УДК 316.4:323-053.6(470)
УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ П РОЦЕССЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:
ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Комарова аспирант кафедры политологии и государственной политики,
Марина Орловский филиал Российской академии народного хозяйства
Сергеевна и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье раскрываются проблемы формирования и реализации политического потенциала нового поколения российской молодежи. Автор рассматривает возможности включения молодежи в российский политический процесс. Обращается внимание на специфику становления политической субъектности молодых граждан в современных условиях политической модернизации. Выделены основные институциональные механизмы политической социализации молодежи, обуславливающие степень ее включения в политическую сферу общества. Автором выявлена роль общественных организаций и объединений в процессе реализации политического потенциала молодых граждан. Определяются приоритетные меры, направленные на активизацию участия молодежи в политическом процессе.
Ключевые слова: молодежь, политический потенциал, политическая субъект-ность, политическое участие, политическая модернизация, политический процесс.
Возможность участия молодежи в политическом процессе страны соответствует важнейшим принципам демократии и развития гражданского общества. Для России, следующей по пути свободы и демократии, необходима ставка на молодежь, которая составляет примерно 27 % от всего населения страны. Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества. Сейчас необходимо уделять большее внимание молодежи со стороны общества, государства, лидеров парламентских партий, представителей гражданского общества для системного решения ее проблем.
Российская действительность обнаружила необходимость сохранения устойчивости политической системы, с одновременным развитием демократических начал, расширением возможностей и форм политического участия граждан, и что наиболее важно, молодого поколения. Специфика политического участия молодежи «заключается в проявление политической активности, интереса к разрешению политических задач, через механизм реализации политических прав, побуждающих к политическому действию, а также использование тех или иных каналов вхождения в политику» [2, с. 9].
Важно отметить тот факт, что политическое сознание молодежи формировалось в условиях периода постреформирования, сопровождающимся переходом от мобилизационных форм политического участия к индивидуальному выбору. Вместе с тем, трансформационные практики развития российского общества, обуславливают наличие у молодых граждан достаточного политического опыта и соответствующих знаний, чтобы разбираться в потоке политических проблем. «Политическое образование и политическая культура молодежи во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав, а также определяют направленность ее политической деятельности» [3, с.73].
Нельзя не сказать, что на формирование типов и моделей политического участия молодежи существенное значение оказывают общественные объединения и организации, как институты ее политической социализации. В советском государст-
ве основная масса детей и молодежи были членами пионерских, комсомольских и других организаций. Данные институциональные структуры через идеологическую направленность имели возможности вовлечения своих членов в общественно-политическую жизнь, использовали силу общественного влияния на решение молодежных проблем.
Смена общественно-политической системы повлекла формирование новых структурированных молодежных организаций (формальных и неформальных). Процессы институционализации молодежных общественных объединений непосредственно влияют на механизмы политической социализации молодого поколения и демонстрируют качественные тенденции, свидетельствующие о новых моделях становления политической субъектности молодежи, уровне ее политической культуры, формировании идеологии и единых целей в российском обществе.
Здесь доминирующие позиции принадлежат органам молодежного представительства: молодежные парламенты, молодежные общественные палаты, молодежные правительства и иные консультативно-совещательные структуры, созданные при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, а также структурах местного самоуправления. Данные институциональные структуры являются оптимальной в современных условиях России формой сочетания государственных, общественных и, в первую очередь, собственно молодежных интересов.
Многообразие общественно-политических организаций и объединений, включая и политические партии, является позитивным фактором в создании благоприятных условий для проявления молодежью гражданской активности и в разработке эффективной модели политической социализации молодого поколения в целом.
Политические партии в Российской Федерации подчёркнуто выражают своё внимание к молодежной проблематике и целенаправленности своей молодёжной политики. У самых крупных из них (речь, прежде всего, идёт о парламентских партиях) созданы и функционируют свои «молодежки»: «Единая Россия» - «Молодая Гвардия Единой России»; КПРФ - «Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации преобразованный» (до 2011 г. «Союз Коммунистической Молодёжи Российской Федерации»; ЛДПР - «Молодёжная организация ЛДПР «Время молодых»; «Справедливая Россия» - ООД «Социал-демократический союз молодёжи «Справедливая сила». Вместе с тем, большинство молодых граждан не верит в то, что может повлиять на решение общественно-политических проблем, даже будучи в партийных списках. Только 8% молодых россиян сегодня доверяют политическим партиям [4, с.123].
Следует отметить, что российская молодежная когорта пока еще недостаточно инвестирует свой потенциал в общественно-политическую сферу российского общества. Сегодня деятельность государственных структур, органов муниципальной власти, а также институтов гражданского общества по вовлечению молодежи в системные отношения современного общества, не возможно признать полностью эффективной. Об этом свидетельствуют невысокие показатели включенности молодых граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, незначительная доля их участия в деятельности общественных и политических организаций. Политическое сознание современной молодежи во многом носит размытый, неустойчивый и амбивалентный характер. Следует согласиться с мнением П.А. Меркулова, что «отсутствие комплексного характера государственной молодёжной политики, присущей отчасти ранее советской государственности, влечет системные вызовы уже всей социальной системе общества, рискующего остаться не только без нового работоспособного (жизнеспособного) поколения, носителя основных социально-идентификационных характеристик, придающих уникальность каждому обществу [5, с.191].
Особенность российской действительности демонстрирует тот факт, что процесс политической социализации молодежи в основном реализуется через государственную молодежную политику. Данные обстоятельства обусловливают появление многочисленных молодежных организаций, объединений и движений, целями которых являются повышение общественно-политической активности молодого поколения, налаживание диалога между молодежью и органами государственной властью и т.д. Сфера деятельности молодежных общественных объединений, как частиц гражданского общества, весьма обширна, они используют различные виды деятельности для реализации своих уставных целей. При этом в молодежной среде «карманные» организации, контролируемые сверху не всегда находят высокий уровень идентификации. «Деятельность этих организаций в основном имеет закрытый характер и проявляется в большей степени на выборах и в различных акциях (про-тестных, благотворительных, миротворческих, экологических и других), то есть молодежь активизируется в экстремальных и критических ситуациях» [7, с.52].
Сегодня возникает необходимость возобновить работоспособность институтов гражданского общества, на поддержку которых могут рассчитывать молодые граждане современной России. В их числе активные политические партии, молодежные представительные и совещательные структуры, независимые профсоюзы, работоспособные ассоциации предпринимателей, молодежные СМИ и др.
В данной связи, многие формы и методы работы с по активизации политического потенциала молодежи должны претерпеть существенные изменения. «Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [6, с.75].
Приоритетными мерами, направленными на активизацию участия молодежи в политическом процессе нам представляются следующие:
- разработка правовых актов, стимулирующих политическую и социальную активность молодежи;
- государственная поддержка интеллектуальной собственности и научных достижений молодых граждан, проведение выставок-презентаций инновационных проектов молодых ученых под патронатом глав регионов с выделением грантов победителям;
- использование органами государственного управления и местного самоуправления действенных инструментов для подготовки молодежных лидеров, например мастер-классы на базе проекта «Российская школа политики» с участием ведущих политиков, патриотических экспертов и предпринимателей, а также сессии с представителями центральных СМИ, общественных фондов и т.п.
- государственная поддержка имеющимся и вновь создаваемым молодежным лагерям как хорошо зарекомендовавшей себя форме работы по усилению гражданской вовлеченности и обучению конструктивным социальным практикам.
Действительно, при реализации такой модели государственные институты способны контролировать чтобы энергия молодежных активистов имела социально направленный вектор развития. Развитие органов молодежного представительства одновременно расширяет сферу своего влияния в органах государственного и муниципального управления, а также обеспечивает реализацию интересов собственно молодежной когорты, используя технологии участия в легальных институтах государственной власти.
Литература
1. Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ. М., 2009. 164 с.
2. Малик Е.Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России // Образование и общество. 2008. № 4. С. 8-10.
3. Малик Е.Н. Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 70-76.
4. Мельников А.В. Политическое участие молодежи: актуальные проблемы идентификации ценностных предпочтений // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3(33). С. 121-125.
5. Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 190-194.
6. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Малик Е.Н. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. 2015. № 8. С. 74-81.
7. Новиченко О.В. Основные тенденции трансформации политических ценностей молодежи современной России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 50-53.
Komarova Marina Sergeyevna, post-graduate of the department of political science and public policy; Oryol branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a, Pobedy, Oryol, 302028, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PARTICIPATION OF YOUTH IN POLITICAL PROCESS OF THE RUSSIAN SOCIETY:
SEARCH OF PRIORITIES Abstract
In article problems of formation and realization of political potential of new generation of the Russian youth reveal. The author considers possibilities of inclusion of youth in the Russian political process. The attention to specifics of formation of political subjectivity of young citizens in modern conditions is paid. political modernization. The main institutional mechanisms of political socialization of youth causing extent of its inclusion in the political sphere of society are allocated. The author revealed a role of public organizations and associations in the course of realization of political potential of young citizens. The priority measures directed on activization of participation of youth in political process are defined.
Keywords: youth, political potential, political subjectivity, political participation, political modernization, political process.