Научная статья на тему 'Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании'

Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SERVICEMAN / SAFE TYPE OF BEHAVIOR / SECONDARY PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Александр Геннадьевич

В статье уточнено определение личности военнослужащего безопасного типа поведения, раскрываются основные детерминанты безопасного поведения военнослужащего. Выделены принципы организации образовательных процессов в среднем профессиональном военном образовании, ориентированных на развитие личности военнослужащего безопасного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of identity of a serviceman of safe type behavior on average professional military education

In the article definition of the identity of a serviceman of safe type behavior is specified, the main conditions of safe behavior of the serviceman are revealed. The principles of the organization of secondary professional military education developing the identity of a serviceman of safe type behavior are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании»

Е. Попов // Проблемы теории и практики управления. — 2004. - № 6. - С. 55-62.

12. Ищенко, М. А. Постановка и решение задачи синтеза структуры оптимальных модульных автоматизированных информационных систем по критерию максимума информационной производительности / М. А. Ищенко // Приборы и Системы. Управление. Контроль. Диагностика. — 2009. — № 5.- С. 23-26.

13. Косоруков, А. Л. Логическое моделирование динамических систем / А. Л. Косоруков, Е. Р. Пантелеев // Известия вузов. Энергетика. - 1991. - Февраль. - С. 67

14. Плещёв, В. В. Автоматизированное вариантно-ориен-тированиое проектирование адаптивных методических систем формирования компетентности специалистов / В. В. Плещёв // Информатика и образование. - 2005. - № 5. - С. 75-77.

15. Евгенев, Г. Б. Синергетическая методология интеграции знаний / Г. Б. Евгенев // Информационные технологии. -2011. - № 1. - С. 15-23.

16. Разумов, В. И. Категориальный аппарат междисциплинарного синтеза / В. И. Разумов, В. П. Сизиков // Вестник Омского университета. - 2003. - № 2. - С. 37-40.

СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика».

Адрес для переписки: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2014 г. © Г. И. Сечкин

УДк 377355 А. Г. ПЕРЕВЕРЗЕВ

Омский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье уточнено определение личности военнослужащего безопасного типа поведения, раскрываются основные детерминанты безопасного поведения военнослужащего. Выделены принципы организации образовательных процессов в среднем профессиональном военном образовании, ориентированных на развитие личности военнослужащего безопасного типа поведения. Ключевые слова: военнослужащий, безопасный тип поведения, среднее профессиональное военное образование, развитие личности.

Военно-профессиональная деятельность может быть отнесена к числу наиболее требовательных к своему субъекту, при этом большая часть требований традиционно адресована к личности военнослужащего, к его внутреннему миру. Личностный облик военного профессионала формируется в процессе всей профессиональной карьеры, от момента выбора профессии и до окончания военной службы, однако решающая роль в этом процессе принадлежит профессиональному военному образованию.

Профессиональное военное образование в результате реформы приобрело новую, многоступенчатую структуру, в которой могут соблюдаться преемственность в целях, стандартах и содержании. Сегодня самую существенную роль в выполнении кадрового заказа Вооруженных сил играет звено среднего профессионального военного образования. Одновременно с этим среднее профессиональное военное образование характеризуется как наименее разработанное с точки зрения образовательных и воспитательных задач.

Ступень среднего профессионального военного образования объединяет пять уровней подготовки и повышения квалификации младших специалистов:

— подготовку по наиболее сложным воинским учетным специальностям, предусматривающим

эксплуатацию высокотехнологичного вооружения и техники;

— подготовку сержантов на должности командира отделения, танка, расчета, группы и т.д.;

— подготовку сержантов на должности командира взвода, заместителя командира взвода и им равные;

— подготовку мастер-сержантов бригадного и полкового уровня;

— подготовку главных сержантов армейского звена [1].

Среднее профессиональное военное образование, как пишет В. А. Митрахович, обеспечивает «...целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях» [2, с. 12]. Развитие профессионала на ступени среднего профессионального военного образования обеспечивает его осознанное, внутренне мотивированное поведение в ходе выполнения профессиональных задач, характер которого связан не с контролем и санкциями, а с профессионально важными качествами личности, ее установками, нормами и правилами. Ориентируясь на данное положение, можно утверждать, что в среднем

профессиональном военном образовании могут быть заданы ключевые детерминанты безопасного поведения военнослужащего, сформирована личность военнослужащего безопасного типа поведения.

Личность военнослужащего безопасного типа поведения представляет собой человека, который в результате своего развития, воинского обучения и воспитания приобрел внутренне детерминированную способность избегать угроз безопасности или противостоять им, защищать от них окружающих, а также не создавать опасностей для себя и окружающих в процессе военно-профессиональной деятельности. Ключевое значение в формировании у военнослужащего безопасного типа поведения играют внутренние детерминанты его активности по отношению к военно-профессиональной среде.

Рассматривая тип поведения военнослужащего как его индивидуальную характеристику, а также как результат воинского обучения и воспитания, среди детерминант безопасного поведения можно выделить следующие группы:

— когнитивную (ряд приобретенных им в процессе общего и профессионального военного образования знаний и представлений о совокупности опасных и вредных факторов военно-профессиональной среды, их влияния на организм и психику военнослужащих, последствия, а также способы избежать воздействия или преодолеть его);

— деятельностную (результаты рефлексии, осмысления и оценки военнослужащим собственной военно-профессиональной деятельности с точки зрения собственной безопасности и безопасности окружающих);

— эмоционально-волевую (группа качеств личности, определяющих способность военнослужащего удерживать свое поведение в безопасных рамках, преодолевая кратковременные чувства, эмоции, реакции и другие факторы);

— ценностно-мотивационную (группа мировоззренческих характеристик личности, обеспечивающих активность военнослужащего, а также выступающих внутренними фильтрами его поведения).

Вопросам формирования личности безопасного типа поведения в системе профессионального образования посвящены исследования Ю. Б. Казими-рова, В. Ф. Лутаенко, А. Д. Щипачевой и др. [3]. Авторами выделены различные аспекты проблемы, в частности:

— мировоззренческий, связанный с признанием невозможности абсолютной безопасности и приемлемого риска для данного вида профессионального труда;

— образовательный, связанный с формированием на уровне поведенческих установок единства теоретических основ и практических навыков безопасного поведения;

— технологический, заключающийся в необходимости развивать в практической профессиональной деятельности сумму умений и навыков безопасного поведения при решении профессиональных задач и др.

В среднем профессиональном образовании, в силу значимости данной ступени в профессиональной подготовке специалиста, может решаться задача формирования личности безопасного типа поведения как процесса актуализации и закрепления внутренних детерминант безопасного поведения будущего специалиста в ходе специально организованного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, профессиональной деятельности будущего специалиста,

его самообразования и самостоятельного профессионального развития. Обеспечивая формирование личности специалиста безопасного типа поведения в среднем профессиональном образовании, следует учитывать его роль непосредственного организатора производства, руководителя первичных коллективов, опираться на ценности безопасности и здоровья.

Организация процесса формирования личности военнослужащего безопасного типа поведения, как мы считаем, может быть эффективной в том случае, если она разрабатывается специально для системы среднего профессионального военного образования и опирается на тенденции развития среднего профессионального образования России.

Педагогическое взаимодействие, способствующее формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения, представляет собой вид внутрисистемной связи, возникающий в образовательном процессе, целенаправленно и мотивированно поддерживаемый офицерами, преподавателями, сержантами, солдатами и другими субъектами в процессе совместной деятельности по реализации содержания среднего профессионального военного образования. Сам образовательный процесс может быть рассмотрен как полиморфное и многоплановое взаимодействие его субъектов, в ходе которого происходит взаимное обогащение смыслом совместной деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями. Взаимодействие обеспечивает взаимное влияние и изменение субъектов образовательного процесса, их деятельностный и личностный обмен и в результате влияет на развитие личности будущего профессионала.

Специфика педагогического взаимодействия в среднем профессиональном военном образовании обусловлена:

— формализацией взаимоотношений, установленных Уставами, приказами и должностными инструкциями;

— единством контактных, информационных и координационных обменов, их динамичностью и насыщенностью;

— наличием стабильных алгоритмов взаимодействия и др.

Особо выделим тот факт, что взаимодействие субъектов в профессиональном военном образовании носит корпоративный характер, оно основано на профессиональной идентификации субъектов и регулируется как формальными, так и неформальными нормами и правилами. Кроме того, следует учитывать, что эффективность взаимодействия напрямую зависит от личности преподавателя, его авторитета, профессионального опыта.

Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в среднем профессиональном военном образовании, способствующее формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения, строится на следующих принципах:

— принцип сотрудничества, означающий равную заинтересованность субъектов в формировании безопасного типа поведения у обучаемых, при котором взаимодействие выступает как совместная деятельность;

— принцип сочетания функционально-ролевого и личностного характера взаимодействия, при котором субъекты не только реализуют предписанные им роли в образовательном процессе, но и обмениваются личностными смыслами безопасного поведения, отношениями к нему, личным

опытом военно-профессиональной деятельности в условиях воздействия опасных и вредных факторов;

— принцип интерактивности, при котором обучаемый ведет активный и мотивированный поиск смыслов и оснований безопасного поведения;

— принцип использования профессионального контекста, позволяющего связать безопасный тип поведения с эффективностью выполнения задач военно-профессиональной деятельности.

Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании, как мы считаем, во многом обеспечивается соответствующим образом организованной военно-профессиональной деятельностью.

Во-первых, согласно личностно-деятельностному подходу к организации педагогических процессов, качества личности развиваются и одновременно проявляются только в деятельности.

Во-вторых, военнослужащие, обучающиеся в системе среднего профессионального военного образования, находятся на контрактной службе. Они выполняют полноценную профессиональную роль, являются субъектами военно-профессиональной деятельности, которая для них не ограничивается только учебой.

В-третьих, среднее профессиональное военное образование менее теоретизировано, чем высшее, оно предусматривает практико-ориентированное обучение, при этом ряд детерминант безопасного поведения военнослужащих связан с опытом военно-профессиональной деятельности.

В-четвертых, в возникающих или специально смоделированных профессиональных ситуациях формируется опыт личного безопасного поведения, а также опыт организации относительно безопасного выполнения боевых задач.

Военно-профессиональная деятельность, влияющая на формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения, таким образом, может быть представлена как целенаправленная активность военнослужащего при решении повседневных или специально смоделированных профессиональных и учебно-профессиональных задач, обусловливающая формирование и проявление личностных качеств, определяющих его безопасное поведение.

Военно-профессиональная деятельность, содействующая формированию личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном образовании, строится:

— на принципе сознательности, когда ситуации военно-профессиональной деятельности адекватно осознается военнослужащими с точки зрения их опасности для жизни и здоровья;

— на принципе адекватности, обеспечивающем совпадение учебно-профессиональных задач с реальными профессиональными задачами, которые предстоит решать выпускнику;

— на принципе реальности, предусматривающем моделирование в среднем профессиональном военном образовании опасных и вредных факторов с постепенным усложнением и максимально возможным увеличением степени опасности;

— на принципе единства теоретического и практического обучения, при котором в военно-профессиональной деятельности находят применение теоретические знания в области безопасности военной службы и безопасного поведения;

— на принципе обязательной рефлексии, определяющем необходимость обязательного анализа,

оценки и фиксирования ситуаций военно-профессиональной деятельности, с точки зрения их опасности, адекватности реакций, выбора способа поведения и действий военнослужащих.

Ряд детерминант безопасного поведения военнослужащих может быть актуализирован за счет самообразования. Это объясняется тем, что перед средним профессиональным военным образованием стоит задача формирования у военных специалистов стратегии образования в течение всей профессиональной жизни. Самообразование и самостоятельное профессиональное развитие в интересах формирования личности военнослужащего безопасного типа поведения можно определить как часть целеустремленной, самостоятельной работы военнослужащего по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию качеств личности, определяющих поведение по безопасному типу, осуществляемую в том случае, когда военнослужащий осознал ее необходимость для эффективного выполнения обязанностей военной службы.

В качестве принципов организации такой работы можно определить:

— принцип технологичности, предусматривающий оснащение обучаемых в системе среднего профессионального военного образования технологиями самообразования и самостоятельного профессионального развития;

— принцип доступности, определяющий необходимость создания доступа к объему информации, соответствующему запросам военнослужащего;

— принцип объективности, связывающий самообразование и самостоятельное профессиональное развитие с полным представлением военнослужащего о своих недостатках, не обеспечивающих безопасность при выполнении задач военно-профессиональной деятельности.

Реализация перечисленных принципов в среднем профессиональном военном образовании обеспечит активизацию и закрепление внутренних детерминант безопасного поведения военнослужащих.

Библиографический список

1. Подготовка военнослужащих по контракту [Электронный ресурс] / Министерство обороны Российской Федерации. - Режим доступа: http://recrut.mil.ru/career/soldiering/ qualification/soldier.htm (дата обращения: 12.05.2014).

2. Митрахович, В. А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Митрахович Вячеслав Александрович. -Волгоград, 2012. - 48 с.

3. Казимиров, Ю. Б. Концептуальные основы формирования личности «безопасного типа» в непрерывном образовании / Ю. Б. Казимиров, А. Д. Шипачева, В. Ф. Лутаенко // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 2. - С. 9-12.

ПЕРЕВЕРЗЕВ Александр Геннадьевич, соискатель по кафедре социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета; капитан 3-го ранга; преподаватель кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института — филиала Военной академии материально-технического обеспечения. Адрес для переписки: otiipereverzev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © А. Г. Переверзев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.