Научная статья на тему 'Реализация модели технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования'

Реализация модели технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / SAFE BEHAVIOR TYPE OF A SERVICEMAN / TECHNOLOGY OF FORMATION OF SAFE BEHAVIOR TYPE OF A SERVICEMANIN / THE PROCESS OF SECONDARY PROFESSIONAL TRAINING / INTERNAL DETERMINANTS OF SAFE BEHAVIOR TYPE OF A SERVICEMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Александр Геннадьевич

В статье рассмотрены необходимые действия по интеграции технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в образовательный процесс военного вуза. Раскрыто содержание таких действий, как дополнение целей образовательного процесса новой целью, ее актуализация в педагогическом коллективе, изменения в базовых нормативных документах военного вуза, сосредоточение ресурса, необходимого для реализации технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзев Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of model of technology to promote safe behavior type of military personnel in the process of secondary professional military training

The article describes the necessary steps for the integration of technologies such as the formation of safe behavior type of servicemen in the educational process of military higher school. The article introduces the content of such actions, as a complement of objectives of the educational process with a new one, its actualization in the teaching staff, changes in the basic regulations of the military institution, the concentration of resources required for implementation of the technology.

Текст научной работы на тему «Реализация модели технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования»

УДК 378:14:378.6

А. Г. ПЕРЕВЕРЗЕВ

Омский государственный педагогический университет

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены необходимые действия по интеграции технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в образовательный процесс военного вуза. Раскрыто содержание таких действий, как дополнение целей образовательного процесса новой целью, ее актуализация в педагогическом коллективе, изменения в базовых нормативных документах военного вуза, сосредоточение ресурса, необходимого для реализации технологии.

Ключевые слова: безопасный тип поведения военнослужащего, технология формирования безопасного поведения военнослужащего, внутренние детерминанты безопасного типа поведения военнослужащего.

В реальных военных образовательных системах эффективность формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования низка. Она, как показывает ежегодная статистика, не обеспечивает существенного снижения уровня травматизма и гибели военнослужащих, а кроме того, характеризуется противоречиями:

— между наличием разработанной теории формирования безопасного типа поведения личности и недостаточной изученностью теоретических оснований процесса формирования безопасного типа поведения военнослужащего в процессе получения среднего профессионального военного образования;

— между потребностью военной педагогической практики в личностно-ориентированных педагогических технологиях формирования безопасного типа поведения военнослужащих и традиционно используемых административных способах обеспечения безопасного типа поведения военнослужащих, основанных на теориях мотивации самосохранения и предполагающих лишь опосредованное влияние на личность.

Указанные противоречия формируют проблему, которую можно представить в виде вопроса: как можно повысить эффективность среднего профессионального военного образования в формировании безопасного типа поведения военнослужащих.

В проведенном исследовании диссертантом решена важная научная задача — сконструирована модель технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования, структура которой представлена целевым, мотиваци-онно-стимулирующим, содержательным, организационным, обеспечивающим, результативным и управленческим компонентами (рис. 1).

Создание педагогических технологий для решения сложных проблем, связанных с профессиональным развитием личности, сочетающих в себе обучающие и одновременно воспитательные аспекты, обеспечивает не формальное, а фактическое использование общенаучного системного подхода в педагогической практике (А. Г. Кузнецова [1], А. Т. Куракин [2], Т. А. Ильина [3] и др.), гарантирует оптимизацию образовательных процессов (Ю. К. Бабанский [4], В. П. Беспалько [5] и др.), трансляцию позитивного опыта (Г. Х. Валеев [6]).

В ходе моделирования технологии использовались положения, высказанные В. Г. Афанасьевым [7], В. А. Вениковым [8], Б. А. Глинским [9], И. Б. Новиком [10], В. А. Штоффом [11] и др.

Целью нашей технологии является формирование у военнослужащих, обучающихся на ступени среднего профессионального военного образования, безопасного типа поведения. Она затрагивает практически все составляющие образовательного процесса: учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, практическую военно-профессиональную и повседневную деятельность обучаемых. Эти составляющие жестко регламентированы и установлены нормативными документами, поэтому реализация целевого компонента предусматривала, прежде всего, нормотворчество.

Среди базовых нормативных документов военного вуза, в который были внесены изменения, оказались:

1) основные образовательные программы среднего профессионального военного образования. Изменения в основном коснулись матрицы компетенций. Компетенции стандарта, относящиеся к безопасности военной службы, были конкретизированы с опорой на внутренние детерминанты безопасного типа поведения военнослужащих;

Рис. 1. Структурная модель технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования

2) концепция и система воспитательной работы военного вуза. В воспитательной работе при сохранении того внимания, которое уделяется воспитанию дисциплинированности военнослужащих, планировалось формировать мотивационные основы их безопасного типа поведения (прежде всего, основанные на мотивах долга и ответственности, личностной и профессиональной самореализации), актуализировать необходимые ценности военной службы;

3) Положение о Государственной итоговой аттестации. Способность военнослужащего к внутренне мотивированному безопасному типу поведения при выполнении задач военно-профессиональной деятельности, к организации безопасности своих подчиненных становилась критерием итоговой оценки его профессиональной подготовки.

Внедрение новой цели образовательного процесса практически всегда связано с процессом при-

нятия ее педагогическим коллективом. Были организованы обсуждения новой цели в педагогических коллективах базовых вузов, которые проходили в рамках заседаний педагогических советов вузов, кафедр и других методических объединений. Преподаватели прошли специальную подготовку в ходе освоения разработанного нами элективного курса «Технология формирования безопасного типа поведения военнослужащих в среднем профессиональном военном образовании».

Реализация обеспечивающего компонента включала сосредоточение ресурса, необходимого для реализации технологии.

Создание нормативно-правового обеспечения технологии заключалось в изменении ряда нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс на ступени среднего профессионального военного образования.

Кадровое обеспечение технологии заключается в изменении преподавательского состава, работающего по программам среднего профессионального военного образования, а именно, увеличилась доля преподавателей, обладающих учеными степенями и званиями; доля преподавателей, обладающих большим войсковым опытом (от 10 лет и выше); доля представителей войсковой практики.

Научно-методическое обеспечение решало одновременно две задачи:

— развитие научной базы процесса формирования безопасного типа поведения военнослужащих;

— методическое оформление технологии и отдельных педагогических инструментов в ее составе.

Информационное обеспечение технологии потребовало создания:

— информационной базы, касающейся опасных и вредных факторов военной службы по тем специальностям, по которым вуз осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным военным образованием, способов защиты и восстановления, а также других составляющих содержания подготовки в рамках технологии;

— консультативной индивидуальной помощи военнослужащим, испытывающим трудности в процессе формирования безопасного типа поведения.

Проведенная работа обеспечила исходные условия апробации разработанной модели технологии.

В содержательный компонент мы изначально включили четыре содержательных блока: теоретический, опытно-практический, тренировочный и моти-вационно-ценностный.

Теоретический блок реализовался через содержание специальных дисциплин, таких как «Управление личным составом в мирное время», «Безопасность военной службы» или дисциплин учебного плана, схожих по задачам. В теоретическое содержание специальных дисциплин были включены следующие дидактические единицы:

— способы защиты и восстановления при воздействии вредных и опасных факторов военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды;

— психологическое здоровье и безопасность, способы его защиты и восстановления, основы валео-логии и гигиены военного труда;

— техногенные опасные и вредные факторы и основы защиты от них;

— порядок прогнозирования и оценки принимаемых решений с точки зрения безопасности подчиненного личного состава.

Содержание, отнесенное нами к опытно-практическому блоку, было распределено по дисциплинам профессионального блока учебного плана. Основными единицами содержания в этом блоке являются умения и навыки.

На практике, в ходе опытно-экспериментальной работы:

— анализировались профессиональные компетенции, установленные стандартом подготовки специалиста;

— рассматривались наиболее часто встречающиеся опасные и вредные факторы при выполнении задач, при решении которых формируются установленные компетенции;

— определялся состав умений и навыков безопасного типа поведения в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности;

— моделировались и вносились в содержание учебных дисциплин профессионального блока учебные задачи и ситуации.

Структурные единицы тренировочного блока содержательного компонента были представлены опытом практической военно-профессиональной деятельности по должностному предназначению с учетом специальности, которую получают военнослужащие. Это содержание практической повседневной военно-профессиональной деятельности, самостоятельной работы, практик и стажировок, которое в процессе групповой и индивидуальной работы подвергалось курсантами рефлексии.

Для мотивационно-ценностного блока наиболее важными единицами, на наш взгляд, являются ценности здоровья и безопасности, стимулы и нормы безопасного поведения. В основном содержание этого блока реализовывалось в общеобразовательных дисциплинах и дисциплинах гуманитарного цикла, в воспитательной работе и других составляющих образовательного процесса.

В непосредственной связи с содержательным компонентом мы рассматриваем организационно-методический компонент, объединивший необходимые формы реализации содержания технологии:

— целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

— необходимым образом организованную военно-профессиональную деятельность субъектов;

— самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.

Планируемые результаты применения технологии отражал результативный компонент модели технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих. В качестве результатов реализации технологии нами были избраны:

— актуализация и закрепление когнитивных внутренних детерминант безопасного типа поведения (знания и представления военнослужащих в областях, связанных с безопасностью и безопасным поведением);

— актуализация и закрепление деятельностных внутренних детерминант безопасного типа поведения (умения, навыки и опыт военнослужащих в выполнении задач согласно должностному предназначению, а также действиям в контакте с опасными и вредными факторами военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды);

— актуализация и закрепление эмоционально-волевых внутренних детерминант безопасного типа поведения (степень нервно-психической устойчивости, дисциплинированность и волевые качества военнослужащего);

— актуализация и закрепление ценностно-моти-вационных внутренних детерминант безопасного типа поведения (ценности, связанные с безопасным поведением, использование нравственных норм в безопасного типа поведении, позитивное личное отношение к безопасности и безопасному типу поведения).

С результативным компонентом тесно связан диагностический компонент модели, отражающий основные элементы системы диагностики формирования безопасного типа поведения военнослужащих. В качестве целевого ориентира нами была выбрана способность военнослужащего к безопасному поведению, когда внутренние детерминанты безопасного поведения в любых условиях обеспечивают выбор и неуклонное осуществление безопасного способа выполнения задач военно-профессиональной деятельности.

Выбор критерия, который представляет одну из идеальных характеристик поведения военнослужа-

щего, позволил выделить четыре уровня, конкретизирующих тип его поведения: опасное поведение, небезопасное поведение, адаптивное безопасное поведение, сознательное безопасное поведение.

Для реализации управленческого компонента в военных вузах была сформирована трехуровневая иерархия управления процессом реализации технологии.

Реализация функции мотивации на формирование безопасного типа поведения осуществлялась как в системе воспитательной работы, так и на учебных занятиях. Особую роль играли действия по формированию чувства долга и ответственности в отношении подчиненного личного состава, актуализировавшие, в свою очередь, мотивы, управляющие выбором безопасных решений для своего подразделения.

Функция стимулирования традиционно для Вооруженных сил обеспечивалась дисциплинарной практикой, кроме того, для стимулирования формирования безопасного типа поведения военнослужащих применялась существующая в вузе система материальных поощрений.

Сознательное безопасное поведение военнослужащих, которого мы собственно и добивались при реализации разработанной технологии обеспечивалось, в числе прочих факторов, рефлексией его военно-профессиональной деятельности.

Наконец, управленческая функция коррекции реализовывалась в случае, если несовпадения с запланированным порядком осуществления опытно-экспериментальной работы оказывались значительными.

Реализация технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования по своему содержанию была разделена нами на три этапа.

Первый этап связан с актуализацией ценностно-мотивационных внутренних детерминант безопасного типа поведения. В отношении большинства респондентов этап формирования основных мотивов безопасного типа поведения занял первый год обучения.

Второй этап реализации технологии связан преимущественно с актуализацией когнитивных и де-ятельностных детерминант безопасного типа поведения военнослужащих (второй год обучения). Основным результатом применения технологии на втором этапе реализации технологии мы считаем формирование навыков безопасного типа поведения, защиты от опасных и вредных факторов, а также восстановления, что обеспечивалось решением типовых задач военно-профессиональной деятельности по конкретной специальности.

Третий этап реализации технологии по итогам эксперимента можно назвать этапом актуализации эмоционально-волевых внутренних детерминант безопасного типа поведения военнослужащих. У большинства респондентов по времени он совпал с последними десятью месяцами обучения в военном вузе и государственной итоговой аттестаций.

Часть учебных занятий, особенно те, которые проводились в формате полевых выходов и учений,

использовалась для моделирования ситуаций с опасными и вредными факторами военно-профессиональной деятельности на фоне выполнения практических задач. Наиболее эффективными для решения задач технологии оказались практики и стажировки, в которых осуществляется комплексная деятельность по специальности.

Итоговая государственная аттестация выступала одновременно формой оценки профессиональных компетенций, связанных с безопасным типом поведения военнослужащих, а также формой рефлексии относительно результатов своего профессионального развития, в том числе и с точки зрения личностной готовности к безопасному поведению.

Оценка параметров процесса формирования безопасного типа поведения у курсантов контрольных и экспериментальных групп позволила сделать вывод о том, что в условиях применения разработанной нами технологии данный процесс на ступени среднего профессионального военного образования проходит гораздо успешнее, чем в обычной практике.

Библиографический список

1. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : моногр. / А. Г. Кузнецова. - Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.

2. Куракин, А. Т. О системном подходе в теории воспитания / А. Т. Куракин ; под ред. : Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филоновой. — М. : Педагогика, 1974. — 260 с.

3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М. : Знание, 1972. — Вып. 1. — 72 с.

4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.

5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 с.

6. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. — 2005. — № 5. — С. 39 — 44.

7. Афанасьев, В. Г. Мир живого. Системность, эволюция, управление / В. Г. Афанасьев. — М. : ЛКИ, 2010. — 336 с.

8. Веников, В. А. Теория подобия и моделирования / В. А. Веников. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшая школа, 1984. — 439 с.

9. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский [и др.]. — М. : МГУ, 1965. — 248 с.

10. Новик, И. Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. — М. : Мысль, 1965. — 335 с.

11. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — М. : Наука, 1966. — 304 с.

ПЕРЕВЕРЗЕВ Александр Геннадьевич, соискатель по кафедре социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета, преподаватель кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института; капитан 3-го ранга. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.01.2015 г. © А. Г. Переверзев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.