Научная статья на тему 'Молодёжная политика в современной России'

Молодёжная политика в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1723
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ОБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH / YOUTH POLICY / SUBJECTS OF YOUTH POLICY / OBJECTS OF YOUTH POLICY / PROBLEMS OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парфиненко Мария Андреевна, Павлова Галина Геннадьевна

В статье проведен анализ таких понятий, как «молодежь», «молодежная политика», рассмотрены возрастные группы молодежи, цели, объекты, субъекты молодежной политики, а также их полномочия. На основе анализа законодательной базы молодежной политики выявлены ее несовершенства и направления развития. Определены проблемы формирования молодежной политики на государственном и муниципальном уровне, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Policy in Modern Russia

The article provides a definition of such concepts as «youth», «youth policy», provides 4 age groups of young people, such as adolescents 14-15 years old, young people 16-19 years old, in fact, young people 20-25 years old, «senior youth» 26-30 years. It is a question of subjects, objects and goals of youth policy. Authorities in the field of youth policy are given. Break down problems across 3 levels of government, that is, into federal, regional, and local. Such problems of youth policy as the imperfection of the legislative base and the development of the direction of youth policy at the municipal level are given. Then, solutions are given for each of the above problems.

Текст научной работы на тему «Молодёжная политика в современной России»

УДК 316.42 ББК 66.75

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

М. А. Парфиненко, Г. Г. Павлова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье проведен анализ таких понятий, как «молодежь», «молодежная политика», рассмотрены возрастные группы молодежи, цели, объекты, субъекты молодежной политики, а также их полномочия. На основе анализа законодательной базы молодежной политики выявлены ее несовершенства и направления развития. Определены проблемы формирования молодежной политики на государственном и муниципальном уровне, предложены пути их решения.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, субъекты молодежной политики, объекты молодежной политики, проблемы молодежной политики.

YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA

M.A. Parfinenko, G.G. Pavlova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article provides a definition of such concepts as «youth», «youth policy», provides 4 age groups of young people, such as adolescents — 14—15 years old, young people — 16—19 years old, in fact, young people — 20—25 years old, «senior youth» — 26—30 years. It is a question of subjects, objects and goals of youth policy. Authorities in the field of youth policy are given. Break down problems across 3 levels of government, that is, into federal, regional, and local. Such problems of youth policy as the imperfection of the legislative base and the development of the direction of youth policy at the municipal level are given. Then, solutions are given for each of the above problems.

Keywords: youth, youth policy, subjects of youth policy, objects of youth policy, problems of youth policy.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе1. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Молодежь как категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной. В силу социальных и экономических проблем, сложности адаптации к рыночным условиям именно среди молодежи наибольший процент составляет безработица, и, как следствие, в последнее годы по-

1 Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993.

стоянно растет уровень девиантных проявлений в молодежной среде. Стоит отметить то, что молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

На сегодняшний день существует большой ряд определений молодежи и молодежной политики. Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе [7. С. 84]. В настоящее время молодежь делят на 4 возрастные группы: подростки — 14—15 лет (в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находятся в основном на иждивении родителей или государства); юношество — 16—19 лет (как правило, более активно начинается процесс политической социализации, повышение ответственности); собственно, молодежь — 20—25 лет (молодой человек продолжает процесс политической социализации); «старшая молодежь» — 26—30 лет (участие молодежи в политических отношениях, завершение

процесса формирования зрелой личности) [3. С. 227].

На современном этапе развития молодежную политику в наиболее общем виде можно трактовать как:

1. Отношение общества и различных групп, социальных институтов и слоев к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальный группам, ценностям общества [4. С. 78].

2. Особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, у которых есть цель определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества [5. С. 16].

На наш взгляд, наиболее точное определение молодежной политики принадлежит И. Ю. Кузнецову. Он считает, что «государственная молодежная политика — это осуществление воздействия на молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в интересах выживания и развития человечества на основе общечеловеческих ценностей, обеспечивает благоприятные предпосылки для использования энергии молодых и помощь определения и реа-

лизации своих социальных интересов, потребности, жизненные перспективы» [1].

Необходимо выделить объект и субъект молодежной политики. В нашей стране объектом государственной молодежной политики являются молодые люди в возрастном диапазоне от 14 до 35 лет, молодые семьи и молодежные объединения [8. С. 19].

В свою очередь, субъектами осуществления государственной молодежной политики являются: молодые граждане Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, молодежные общественные объединения, их ассоциации, молодежные совещательные органы, неправительственные организации, иные юридические и физические лица, участвующие в реализации направлений государственной молодежной политики [2. С. 38].

Организация и реализация молодежи происходит через деятельность молодежных объединений, воплощение в жизнь социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления. Общественные объединения являются уникальным институтом социализации молодежи, где молодой человек сам принимает решения, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность, т. е. приобретает важнейшие жизненные

Полномочия в области молодежной политики

Федеральные органы государственной власти

Определение приоритетов в области молодёжной политики, разработка и реализация федеральных целевых программ, обеспечение финансирования федеральных целевых программ и мероприятий за счёт средств федерального бюджета и внебюджетных источников, стимулирование создания различных молодёжных организаций

Органы государственной власти субъектов РФ

Долевое финансирование межрегиональных целевых программ и мероприятий, ведение реестров молодёжных и детских общественных объединений, координация деятельности, а также финансовая, организационная и методическая помощь, информационное содействие молодёжным организациям и органам МСУ в реализации МП

Создание условий для деятельности молодёжных организаций в МО, разработка местных целевых про-Участие органов МСУ ^ ^^ „ „ ^

в еализа ии МП - грамм, организация временной трудовой занятости

в реализации молодёжи, подготовка квалифицированных кадров

для работы с молодёжью и др.

Полномочия органов государственной власти и МСУ в области молодёжной политики

компетенции. На территории Российской Федерации действуют молодежные общественные объединения разных направленностей: политические, правозащитные, студенческие, экологические и других. На сегодняшний день самой массовой общественной неполитической, некоммерческой организацией в РФ является Российский союз молодежи (РСМ)1.

Главная цель молодежной политики — это создание условий для развития молодежи за счет массированной государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности и инициатив, стимулов к ее саморазвитию и самореализации [6. С. 97].

Составляющие деятельности молодежной политики — это вопросы социальной защиты, проблемы трудовой занятости, обеспечения процессов социального воспитания, профилактики поведенческих болезней, мероприятия для молодежи из групп риска и т. д. А также включает в себя специальные институты по защите прав молодежи.

Следует обозначить полномочия в области молодежной политики органов власти2 (см. рисунок).

Только при объединении усилий всех, кто задействован в разработке и реализации молодежной политики, можно решить проблемы [7. С. 39].

В настоящее время осуществляются современные механизмы взаимодействия субъектов молодежной политики через развитие координационных советов, органов самоуправления, молодежных парламентов, реальное включение молодежи в процесс принятия решений [1. С. 28].

Исходя из представленных полномочий в области молодежной политики, можно выделить проблемы на 3 уровнях власти3:

1. Федеральный уровень государственной власти. На этом уровне выделятся основная проблема — это несовершенная законодательная база. Для решения этой проблемы необходима разработка, обсуждение и принятие федерального закона «О государственной молодежной политике в РФ». Разработка, обсуждение и принятие данного закона представляются важнейшим шагом в процессе развития отрасли. Принятие закона должно обеспечить:

- конституционно-правовое признание государственной молодежной политики в Рос-

1 Российский Союз Молодежи. URL: http://www.ruy.ru/

2 О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений : Федер. закон от 28 июня 1995 № 98-ФЗ.

3 О муниципальной службе в Российской Федерации : Федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от

18.04.2018) // Рос. газ. 2007. 7 марта.

сии, в том числе отражении вопросов, которые касаются молодежи и осуществления государственной молодежной политики, в федеральном законодательстве;

- четко разграничить, определить и расширить полномочия органов власти всех уровней в данной сфере и другое.

2. Следующая проблема находится на уровне субъектов РФ. На наш взгляд, необходимо внести поправки в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в ст. 16.1 и добавить пункт о том, что Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ должен обеспечивать подготовку ежегодного доклада о положении молодежи Правительству РФ по следующим аспектам4:

- количественные показатели о молодежи в абсолютных и относительных цифрах;

- деловая и предпринимательская активность молодежи (например, создании инновационных и бизнес-проектов);

- данные о творческой, научной и культурной активности молодежи, которые включают в себя, в том числе данные о формах, творческих конкурсах и прочим;

- занятость молодежи с учетом основных сфер занятости;

- информация о молодежи, проходящей службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, включая работу по подготовке к службе и патриотическому воспитанию;

- социально-политическая активность молодежи с учетом ее электоральной активности и участия в деятельности различных политических партий, а также в деятельности общественных организаций и объединений и другое.

3. Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации.

В настоящее время есть проблемы в молодежной политике и на муниципальном уровне. Для развития молодежной политики на муниципальном уровне необходимо:

- формирование молодежных советов в муниципалитетах. Создание молодежных советов в муниципальных образованиях направлено на оптимизацию и усиление работы с населением по месту жительства,

4 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ.

а также расширение участия молодых граждан в городских и областных мероприятиях;

- развитие системы молодежного представительства в органах государственной и муниципальной власти. Создание в субъектах РФ органов молодежного представительства (молодежные парламенты, молодежные правительства и т. п.) обеспечит оптимальное сочетание государственных, общественных и в первую очередь собственно молодежных интересов.

На современном этапе во многих муниципальных образованиях Российской Федерации полномочия по молодежной политики возлагаются на заместителей губернатора. Возникает необходимость в указании ответственных за выполнение или не выполнение возложенных на них обязанностей в данной сфере. В связи с этим необходимо, чтобы обязанности по формированию молодежных советов возлагалось на районные администрации, реализацию которых будет выполнять отдел по культуре, физической культуре и работе с молодежью. Ответственным за выполнение такой работы должен быть глава района.

В современном мире проблемы молодежи все так же актуальны и рассматриваются на всех уровнях власти — создаются соответствующие органы, молодежные организации, принимаются нормативно-правовые акты, что является важными шагами к улучшению состояния внутренней политики и всех сферы социально-экономической жизни современного общества.

Стоит обратить внимание на то, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не созданы условия для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.

В условиях модернизации общества молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последующей модернизации подходов, которые ориентированы на вовлечение молодого поколения в решение общенациональных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. - 2014. - № 1 - С. 28.

2. Гудима, Т. М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т. М. Гудима // Ориентиры культур. политики. - 2017. - № 3. - С. 37-44.

3. Игнатенко, В. А. Цели и направления реализации стратегии молодежной политики Российской Федерации / В. А. Игнатенко // Теория и практика обществ. развития. - 2015. - № 12. - С. 227-230. - URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 14.10.2018).

4. Карпухин, О. Н. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. Н. Карпухин // Со-цис. - 2018. - № 3. - С. 76-82.

5. Маликова, Е. В. Проблемы молодежи как фактор совершенствования молодежной политики / Е. В. Мали-кова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-4. - С. 15-17.

6. Смирнов, В. А. Основные этапы формирования и реализации государственной молодежной политики в современной России / В. А. Смирнов // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 12. - № 4. - 2017. - С. 97-101.

7. Чирун, C. Н. Молодежная политика. Генезис, состояние, региональная специфика / C .Н. Чирун. - Кемерово : Кемер. гос. ин-т культуры, 2009. - 224 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 13.10.2018).

8. Шаяхметова, В. Р . Государственная молодежная политика в Российской Федерации / В. Р. Шаяхмето-ва. - Пермь : Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2014. - 164 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 14.10.2018).

9. Щурок, Э. М. Проблемы социально-профессиональной мобильности и самореализации молодых ученых в академической науке / Э. М. Щурок // Социология науки и технологий. - 2015. - № 1. - С. 83-90.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Парфиненко Мария Андреевна - магистрант Челябинского государственного университета. msh_porfinenko@mail.ru

Павлова Галина Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. galina.pavlova.7878@ mail.ru

REFERENCES

1. Babochkin P.I. Sotsializatsiya molodezhi: opyt, problemy, meropriyatiya [Socialization of youth: experience, problems, activities]. Sotsial'no-gumanitarnyyeznaniya [Social and humanitarian knowledge], 2014, no .1, p. 28. (In Russ.).

2. Hudyma T.M. Sostoyanie zakonodatelstva v sfere kultury [State of legislation in the sphere of culture]. Orientiryi kulturnoy politik [Landmarks of cultural policy], 2017, no. 3, pp. 37—44.(In Russ.).

3. Ignatenko V.A. Tseli i napravleniya realizatsii strategii molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii [Goals and directions of implementation of the strategy of the youth policy of the Russian Federation]. Teoriya i praktika obschest-vennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 12, pp. 227—230. Available at: http://elibrary. ru, accessed 10.14.2018. (In Russ.).

4. Karpukhin O.N. Molodezh Rossii: osobennosti sotsializatsii i samoopredeleniya [Youth of Russia: features of socialization and self-determination]. Sotsis [Socis], 2018, no. 3, pp. 76—82. (In Russ.).

5. Malikova Ye.V. Problemyi molodezhi kak faktor sovershenstvo-vaniya molodezhnoy politiki [Problems of youth as a factor in the improvement of youth policy]. Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy [Modern trends in the development of science and technology], 2015, no. 1-4, pp. 15—17. (In Russ.).

6. Smirnov V.A. Osnovnyie etapyi formirovaniya i realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v sovremennoy Rossii [The main stages of the formation and implementation of the state youth policy in modern Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Moscow State University], 2017, no. 4, pp. 97—101. (In Russ.).

7. Chirun S.N. Molodezhnaya politika. Genezis, sostoyanie, regio-nalnaya spetsifika [Youth policy. Genesis, state, regional specificity]. Kemerovo, Kemerovo State Institute of Culture Publ., 2009, 224 p. Available at:http://www.iprbookshop. ru, accessed 13.10.2018. (In Russ.).

8. Shayakhmetova V. R. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossiyskoy Federatsii [State youth policy in the Russian Federation]. Perm', Perm State Humanitarian-Pedagogical University, 2014, 164 p. Available at: http://www. iprbookshop.ru, accessed 10/14/2018. (In Russ.).

9. Shchurok Ye.M. Problemy sotsialno-professionalnoj mobilnosti i samorealizatsii molodyih uchenyih v akademich-eskoy nauke [Problems of social and professional mobility and self-realization of young scientists in academic science]. Sotsiologiya nauki i tehnologiy [Sociology of science and technology], 2015, no. 1, pp. 83—90. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.