Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности'

Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO HEALTH OF THE MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадькин Константин Николаевич

В статье представлены разработанные автором организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности, позволяющие эффективно формировать ценностное отношение к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадькин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO HEALTH OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

In article the organizational and pedagogical conditions of implementation of the pedagogical activity developed by the author, allowing effectively to form the valuable relation to health of cadets of military higher education institutions by means of social and cultural activity are presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. Н. ФАДЬКИН

В статье представлены разработанные автором организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности, позволяющие эффективно формировать ценностное отношение к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности, формирование ценностного отношения к здоровью военнослужащих.

Задачу формирования здорового образа жизни россиян невозможно решить без изменения системы общественных отношений и самого человека. Именно поэтому в научной литературе здоровье рассматривается не только как медицинская категория, но и как социальная ценность, которая имеет решающее значение для всестороннего и гармоничного развития личности на протяжении всей жизни, успешного выполнения человеком своих социокультурных ролей.

«Здоровый образ жизни должен стать чертой российской культуры», так на открытии II Всероссийского форума «Мы - за здоровый образ жизни!», прошедшем 12-13 мая 2011 года в Воронеже, была сформулирована основная тема и главная задача мероприятия.

В рамках состоявшегося форума были обнародованы последние данные медицинской статистики: 90 % молодых граждан России имеют какие-либо отклонения здоровья от нормы, 70 % -хронические заболевания, 33 % юношей каждый день употребляют алкоголь, 30 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Опираясь на эти статистические данные, безусловно, можно говорить о назревшей необходимости широкой пропаганды здорового образа жизни.

В этом контексте важным становится повышение качества социального воспитания в сфере активного отдыха, восстановления и укрепления физического здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

По мнению ряда специалистов, оздоровительный потенциал физической культуры и мас-

сового спорта, если его использовать полностью, позволил бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни.

Очевидно, что сегодня необходим взгляд на формирование здорового образа жизни современной молодежи не только как на педагогическую, но и социально-экологическую, а также здоровьесберегающую системы, решающие вопросы целенаправленного воспитания здорового поколения.

Решение задачи формирования здорового образа жизни в процессе социально-культурной деятельности средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы молодежи, как военнослужащие. Кроме того, различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности военнослужащих, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность, помогают избавиться от вредных привычек.

Постановка проблемы формирования здорового образа жизни в процессе социально-культурной деятельности в сфере профессиональной подготовки военнослужащих не случайна, так как современный военнослужащий должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и крепким здоровьем. В этом случае физическая культура и спорт становятся важнейшими факторами обеспечения высокого функционального состояния организма, оптимальной интеллектуальной работоспособности и

формирования профессионально ценных личностных качеств [2].

Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Приоритеты в военном образовании определены сегодня в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.), в Приказе Министра обороны РФ 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», в Директиве Министра обороны РФ 1993 г. № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации воспитательного процесса в военном вузе, в котором каждый из обучаемых должен стать субъектом самовоспитания, находиться в поиске и построении тех видов деятельности, в которых полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретной личности будущего офицера. В высших военных учебных заведениях должна быть создана основа для решения многих задач воспитания, а их характер должен способствовать реальному переходу военного образования на лич-ностно ориентированную основу.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что процессы формирования и функционирования здорового образа жизни военнослужащих в процессе социально-культурной деятельности обладают известной специфичностью, а физическая культура и спорт выступают одним из компонентов благоприятной социально-психологической атмосферы в процессе военной службы, активно воздействуя на полноценное развитие личности военнослужащего.

К сожалению, в настоящее время недостаточно методик работы по формированию здорового образа жизни в процессе социально-культурной деятельности военнослужащих, которые отличались бы профессионально-прикладной направленностью, а также были ориентированы на здоровый образ жизни, который является фундаментом соматического и психического здоровья, источником высокой нравственности и творческого долголетия.

В российской педагогической науке проблема формирования здорового образа жизни разрабатывается в исследованиях, ориентированных на изучение технологического потенциала системы

среднего и дополнительного образования, санаторно-курортных учреждений и др. (Г. Д. Алиж-манова, Ж. В. Бухаринова, В. К. Волкова, Н. В. Дементьева, Г. К. Зайцев, Л. А. Коротаева, Н. К. Ковш, Е. Е. Лунина, Е. В. Макаревич, Г. А. Мильграм, Н. В. Никитин, Н. П. Поващенко, С. Г. Сериков, С. В. Тетерский, Е. О. Школа и др.). Особенности сохранения и укрепления здоровья исследовались рядом зарубежных исследователей (Е. Браун, Р. Келли, Г. Кок, Х. Климм и др.).

Специфика организации рекреативной деятельности как важного составного компонента воспитания молодежи рассматривалась в работах педагогов и культурологов А. И. Арнольдова, С. Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. В. Попова, В. С. Садовской,

А. В. Соколова, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко и др.

Важным для нашего исследования являлись специальные научные разработки, посвященные специфике организации современных технологий воспитания и социально-культурной деятельности: В. П. Беспалько, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. Г. Галагузова, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова, Е. В. Домаренко, В. З. Дули-ков, А. Д. Жарков, А. П. Марков, В. А. Никитин, Г. Н. Новикова, Г. К. и А. Г. Селевко, В. М. Чижиков, Е. И. Холостова и др.

Большое значение для нашего исследования имеют: работы в области военной педагогики (Г. М. Аверьянов, А. Г. Баранов, Н. С. Кравчук, И. Л. Логинов, В. Л. Марицук, Н. Г. Мирошниченко, А. И. Мурзин, В. С. Олейников, В. П. Петров, Д. П. Познанский, В. А. Щеголев, Я. Я. Юрченко и др.).

Анализ научно-педагогической литературы, рассматривающей вопросы формирования здорового образа жизни молодежи, позволяет нам констатировать недостаточную разработанность исследуемой проблемы, ее понятийного аппарата, содержания и специфики. Недостаточно исследованы различные социально-педагогические технологии, в частности рекреативные, которые влияют на формирование здорового образа жизни молодежи.

Проведенные исследования и опыт практической работы по формированию здорового образа жизни в процессе социально-культурной деятельности военного вуза позволяют сформулировать существующие на сегодняшний день противоречия между:

- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к формированию здорового образа жизни будущих офице-

ров и недостаточной разработанностью новых подходов к решению этой проблемы на современном этапе развития общества;

- потенциальными возможностями социально-культурной деятельности в формировании здорового образа жизни и недостаточной разработанностью научных подходов к решению данной проблемы в военном вузе.

Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, которая заключается в научном обосновании потенциала социально-культурной деятельности и организационно-педагогических условий формирования ценностного отношения курсантов военных вузов к здоровому образу жизни.

Основой исследования по рассматриваемой теме являлись идеи философов, антропологов, социологов, психологов, педагогов и других представителей гуманитарных наук о возникновении и формировании сознательного осмысления человеком своего пребывания в данном обществе (В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, Ю. А. Брил, Л. С. Выготский, И. Г. Гердер, Л. Н. Леонтьев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.); философские идеи о морали как деятельностном способе духовного самоопределения человека (С. Ф. Анисимов,

A. М. Архангельский, О.Т. Дробницкий, Л.Б. Филатова, И.Т. Фролов), о роли социальной среды в становлении личности (Э. Берн, Н. П. Дубинин, И. С. Кон, А. С. Михлин, Р. Мертон, А. В. Петровский, В. Ф. Поршнев, А. А. Радугин, И. И. Рез-вицкий, П. А. Сорокин и др.); концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека в его личностном саморазвитии (Д. Дидро, А. Х. Маслоу, И. Г. Песталоцци, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.).

В науке имеются концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития, самореализации (К. А. Абу-льханова-Славская, С. И. Гессен, М. С. Каган,

B. И. Слободчиков и др.); концептуальные положе-

ния о ценностях (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган,

Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов и др.); гуманистические теории воспитания (О. С. Газман, В. А. Караковский, В. Я. Лыкова,

В. Г. Маралов, Г. С. Меркин, В. А. Ситаров,

A. П. Сманцер, Н. Е. Щуркова и др.); концептуаль-

ные идеи о здоровье, влиянии образа жизни на здоровье человека (Н. М. Амосов, И. И. Брехман,

B. П. Губа, Ю. Ф. Змановский, Ю. П. Лисицин,

В. В. Марков, В. А. Попов, А. В. Соколов и др.); валеологические концепции (В. В. Колбанов,

Ю. В. Науменко, Л. Г. Татарникова, В. П. Шукаева и др.).

Важнейшее значение для исследования имеют идеи теоретиков в области социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, Л. С.Жарковой, А. С. Запесоцкого, Е. В. Литовки-на, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. Е. Триодина,

В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.

В статье учитывались требования, положения и выводы, изложенные в нормативных документах Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ.

Здоровый образ жизни, как и здоровье, понятие комплексное, включающее социальные, экономические, биологические, медицинские, этические, психологические аспекты.

Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни». Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Образ жизни может рассматриваться как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как «система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды», где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его [1].

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Здоровый образ жизни, который ведется правильно и выполняет все свои составляющие, защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание и т. п.

Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее

мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и тому подобное, что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке, корректируя поведение личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами.

В социально-культурной деятельности сегодня сложились три группы методов.

Первая группа - это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя: информирование; разъяснение; комментирование; обобщение; внушение; заражение; убеждение.

Вторая группа - это методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественно-культурных функций; самоорганизацию; самоуправление; самообразование; самообслуживание; игру и т. д.

Значительную роль играет третья группа -методы стимулирования социально-культурной активности, которая включает в себя: положительный пример; соревнование; требование; общественное мнение; поощрение; перспективу; критику и самокритику [3].

Из приведенных выше методов формирования общественного сознания необходимо уточнить современное понимание таких терминов, как внушение и заражение. Внушение - это информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Заражение -это информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому неопределенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение. Говоря о методах формирования общественного сознания, мы рассматриваем убеждение как процесс информационно-психологического воздействия. В этом случае убеждение -это основанное на законах логики сообщение, ста-

вящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную деятельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т. е. систему осознанных потребностей и высшую форму направленности личности, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как правило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов.

Нами определены организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности:

- использование потенциала социальнокультурной деятельности при построении воспитательной работы с курсантами;

- стимулирование и мотивация курсантов к получению профессии российского офицера;

- учет специфики педагогической деятельности в военных вузах, традиций российских Вооруженных сил;

- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;

- осуществление воздействия на личность курсантов через образовательную, мыслительную и творческую деятельность;

- готовность преподавателей к осуществлению воспитательной работы;

- построение воспитательной деятельности на основе педагогической программы по формированию формирования культуры здорового и безопасного образа жизни курсантов военного вуза в процессе социально-культурной деятельности;

- использование критериального аппарата, позволяющего проводить объективную оценку педагогической работы.

Литература

1. Барабанщиков А. В. Психология и педагогика

высшей военной школы. М. ,1989.

2. Военное образование в России на рубеже XIX-XX веков // Военно-исторический журнал. 1988. № 5.

С. 3-8.

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.

* * *

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO HEALTH OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

K. N. Fadkin

In article the organizational and pedagogical conditions of implementation of the pedagogical activity developed by the author, allowing effectively to form the valuable relation to health of cadets of military higher education institutions by means of social and cultural activity are presented.

Key words: organizational and pedagogical conditions of implementation of pedagogical activity, formation of the valuable relation to health of the military personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.