р. А.
региональные практики // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. С. 159-166.
2. Меркулов П. А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180-185.
3. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.
4. Соколов В. В. Программно-целевой механизм развития молодежной политики в Орловской области // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 1 (24). С. 31-34.
5. Меркулов П. А., Малик Е. Н. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи // Власть. 2016. № 4. С. 83-85.
6. Елисеев А. Л. Реализация молодежной политики в Орловской области и отношение к ней молодежи // Социологический альманах. Материалы VII Орловских социологических чтений. 2016. С. 187-191.
7. Назарова И. Б. О здоровье населения в современной России // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 34-37.
8. Научное издание Информационно-социологической бюллетень «Молодежь Орловской области в 2015 году» Дорохова Ю. В., Игнатова Т. В., Проказина Н. В. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС. 2015. С. 45
9. Грунистая О. С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 13. С. 30.
References:
1. Sokolov V. V. Perspective mechanisms of realization of state youth policy: regional practices // Central Russian Journal of Social Sciences. 2016. P. 159-166
2. Merkulov P. A. Development of the concept of the state youth policy of Russia in the 90s of the XX century // Central Russian Herald of Social Sciences. 2013. № 1. P. 180185.
3. On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of 29 November 2014 № 1662-d // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 50. Art.7185
4. Sokolov V. V. Program-target mechanism for the development of youth policy in the Orel region // Bulletin of state and municipal government. 2017. № 1 (24). P. 31-34.
5. Merkulov P. A., Malik E. N. State policy in the sphere of political literacy and political education of Russian youth // Vlast. 2016. № 4. P. 83-85.
6. Eliseev A. L. The implementation of youth policy in the Orel region and the attitude of young people to it // Sociological Almanac. Materials of the VII Oryol sociological readings. 2016. P. 187-191.
7. Nazarova I. B. On the health of the population in modern Russia // Sociological research. 2017. № 11. P. 34-37.
8. Scientific publication Information and sociological bulletin "Youth of Orel Region in 2015" Dorokhova Yu. V., Ignatova T. V., Prokazin N. V. Orel: Publishing House of the Russian Academy of Science. 2015. P. 45
9. Grunist O. S. State Youth Policy in the Russian Federation: The Problem of Organizational and Legal Support // State and Municipal Administration in the 21st Century: Theory, Methodology, Practice. 2014. № 13. P. 30.