Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи'

Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2899
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / POLITICAL LITERACY / POLITICAL CULTURE / POLITICAL SUBJECTIVITY / POLITICAL EDUCATION / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Малик Елена Николаевна

В статье актуализируются проблемы формирования политического потенциала нового поколения российской молодежи. Авторы выявляют цели государственной политики в сфере развития политической и правовой грамотности молодого поколения, обозначивают условия формирования общепрофессиональных и общекультурных компетенций молодежи для ее успешной адаптации к новым российским реалиям. Аргументируется роль государственной системы образования в реализации политического потенциала молодых граждан, определяются факторы политической социализации молодежи в высшей школе, влияющие на уровень ее политической грамотности и политического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Малик Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF POLITICAL LITERACY AND POLITICAL EDUCATION OF THE RUSSIAN YOUTH

The authors actualized problems of formation of political potential of the new generation of the Russian youth. The aims of the state policy in the sphere of development of political and legal literacy of the younger generation are revealed. The paper designated conditions of formation of all-professional and common cultural competences of youth for its successful adaptation to new Russian realities. The authors highlight the role of the state education system in realization of political potential of young citizens, and factors of political socialization of youth at the higher school influencing the level of its political literacy and political education.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи»

МЕРКУЛОВ Павел Александрович — д.и.н., доцент, директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; [email protected])

МАЛИК Елена Николаевна — к.полит.н., доцент; доцент кафедры политологии, государственной политики Орловского филиала РАНХиГС (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; malik57-elena@ mail.ru)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАмОТНОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

российской молодежи

Аннотация. В статье актуализируются проблемы формирования политического потенциала нового поколения российской молодежи. Авторы выявляют цели государственной политики в сфере развития политической и правовой грамотности молодого поколения, обозначивают условия формирования общепрофессиональных и общекультурных компетенций молодежи для ее успешной адаптации к новым российским реалиям. Аргументируется роль государственной системы образования в реализации политического потенциала молодых граждан, определяются факторы политической социализации молодежи в высшей школе, влияющие на уровень ее политической грамотности и политического воспитания. Ключевые слова: молодежь, политическая грамотность, политическая культура, политическая субъект-ность, политическое воспитание, политическая социализация

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой политической и правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемые права и свободы.

Государственные институты заинтересованы в том, чтобы политическая социализация молодежи как самой активной когорты населения получила позитивную ориентацию. В данной связи важнейшей задачей органов государственной власти является политическое просвещение и разъяснение молодым гражданам важности соблюдения своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Основными целями государственной политики в сфере развития политической и правовой грамотности молодежи в РФ являются:

1) преодоление правового нигилизма и формирование устойчивого уважения к законодательству и правовым нормам;

2) повышение уровня политической грамотности и культуры российской молодежи;

3) развитие системы стимулов к законопослушанию и правовому самообразованию;

4) внедрение в молодежное сознание идеи добросовестного исполнения гражданских обязанностей и соблюдения правовых норм.

Политико-правовая культура молодых граждан отражает характер и степень правового развития данной личности и выступает как ценностное ядро общественной политической культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политико-правовой культуры молодого поколения стала, пожалуй, одной из самых острых проблем современного общества, «поскольку современная молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях политиче-

ского, социального, экономического и правового развития» [Вовлечение молодежи... 2007: 107].

Трансформации политических и социально-экономических практик предъявляют к молодым гражданам новые требования: им необходимо быть готовыми не только отстаивать свои права, но и выполнять свои социальные обязанности. Именно в таких условиях у молодежи должны быть сформированы должные правовые и нравственно-ценностные ориентации, соответствующие формы политического участия, гражданского поведения, высокий уровень правового сознания, общей и правовой социализации, нацеленные на достижение социальных и профессиональных ожиданий, а также на преодоление кризисных состояний российского общества. С этих позиций должна выстраиваться вся система государственной молодежной политики, в т.ч. в системе высшего образования.

Сегодня в России приняты и действуют многочисленные нормативно-правовые акты, содержащие положения об обеспечении гражданских прав и соблюдении интересов молодого поколения. Вместе с тем все более остро встает вопрос о необходимости принятия единого федерального закона, регулирующего основные аспекты положения молодежи в современном российском обществе.

Российская действительность демонстрирует тот факт, что региональный уровень нормативно-правового обеспечения реализации государственной молодежной политики становится доминирующим и во многом опережает федеральный по некоторым позициям в данной области. Базовые законы о молодежной политике действуют в 72 субъектах РФ [Аничкин, Коваленко 2014: 93], но в 13 отсутствуют (Белгородская обл., Забайкальский край, Мурманская обл., Республика Калмыкия, Новгородская, Псковская, Самарская, Смоленская обл., Чукотский АО, Ульяновская обл., Пермский край, Республика Крым, город федерального значения Севастополь).

В большинстве российских регионов действуют локальные законы, регламентирующие отдельные направления государственной молодежной политики, а именно: государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений, государственную поддержку молодых семей, государственную поддержку талантливой молодежи, обеспечение гарантий молодежи в сфере труда и занятости, вопросы государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи и т.д.

Модельным законом для регионов Центральной России может стать законопроект «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», разработанный и внесенный в порядке законодательной инициативы в Государственную думу Комитетом по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму Орловского областного Совета народных депутатов. Региональный парламент - Орловский областной совет народных депутатов - дал ему положительную оценку и поддержал вынесенную законодательную инициативу 4 апреля 2013 г. Далее проект федерального закона № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был рассмотрен Советом Государственной думы 24 октября 2013 г. Концепция проекта получила поддержку в комитетах Совета Федерации по социальной политике; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Следует особо подчеркнуть, что «данный закон позволит четко разграничить, определить и расширить полномочия органов власти всех уровней в данной сфере и в первую очередь создать продуктивный формат взаимодействия госу-

дарства с молодежными общественными объединениями» [Меркулов, Малик, Елисеев 2015: 79]. Целесообразно законодательно закрепить концептуальные положения, определяющие разработку и реализацию государственной молодежной политики, ее приоритеты, а также такие базовые категории, как система органов по делам молодежи, орган молодежного самоуправления, молодежный совещательный орган и др. Важным итогом закона послужит обеспечение молодых граждан высококачественным образованием, формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций, создание условий для успешной адаптации молодежи к новым российским реалиям.

Сегодня государственная молодежная политика всех уровней нуждается в кардинальных изменениях и переходе к инновационной системе управления на основе глубокого анализа и прогнозирования, а также демократических принципов. Эти задачи возможно эффективно решить через конструктивное взаимодействие органов государственного и муниципального управления с институциональными структурами гражданского общества, прежде всего с молодежными общественными объединениями. Встает вопрос о системной поддержке молодежных инициатив, выявлении и внедрении в молодежную сферу мотиваций к принятию активного участия в деятельности общественных объединений.

Следует подчеркнуть, что этап обучения в высшей школе как уровень политической социализации выступает одним из важных составляющих механизма формирования политико-правовой культуры молодого гражданина. В это время личность приобретает новые политические знания через процесс освоения обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях, из учебников, лекций, СМИ, с реальными событиями в стране и за рубежом.

Мы убеждены, что образование - это важнейший институт становления и развития личности студентов, повышения уровня политического воспитания и просвещения молодежи, формирования ее общественно-политического потенциала. Все вышеперечисленное имеет решающее значение для обеспечения единства и целостности общества. «В совершенствовании политико-правовой культуры молодежи важен не формальный уровень образования и не только знания как таковые. Решающую роль играют нравственные и культурные аспекты образования» [Каландаришвили, Евдокимов 2010: 61-62]. Молодежь должна обладать объективной политико-правовой информацией для полноценного включения в общественную жизнь через политическое и правовое обучение, а также воспитание. Ориентируясь на социализацию и воспитание студентов в новых социально-культурных условиях, «необходимо одновременно решать актуальные задачи разных направлений воспитания, использовать виды деятельности, связанные с развитием креативной личности, ее познавательной активности, морально-волевых качеств» [Ильинский, Луков 2008: 7].

Вместе с тем качество политического воспитания и активизация социально-политического потенциала студентов во многом зависит от самой специфики культурной и образовательной среды вуза. Педагоги и наставники, по нашему мнению, должны внедрять приемы и технологии обучения, направленные на формирование критических оценок и альтернативных точек зрения, без чего не может обходиться современная система образования в высшей школе. Студенты, да и вся молодежь в целом, должны овладеть навыками критической экспертизы политических явлений, событий, особенностей политических процессов, что становится особенно важным во время электоральных циклов. Все вышеперечисленные элементы политической социализации молодых граждан в системе высшей школы должны лечь в основу образовательной стратегии вуза. Тогда мы

будем говорить о повышении политической и правовой грамотности российской молодежи, о становлении ее политической субъектности и реализации ее общественно-политического потенциала.

Сегодня имеют место факты формальной политической социализации молодого поколения, без активного вовлечения в образовательный процесс студентов как полноправных участников. Вместе с тем российское студенчество должно быть мотивировано на участие в разработке социальных проектов и грантов, участие в деятельности молодежных институциональных структур через презентации научных исследований по проблемам социально-политической активности и пре -дотвращения протестного поведения в молодежной среде. «Особенность молодежных общественных объединений состоит в том, что они одновременно могут выступать и в качестве субъекта государственной молодежной политики (одним из институтов работы с молодежью), и в качестве ее объекта, объединяя молодежь и реализуя функцию участия молодых людей в социально-экономических процессах и политической жизни общества» [Мельников 2014: 61].

Формирование политической и правовой культуры, политическая грамотность молодежи должны быть приоритетным звеном образовательного процесса и государственной молодежной политики в целом. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении молодежи должны стать воспитание и формирование гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм и ценностей. Для решения существующих задач государство должно привлекать институты гражданского общества, общественные и некоммерческие организации, бизнес.

Становится очевидным, что формирование общественно-политической активности молодежи и ее политическое и правовое просвещение в условиях современности требует нетрадиционного подхода. Политика в отношении молодежи должна пониматься как инвестирование в молодое поколение, представляющее собой потенциал развития общества и социального проектирования будущего России. Тогда мы будем говорить о построении целостной системы политического образования и воспитания российской молодежи в духе гражданственности с целью активного привлечения молодых людей к политической деятельности общества при соблюдении идеологического многообразия.

Список литературы

Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. 2014. Законодательство субъектов Российской Федерации в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования. — Известия Алтайского государственного университета. № 2(82). Т. 2. С. 91-96.

Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография (под ред. С.С. Гиля). 2007. М.: Изд-во РГСУ. Т. 1. 314 с.

Ильинский И.М., Луков В.А. 2008. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений. - Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5-14.

Каландаришвили З.Н., Евдокимов А.С. 2010. Взаимосвязь правовой культуры и правовой социализации студенческой молодежи в учебном процессе вуза. -Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы XI Международной научно-практической конференции. СПб. С. 59-64.

Мельников А.В. 2014. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества. — Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 60-63.

Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. 2015. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России. - Власть. № 8. С. 74-81.

MERKULOV Pavel Aleksandrovich, Dr.Sci.(Hist.), Associate Professor, Director of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])

MALIK Elena Nikolaevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Public Policy, Orel branch of RANEPA (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])

state policy in the sphere of political literacy and political education of the Russian youth

Abstract. The authors actualized problems of formation of political potential of the new generation of the Russian youth. The aims of the state policy in the sphere of development of political and legal literacy of the younger generation are revealed. The paper designated conditions of formation of all-professional and common cultural competences of youth for its successful adaptation to new Russian realities. The authors highlight the role of the state education system in realization of political potential of young citizens, and factors of political socialization of youth at the higher school influencing the level of its political literacy and political education.

Keywords: youth, political literacy, political culture, political subjectivity, political education, political socialization

КОМАРОВА Марина Сергеевна — аспирант кафедры политологии и государственной политики Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5; [email protected])

молодежь как субъект государственной молодежной политики

Аннотация. В статье обозначены актуальные вопросы становления общественно-политического потенциала молодого поколения в Орловской обл. Автор акцентирует внимание на проблемах участия молодого поколения в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Статья содержит структурные элементы механизма формирования и реализации молодежной политики в Орловской обл., обобщает проблемы перспектив государственной молодежной политики в регионе. Автор демонстрирует интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ. Ключевые слова: молодежь, молодое поколение, государственная молодежная политика, региональная политика, законопроекты, федеральный закон

Молодежная политика является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Она ориентирована на выработку существенных условий и необходимых гарантий, способствующих самореализации молодого человека. В молодежной политике необходимо учитывать интересы молодых граждан, их становление в социальной структуре общества, раскрытие потенциала молодого поколения в интересах всего общества. Необходимо поддерживать молодежные движения, объединения, инициативы.

Для России, следующей по пути свободы и демократии, необходимо делать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.