УДК 323:366.636
КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СМИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЗИТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ СФЕРУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Меркулов кандидат философских наук, доцент, директор,
Павел Орловский филиал Российской академии
Александрович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а). E-mail: [email protected]
Малик кандидат политических наук, доцент кафедры политологии,
Елена государственного и муниципального управления,
Николаевна Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а). E-mail: [email protected]
Аннотация
Авторы статьи актуализировали проблему взаимодействия СМИ, органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях обеспечения эффективного вовлечения молодежи в социально-политические практики российского общества. Проанализированы способы и средства воздействия масс-медиа на формирование политического сознания и политических ориентаций молодого поколения. Аргументирована роль СМИ как основного коммуникатора между государственными структурами и институтами гражданского общества. Уделяется внимание вопросу реализации функции СМИ по формированию общественного мнения в молодежной среде. Выявлены условия, способствующие развитию политической субъектности молодежи и ее интеграции в политическую сферу российского общества.
Ключевые слова: молодежь, молодое поколение, СМИ, гражданское общество, политическая культура, политические ценности.
СМИ выступают одним из важнейших общественно-политических институтов, что не может не повлиять на современный политический процесс российского государства. Хотя СМИ нейтральны сами по себе, результаты и последствия ангажирования данного института в интересах какого-либо политического актора во многом зависят от того, в каких целях они тиражируются.
Современные СМИ активно глобализируются, развиваются «социальные сети», которые представляют собой открытые Интернет-ресурсы, предназначенные для обмена информацией и общения. Сегодня молодежь, используя максимальное количество разнообразных источников информации, демонстрирует открытость альтернативным масс-медиа. Поэтому формирование качественно иной системы СМИ требует регулирования их воздействия на ее политическое сознание и поведение. Здесь мы говорим о необходимости усиления демократического контроля как за традиционными СМИ (печать, радио, телевидение), так и медиа нового электронного формата (сетевые издания, социальные медиа, рынок Рунет и др.) при участии властных структур, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Как справедливо замечает К.А. Орлов, «в конце XX века получили распространение средства массовой информации, цель которых не политическое подавление масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни. Они стараются осуществить право граждан на информацию, не всегда подают сообщения без идеологического нажима, без четко выраженной идеологической позиции. Появились также еженедельники, журналы, которые вообще стараются обходить стороной политические проблемы» [8, е.14]. В условиях трансформации социально-политической и экономической сфер органам государственной власти будет значима реализация такого политического курса,
который ставит своей первостепенной задачей укрепление демократических прав и свобод граждан, их участия в управлении страной, повышение доверия к органам власти и методам проводимой политики, независимый характер новых СМИ, их неангажированность, приверженность принципам служения интересам общества.
Мы приходим к пониманию, что государственные структуры со своей стороны должны руководствоваться принципами, обеспечивающими установление конструктивного диалога и партнерских отношений с институциональными структурами гражданского общества для становления политической субъектности молодого поколения:
- во-первых, социальная и духовная ориентация граждан. Здесь главным образом предусматривается проведение основных мероприятий политики, которые должны строиться с учетом социальных и духовных интересов граждан и, что немаловажно, с учетом лабильности сознания молодого поколения. «Прогрессивные установки молодых россиян, способных прорваться сквозь безальтернативный поток агитации, уже служат верным доказательством потенциала молодежи. Молодые граждане (особенно из крупных городов) в меньшей степени, чем старшее поколение, включены в регулярный процесс многочасового просмотра телевидения, а вместо этого больше посещают кинопоказы, выставки и музеи, больше читают книги, активнее пользуются компьютером, а значит, более открыты восприятию новой информации» [2, с. 130-131];
- во-вторых, обеспечение государственного финансирования, поддержки и контроля таких сфер, как культура и искусство. В свою очередь информационный материал, который может нанести вред психологическому и моральному здоровью молодых граждан, необходимо держать под контролем с ограничением времени эфира;
- в-третьих, равенство интересов в СМИ. Информационная политика государства должна в равной степени учитывать интересы всех институциональных структур и субъектов, участвующих в информационной деятельности;
- в-четвертых, информационная открытость политики органов государственной власти. В этой связи необходимо обеспечить открытое обсуждение общественностью основных мероприятий, проводимых государством, с привлечением молодежных совещательных структур, что наиболее актуально в условиях постреформирования.
Учитывая исторический опыт России, государство всегда брало вверх над гражданскими инициативами, однако современные условия требуют перевода данных инициатив в системную организационную структуру. Важным вектором развития России на современном этапе является формирование гражданского общества с участием молодого поколения. «Без выделения молодежи в качестве самостоятельного субъекта политики невозможно развитие стабильного общества, построенного на принципах равноправия и свободы управления. Для действительно продуктивного политического участия молодежи необходима ее структурная самоорганизация в целях как личного развития, так и построения гражданского общества» [3, с.10].
Условием его функционирования является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими ключевыми общностями во имя единых целей, интересов, ценностей. «Вопрос встает о создании эффективной общественно-государственной системы работы с молодежью в России, основанной на партнерстве органов государственной власти, бизнес-сообществ, религиозных организаций, молодежных, детских и иных общественных объединений и др.». [4, с. 62].
Сегодня важно быть готовым подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах и традициях. Но думается, что «воспитать активного субъекта гражданского общества новой России легче в молодом возрасте, когда формируется собственно личность и происходит становление базовых ценностей и установок. Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества» [5, с. 377]. Общественная молодежная политика как важная характеристика гражданского общества в современной России скорее только намечается, чем реально воздействует на политический и социокультурный процесс. Несмотря на то, что «молодежная политика общественных объединений, политических партий, других субъектов общественной молодежной политики несколько
ограничена их правовыми возможностями, имеет важное направление развития по выработке некой идеальной модели молодежной когорты, которую организация стремится представить всему обществу как эталон» [1, с. 80].
Стоит обратить внимание на тот факт, что успешное выполнение СМИ своей основной функции по формированию общественного мнения предполагает наличие обратной связи с аудиторией. Отсутствие у рядовых граждан, особенно молодежи, реальной возможности оказывать влияние на курс, проводимый государством, принимать решения по той или иной проблеме накапливает напряжение в обществе. Слабость СМИ как реального механизма обратной связи: от общества к власти и от власти к обществу - «делает нестабильной и незащищенной всю общественную ситуацию, весь процесс формирования общественного мнения» [9, с. 34]. Если СМИ претендуют на звание «четвертой власти», то они должны стать гарантом строгого соблюдения прав всех граждан помимо государственных органов всех уровней.
В условиях трансформации российского общества СМИ призваны обеспечивать общественный контроль за государственными институтами и субъектами общественно-политических отношений. Проводимые реформы должны привести к законодательному разделению всех средств массовой информации по форме организации, а собственно институт СМИ должен иметь классификацию и делиться на общественные, государственные, партийные, частные, научно-популярные, рекламные СМИ. Здесь речь идет о плюрализме СМИ. Плюрализм СМИ - одна из фундаментальных основ развития гражданского общества, что обеспечивает реализацию прав на свободу слова, без чего говорить об общественном контроле не приходится. Благодаря законодательному разделению общественных и ангажированных СМИ будет достигнута подлинность и эффективность информационной власти как публичного института. Созданное информационное поле позволит каждому виду масс-медиа предоставлять информацию согласно своей направленности, а эффективность ее будет определяться спросом и способностью оценивать эти продукты со стороны граждан, включая молодое поколение, в соответствии с политической реальностью [7, с. 28].
Гражданское общество через СМИ как основного коммуникатора должно получить возможность контролировать открытость деятельности государственных структур. Здесь главным принципом выступает доступность информации всем гражданам, кроме той, которая регулируется законом о государственной тайне. В свою очередь СМИ должны получать официальную информацию в интересах общества, а не для формирования имиджа власти и политических партий. Доверие граждан к масс-медиа напрямую зависит от их независимости и приоритетности информации.
Здесь важно отметить, что информация, предназначенная для молодежи, должна содержать минимум оценки и комментариев, которые способны манипулировать сознанием молодых граждан. Подбор материала должен строиться на принципе независимости от влияния политической элиты, для того чтобы избежать информационного идеологического давления на молодежь. Реализация данной цели может быть достигнута путем решения следующих основных задач:
- изложение результатов научного анализа проблем молодежи на основании политических, экономических, социологических, психологических исследований, включающих практические рекомендации и консультации специалистов в области государственной молодежной политики в виде концепции решения молодежных проблем,
- получение, накопление и приумножение научных знаний, эффективных для практического использования в процессе социализации молодежи на различных этапах данного процесса;
- формирование и развитие новой системы молодежного консалтинга и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов по делам молодежи в регионах;
- обеспечение оптимального соотношения статистической и проблемно-аналитической информации, предоставляемой органам по делам молодежи, через внедрение новых информационных технологий, основанных на широком применении современных научных методов и компьютерной техники;
- активное использование информационных баз органов по делам молодежи и информационно-аналитических центров в отношении положения молодежи в регионе, а также обеспечение равного доступа к подобной информации представителей молодежных организаций, студентов высших и средних учебных заведений.
Учитывая вышесказанное, следует заключить, что совместная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и СМИ должна быть направлена на обеспечение позитивной модели интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, а именно:
- сотрудничество с масс-медиа по проектам и программам, формирующим и развивающим патриотические ценности;
- пропаганда и тиражирование мировых достижений в науке, экономике, культуре, социуме, спорте, ускорение процессов ее интеграции в мировое сообщество;
- противодействие распространению идей ксенофобии, экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости;
- принятие специальных законодательных актов, определяющих объемы социальной рекламы, направленной на пропаганду государственной молодежной политики, реализацию ее программ и проектов;
- создание общенационального молодежного медиа-холдинга, включающего в себя редакции общероссийских газет и журналов для детей, молодежи, семьи, национального Интернет-портала для молодежи, редакции детских и молодежных программ, федеральных теле-, радиоканалов.
В заключение важно подчеркнуть, что для демократического, правового государства необходимы мощные, профессиональные СМИ, которые призваны информировать население, и в первую очередь молодое поколение, а не контролировать и мобилизовать его сознание. Единственное идеальное и практическое условие для эффективной работы масс-медиа - это политическая и экономическая независимость, что позволит избежать использования административного и политического ресурсов для манипулирования общественным мнением. В результате общество, включая молодежную когорту, получит реальную возможность идентификации СМИ и того института, чей интерес они обслуживают. «Перед государством и институтами гражданского общества стоят острые задачи по организации эффективного включения молодежи в социальные и политические практики, созданию наиболее благоприятных условий для самоопределения и самореализации молодой личности» [6, с.137].
Молодому поколению нужна информация, несущая правду о политике, жизни общества и человеческой личности как субъекта построения сильного гражданского общества. Информационная открытость органов государственной власти является одним из основных критериев оценки эффективности их деятельности. Однако важно, чтобы СМИ осознавали свою ответственность за сохранение достигнутого уровня доверия во взаимоотношениях с властью, во всем и всегда соответствовали своему главному предназначению - служению народу, интересам Российского государства.
Литература
1. Елисеев А.Л. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 78-81.
2. Малик Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации. Дис. ...канд. полит. наук. Орел, 2007. 216 с.
3. Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России // Образование и общество. 2008. № 4. С. 8-10.
4. Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 60-63.
5. Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России: (вторая половина XIX в. - начала XX в.). Монография. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. 488 с.
6. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Разработка государственной молодежной политики в России: история и современность // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 2 (43). С. 137-141.
7. Назаров М.М. Медиа и власть в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 26-31.
8. Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Право. 2012. Выпуск № 20 (279). С. 13-17.
9. Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество. 2001. № 5. С. 31-36.
Merkulov Pavel Aleksandrovich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Director; Orel branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a, Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Malik Elena Nikolaevna, Candidate of political science, Associate professor of the department of political science and public policy; Orel branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a, Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected]
CONSTRUCTIVE COOPERATION OF MASS MEDIA, PUBLIC AUTHORITIES AND INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN PROVIDING POSITIVE MODEL OF INTEGRATION OF YOUTH TO THE POLITICAL SPHERE OF THE RUSSIAN SOCIETY Abstract
Authors of article staticized a problem of interaction of mass media, public authorities and institutes of civil society for ensuring effective involvement of youth in socio-political practicians of the Russian society. Ways and levers of mass media on formation of political consciousness and political orientations of the younger generation are analysed. The role of mass media as main communicator between government institutions and institutes of civil society is reasoned. The attention to a question of realization of the mass media function on formation of public opinion in the youth environment is paid. The conditions promoting development of political subjectivity of youth and its integration into the political sphere of the Russian society are revealed.
Keywords: youth, younger generation, mass media, civil society, political culture, political values.
УДК 32
МОЛОДЁЖЬ КАК КАДРОВЫЙ РЕЗ ЕР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Дзахова доктор политических наук, профессор, Лариса заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин,
Хасановна Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: [email protected] Дзахова аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Эльмира Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Николаевна (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: [email protected]
Аннотация
Авторами исследуются механизмы вовлечения молодежи в политический процесс. Именно молодежь, по мнению авторов, является кадровой базой и ей предстоит определять политическое будущее страны, поэтому исследование политического потенциала молодежи является актуальным и своевременным.
Ключевые слова: политический процесс, политическая партия, молодежный проект, рекрутирование, политическая элита, национальный проект, демократический транзит, добровольческая акция, кадровый резерв.
Вопрос рекрутирования политической элиты напрямую связан с созданием кадровой базы для пополнения ее рядов. Отчасти такую роль на себя могут взять молодежные организации, создающие условия для социального самоутверждения личности и ее самореализации, а также формирующие у молодежи такие важнейшие дефиниции, как ответственность и патриотизм.
Подобное предназначение для молодежных объединений вполне естественно, поскольку именно молодежи предстоит определять будущее любого общества.