Научная статья на тему 'Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами'

Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1087
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бударина Ксения Александровна

В статье отражены проблемы взаимодействия средств массовой информации, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению включения российской молодежи в политическую сферу общества. Раскрывается сущность принципов, лежащих в основе построения конструктивного диалога между институтами государства и институциональными структурами гражданского общества. Обосновывается точка зрения автора об эффективности современных СМИ выполнять функции общественного контроля. Отмечается важность обеспечения приоритетности в информационной сфере запросов гражданского общества, включая молодежную социальную когорту. Приводятся очевидные факты, что информационное поле масс-медиа призвано отражать соответствие политических представлений молодых граждан политической действительности. Автором высказаны предложения по оптимизации информационного воздействия СМИ на процессы интеграции молодежи в социально-политические практики российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бударина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами»

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323.2-053.6:070 DOI: 10.12737/11679

РОЛЬ ИНСТИТУТА МАСС-МЕДИА КАК ОСНОВНОГО КОММУНИКАТОРА МЕЖДУ ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ

Бударина К.А.1

В статье отражены проблемы взаимодействия средств массовой информации, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению включения российской молодежи в политическую сферу общества. Раскрывается сущность принципов, лежащих в основе построения конструктивного диалога между институтами государства и институциональными структурами гражданского общества.

Обосновывается точка зрения автора об эффективности современных СМИ выполнять функции общественного контроля. Отмечается важность обеспечения приоритетности в информационной сфере запросов гражданского общества, включая молодежную социальную когорту. Приводятся очевидные факты, что информационное поле масс-медиа призвано отражать соответствие политических представлений молодых граждан политической действительности. Автором высказаны предложения по оптимизации информационного воздействия СМИ на процессы интеграции молодежи в социально-политические практики российского общества.

Ключевые слова: молодежь, политика, политическая культура, средства массовой информации, политическое участие, гражданское общество

THE ROLE OF MASS MEDIA INSTITUTE AS THE MAIN COMMUNICATOR BETWEEN CIVIL SOCIETY AND GOVERNMENT INSTITUTIONS

BUDARINA K.A. - Postgraduate student at the Department of Political Science and Public Policy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel)

The article analyzes the problems of interaction between media, public authorities and civil society to provide positive models of integration of the Russian youth in the political sphere of the society. The importance of the principles underlying the basis of the constructive dialogue between institutions of state and institutional structures of civil society is substantiated. The author's viewpoint of the efficiency of modern media to serve public control is presented. The importance of ensuring priority in the field of information requests of civil society, including youth social cohort is reported. The obvious facts are given proving that media information field is intended to reflect compliance with the political views of young people to political reality.

The author makes suggestions on optimizing the impact of media information on the process of integration of the youth in socio-political practices of the Russian society.

Keywords: youth, politics, political culture, mass media, political participation, civil society.

Бударина Ксения Александровна - Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирантка кафедры политологии, государственного и муниципального управления, (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: budarina11@mail.ru

82

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

В современном политическом процессе Российского государства средства массовой информации относятся к важнейшим общественнополитическим институтам. Масс-медиа призваны способствовать свободному распространению информации, укреплять базовые принципы демократии. Свобода совести, свобода слова - это те фундаментальные основания социальных и политических порядков. СМИ должны стать главным инструментом либерализации политических систем и режимов, что послужит укреплению гражданских позиций.

В условиях развития информационной политики СМИ выступают неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения. Учитывая формирование качественно иной системы СМИ, возникла необходимость регулирования их воздействия на политическое сознание и поведение молодежи при участии таких структур, как государственные органы, органы местного самоуправления и институты гражданского общества.

Сегодня большинству молодых граждан не хватает политических знаний и объективной информация для своего вклада в последовательный процесс реформирования общества. Сознательная политическая, экономическая, социальная и культурная ориентация и разумные требования нового поколения, по нашему мнению, в большой степени зависят от СМИ, как важного института информационного просвещения молодежи по всем сферам жизнедеятельности общества. Следует сказать, что наибольший информационный обмен необходим в политике, так как СМИ призваны артикулировать групповые интересы и цели, затрагивающие все общество. «Имея большую аудиторию, масс-медиа контролируют и направляют интеллектуально-творческую деятельность общества, а также выражают общественное мнение»1. Отображая политику, СМИ несут ответственность перед гражданами за происходящие в ней процессы, так же как и властные структуры.

Деятельность масс-медиа способна оказать непосредственное влияние на сознание молодых людей, видение ими политической реальности путем формирования личностных оценок на материале конкретных актуальных событий.

Особенности трансформационного развития российского общества влекут за собой поверхностное усвоение вновь установленных норм и снижение уровня культурных ценностей у всех социальных групп, в частности у молодежи. Стремительное распространение новой культуры СМИ может иметь положительный результат лишь в случае сохранения ее качества, а также духовного возрождения как в сфере образования, так и в других областях. Крайне важно использовать потенциальные возможности молодежи в качестве источника нового социального синтеза, который стремится к решению социальных проблем.

1 Ноэль-Нойман. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. Н.С Мансурова- М.: Прогресс-Академия, 1996.- C.186

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

83

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

Успешное выполнение СМИ своей основной функции - формирования общественного мнения - предполагает наличие обратной связи с аудиторией. Отсутствие у рядовых граждан, особенно молодежи, реальной возможности оказывать влияние на курс, проводимый государством, принимать решения по той или иной проблеме накапливает напряжение в обществе. Слабость СМИ как реального механизма обратной связи от общества к власти и от власти к обществу, «делает нестабильной и незащищенной всю общественную ситуацию, весь процесс формирования общественного мнения»1. Если СМИ претендуют на звание «четвертой власти», то они должны стать гарантом строгого соблюдения прав граждан, в том числе молодого поколения. Ориентация молодого поколения на достижение общественно значимых задач должна одновременно сочетать принципы солидарности и критической оценки политической ситуации, преданности общественным идеалам и независимости суждений.

В условиях реформирования и постреформирования различными политическими акторами, общественными организациями и объединениями предпринимаются попытки активизации политического сознания молодого поколения, используя возможности СМИ, иногда и манипулятивного значения. Однако большинство институциональных структур не в состоянии заиметь идеологический авторитет среди молодежи. Для демократического, правового государства необходимы мощные, профессиональные СМИ, которые призваны информировать население, а не контролировать его сознание. Для ограничения деятельности масс-медиа по производству и распространению информации, направленной на манипуляцию политическим сознанием молодежи, мы считаем, что необходимо выполнить задачи по объединению усилий общества и государства в создании единой общенациональной идеологии.

Органы государственной власти должны руководствоваться принципами, обеспечивающими установление партнерских отношений с институтами гражданского общества. К основным из них следует отнести следующие:

а) социальная и духовная ориентация граждан, прежде всего молодого поколения;

б) обеспечение государственного финансирования, поддержки и контроля таких сфер, как культура, духовное просвещение, искусство, образование;

в) равенство интересов в СМИ. Информационная политика государства должна в равной степени учитывать интересы всех институциональных структур, участвующих в информационной деятельности;

г) информационная открытость политики органов государственной власти.

Российский опыт показывает, что государство всегда брало вверх над гражданскими инициативами, однако современные условия тре-

1 Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество. № 5. - 2001. - С.31-36.____________________________________

84

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

буют перевода данных инициатив в системную организационную структуру. Важным вектором развития России на современном этапе является формирование гражданского общества с участием молодого поколения. Условием его функционирования является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими ключевыми общностями во имя единых целей, интересов, ценностей. Сегодня важно быть готовым подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах и традициях. Мы убеждены, что воспитать активного субъекта гражданского общества новой России легче в молодом возрасте, когда формируется собственно личность и происходит становление базовых ценностей и установок. «Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества»1.

Гражданское общество через СМИ как основного коммуникатора должно получить возможность контролировать открытость деятельности государственных структур. Здесь главным принципом выступает доступность информации всем гражданам, кроме той, которая регулируется законом о государственной тайне. В свою очередь СМИ должны получать официальную информацию в интересах общества, а не для формирования имиджа власти и политических партий. Доверие граждан к масс-медиа напрямую зависит от их независимости и приоритетности информации.

Таким образом, основными направлениями СМИ по обеспечению конструктивного взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества должны стать:

- обеспечение приоритетности в информационной сфере запросов гражданского общества, а не отдельных чиновников и должностных лиц;

- проведение общественных дискуссий по наиболее актуальным вопросам общероссийской и областной повестки дня с включением в обсуждение экспертов и общественности;

- достоверность, полнота, качественность и объективность информации о деятельности органов власти различных уровней и ветвей;

- обеспечение обратной связи с аудиторией масс-медиа благодаря информационным материалам в региональных и муниципальных СМИ;

- равный доступ различных политических сил и институциональных структур гражданского общества к официальной информации.

Российское общество переживает трудности, и сейчас СМИ должны стать эффективным связующим звеном между народом и властью. В этом одинаково должны быть заинтересованы как властные структуры, так и граждане России. Только в этом случае можно рассчи-

1 Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков //Среднерусский вестник общественных наук. - 2014 - № 4. --С. 207-214._________________________________

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

85

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

тывать на рост и восстановление доверия к СМИ, на справедливость и эффективность принимаемых властными структурами решений.

Прогрессивные установки молодых россиян способны прорваться сквозь безальтернативный поток агитации, служит верным доказательством потенциала молодежи. Молодые граждане (особенно из крупных городов) в меньшей степени, чем старшее поколение, включены в регулярный процесс многочасового просмотра телевидения, а вместо этого больше посещают кинопоказы, выставки и музеи, больше читают книги, активнее пользуются компьютером, а значит, более открыты восприятию новой информации и образцам «других».1

Здесь важно отметить, что информация, предназначенная для молодежи, должна содержать минимум оценки и комментариев, которые способны манипулировать сознанием молодых граждан. Подбор материала должен строиться на принципе независимости от влияния политической элиты, для того чтобы избежать информационного идеологического давления на молодежь. Реализация данной цели может быть достигнута путем решения таких основных задач, как:

- изложение результатов научного анализа проблем молодежи на основании политических, экономических, социологических, психологических исследований, включающих практические рекомендации и консультации специалистов в области государственной молодежной политики в виде концепции решения молодежных проблем (Меркулов, 2012)2;

- получение, накопление и приумножение научных знаний эффективных для практического использования в процессе социализации молодежи на различных этапах данного процесса,

- формирование и развитие новой системы молодежного консалтинга и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов по делам молодежи в регионах;

- обеспечение оптимального соотношения статистической и проблемно-аналитической информации, предоставляемой органам по делам молодежи, через внедрение новых информационных технологий, основанных на широком применении современных научных методов и компьютерной техники;

- активное использование информационных баз органов по делам молодежи и информационно-аналитических центров в отношении положения молодежи в регионе, а также обеспечение равного доступа к подобной информации представителей молодежных организаций, студентов высших и средних учебных заведений.

Подводя итоги, отметим, что совместная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и СМИ должна быть направлена на обеспечение позитивной модели инте-

1 Малик Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации. Дис. ...канд. полит. наук. - Орел, 2007- 216с.

2 Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Формирование молодежной политики в российской федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014.- № 3. -С. 301-305.

86

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

грации молодежи в политическую сферу. В условиях трансформации социально-политической и экономической сфер властным структурам важна реализация такого политического курса, который ставит своей первостепенной задачей укрепление демократических прав и свобод граждан, их участие в управлении страной, повышение доверия к органам власти и методам проводимой политики, независимый характер новых СМИ, их неангажированность, приверженность принципам служения интересам общества. Тогда молодежь, опираясь на прогрессивные СМИ, в большей степени сможет избежать проблем, возникающих в процессе ее политической социализации и интеграции в сферу общественно-политической жизни. Молодому поколению нужна информация, несущая правду о политике, жизни общества и человеческой личности как субъекте построения сильного гражданского общества.

Библиография/ References:

Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков // Среднерусский вестник общественных наук.- 2014 - № 4. - С. 207 - 214.

Малик Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации. Дис. ...канд. полит. наук. - Орел, 2007 - 216с.

Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Формирование молодежной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 301-305.

Назаров М.М. Медиа и власть в современной России. // Социально-гуманитарные знания.- 2004. - № 1. - С. 26-31.

Ноэль-Нойман Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. Н.С Мансурова - М.: Прогресс-Академия, 1996. - 352 с.

Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество.- 2001 - № 5. - С.31-36.

Eliseev, A.L. (2014) Razrabotka i osnovnye polozheniia gosudarstven-noi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii na rubezhe XX-XXI vekov [Development and main provisions of the state youth policy in the Russian Federation at the turn of XX-XXI centuries] // Srednerusskii vestnik ob-shchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].- № 4. -P. 207 - 214. (In Russ.)

Malik, E.N. (2007) Vliianie sredstv massovoi informatsii na politich-eskuiu aktivnost' molodezhi v sovremennoi Rossii: osobennosti, perspek-tivy optimizatsii [The impact of the media on the political activity of the youth in modern Russia: features, prospects optimization]. Dis. ...kand. polit. nauk. - Orel. - 216 p. (In Russ.)

Merkulov, P.A., Eliseev, A.L. (2014) Formirovanie molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [Formation of the youth policy in the Russian Federa-

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

87

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

tion] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. -№ 3. - P. 301-305. (In Russ.)

Nazarov, M.M. (2004) Media i vlast' v sovremennoi Rossii [Media and power in today's Russia] // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia.- № 1. - P. 2631. (In Russ.)

Noel'-Noiman (1996) Obshchestvennoe mnenie. Otkrytie spirali mol-chaniia [Public opinion. The opening of the spiral of silence.]. Per. s nem. N.S Mansurova - M.: Progress-Akademiia. - 352 p. (In Russ.)

Smirnov, M.A. (2001) Informatsionnaia sreda i razvitie obshchestva [he information environment and the development of society] // Infor-matsionnoe obshchestvo [Information Society]. - № 5. - P.31-36. (In Russ.)

88

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.