УДК 378:14:378.6
А. Г. ПЕРЕВЕРЗЕВ
Омский государственный педагогический университет
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены необходимые действия по интеграции технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в образовательный процесс военного вуза. Раскрыто содержание таких действий, как дополнение целей образовательного процесса новой целью, ее актуализация в педагогическом коллективе, изменения в базовых нормативных документах военного вуза, сосредоточение ресурса, необходимого для реализации технологии.
Ключевые слова: безопасный тип поведения военнослужащего, технология формирования безопасного поведения военнослужащего, внутренние детерминанты безопасного типа поведения военнослужащего.
В реальных военных образовательных системах эффективность формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования низка. Она, как показывает ежегодная статистика, не обеспечивает существенного снижения уровня травматизма и гибели военнослужащих, а кроме того, характеризуется противоречиями:
— между наличием разработанной теории формирования безопасного типа поведения личности и недостаточной изученностью теоретических оснований процесса формирования безопасного типа поведения военнослужащего в процессе получения среднего профессионального военного образования;
— между потребностью военной педагогической практики в личностно-ориентированных педагогических технологиях формирования безопасного типа поведения военнослужащих и традиционно используемых административных способах обеспечения безопасного типа поведения военнослужащих, основанных на теориях мотивации самосохранения и предполагающих лишь опосредованное влияние на личность.
Указанные противоречия формируют проблему, которую можно представить в виде вопроса: как можно повысить эффективность среднего профессионального военного образования в формировании безопасного типа поведения военнослужащих.
В проведенном исследовании диссертантом решена важная научная задача — сконструирована модель технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования, структура которой представлена целевым, мотиваци-онно-стимулирующим, содержательным, организационным, обеспечивающим, результативным и управленческим компонентами (рис. 1).
Создание педагогических технологий для решения сложных проблем, связанных с профессиональным развитием личности, сочетающих в себе обучающие и одновременно воспитательные аспекты, обеспечивает не формальное, а фактическое использование общенаучного системного подхода в педагогической практике (А. Г. Кузнецова [1], А. Т. Куракин [2], Т. А. Ильина [3] и др.), гарантирует оптимизацию образовательных процессов (Ю. К. Бабанский [4], В. П. Беспалько [5] и др.), трансляцию позитивного опыта (Г. Х. Валеев [6]).
В ходе моделирования технологии использовались положения, высказанные В. Г. Афанасьевым [7], В. А. Вениковым [8], Б. А. Глинским [9], И. Б. Новиком [10], В. А. Штоффом [11] и др.
Целью нашей технологии является формирование у военнослужащих, обучающихся на ступени среднего профессионального военного образования, безопасного типа поведения. Она затрагивает практически все составляющие образовательного процесса: учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, практическую военно-профессиональную и повседневную деятельность обучаемых. Эти составляющие жестко регламентированы и установлены нормативными документами, поэтому реализация целевого компонента предусматривала, прежде всего, нормотворчество.
Среди базовых нормативных документов военного вуза, в который были внесены изменения, оказались:
1) основные образовательные программы среднего профессионального военного образования. Изменения в основном коснулись матрицы компетенций. Компетенции стандарта, относящиеся к безопасности военной службы, были конкретизированы с опорой на внутренние детерминанты безопасного типа поведения военнослужащих;
Рис. 1. Структурная модель технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования
2) концепция и система воспитательной работы военного вуза. В воспитательной работе при сохранении того внимания, которое уделяется воспитанию дисциплинированности военнослужащих, планировалось формировать мотивационные основы их безопасного типа поведения (прежде всего, основанные на мотивах долга и ответственности, личностной и профессиональной самореализации), актуализировать необходимые ценности военной службы;
3) Положение о Государственной итоговой аттестации. Способность военнослужащего к внутренне мотивированному безопасному типу поведения при выполнении задач военно-профессиональной деятельности, к организации безопасности своих подчиненных становилась критерием итоговой оценки его профессиональной подготовки.
Внедрение новой цели образовательного процесса практически всегда связано с процессом при-
нятия ее педагогическим коллективом. Были организованы обсуждения новой цели в педагогических коллективах базовых вузов, которые проходили в рамках заседаний педагогических советов вузов, кафедр и других методических объединений. Преподаватели прошли специальную подготовку в ходе освоения разработанного нами элективного курса «Технология формирования безопасного типа поведения военнослужащих в среднем профессиональном военном образовании».
Реализация обеспечивающего компонента включала сосредоточение ресурса, необходимого для реализации технологии.
Создание нормативно-правового обеспечения технологии заключалось в изменении ряда нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс на ступени среднего профессионального военного образования.
Кадровое обеспечение технологии заключается в изменении преподавательского состава, работающего по программам среднего профессионального военного образования, а именно, увеличилась доля преподавателей, обладающих учеными степенями и званиями; доля преподавателей, обладающих большим войсковым опытом (от 10 лет и выше); доля представителей войсковой практики.
Научно-методическое обеспечение решало одновременно две задачи:
— развитие научной базы процесса формирования безопасного типа поведения военнослужащих;
— методическое оформление технологии и отдельных педагогических инструментов в ее составе.
Информационное обеспечение технологии потребовало создания:
— информационной базы, касающейся опасных и вредных факторов военной службы по тем специальностям, по которым вуз осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным военным образованием, способов защиты и восстановления, а также других составляющих содержания подготовки в рамках технологии;
— консультативной индивидуальной помощи военнослужащим, испытывающим трудности в процессе формирования безопасного типа поведения.
Проведенная работа обеспечила исходные условия апробации разработанной модели технологии.
В содержательный компонент мы изначально включили четыре содержательных блока: теоретический, опытно-практический, тренировочный и моти-вационно-ценностный.
Теоретический блок реализовался через содержание специальных дисциплин, таких как «Управление личным составом в мирное время», «Безопасность военной службы» или дисциплин учебного плана, схожих по задачам. В теоретическое содержание специальных дисциплин были включены следующие дидактические единицы:
— способы защиты и восстановления при воздействии вредных и опасных факторов военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды;
— психологическое здоровье и безопасность, способы его защиты и восстановления, основы валео-логии и гигиены военного труда;
— техногенные опасные и вредные факторы и основы защиты от них;
— порядок прогнозирования и оценки принимаемых решений с точки зрения безопасности подчиненного личного состава.
Содержание, отнесенное нами к опытно-практическому блоку, было распределено по дисциплинам профессионального блока учебного плана. Основными единицами содержания в этом блоке являются умения и навыки.
На практике, в ходе опытно-экспериментальной работы:
— анализировались профессиональные компетенции, установленные стандартом подготовки специалиста;
— рассматривались наиболее часто встречающиеся опасные и вредные факторы при выполнении задач, при решении которых формируются установленные компетенции;
— определялся состав умений и навыков безопасного типа поведения в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности;
— моделировались и вносились в содержание учебных дисциплин профессионального блока учебные задачи и ситуации.
Структурные единицы тренировочного блока содержательного компонента были представлены опытом практической военно-профессиональной деятельности по должностному предназначению с учетом специальности, которую получают военнослужащие. Это содержание практической повседневной военно-профессиональной деятельности, самостоятельной работы, практик и стажировок, которое в процессе групповой и индивидуальной работы подвергалось курсантами рефлексии.
Для мотивационно-ценностного блока наиболее важными единицами, на наш взгляд, являются ценности здоровья и безопасности, стимулы и нормы безопасного поведения. В основном содержание этого блока реализовывалось в общеобразовательных дисциплинах и дисциплинах гуманитарного цикла, в воспитательной работе и других составляющих образовательного процесса.
В непосредственной связи с содержательным компонентом мы рассматриваем организационно-методический компонент, объединивший необходимые формы реализации содержания технологии:
— целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;
— необходимым образом организованную военно-профессиональную деятельность субъектов;
— самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.
Планируемые результаты применения технологии отражал результативный компонент модели технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих. В качестве результатов реализации технологии нами были избраны:
— актуализация и закрепление когнитивных внутренних детерминант безопасного типа поведения (знания и представления военнослужащих в областях, связанных с безопасностью и безопасным поведением);
— актуализация и закрепление деятельностных внутренних детерминант безопасного типа поведения (умения, навыки и опыт военнослужащих в выполнении задач согласно должностному предназначению, а также действиям в контакте с опасными и вредными факторами военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды);
— актуализация и закрепление эмоционально-волевых внутренних детерминант безопасного типа поведения (степень нервно-психической устойчивости, дисциплинированность и волевые качества военнослужащего);
— актуализация и закрепление ценностно-моти-вационных внутренних детерминант безопасного типа поведения (ценности, связанные с безопасным поведением, использование нравственных норм в безопасного типа поведении, позитивное личное отношение к безопасности и безопасному типу поведения).
С результативным компонентом тесно связан диагностический компонент модели, отражающий основные элементы системы диагностики формирования безопасного типа поведения военнослужащих. В качестве целевого ориентира нами была выбрана способность военнослужащего к безопасному поведению, когда внутренние детерминанты безопасного поведения в любых условиях обеспечивают выбор и неуклонное осуществление безопасного способа выполнения задач военно-профессиональной деятельности.
Выбор критерия, который представляет одну из идеальных характеристик поведения военнослужа-
щего, позволил выделить четыре уровня, конкретизирующих тип его поведения: опасное поведение, небезопасное поведение, адаптивное безопасное поведение, сознательное безопасное поведение.
Для реализации управленческого компонента в военных вузах была сформирована трехуровневая иерархия управления процессом реализации технологии.
Реализация функции мотивации на формирование безопасного типа поведения осуществлялась как в системе воспитательной работы, так и на учебных занятиях. Особую роль играли действия по формированию чувства долга и ответственности в отношении подчиненного личного состава, актуализировавшие, в свою очередь, мотивы, управляющие выбором безопасных решений для своего подразделения.
Функция стимулирования традиционно для Вооруженных сил обеспечивалась дисциплинарной практикой, кроме того, для стимулирования формирования безопасного типа поведения военнослужащих применялась существующая в вузе система материальных поощрений.
Сознательное безопасное поведение военнослужащих, которого мы собственно и добивались при реализации разработанной технологии обеспечивалось, в числе прочих факторов, рефлексией его военно-профессиональной деятельности.
Наконец, управленческая функция коррекции реализовывалась в случае, если несовпадения с запланированным порядком осуществления опытно-экспериментальной работы оказывались значительными.
Реализация технологии формирования безопасного типа поведения военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования по своему содержанию была разделена нами на три этапа.
Первый этап связан с актуализацией ценностно-мотивационных внутренних детерминант безопасного типа поведения. В отношении большинства респондентов этап формирования основных мотивов безопасного типа поведения занял первый год обучения.
Второй этап реализации технологии связан преимущественно с актуализацией когнитивных и де-ятельностных детерминант безопасного типа поведения военнослужащих (второй год обучения). Основным результатом применения технологии на втором этапе реализации технологии мы считаем формирование навыков безопасного типа поведения, защиты от опасных и вредных факторов, а также восстановления, что обеспечивалось решением типовых задач военно-профессиональной деятельности по конкретной специальности.
Третий этап реализации технологии по итогам эксперимента можно назвать этапом актуализации эмоционально-волевых внутренних детерминант безопасного типа поведения военнослужащих. У большинства респондентов по времени он совпал с последними десятью месяцами обучения в военном вузе и государственной итоговой аттестаций.
Часть учебных занятий, особенно те, которые проводились в формате полевых выходов и учений,
использовалась для моделирования ситуаций с опасными и вредными факторами военно-профессиональной деятельности на фоне выполнения практических задач. Наиболее эффективными для решения задач технологии оказались практики и стажировки, в которых осуществляется комплексная деятельность по специальности.
Итоговая государственная аттестация выступала одновременно формой оценки профессиональных компетенций, связанных с безопасным типом поведения военнослужащих, а также формой рефлексии относительно результатов своего профессионального развития, в том числе и с точки зрения личностной готовности к безопасному поведению.
Оценка параметров процесса формирования безопасного типа поведения у курсантов контрольных и экспериментальных групп позволила сделать вывод о том, что в условиях применения разработанной нами технологии данный процесс на ступени среднего профессионального военного образования проходит гораздо успешнее, чем в обычной практике.
Библиографический список
1. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : моногр. / А. Г. Кузнецова. - Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.
2. Куракин, А. Т. О системном подходе в теории воспитания / А. Т. Куракин ; под ред. : Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филоновой. — М. : Педагогика, 1974. — 260 с.
3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М. : Знание, 1972. — Вып. 1. — 72 с.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 с.
6. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. — 2005. — № 5. — С. 39 — 44.
7. Афанасьев, В. Г. Мир живого. Системность, эволюция, управление / В. Г. Афанасьев. — М. : ЛКИ, 2010. — 336 с.
8. Веников, В. А. Теория подобия и моделирования / В. А. Веников. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшая школа, 1984. — 439 с.
9. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский [и др.]. — М. : МГУ, 1965. — 248 с.
10. Новик, И. Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. — М. : Мысль, 1965. — 335 с.
11. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — М. : Наука, 1966. — 304 с.
ПЕРЕВЕРЗЕВ Александр Геннадьевич, соискатель по кафедре социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета, преподаватель кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института; капитан 3-го ранга. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2015 г. © А. Г. Переверзев