Научная статья на тему 'Роль молодежных общественных объединений в современной России'

Роль молодежных общественных объединений в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8285
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / YOUTH PUBLIC ASSOCIATION / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / YOUTH MOVEMENT / РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ / RUSSIAN YOUTH UNION / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / POLITICAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Авадень Евгений Александрович

В статье исследуется современное состояние государственной молодёжной политики Российской Федерации и роль в ней молодежных общественных объединений. Цель исследования состоит в исследовании значимости молодежных общественных объединений для развития гражданского общества в современной России. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Уделено внимание базовым принципам молодежной политики и роли перспективных инноваций в развитии общественных движений. Дана характеристика молодежной политики Российской Федерации, отечественных молодежных движений и общественных объединений на примере массовой негосударственной молодёжной организации Российский союз молодежи (РСМ). В рамках исследования авторы приходят к выводу, что для максимальной реализации потенциала молодежных организаций, как института гражданского общества, необходимо продвижение и укрепление правовой государственности. Задача государства при этом разрешать противоречия на пути развития молодежи, максимально учитывая её интересы и содействуя самоорганизации, помогать встать на путь обновления. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в развитии реализации молодежной политики общественных объединений и молодежных движений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Авадень Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS IN MODERN RUSSIA

The article examines the current state of the state youth policy of the Russian Federation and the role of youth public associations. The aim is to study the significance of youth public associations for the development of civil society in modern Russia. The study is based on the principles of scientific certainty and objectivity. The authors consider state, methodological and legal basis of youth policy of the Russian Federation. The authors concentrate on the basic principles of youth policy and the role of prospective innovations in public associations' development. The characteristics of the youth policy of the Russian Federation are given. Youth movements and public associations such as mass non-governmental, non-political youth organization, Russian Youth Union (RSM) is also considered. The conclusion is made that the maximum realization of the potential of youth organizations is only possible, when legal statehood is provided. The task of the state is to solve contradictions on the way of youth development by taking into account its interests and promote self-organization. Results could be used in the development of public associations and youth movements' policy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль молодежных общественных объединений в современной России»

социологические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Авадень Евгений Александрович РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ...

УДК 316.354

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2017

Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Авадень Евгений Александрович, стажер Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» (690039, Россия, Владивосток, пр. 100-летия Владивостока, 103. e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье исследуется современное состояние государственной молодёжной политики Российской Федерации и роль в ней молодежных общественных объединений. Цель исследования состоит в исследовании значимости молодежных общественных объединений для развития гражданского общества в современной России. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Уделено внимание базовым принципам молодежной политики и роли перспективных инноваций в развитии общественных движений. Дана характеристика молодежной политики Российской Федерации, отечественных молодежных движений и общественных объединений на примере массовой негосударственной молодёжной организации Российский союз молодежи (РСМ). В рамках исследования авторы приходят к выводу, что для максимальной реализации потенциала молодежных организаций, как института гражданского общества, необходимо продвижение и укрепление правовой государственности. Задача государства при этом - разрешать противоречия на пути развития молодежи, максимально учитывая её интересы и содействуя самоорганизации, помогать встать на путь обновления. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в развитии реализации молодежной политики общественных объединений и молодежных движений в Российской Федерации.

Ключевые слова: Молодежная политика, гражданское общество, молодежное общественное объединение, молодежное движение, Российский союз молодежи, социальная система, государственная политика, инновации, модернизация, политические трансформации

THE ROLE OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS IN MODERN RUSSIA

© 2017

Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department

Vladivostok State University of Economics and Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail:[email protected]) Avaden Evgeniy Alexandrovich, trainee All-Russian public organization "Russian Union of Youth" (690039, Russia, Vladivostok, pr. 100-letiya Vladivostoku, 103. e-mail: [email protected])

Abstract. The article examines the current state of the state youth policy of the Russian Federation and the role of youth public associations. The aim is to study the significance of youth public associations for the development of civil society in modern Russia. The study is based on the principles of scientific certainty and objectivity. The authors consider state, methodological and legal basis of youth policy of the Russian Federation. The authors concentrate on the basic principles of youth policy and the role of prospective innovations in public associations' development. The characteristics of the youth policy of the Russian Federation are given. Youth movements and public associations such as mass non-governmental, non-political youth organization, Russian Youth Union (RSM) is also considered. The conclusion is made that the maximum realization of the potential of youth organizations is only possible, when legal statehood is provided. The task of the state is to solve contradictions on the way of youth development by taking into account its interests and promote self-organization. Results could be used in the development of public associations and youth movements' policy in the Russian Federation.

Keywords: Youth policy, civil society, youth public association, youth movement, Russian Youth Union, social system, state policy, innovations, modernization, political transformations

Сегодня молодежное и детское общественное движение имеет многообразные формы и предоставляет широкие возможности для выбора организации для себя. В настоящее время возврат к модели единой молодежной организации, какой была организация комсомола в недалеком прошлом, маловероятен. Эта идея не даст отклика среди молодежи и противоречит современным общественным устоям. Молодежные общественные организации на современном этапе ведут работу по разнообразным направлениям: спорт, творчество, экология, патриотизм, благотворительность, и т.д. Также разнообразна деятельность по формам и механизмам реализации программ и проектов. Однако, при всем разнообразии, большая часть организаций видит свою цель в решении проблем обществ и в том числе молодежи.

Политические трансформации современной России создали совершенно новый феномен российской молодежи, отличием которой является разобщенность и рас-колотость на различные социальные и экономические сегменты, которые мало связаны или вообще не связаны друг с другом. Кроме того, в молодёжной среде контркультуры, признаком которых выступает оппозиционность выступают фактором, провоцирующим многие актуальные социальные проблемы: девиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступ-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

ность и т.д. [1, С. 146 - 150] В этих условиях молодежные объединения выступают в роли начала и элемента социальной инфраструктуры общества, занимающимся удовлетворением потребностей молодежи в решении ее разнообразных проблем. Возможность повлиять на социальную ситуацию, приобрести опыт будущей профессии, реальный результат работы - основные движущие мотивы участия в деятельности общественных некоммерческих молодежных организаций.

Проблему разобщенности российской молодежи, а также коренного обновления реализации молодежной политики по отношению к ней изучали многие российские ученые, такие как: М.А. Молокова, [6] Г.А. Вакуленко, [2] А.В. Кочетков [4] и др. Исследователи подчеркивают отсутствие целостного представления о государственной молодежной политике в «полупризнанном» направлении деятельности, как следствие, отсутствие четкой концепции формирования законодательства, «неполном» объекте правового регулирования [4]. Сложно вести полноценную речь о полном правовом признании государственной молодежной политики в России, с её реализацией «на общественных началах». Быстро сменяющие друг друга стратегии, концепции и доктрины с неясным правовым статусом, но примерно одинаковым качеством исполнения и результатом.

305

Голобоков Андрей Сергеевич, Авадень Евгений Александрович тщтжт^кт

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ... науки

Несмотря на это, реализация молодежной политики остается востребованным направлением в России. Цель исследования состоит в изучении роли и значимости молодежных общественных объединений для развития гражданского общества в современной России.

Участие в деятельности общественных объединений, дает возможность молодым людям осмыслить социальную реальность как пространство личной реализации, ознакомиться с политической системой, самостоятельно найти механизмы раскрытия своего потенциала. Благодаря многим проектам некоммерческих организаций, сегодня в регионах формируются локальные молодежные сообщества, цель которых объединение молодых людей схожими идеями и представлениями о жизни, осуществляя участие в социально-экономическом развитии страны. В системе общественных организаций, молодежные организации занимают особое место. Молодежь всегда стремится к инновациям и объединению, не обременена устоявшимися связями и активна. Молодежные объединения выполняют важную задачу организации общества в новых исторических условиях. Молодежь своим движением и стремлением к видоизменениям, поддерживает жизнедеятельность социальной системы государства.

«Год молодежи» в 2009 г., по мнению Д.А. Медведева, предоставил органам власти «уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодежной политики» [5]. Результат использования этой возможности, по крайней мере, на федеральном уровне, оказался скромен. Если судьба модернизации будет отдана государственной бюрократии, то развитие так и останется на уровне имитации [6, С. 41]. Основная проблема заключается в том, что правильные программные установки не привносят существенных изменений, и все в основном остается существовать только на бумаге, подчеркнул Д.А. Медведев [7]. Необходимым элементом молодежной политики сегодня становится организация и поддержка молодежных движений и общественных объединений. Особенность таких объединений в том, что они выступают не только в качестве объекта, но и субъекта молодежной политики, обеспечивая ее участие в социально-экономических процессах и объединяя её. Эта черта отражена в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», и закреплено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 (№ 50901) [8].

Как указывается в законодательстве Российской Федерации, «Молодежные общественные объединения созданы на основе общих интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод» [3]. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в начале пути становления современной России закрепил на формальном уровне направление государственной молодежной политики, однако то было время изменений и преобразований [14]. Несмотря на огромный опыт управления молодежным движением в советский период, в настоящее время развития России необходимо применять принципиально новую методику к созданию взаимодействия государства с молодежью в целом и молодежными объединениями в частности.

В свою очередь, государственная поддержка молодежных объединений трактуется как «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных усло-306

вий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию... молодежи в общественной жизни...»[9]. На данный момент можно отметить две полярные стороны молодежной политики. Одна, поддержка социальной активности молодежи - это функция и ответственность государства, другая - молодежные объединения это динамично развивающийся институт гражданского общества и действуют самостоятельно.

Однако следует сказать, что концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает раздел «Молодежная политика», в этом разделе предусмотрено развитие эффективных форм и моделей вовлечения молодежи в экономическую деятельность, трудовую, реализация программ развития и поддержки молодежного предпринимательства и т.п. [12]. Задача государства таким образом - помогать преодолевать противоречия, как обществу, так и экономике[11] Названная Концепция еще больше показывает включенность государства в сферу молодежной политики. Закреплены такие важные задачи как: вовлечение молодежи в социум; формирование комплексной системы поддержки талантливой и инициативной молодежи, обладающей лидерскими навыками; патриотическое воспитание и гражданское образование молодежи.

Гражданское общество в современной России продолжает оставаться основным направлением демократического развития. Несмотря на то, что «наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным», в начале второго десятилетия XXI века сложилась ситуация, когда «качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать» [10]. Также это относится и к молодежным объединениям. Российские исследователи отмечают, что провозглашение в России курса на развитие свободного общества, с одной стороны, служит подтверждением реализации государственной политики, основанной на ценностях гражданского общества, а с другой - является отправной точкой для разработки инноваций в сферах политических процессов и права [2, С. 31]. Одной из таких инноваций должны стать неполитические молодежные объединения, обращающие внимание на проблемы защиты прав и отстаивающие интересы молодого поколения.

По статистике, в настоящее время в России действует более 600 тыс. общественных объединений [15]. Огромное число молодежных организаций, как ни странно, не облегчает, а затрудняет осуществление Государственной молодежной политики. Государству трудно сориентироваться, с кем можно и надо работать. Это и ведет к тому, что органы власти пытаются создавать такие организации молодежи, на которые они смогут опереться. Необходима максимальная реализация потенциала гражданского общества, что даст возможность создавать инициативу модернизации «снизу» а не «сверху». Развитое функционирование гражданского общества, способствует продвижению и укреплению правовой государственности, опирающейся на модель «Отзывчивой бюрократии» [6, С. 41].

В советский период Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) сохранял за собой монополию и справлялся с удовлетворением особых потребностей молодежи. Будучи частью советской политической системы, ВЛКСМ не мог не испытать последствий, с которыми столкнулась эта система в конце 1980-х годов. Для работы с молодежью того времени появилась острая необходимость в независимой от партии организации с новой системой управления и стратегией развития. ВЛКСМ заявил о самороспуске в 1991 году. Правопреемником стал Российский союз молодежи (РСМ) - в настоящее время одна из крупнейших молодежных организаций России.

В частности, Российский союз молодежи (РСМ) АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

социологические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Авадень Евгений Александрович РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ...

позиционирует себя как самую массовую негосударственную, неполитическую молодёжную организацию России, главной целью которой является помощь молодому человеку в поиске своего места в жизни, раскрытию как многогранной личности и самореализации. По данным РСМ, в его программах ежегодно принимают участие около 4 млн. человек. Территориальные организации и общественные представительства РСМ работают в 77 субъектах РФ, организации РСМ создаются в вузах, училищах, лицеях, школах, на предприятиях. В состав РСМ входит Ассоциация учащейся молодежи (АУМ) «Содружество». РСМ реализует около 20 общероссийских и более 200 межрегиональных программ и проектов для работающей, учащейся и студенческой молодёжи [13].

В целом, помощь другим общественным объединениям и организациям, формирование фундамента поддержки из числа таких объединений рассматривается как важное направление в реализации Государственной молодежной политики в России. Многие из молодежных организаций имеют постоянные контакты с Федеральными органами государственной власти по широкому направлению своей деятельности. Развитая система общественных молодежных организаций является одним из показателей состоявшегося гражданского общества, в котором этому отдается большое количество силы в виду особой функциональной нагрузки последних. Через эту систему воплощается партнерство государства и молодежи во всех общественных делах. Рост молодежных объединений последние годы оптимистично настраивает, на первый взгляд. К сожалению, такая статистика не показательна, поскольку объединения молодежи охватывают лишь малую часть населения страны.

В то же время, разрешая противоречия на пути развития молодежи, государство должно максимально учитывать её интересы, содействовать самоорганизации, помогать встать на путь обновления. Проводимая государством публичная политика, таким образом, будет способствовать налаживанию взаимодействия государства и общества, а также помогать расширять секторы участия молодежи в политическом процессе. При этом партнерская работа с молодежными структурами оптимальна для взаимодействия гражданского общества и государства, объединения их усилий в деле политической, общественной и экономической модернизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурова В.А., Голобоков А.С. Антисоциальные движения и их роль в формировании субкультурного пространства современной России. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. - С. 146 - 150

2. Вакуленко Г.А. Представительная демократия как фактор развития гражданского общества (вопросы теории и практики) / Г.А. Вакуленко. - Саратов: авто-реф. дис. канд. юрид. наук, 2013 г. - С. 31

3. Закон московской области от 01.12.2003 N 155/2003ЮЗ (ред. От 25.11.2016) «О государственной молодежной политике Московской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd. тМоситей/5808835

4. Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России / А.В. Кочетков. - СПб.: автореф. дис. д-ра юрид. наук., 2014 г. - С. 46

5. Медведев, Д. А. Выступление на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовнон-равственного развития и гражданского образования молодежи» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2009/ 03/11/1802

type63378type82634_213863лЫт1/

6. Молокова М.А. Гражданское общество как фактор политической модернизации / М.А. Молокова. -Ярославль: автореф. дис. д-ра. полит. наук, 2013 г. - С. 41

7. Совещание по вопросам модернизации и технологического развития российской экономики 15 мая 2009 г. Стенограмма. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.rU/events/president/news/4083

8. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993. № 25. Ст. 903 «Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004367

9. Преамбула Федерального закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts. ru/doc/federalnyi-zakon-ot-28061995-n-98-fz-o/

10. Путин В.В. Демократия и качество государства / В. В. Путин. - М.: Коммерсантъ.- 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://echo.msk.ru/blog/ statya/856059-echo/

11. Путин В.В. Выступление на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 9 февраля 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: /http:// premier.gov.ru/events/news/18052/

12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-17112008-n-1662-r/

13. Российский союз молодежи, направления деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ruy.ru/organization/activities/

14. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ruy. ru/organization/activities/

15. Федеральная служба государственной статистики, государство и общественные организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state

Статья поступила в редакцию 18.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.