Научная статья на тему 'Специфика комплексного характера СМИ в процессе формирования политической культуры молодежи'

Специфика комплексного характера СМИ в процессе формирования политической культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
498
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / POLITICAL VALUES / СМИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бударина Ксения Александровна

В статье рассмотрены основные элементы механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи под воздействием масс-медиа, раскрывается функциональная специфика СМИ, влияющая на уровень политико-правового сознания молодого поколения. Обосновывается трансформация политических ценностей, а также неустойчивость ее политических взглядов. Актуализированы мероприятия, ориентированные на повышение политической культуры молодого поколения в условиях медиатизации жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бударина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF COMPLEX CHARACTER OF MASS MEDIA IN THE COURSE OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE OF YOUTH

As subject of article basic elements of the mechanism of formation of political and civil culture of the Russian youth under the influence of mass media act. The author opened functional specifics of mass media, influencing the level of political and legal consciousness of the younger generation. Transformation of political values of the Russian youth, and also instability of its political views locates. The actions focused on increase of political culture of the younger generation in the conditions of a mediatization of activity of society are staticized.

Текст научной работы на тему «Специфика комплексного характера СМИ в процессе формирования политической культуры молодежи»

9. Соколов М.С. Некоторые вопросы противодействия угрозам информации, составляющей военную тайну // ЭНИ «Военное право». 2013. № 4.

10. Степаненко С.М. Система принципов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Транспортное право. 2012. № 3. С. 21-22.

11. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Курихин С.В. Содержание и структура понятия «экономика таможенного дела» // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 5-12.

Alekseenkov Andrey Anatolievich, the competitor of economic cybernetics chair; Southern Federal University (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: andy_alekseenkov@mail.ru

FORMATION OF THE PRINCIPLES OF ACTIVITY OF SYSTEM OF CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA

Abstract

The list of customs bodies activity principles that are not declared in the Customs union Code is offered in the article. The difference of"activity principle" term from others, such as"functions\ "rules","methods" etc, is also proved. Keywords: Social system, principles of activity, customs bodies.

УДК 323:366.636

СПЕЦИФИКА КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА СМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Бударина аспирант кафедры политологии и государственной политики,

Ксения Орловский филиал Российской академии

Александровна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а). E-mail: budarina_ksenia@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные элементы механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи под воздействием масс-медиа, раскрывается функциональная специфика СМИ, влияющая на уровень политико-правового сознания молодого поколения. Обосновывается трансформация политических ценностей, а также неустойчивость ее политических взглядов. Актуализированы мероприятия, ориентированные на повышение политической культуры молодого поколения в условиях медиатизации жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: политическая культура, молодежь, политические ценности, СМИ.

Политическая культура молодых граждан отражает характер и степень их политического и гражданского развития и выступает как ценностное ядро всей общественной культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политической, а также гражданской культуры молодого поколения стала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного российского общества, поскольку становление политической субъектности молодежи происходит в весьма сложных и неопределенных условиях политического, социального, экономического и правового развития. «Для России, следующей по пути свободы и демократии, необходима ставка на молодежь. Если внимательно изучать российскую историю, то можно сделать определенный вывод, касающийся того момента, что в истории России, начиная с Петровских реформ, все преобразования совершались именно молодыми людьми» [2, с.207].

Специфика формирования политической культуры молодежи обусловлена разрушением в сознании российских граждан ценностей и идеологии советского прошлого и недостаточным уровнем патриотического и гражданского воспитания современной молодежи. Резкий спад в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения произошел вследствие обострения кризисных явлений в эпоху перестройки и последующих демократических трансформаций в нашей стране. «Происходящие в стране политические, экономические, духовные и мировоззренческие преобразования оказывают преобладающее воздействие на становление общественной актив-

ной личности с гражданско-правовыми ориентациями. Молодое поколение создает свое собственное политическое поле, с системой ценностей, идеалами, символами, ориентирами» [4, с. 8].

В условиях развития рыночных отношений и политической демократии меняются источники и способы формирования политической культуры. Молодое поколение воспользовалось новыми возможностями для свободы мысли и действий. «Отказ политической системы от идеологического воздействия на молодежь привел к разрастанию плюралистических настроений среди молодежи» [11, с. 21]. Поэтому сегодня большинству молодых граждан не хватает политических знаний и объективной информации для своего вклада в последовательный процесс демократизации российского общества.

Ученые указывают на тенденции социокультурного регресса в последние годы в молодежной среде, что выражается в кризисе универсальных социальных ценностей, общезначимых идеалов, массовом развитии потребительских интересов, а иногда в отторжении от культурно-исторических ценностей старшего поколения. «Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины» [9, с. 45]. В результате в молодежной среде имеют место явления деформации нравственных чувств, распространение культа материальных ценностей, преобладание прагматичной расчетливости и символического проявления любви к родной земле и Отечеству, что негативно влияет на духовное и гражданское развитие молодежи. В то же время социально значимые качества, такие как ответственность, толерантность, правосознание и патриотизм, - прививаются в молодежной среде достаточно сложно и не всегда целенаправленно.

Следует обратить внимание на некий рост индивидуалистических настроений у молодых людей и уклонение от коллективистских начал построения гражданского общества. Кроме того, молодые люди считают, что «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью» лучше, чем «жить как все» - об этом заявили 60% респондентов. При этом за последние 14 лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась. Интересны суждения молодых людей в отношении к свободе. 66% считают, что «свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл». Правда, стоит отметить, что у молодых россиян несколько повысилась толерантность к несвободе, если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71% молодежи, то сейчас этот процент равен 66%. [5, с. 122-124].

В условиях системной трансформации институтов социализации политическое сознание молодежи оказывается под влиянием различных политических сил, которые посредством деятельности в том числе институтов масс-медиа используют противоречивость и неустойчивость политических взглядов молодежи для формирования своего политического капитала и получения конкурентного преимущества. Особенности трансформационного развития российского общества влекут за собой поверхностное усвоение вновь установленных норм и снижение уровня культурных ценностей у всех социальных групп, в частности у молодежи. При этом необходимо отметить, что «создание необходимых условий для реализации молодежного потенциала и активного вовлечения молодых людей в общественные процессы возможно лишь на основе глубокого изучения их социально-политических предпочтений, иерархии проблем, целей и устремлений» [6, с. 140].

Трудно не согласиться с тем фактом, что сегодня активно развивается процесс медиатизации повседневной жизни и масс-медиа выступают неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение. В данной связи, сознательная политическая, социальная, экономическая и культурная ориентации и установки нового поколения в большой степени зависят от СМИ, как основного института информационного просвещения молодежи по всем сферам жизнедеятельности общества. «СМИ являются одним из главных средств удовлетворения информационных потребностей и ретрансляции политических знаний. Как важный институт политической социализации молодежи, средства массовой информации, используя ценностно-образующий потенциал, активно влияют на способы интеграционного поведения и стиль жизни подрастающего поколения» [3, с. 13].

Если обратиться к данным социологических исследований, то отвечая на вопрос «Из каких источников Вы получаете сведения о политике, государстве, обществе, происходящих событиях?», молодые граждане отдают предпочтение электронным видам СМИ (см. табл. 1) [1, с. 50].

__Таблица 1

Варианты ответов Процент опрошенных

Знакомых 7,1

Участников событий 1,8

Друзей 10

Социальных сетей 13,8

Интернета 22,5

Документальных фильмов 2,0

Учебников по истории, обществознанию 1,2

Законов и прочих нормативных актов 1,6

Книг, художественной литературы 0,9

Книг по истории 1,1

Газет, журналов 6,1

Радио 3,4

В образовательных учреждениях 2,5

Телевидения 20,2

Родителей 5,9

Следует обратить внимание и на тот факт, что стремительно меняются культурные стандарты, и прежде всего это касается молодежной когорты. Молодежь в своем большинстве читает теперь не только и не столько книги, написанные литературным языком, сколько «посты», «твиты» и «коммен-ты» в социальных сетях. Данная тенденция по нашему мнению ведет не только к упрощению русского языка, требований к грамотности, но и к расширению публичного пространства.

Мы приходим к пониманию, что самыми посещаемыми ресурсами в Интернете сегодня являются социальные медиа, которые служат серьёзным конкурентом традиционным СМИ. Пользователи меняют привычные информационные и развлекательные Интернет-сайты на социальные медиа, которые выступают для них главными источниками информации. Социальные медиа кардинально меняют каналы и форму получения политической информации молодыми гражданами. Принцип распространения сообщений в таких ресурсах строится на социальных связях и позволяет пользователям мобильно реагировать на актуальные политические события. Однако, клиповое сознание молодых граждан приводит и к изменению их политического поведения. Использование телевидения и многих СМИ как рупора государственной позиции привело к уходу протестно настроенной аудитории в Интернет. Интернет и социальные сети вполне подходящее место концентрации оппозиционеров и поэтому молодежные интернет-сообщества могут представлять угрозу стабильности и использоваться различными политическими силами в своих интересах. Войдя в контакт с молодежной группой, изучив ее интересы, опытный политтехнолог может простимулировать ее мобилизацию и управлять данной группой уже по своим намерениям.

Важно подчеркнуть, что в условиях реформирования и постреформирования различными политическими акторами, общественными организациями и объединениями предпринимаются попытки активизации политического сознания молодого поколения, используя возможности СМИ, иногда и манипулятивного значения. Однако большинство институциональных структур не в состоянии заиметь идеологический авторитет среди молодежи. Для ограничения деятельности СМИ по производству и распространению информации, направленной на манипуляцию политическим сознанием граждан и что, особенно важно, молодежи, необходимо выполнить задачи по объединению усилий общества и государства в создании единой общенациональной идеологии.

Ориентация молодого поколения на достижение общественно значимых задач должна одновременно сочетать принципы солидарности и критической оценки политической ситуации, преданности

общественным идеалам и независимости суждений. Реализация данных позиций будет в итоге способствовать преодолению обособленности и крайней дифференциации молодежной группы [7, с.144].

Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что основными направлениями СМИ по формированию политической и гражданской культуры молодых граждан в условиях медиатизации должны стать:

- достоверность, полнота, качественность и объективность информации о деятельности властных институтов различных уровней и ветвей;

- обеспечение обратной связи с аудиторией СМИ благодаря информационным материалам в региональных и муниципальных масс-медиа;

- равный доступ различных политических сил и институциональных структур гражданского общества, в том числе молодежного сегмента к официальной информации.

В заключении следует отметить, что российское общество переживает трудности, и сейчас СМИ должны стать эффективным связующим звеном между народом и властью. В этом одинаково должны быть заинтересованы как властные структуры, так и граждане России. Учитывая «социально-психологическую специфику молодежи, лабильность сознания, неустойчивость политических ориента-ций молодых людей, необходимо политически воспитывать, чтобы они осознали значимость собственного положения в обществе и свою политическую силу» [8, с. 72-73]. От уровня политической и гражданской культуры во многом зависит степень политической и социальной активности молодых людей.

Стремительное распространение новой культуры СМИ может иметь положительный результат лишь в случае сохранения ее качества, а также духовного возрождения как в сфере образования молодежи, так и в других областях. Тогда молодежь, опираясь на прогрессивные СМИ, в большей степени сможет избежать проблем, возникающих в процессе ее политической социализации и интеграции в сферу общественно-политической жизни. Крайне важно использовать потенциальные возможности молодого поколения в качестве источника нового социального синтеза, который стремится к решению общественных проблем.

Литература

1. Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П.А. Меркулова. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. 72 с.

2. Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 207-214.

3. Малик Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации. Дис. ...канд. полит. наук. Орел, 2007. 216 с.

4. Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России // Образование и общество. 2008. № 4. С. 8-10.

5. Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России: (вторая половина XIX в. - начала XX в.). Монография. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. 488 с.

6. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Разработка государственной молодежной политики в России: история и современность // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 2 (43). С. 137-141.

7. Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы // Власть. 2015. № 4. С. 140-145.

8. Малик Е.Н. Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности. // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 70-76.

9. Умарова А.А. Особенности современного состояния молодежной политической культуры в России. // Новые технологии. 2011. №1. С. 44-48.

10. Чекмарёв Э.В., Дорофеева Е.С. Социально-национальное самосознание как стержень политической культуры молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 1. С. 226-231.

11. Шевченко Ю.Д. Власть и политическая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности. Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000. С. 13-23.

Budarina Ksenia Aleksandrovna, post-graduate of the department of political science and public policy; Orel branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a, Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: budarina_ksenia@bk.ru

SPECIFICS OF COMPLEX CHARACTER OF MASS MEDIA IN THE COURSE OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE OF YOUTH

Abstract

As subject of article basic elements of the mechanism of formation of political and civil culture of the Russian youth under the influence of mass media act. The author opened functional specifics of mass media, influencing the level of political and legal consciousness of the younger generation. Transformation of political values of the Russian youth, and also instability of its political views locates. The actions focused on increase of political culture of the younger generation in the conditions of a mediatization of activity of society are staticized. Keywords: political culture, youth, political values, mass media.

УДК 32

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И АВТОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Змановский аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Владимир Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимирович при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: 9851672828@mail.ru Аннотация

Демократическая и автократическая модели в информационной политике современной России: взаимосвязь и противоречия. Данная статья посвящена интересной и актуальной для политологической науки теме - выявлению специфики автократической и демократической моделей информационной политики, их сосуществования и взаимных противоречий в современной России. Автор обращается к изучению особенностей развития информационной политики в современной России и приходит к выводу о сочетании демократической и автократической моделей в процессе ее реализации.

Ключевые слова: информационная политика, государство, демократия, автократия, информационное общество.

В условиях глобальных трансформационных изменений в жизни современного мира, перехода к информационному обществу, информация как сама по себе, так и в различных контекстах становится важнейшим социальным и политическим ресурсом, приобретая ключевое значение и для функционирования государства как политического института. Значительно повышается роль средств массовой информации, функции которых выходят за пределы традиционного информирования населения о происходящих событиях и трансформируются в функции посредника между государством и обществом. Становясь и являясь одним из ключевых институтов гражданского общества, средства массовой информации, соответственно, нуждаются в контроле за своей деятельностью со стороны государственных институтов, который бы не нарушал принципы свободы слова и был направлен на обеспечение права населения на информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.