Е. Попов // Проблемы теории и практики управления. — 2004. - № 6. - С. 55-62.
12. Ищенко, М. А. Постановка и решение задачи синтеза структуры оптимальных модульных автоматизированных информационных систем по критерию максимума информационной производительности / М. А. Ищенко // Приборы и Системы. Управление. Контроль. Диагностика. — 2009. — № 5.- С. 23-26.
13. Косоруков, А. Л. Логическое моделирование динамических систем / А. Л. Косоруков, Е. Р. Пантелеев // Известия вузов. Энергетика. - 1991. - Февраль. - С. 67
14. Плещёв, В. В. Автоматизированное вариантно-ориен-тированиое проектирование адаптивных методических систем формирования компетентности специалистов / В. В. Плещёв // Информатика и образование. - 2005. - № 5. - С. 75-77.
15. Евгенев, Г. Б. Синергетическая методология интеграции знаний / Г. Б. Евгенев // Информационные технологии. -2011. - № 1. - С. 15-23.
16. Разумов, В. И. Категориальный аппарат междисциплинарного синтеза / В. И. Разумов, В. П. Сизиков // Вестник Омского университета. - 2003. - № 2. - С. 37-40.
СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.05.2014 г. © Г. И. Сечкин
№
УДк 377355 А. Г. ПЕРЕВЕРЗЕВ
Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье уточнено определение личности военнослужащего безопасного типа поведения, раскрываются основные детерминанты безопасного поведения военнослужащего. Выделены принципы организации образовательных процессов в среднем профессиональном военном образовании, ориентированных на развитие личности военнослужащего безопасного типа поведения. Ключевые слова: военнослужащий, безопасный тип поведения, среднее профессиональное военное образование, развитие личности.
Военно-профессиональная деятельность может быть отнесена к числу наиболее требовательных к своему субъекту, при этом большая часть требований традиционно адресована к личности военнослужащего, к его внутреннему миру. Личностный облик военного профессионала формируется в процессе всей профессиональной карьеры, от момента выбора профессии и до окончания военной службы, однако решающая роль в этом процессе принадлежит профессиональному военному образованию.
Профессиональное военное образование в результате реформы приобрело новую, многоступенчатую структуру, в которой могут соблюдаться преемственность в целях, стандартах и содержании. Сегодня самую существенную роль в выполнении кадрового заказа Вооруженных сил играет звено среднего профессионального военного образования. Одновременно с этим среднее профессиональное военное образование характеризуется как наименее разработанное с точки зрения образовательных и воспитательных задач.
Ступень среднего профессионального военного образования объединяет пять уровней подготовки и повышения квалификации младших специалистов:
— подготовку по наиболее сложным воинским учетным специальностям, предусматривающим
эксплуатацию высокотехнологичного вооружения и техники;
— подготовку сержантов на должности командира отделения, танка, расчета, группы и т.д.;
— подготовку сержантов на должности командира взвода, заместителя командира взвода и им равные;
— подготовку мастер-сержантов бригадного и полкового уровня;
— подготовку главных сержантов армейского звена [1].
Среднее профессиональное военное образование, как пишет В. А. Митрахович, обеспечивает «...целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях» [2, с. 12]. Развитие профессионала на ступени среднего профессионального военного образования обеспечивает его осознанное, внутренне мотивированное поведение в ходе выполнения профессиональных задач, характер которого связан не с контролем и санкциями, а с профессионально важными качествами личности, ее установками, нормами и правилами. Ориентируясь на данное положение, можно утверждать, что в среднем
профессиональном военном образовании могут быть заданы ключевые детерминанты безопасного поведения военнослужащего, сформирована личность военнослужащего безопасного типа поведения.
Личность военнослужащего безопасного типа поведения представляет собой человека, который в результате своего развития, воинского обучения и воспитания приобрел внутренне детерминированную способность избегать угроз безопасности или противостоять им, защищать от них окружающих, а также не создавать опасностей для себя и окружающих в процессе военно-профессиональной деятельности. Ключевое значение в формировании у военнослужащего безопасного типа поведения играют внутренние детерминанты его активности по отношению к военно-профессиональной среде.
Рассматривая тип поведения военнослужащего как его индивидуальную характеристику, а также как результат воинского обучения и воспитания, среди детерминант безопасного поведения можно выделить следующие группы:
— когнитивную (ряд приобретенных им в процессе общего и профессионального военного образования знаний и представлений о совокупности опасных и вредных факторов военно-профессиональной среды, их влияния на организм и психику военнослужащих, последствия, а также способы избежать воздействия или преодолеть его);
— деятельностную (результаты рефлексии, осмысления и оценки военнослужащим собственной военно-профессиональной деятельности с точки зрения собственной безопасности и безопасности окружающих);
— эмоционально-волевую (группа качеств личности, определяющих способность военнослужащего удерживать свое поведение в безопасных рамках, преодолевая кратковременные чувства, эмоции, реакции и другие факторы);
— ценностно-мотивационную (группа мировоззренческих характеристик личности, обеспечивающих активность военнослужащего, а также выступающих внутренними фильтрами его поведения).
Вопросам формирования личности безопасного типа поведения в системе профессионального образования посвящены исследования Ю. Б. Казими-рова, В. Ф. Лутаенко, А. Д. Щипачевой и др. [3]. Авторами выделены различные аспекты проблемы, в частности:
— мировоззренческий, связанный с признанием невозможности абсолютной безопасности и приемлемого риска для данного вида профессионального труда;
— образовательный, связанный с формированием на уровне поведенческих установок единства теоретических основ и практических навыков безопасного поведения;
— технологический, заключающийся в необходимости развивать в практической профессиональной деятельности сумму умений и навыков безопасного поведения при решении профессиональных задач и др.
В среднем профессиональном образовании, в силу значимости данной ступени в профессиональной подготовке специалиста, может решаться задача формирования личности безопасного типа поведения как процесса актуализации и закрепления внутренних детерминант безопасного поведения будущего специалиста в ходе специально организованного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, профессиональной деятельности будущего специалиста,
его самообразования и самостоятельного профессионального развития. Обеспечивая формирование личности специалиста безопасного типа поведения в среднем профессиональном образовании, следует учитывать его роль непосредственного организатора производства, руководителя первичных коллективов, опираться на ценности безопасности и здоровья.
Организация процесса формирования личности военнослужащего безопасного типа поведения, как мы считаем, может быть эффективной в том случае, если она разрабатывается специально для системы среднего профессионального военного образования и опирается на тенденции развития среднего профессионального образования России.
Педагогическое взаимодействие, способствующее формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения, представляет собой вид внутрисистемной связи, возникающий в образовательном процессе, целенаправленно и мотивированно поддерживаемый офицерами, преподавателями, сержантами, солдатами и другими субъектами в процессе совместной деятельности по реализации содержания среднего профессионального военного образования. Сам образовательный процесс может быть рассмотрен как полиморфное и многоплановое взаимодействие его субъектов, в ходе которого происходит взаимное обогащение смыслом совместной деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями. Взаимодействие обеспечивает взаимное влияние и изменение субъектов образовательного процесса, их деятельностный и личностный обмен и в результате влияет на развитие личности будущего профессионала.
Специфика педагогического взаимодействия в среднем профессиональном военном образовании обусловлена:
— формализацией взаимоотношений, установленных Уставами, приказами и должностными инструкциями;
— единством контактных, информационных и координационных обменов, их динамичностью и насыщенностью;
— наличием стабильных алгоритмов взаимодействия и др.
Особо выделим тот факт, что взаимодействие субъектов в профессиональном военном образовании носит корпоративный характер, оно основано на профессиональной идентификации субъектов и регулируется как формальными, так и неформальными нормами и правилами. Кроме того, следует учитывать, что эффективность взаимодействия напрямую зависит от личности преподавателя, его авторитета, профессионального опыта.
Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в среднем профессиональном военном образовании, способствующее формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения, строится на следующих принципах:
— принцип сотрудничества, означающий равную заинтересованность субъектов в формировании безопасного типа поведения у обучаемых, при котором взаимодействие выступает как совместная деятельность;
— принцип сочетания функционально-ролевого и личностного характера взаимодействия, при котором субъекты не только реализуют предписанные им роли в образовательном процессе, но и обмениваются личностными смыслами безопасного поведения, отношениями к нему, личным
опытом военно-профессиональной деятельности в условиях воздействия опасных и вредных факторов;
— принцип интерактивности, при котором обучаемый ведет активный и мотивированный поиск смыслов и оснований безопасного поведения;
— принцип использования профессионального контекста, позволяющего связать безопасный тип поведения с эффективностью выполнения задач военно-профессиональной деятельности.
Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании, как мы считаем, во многом обеспечивается соответствующим образом организованной военно-профессиональной деятельностью.
Во-первых, согласно личностно-деятельностному подходу к организации педагогических процессов, качества личности развиваются и одновременно проявляются только в деятельности.
Во-вторых, военнослужащие, обучающиеся в системе среднего профессионального военного образования, находятся на контрактной службе. Они выполняют полноценную профессиональную роль, являются субъектами военно-профессиональной деятельности, которая для них не ограничивается только учебой.
В-третьих, среднее профессиональное военное образование менее теоретизировано, чем высшее, оно предусматривает практико-ориентированное обучение, при этом ряд детерминант безопасного поведения военнослужащих связан с опытом военно-профессиональной деятельности.
В-четвертых, в возникающих или специально смоделированных профессиональных ситуациях формируется опыт личного безопасного поведения, а также опыт организации относительно безопасного выполнения боевых задач.
Военно-профессиональная деятельность, влияющая на формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения, таким образом, может быть представлена как целенаправленная активность военнослужащего при решении повседневных или специально смоделированных профессиональных и учебно-профессиональных задач, обусловливающая формирование и проявление личностных качеств, определяющих его безопасное поведение.
Военно-профессиональная деятельность, содействующая формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании, строится:
— на принципе сознательности, когда ситуации военно-профессиональной деятельности адекватно осознается военнослужащими с точки зрения их опасности для жизни и здоровья;
— на принципе адекватности, обеспечивающем совпадение учебно-профессиональных задач с реальными профессиональными задачами, которые предстоит решать выпускнику;
— на принципе реальности, предусматривающем моделирование в среднем профессиональном военном образовании опасных и вредных факторов с постепенным усложнением и максимально возможным увеличением степени опасности;
— на принципе единства теоретического и практического обучения, при котором в военно-профессиональной деятельности находят применение теоретические знания в области безопасности военной службы и безопасного поведения;
— на принципе обязательной рефлексии, определяющем необходимость обязательного анализа,
оценки и фиксирования ситуаций военно-профессиональной деятельности, с точки зрения их опасности, адекватности реакций, выбора способа поведения и действий военнослужащих.
Ряд детерминант безопасного поведения военнослужащих может быть актуализирован за счет самообразования. Это объясняется тем, что перед средним профессиональным военным образованием стоит задача формирования у военных специалистов стратегии образования в течение всей профессиональной жизни. Самообразование и самостоятельное профессиональное развитие в интересах формирования личности военнослужащего безопасного типа поведения можно определить как часть целеустремленной, самостоятельной работы военнослужащего по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию качеств личности, определяющих поведение по безопасному типу, осуществляемую в том случае, когда военнослужащий осознал ее необходимость для эффективного выполнения обязанностей военной службы.
В качестве принципов организации такой работы можно определить:
— принцип технологичности, предусматривающий оснащение обучаемых в системе среднего профессионального военного образования технологиями самообразования и самостоятельного профессионального развития;
— принцип доступности, определяющий необходимость создания доступа к объему информации, соответствующему запросам военнослужащего;
— принцип объективности, связывающий самообразование и самостоятельное профессиональное развитие с полным представлением военнослужащего о своих недостатках, не обеспечивающих безопасность при выполнении задач военно-профессиональной деятельности.
Реализация перечисленных принципов в среднем профессиональном военном образовании обеспечит активизацию и закрепление внутренних детерминант безопасного поведения военнослужащих.
Библиографический список
1. Подготовка военнослужащих по контракту [Электронный ресурс] / Министерство обороны Российской Федерации. - Режим доступа: http://recrut.mil.ru/career/soldiering/ qualification/soldier.htm (дата обращения: 12.05.2014).
2. Митрахович, В. А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Митрахович Вячеслав Александрович. -Волгоград, 2012. - 48 с.
3. Казимиров, Ю. Б. Концептуальные основы формирования личности «безопасного типа» в непрерывном образовании / Ю. Б. Казимиров, А. Д. Шипачева, В. Ф. Лутаенко // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 2. - С. 9-12.
№
ПЕРЕВЕРЗЕВ Александр Геннадьевич, соискатель по кафедре социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета; капитан 3-го ранга; преподаватель кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института — филиала Военной академии материально-технического обеспечения. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © А. Г. Переверзев