УДК 373
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Майданкина Наталья Юрьевна
профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», кандидат педагогических наук, доцент;
председатель Ассоциации педагогических коллективов ДОО
Ульяновской области
Олейникова Елена Владимировна
заведующий МБДОУ№ 244, г. Ульяновск E-mail: mdou_244@mail.ru
Новопольцева Вероника Григорьевна
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
МБДОУ № 244, г. Ульяновск
IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF THE SYSTEM FOR ASSESSING
THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE SOCIAL SITUATION OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION
Maydankina Natalia Yuryevna
Professor of the Department of Preschool, Primary Education and Teaching Methods of General Subjects of the I.N. Ulyanov Federal State Educational Institution, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Chairman of the Association of Pedagogical Collectives of the Ulyanovsk region
Oleynikova Elena Vladimirovna
Head of MBDOUNo. 244, Ulyanovsk E-mail: mdou_244@mail. ru
Novopoltseva Veronika Grigorievna
Deputy Head of Educational Work MBDOU No. 244, Ulyanovsk
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проектированию и реализации модели системы оценки качества дошкольного уровня образования с учётом социальной ситуации региона.
Abstract. The article discusses approaches to the design and implementation of a model of a system for assessing the quality of preschool education, taking into account the social situation of the region.
Ключевые слова, образовательный стандарт, модель оценки качества дошкольного образования.
Keywords: educational standard, a model for assessing the quality of preschool education.
Стратегическим направлением в развитии системы отечественного образования является проблема проектирования и развития системы объективной оценки качества образования в условиях реализации
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Дошкольная практика испытывает потребность в формировании объективной системы оценки качества дошкольного образования и обеспечении своевременной информацией педагогических работников ДОО о процессах и оценке качества системы образования, потребителях образовательных услуг для достижения качественного современного образования.
С 2018 года педагогический коллектив МБДОУ № 244 г. Ульяновска участвует в областной программе развития инновационных процессов (РИП), а с 2021 года ДОО является областным научно-методическим центром по распространению педагогического опыта по теме «Модель системы оценки качества дошкольного образования». С подходами в проектировании и реализации модели системы оценки качества дошкольного образования с учётом специфики региона мы знакомили широкую педагогическую общественность на страницах педагогических изданий, таких как журналы -«Управление ДОУ» № 7/2019 г., № 3/2020 г., «БЫЛЯТ-образование Ульяновской области» - № 4/2019 г. В данной статье мы хотим представить некоторые результаты заключительного этапа реализации нашего исследования в проектировании модели оценки качества дошкольного образования.
Модель системы оценки качества дошкольного образования спроектирована с учётом специфики нашего региона. Основой построения нашей модели системы оценки качества дошкольного уровня образования является личностно-ориентированный развивающий характер взаимодействия взрослых с детьми, уважение личности воспитанника, индивидуальный подход к субъектам образовательных отношений.
Мы уверены, что уровень конфликтных ситуаций (несоответствие родительских ожиданий к уровню предоставляемых образовательных услуг) в ДОО удаётся преодолеть и избежать при условии удовлетворения запроса
родителей воспитанников в современном качественном дошкольном образовании.
Идея проектирования региональной модели основана на объективной оценке качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, как получение адекватной информации о достижениях в системе образования по следующим показателям: доступность и комфортность обучения; открытость дошкольной организации; результаты обучения, воспитания и развития ребенка в рамках освоения образовательных (примерной и парциальной) программ, их ресурсное обеспечение; удовлетворенность общественности и родителей качеством образования; совершенствование образовательных процессов и отношений; взаимодействие с социальными партнерами и родителями воспитанников; сохранность контингента воспитанников; организация питания; состояние здоровья воспитанников; кадровый потенциал и др.
В рамках исследования мы разработали диагностический инструментарий, включающий тестовые задания по выявлению профессиональных знаний и умений педагогических кадров ДОО, способах деятельности в создании условий для достижения качества результатов образования воспитанников. С августа 2019 года и по настоящее время на сайте МБДОУ № 244( http://dou244.ru) запущен программный продукт «Оценка качества дошкольного образования» с тестовыми заданиями для двух категорий педагогических работников ДОО: тесты для руководителей «Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО» и для педагогов «Условия реализации ФГОС ДО». Задания имеют один или множественные варианты ответа и сопровождаются инструкцией. Программный продукт представлен и в разделе «Результаты тестов», на основании которого можно выявить процент успешных ответов и уровень успешности педагогов. Ниже представлены данные тестирования педагогов нашей области в период с декабря 2019 г. по февраль 2022 г.
Результаты тестирования на 12.12.19 г. - 199 чел. (табл. 1).
Результаты тестов на 12.12.2019 г.
Тест Всего Пройдено Не %
прохождений пройдено успеха
1 2 3 4 5
Руководители (заведующие, зам. зав. по УВР) 75 18 57 24
Воспитатели 124 59 65 47,6
Результаты тестирования на 13.11.20 г. - 575 чел. (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тестов на 13.11.2020 г.
Тест Всего Пройдено Не %
прохождений пройдено успеха
1 2 3 4 5
Руководители (заведующие, зам. зав. по УВР) 381 127 254 33
Воспитатели 194 94 100 48
Результаты тестирования на 26.10.2021 г. - 854 чел. (табл. 3).
Таблица 3
Результаты тестов на 26.10.2021 г.
Тест Всего прохождений Пройдено Не пройдено % успеха
1 2 3 4 5
Руководители (заведующие, зам. зав. по УВР) 634 185 449 29,17
Воспитатели 220 100 120 45,4
Результаты тестирования на 22.02.2022 г. - 891 чел. (табл. 4).
Результаты тестов на 22.02.2022 г.
Тест Всего Пройдено Не %
прохождений пройдено успеха
1 2 3 4 5
Руководители (заведующие, зам. зав. по УВР) 669 185 484 27,65
Воспитатели 222 101 121 45,49
В нашем исследовании с целью проверки профессиональных знаний и умений добровольно по собственной инициативе приняли участие 891 педагог нашей области (рис. 1), что, безусловно, свидетельствуют о потребности педагогов в непрерывном наращивании профессиональных знаний, умений и компетенций. В тоже время, процент успешных ответов в двух категориях педагогических работников нестабилен.
Результаты тестирования
2019-2022 г. г. по количеству-891 педагог
800 700
2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
■ Руководители ■ Воспитатели
Рис. 1. Количество педагогов, принявших участие в тестировании в период с 2019 по 2022 гг.
Анализ ответов показывает, что наибольшие трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники (руководители ДОО) это вопросы эффективности реализации Программы развития ДОО и особенности содержания образовательных областей (педагоги ДОО).
Кроме того, в ходе инновационной деятельности по оценке качества дошкольного образования для педагогов нашей ДОО был разработан и реализован специальный продукт - педагогический экран МБДОУ № 244 «На вершине профессионального успеха». В педагогическом экране выделены параметры: ФИО педагога, должность, образование, квалификационная категория, результаты участия педагога в методической и конкурсной деятельности по месяцам на протяжении одного учебного года (сентябрь -май); разделы с указанием количества выступлений каждого педагога на уровне -ДОО, городском, областном, всероссийском и международном; итоговое количество выступлений в целом от ДОО. Для лучшего зрительного восприятия уровни отмечены цветами - уровень ДОО в синий цвет, муниципальный - зелёный, областной - жёлтый, всероссийский и международный - красный цвет.
Результаты наблюдений показывают, что на протяжении последних лет педагоги МБДОУ № 244 активно участвуют в методической и конкурсной деятельности на разных уровнях: на уровне ДОО, на городском, на областном, на всероссийском и международных уровнях (рис. 2). Так, в 2019 -2020 учебном году общее количество выступлений педагогов составило - 179; в 2020 -2021 учебном году - 107. Эти данные отражают результативность профессионального роста педагогических кадров МБДОУ № 244.
2021-2022 учебный год
■ Всероссийский, международный уровень
■ Областной уровень
2019-2020 учебный год
2020-2021 учебный год
■ Муниципальный уровень
■ Уровень ДОО
0
50
100 150
Рис. 2. Участие педагогов МБДОУ № 244 в методической и конкурсной деятельности на разных уровнях
Таким образом, разработанная модель с учётом специфики региона является эффективным практико-ориентированным инструментом в построении системы объективной оценки качества дошкольного уровня образования в условиях реализации ФГОС ДО; разработанный диагностический инструментарий мотивирует педагогических работников в повышении профессионального роста.
1. Майданкина Н.Ю. Педагогические подходы к оценке качества дошкольного образования в образовательной организации / Н.Ю. Майданкина, Е.О. Олейникова, В.Г. Новопольцева // Творчество в профессиональной деятельности педагога: Материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием . 28 марта 2019 г. / отв. ред. М.Г. Заббарова - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. -С. 192-197.
2. Майданкина Н.Ю., Олейникова Е.В. Построение модели оценки качества дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2019. - № 7. - С. 34-43.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Олейникова Е.В., Новопольцева В.Г. Мониторинговое исследование как инструмент объективной оценки качества в системе дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2021. - № 8. - С. 12-19.
4. Система оценки качества дошкольного уровня образования в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Майданкина, Е.В. Олейникова, В.Г. Новопольцева / под редакцией Н.Ю. Майданкиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. - 98 с.
5. Майданкина Н.Ю., Олейникова Е.В., Новопольцева В.Г. Региональная модель оценки качества дошкольного уровня образования в условиях реализации ФГОС ДО / Социально-педагогическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20 мая 2021 г./ отв. Шадр. гос. пед. ун-т, Сургут. гос. пед. ун-т ; отв. ред. О.В. Вакуленко; ред. кол. О.В. Вакуленко, Ю.Н. Рюмина. - Электрон. текст. дан. (1,19 Мб). - Шадринск: ШГПУ, 2021. -С. 127-133.