Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДХОД / МЕХАНИЗМ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПОМОЩЬ / ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / СПЕЦИАЛИСТ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна

В статье автор раскрывает особенности модели обучения педагога в условиях трансформации системы повышения квалификации с учётом законодательной базы и образовательного пространства региона. Рассматривает специфику подхода в конструировании образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений и механизма «best to peer» модели обучения специалистов дошкольной сферы в системе повышения квалификации с целью повышения методической помощи и поддержки профессиональной деятельности. Материалы и методы. На основе сравнительного подхода автор кратко представляет характеристику моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, уточняет социально-демографический и педагогический портреты специалиста дошкольной сферы в регионе. В рамках реализации закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области» рассматривает подход к формированию и развитию института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона. Результаты исследования. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации разработан подход, суть которого в конструировании многоуровневого образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики региона, а также механизм «best to peer» (лучший - равному), характеризующийся вариативностью и гибкостью содержания, форм и методов обучения и взаимодействия педагогов на курсах повышения квалификации и в рамках методической деятельности вне формальных сроков обучения с использованием цифровых платформ. Заключение. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации представлен подход и механизм «best to peer» на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики образовательного пространства региона с целью повышения уровня методической помощи и оказания поддержки педагогу в построении индивидуальной профессиональной траектории для достижения качества образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INSTITUTE OF PROFESSIONAL ASSOCIATIONS OF PRE-SCHOOL SPECIALISTS IN THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF TEACHER TRAINING MODELS

The paper reveals the features of the teacher training model in the context of the transformation of the professional development system based on the legal framework and educational environment of the region. Consideration is given to an approach to constructing a multilevel educational environment based on the establishment and development of the institute of professional associations and the “best to peer” mechanism of the model of pre-school education of specialists in the professional development system to enhance the methodological aid and support of the professional activity. Materials and methods. Based on the comparative approach, the characteristics of the teacher training models in the professional development system are briefly presented, and social and demographical profiles of pre-school specialists in the region are specified. The study addresses the approach to establishing and developing the institute of professional associations of pre-school specialists in the framework of the law “About the status of pedagogical specialists engaged in the pedagogical activity in the Ulyanovsk region,” considering the region-specific features. Results of the research. The transformation of teacher training models in the professional development system involved the development of an approach, which entails the construction of the multilevel educational environment based on the establishment and development of the institute of the professional association of the pre-school specialists based on the legislative framework and regional specifics. It is also necessary to mention the “best-to-peer” mechanism characterized by variability and flexibility of the content, forms and methods of learning, and interaction of teachers at the professional development courses and within the methodological activity based on various digital platforms with no formal learning deadlines. Conclusion. The paper has proposed the approach and “best to peer” mechanism based on the establishment and development of the institute of professional associations of pre-school specialists, which factors in the legislative framework and region-specific educational environment. The central goal is to improve the methodological assistance and encourage a teacher to construct an individual professional path to achieve the quality of the educational activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ»

УДК 373:371.14

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

Оригинальная статья

Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов

Н. Ю. Майданкина

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск maidankina @ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности модели обучения педагога в условиях трансформации системы повышения квалификации с учётом законодательной базы и образовательного пространства региона. Рассматривает специфику подхода в конструировании образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений и механизма «best to peer» модели обучения специалистов дошкольной сферы в системе повышения квалификации с целью повышения методической помощи и поддержки профессиональной деятельности. Материалы и методы. На основе сравнительного подхода автор кратко представляет характеристику моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, уточняет социально-демографический и педагогический портреты специалиста дошкольной сферы в регионе. В рамках реализации закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области» рассматривает подход к формированию и развитию института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона.

Результаты исследования. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации разработан подход, суть которого в конструировании многоуровневого образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики региона, а также механизм «best to peer» (лучший - равному), характеризующийся вариативностью и гибкостью содержания, форм и методов обучения и взаимодействия педагогов на курсах повышения квалификации и в рамках методической деятельности вне формальных сроков обучения с использованием цифровых платформ.

Заключение. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации представлен подход и механизм «best to peer» на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики образовательного пространства региона с целью повышения уровня методической помощи и оказания

© Майданкина Н. Ю.

500 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

поддержки педагогу в построении индивидуальной профессиональной траектории для достижения качества образовательной деятельности.

Ключевые слова: трансформация, система дополнительного профессионального образования, модель обучения педагога, система повышения квалификации, подход, механизм, методическая поддержка и помощь, институт профессиональных объединений, специалист дошкольной сферы

Для цитирования: Майданкина Н. Ю. Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511. Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

Formation of an Institute of Professional Associations of Pre-School Specialists in the Process of Transformation of Teacher Training Models

Natalya Yu. Maidankina

I. N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk maidankina @ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837

Abstract. The paper reveals the features of the teacher training model in the context of the transformation of the professional development system based on the legal framework and educational environment of the region. Consideration is given to an approach to constructing a multilevel educational environment based on the establishment and development of the institute of professional associations and the "best to peer" mechanism of the model of pre-school education of specialists in the professional development system to enhance the methodological aid and support of the professional activity.

Materials and methods. Based on the comparative approach, the characteristics of the teacher training models in the professional development system are briefly presented, and social and demographical profiles of pre-school specialists in the region are specified. The study addresses the approach to establishing and developing the institute of professional associations ofpre-school specialists in the framework of the law "About the status ofpedagogical specialists engaged in the pedagogical activity in the Ulyanovsk region," considering the region-specific features.

Results of the research. The transformation of teacher training models in the professional development system involved the development of an approach, which entails the construction of the multilevel educational environment based on the establishment and development of the institute of the professional association of the pre-school specialists based on the legislative framework and regional specifics. It is also necessary to mention the "best-to-peer" mechanism characterized by variability andflexibility of the content, forms and methods of learning, and interaction of teachers at the professional development courses and within the methodological activity based on various digital platforms with no formal learning deadlines. Conclusion. The paper has proposed the approach and "best to peer" mechanism based on the establishment and development of the institute ofprofessional associations ofpre-school specialists, which factors in the legislative framework and region-specific educational environment. The central goal is to improve the methodological assistance and encourage a teacher to construct an individual professional path to achieve the quality of the educational activity.

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

501

Keywords: transformation, additional professional education system, teacher training model, training system, approach, mechanism, methodological support and assistance, institute of professional associations, pre-school specialist

For citation:

Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 500-511. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

Введение

Релевантность проблемы трансформации связана с тенденцией к социально-экономическим изменениям, преобразованиям социальной инфраструктуры и культурного уклада общества, что обусловливает потребность в изучении данного процесса для достижения эффективности и результативности в различных сферах профессиональной деятельности [1; 2; 3].

Особенностями процесса трансформации как ведущей тенденции на этапе развития системы образования являются повышающиеся социальные запросы и ожидания граждан, выявление устойчивых факторов к получению доступного и качественного уровня образования [4].

Устойчивая тенденция к трансформации системы дополнительного профессионального образования требует от современного специалиста овладения функциями и комплексом профессиональных умений, освоение которых возможно благодаря конструированию концепта многоуровневого образовательного пространства с учётом специфики региона, в том числе на основе деятельности профессиональных объединений, повышающего уровень методической помощи и поддержки педагога в рамках дополнительной подготовки и обучения, а также его мотивация к усилению в развитии собственного потенциала как внутреннего источника удовлетворения личных потребностей и осознания перспектив профессионального роста [5; 6].

Процесс трансформации моделей обучения, вариативность направленности и объёма содержания, форм, способов и механизмов повышения квалификации служит катализатором в обосновании научно-методических подходов, в разработке практико-о-риентированного инструментария, выборе технологий решения проблемы повышения уровня методической помощи и поддержки педагога для развития его профессиональной деятельности.

В связи с вышесказанным в процессе трансформации системы повышения квалификации новизна нашего исследования состоит в разработке и реализации подхода и механизма модели обучения педагога в системе повышения квалификации на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона.

Обзор литературы

Национальный проект «Образование» (Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г., протокол Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам № 10 от 3 сентября 2018 г.) определяет в качестве ориентира усиление модернизации системы непрерывного дополнительного профессионального образования, внедрение новых образовательных технологий дополнительного профессионального и неформального образования взрослых, обеспечивающих высокую мобильность и поступательное развитие общества.

В исследованиях Г. И. Герасимова, С. И. Гессена, Ю. И. Грибанова, Г. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. Н. Тур-ченко, М. М. Поташника, В. Д. Шадрикова и др. рассматриваются философские, соци-

502 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

альные и педагогические аспекты проблемы трансформации системы образования, в том числе и цифровой [7].

Анализ работ в области дополнительного профессионального образования В. С. Басюка, Б. С. Гершунского, С. Г. Вершловского, В. В. Давыдова, Г. П. Зинченко, И. А. Ильина, В. Н. Турченко, Ю. М. Лотмана, М. М. Поташника, Г. С. Сухобской, В. Д. Шадрикова и др. свидетельствует, что практика не в полной мере удовлетворяет социальные запросы к современному уровню образования, требования профессиональных и образовательных стандартов к качеству образования, что обусловливает потребность в изучении и разработке научно-теоретических подходов к конструированию модели обучения педагога в системе повышения квалификации; выявлении предпосылок и организационно-методических условий профессионального роста в системе повышения квалификации [8; 9; 10].

В науке изучению проблемы профессионального роста педагога, развития его потенциала, структуре и диагностике личностного, творческого, аксиологического, инновационного, профессионального, профессионально-смыслового, профессионально-педагогического, правового, коммуникативного и др. наполнения, способствующего совершенствованию профессиональной деятельности, посвящены труды О. И. Байдаровой, А. М. Боднар, Т. Л. Божинской, Ю. Н. Кулюткина, В. П. Бездухова, Е. Н. Гусаровой, Р. Б. Дондоковой, О. О. Киселевой, А. А. Костылевой, О. Т. Катербарг, Г. А. Мелекесова, Л. Л. Лашковой, Д. А. Леонтьева О. Л. Никольской, Е. А. Пагнаевой, Г. Ф. Приваловой, Е. А. Реанович, И. Э. Ярмакеева и др. [11;12].

В процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования сетевые педагогические сообщества и объединения признаются новой формой организации методической помощи и поддержки педагога, направленной на развитие у него гибких коммуникативных умений в общении с коллегами и родителями воспитанников, преодоление профессиональных дефицитов, повышение профессионального уровня путём актуализации компонентов потенциала.

Вопросы применения технологий профессионального роста педагога стали предметом диссертационного исследования О. Р. Нерадовской, в котором исследователь доказывает, что неформальные профессиональные сообщества играют ключевую роль в значимости результата их деятельности [13, с. 5].

В диссертационном исследовании Е. В. Грушникова раскрывает совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления повышением квалификации педагогов в процессе сетевого взаимодействия образовательных организаций [14; с. 4].

Материалы и методы

В рамках исследуемой проблемы на основе сравнительного подхода кратко охарактеризуем модели обучения педагога в системе повышения квалификации. Не имея цели представить сущностно-содержательную характеристику моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, отметим ряд особенностей.

Во-первых, в настоящее время в практике системы повышения квалификации параллельно применяются две модели обучения педагога: традиционная вертикальная и новая горизонтальная.

Во-вторых, особенность традиционной модели обучения педагога в системе повышения квалификации - модель вертикального обучения - состоит в формировании педагогических знаний и умений организовывать профессиональную деятельность по схеме «преподаватель - учитель (воспитатель)». Вертикаль модели обучения педагога структурирована и включает в себя образовательную организацию, муниципальное образование, областной институт развития образования (институт повышения квалификации). Преимущественная форма модели вертикального обучения педагога вклю-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

503

чает в себя лекционно-практические занятия, в том числе с применением цифровых платформ.

Открытость системы повышения квалификации способствует активному продвижению модели горизонтального обучения, особенность которой заключается в обучении специалистов путём трансляции образовательных практик по схеме «практик -практику», или «равный - равному» (peer to peer), и предполагает обучение педагогов «внутри, между собой». Формами модели горизонтального обучения педагога стали встречи, мастер-классы, обмен опытом, стажировка. Вертикаль модели горизонтального обучения педагога свободная и чёткой структуры не имеет.

Общим в моделях как вертикального, так и горизонтального обучения, на наш взгляд, является позиция субъекта образовательных отношений - «слушать», что обосновывает задачу перевода в процессе обучения позиции педагога-слушателя в педагога-действие.

С 2020 года в нашем регионе начал действовать закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области» от 25.09.2019 № 109-30 (в практике закон получил название «О статусе педагога») [15]. В основу закона положено достижение целей повышения социальной значимости и престижа педагогического труда, становления высокопрофессионального образовательного педагогического пространства для оказания квалифицированной методической помощи и поддержки в решении профессиональных задач на разных уровнях системы дополнительного профессионального образования, в том числе в вопросах внедрения новых моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, формирования активной деятельностной позиции специалиста, возрождения муниципальных методических объединений и др.

Действующая более 20 лет в нашем регионе областная программа развития инновационных процессов (РИП) в системе дополнительного профессионального образования служит основой для становления высокопрофессионального пространства региона и формирования института профессиональных объединений.

На основе закона «О статусе педагога» механизм формирования института профессиональных объединений включает в себя интеграцию деятельности трёх категорий: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для этих категорий педагогов законом установлена ежемесячная выплата за счёт бюджета Ульяновской области. Основное направление деятельности педагога-наставника - содействие всем категориям педагогических работников в успешном овладении гибкими профессиональными умениями и помощь молодым педагогам в профессиональном становлении. Содержание деятельности педагога-методиста заключается в обобщении и масштабировании передового педагогического опыта и оказании методической помощи по актуальным направлениям образования, в том числе содействие в разработке и реализации структурно-содержательных компонентов образовательных программ. Деятельность педагога-исследователя направлена на помощь в развитии региональных инновационных площадок. Взаимодействие этих категорий педагогов лежит в основе механизма формирования института профессиональных объединений в системе повышения квалификации.

Анализ системы дополнительного профессионального образования в нашем регионе позволяет выявить ряд тенденций в подготовке и обучении специалистов дошкольной сферы:

- в содержании деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) существенно отражается социокультурная специфика регионального образовательного пространства, что способствует объединению профессиональных усилий педагогов при разработке компонентов образовательных примерных, парциальных программ, программ воспитания и др.;

504 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

- в условиях выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) осуществляется преобразование структурно-содержательных компонентов модели обучения педагога в системе повышения квалификации;

- выявление подготовленности слушателя в процессе освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в области дошкольного образования показывает достаточно высокий уровень удовлетворённости специалиста и в то же время демонстрирует возрастающую потребность скорректировать подходы и механизм реализации программ при обучении;

- активно формируется образовательное пространство педагогов дошкольной сферы региона как возможность взаимодействия субъектов образовательных отношений на основе развития профессиональных объединений (ассоциация педагогических коллективов ДОО, лаборатории педагогов, рабочие группы воспитателей и др.) и усиление их роли и влияния на формирование пакета педагогических практик в области воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, в условиях трансформации системы дополнительного профессионального образования анализ региональной дошкольной практики выявляет возрастающую потребность в обосновании стратегии подхода и механизма модели обучения педагога в системе повышения квалификации на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики образовательного пространства региона, что и стало целью нашего исследования.

Цель декомпозировалась в задачи исследования, в том числе:

- обосновать научно-теоретический подход к конструированию модели обучения педагога в системе повышения квалификации с учётом специфики регионального образовательного пространства;

- раскрыть структуру и основные компоненты механизма модели обучения педагога в системе непрерывного дополнительного профессионального образования с учётом специфики региона;

- выявить предпосылки и систематизировать образовательное пространство дополнительного образования с учётом вариативности способов и механизмов профессиональной деятельности.

В условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов практическая значимость нашего исследования определяется тенденцией к формированию педагогических объединений в системе дополнительного профессионального образования. В рамках исследования разработан подход и механизм модели обучения педагога на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы, позволяющие на практике построить обучение с учётом индивидуальных запросов слушателя и ориентированные на оказание ему методической квалифицированной помощи и поддержки.

Результаты исследования

Стратегия трансформации системы дополнительного профессионального образования основывается на праве каждой личности на образование в течение всей жизни в соответствии с потенциалом педагога и обусловлена необходимостью организации методической помощи и поддержки в непрерывном профессиональном развитии специалиста.

Эмпирическую и информационную базу исследования составляют статистические данные и анализ социально-демографического и педагогического портретов педагога дошкольной сферы. В исследовании приняли участие 1 749 респондентов из 24 муни-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

505

ципальных образований (МО) Ульяновской области, в том числе обучающихся по программам повышения квалификации и программам переподготовки. А также педагоги дошкольных организаций г. Буинска Республики Татарстан.

Реализация цели и задач исследования в разработке подхода и механизма модели обучения педагога в системе повышения квалификации осуществлялись с учётом специфики социально-демографического и педагогического портретов специалиста дошкольной сферы региона. Анализ половозрастных характеристик показывает, что профессия «воспитатель», без преувеличения, женская: доля специалистов женщин (в том числе музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физическому воспитанию и плаванию, педагог дополнительного образования) составляет 98 %, а воспитателей около 99,0 %.

Среди заведующих дошкольными образовательными организациями женщины также преобладают, их количество составляет свыше 92 %. Средний возраст заведующего ДОО - 51 год, наиболее крупная категория руководителей находится в возрасте от 40 до 62 лет (81 %). Выявлена тенденция к снижению среднего возраста руководителя ДОО.

Средний возраст воспитателя остаётся на уровне 45-65 лет, отмечена тенденция повышения доли молодых воспитателей, что мы связываем с мерами по увеличению оплаты труда педагогов и повышению престижа профессии (меры социальной поддержки в регионе).

Однако заметен высокий процент педагогов, оставивших профессию до 1 года или после года работы в дошкольной организации, что мы объясняем недостаточно эффективными формами и способами методической помощи и поддержки воспитателя на первоначальном этапе становления профессиональной деятельности.

В то же время анализ социально-демографического портрета показывает, что процент воспитателей, которые получили дополнительное профессиональное образование в должности «помощник воспитателя» и не сохранились в профессии, равняется 0 %.

Анализ педагогического портрета позволяет выявить высокий процент молодых педагогов, нуждающихся в методической помощи в овладении профессиональными умениями организовывать нерегламентированную деятельность детского коллектива и индивидуальную деятельность ребёнка (досуг, игра, развлечение, пение и т. п.) в утренние и вечерние отрезки времени, которые составляют от 4 до 6 часов пребывания ребёнка в детском саду. Планирование и организация регламентированной деятельности (занятий, экскурсий) вызывают у педагогов меньше затруднений.

Кроме того, как показывают наблюдения, в связи с меняющейся нормативной базой системы дошкольного образования профессиональные затруднения испытывают и педагоги с опытом при разработке управленческих документов. У педагогов вызывают трудности разработка компонентов (целевых, содержательных, организационных) программ, овладение новыми цифровыми умениями и педагогическими технологиями (ментальная арифметика, формирование у дошкольников основ естественнонаучных представлений, применение элементов робототехники, взаимодействие с родителями воспитанников и др.).

Полагаем, что учёт специфики социально-демографического и педагогического портрета специалиста дошкольной сферы региона, а также объёмных показателей (количество ДОО, педагогических кадров и др.) служат основаниями при разработке стратегии подхода при обучении педагога в системе повышения квалификации, суть которого состоит в конструировании высокопрофессионального образовательного пространства и разработке механизма модели обучения специалиста дошкольной сферы.

Специфика предлагаемого подхода заключается в конструировании образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональ-

506 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

ных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона. Деятельность института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в системе повышения квалификации рассматриваем педагогическим акселератором с потенциалом трансляции положительного опыта в регионе и практико-о-риентированным инструментарием в оказании методической помощи и поддержки в профессиональном становлении и развитии, принципами которого являются открытость, непрерывность профессионального роста, добровольность, уважение и доброжелательность.

Механизм «best to peer» (лучший - равному) модели обучения педагога дошкольной сферы характеризует вариативность и гибкость содержания, форм и методов обучения на основе взаимодействия категорий педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь на курсах повышения квалификации и в рамках методической деятельности вне формальных сроков обучения на уровне региона, муниципалитета и ДОО. Механизм «best to peer» модели обучения отличает интеграция деятельности вышеуказанных категорий педагогов в рамках профессионального объединения, использование которого обеспечивает непрерывность и вариативность повышения квалификации.

Отличительная особенность механизма «best to peer» в том, что формирование профессионального объединения педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь осуществляется путём конкурсного отбора и выявления у наставника, методиста и исследователя уровня владения методической базой, авторского опыта профессиональной и инновационной деятельности в разработке и реализации актуальных направлений системы дошкольного образования.

В формате исследования разработана схема реализации механизма «best to peer» модели обучения педагога на основе формирования и развития института профессиональных объединений педагогов дошкольной сферы (таблица).

Таблица

Схема механизма «best to peer» на основе формирования и развития института профессиональных объединений педагогов дошкольной сферы

Table 1

Scheme of the «best to peer» mechanism based on the formation and development of the institution of preschool teachers' professional associations

1. Блок обоснования 1.1. Обоснование перспектив стратегического развития на основе формирования и развития института профессиональных объединений

1.2. Предпосылки формирования профессиональных объединений в регионе

1.3. Цель и задачи формирования и развития института профессиональных объединений в системе повышения квалификации

2. Блок эмпирической и информационно-аналитической информации 2.1. Анализ и оценка действующих моделей обучения педагогов в системе ПК

2.2. Анализ уровня удовлетворённости слушателей КПК

2.3. Выявление специфики и особенностей социально-демографического и педагогического портретов с учётом реалий региона

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

507

3. Блок разработки и принятия решений 3.1. Отбор категорий педагогов в формировании института профессиональных объединений

3.2. Дополнительный отбор категорий педагогов в формировании института профессиональных объединений

3.3. Разработка технологий решения в формировании института профессиональных объединений на основе интеграции деятельности педагогов с учётом специфики системы ПК, социокультурной и педагогической ситуации региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Блок реализации 4.1. Внедренческая стадия

4.2. Интерпретация полученных результатов и эффектов

4.3. Внесение корректив и дополнений

4.4. Масштабирование

Реализация модели обучения педагога дошкольной сферы в системе повышения квалификации включает в себя три сегмента и все категории педагогов профессионального объединения с учётом степени «погружённости» в проблему:

- первый сегмент «Педагогический акселератор». Направлением деятельности педагогического акселератора является методическая помощь и поддержка членами профессионального объединения слушателя на курсах повышения квалификации в овладении педагогическими практиками дошкольного образования, разработке индивидуальных программ повышения квалификации;

- второй сегмент «Методический акселератор». Профессиональное объединение предлагает помощь и поддержку в освоении практико-ориентированного инструментария в рамках методической работы с учётом специфики образовательного уклада ДОО. Участники профессионального объединения способны транслировать опыт педагогов-наставников, педагогов-методистов, педагогов-исследователей, организовывать открытый показ образовательной деятельности с анализом педагогических ситуаций из практики дошкольного воспитания. Специфика «Методического акселератора» состоит в организации подписки «Акселератор: помощь» на цифровой платформе для получения квалифицированной групповой или индивидуальной методической помощи у членов профессионального объединения с учётом уровня образования, стажа, категории, возраста, потребностей педагогов по актуальным направлениям профессиональной деятельности в области дошкольного образования;

- в третьем сегменте «Мой профессиональный акселератор» осуществляется методическая помощь и поддержка педагога в развитии индивидуальной профессиональной траектории, организации презентаций собственных педагогических находок и приёмов. На добровольной основе организуется подписка «Акселератор: мой опыт» с применением цифровой платформы для консультирования и оценивания уровня деятельности педагога членами профессионального объединения. Сегмент «Мой профессиональный акселератор» направлен на решение задач в развитии позиции «педагог-действие».

Заключение

На первоначальном этапе нашего исследования представлен концепт высокопрофессионального образовательного пространства специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной инициативы региона. Стратегия подхода и механизм «best to peer» модели обучения педагога в системе повышения квалификации на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы отвечает цели повышения методической помощи и поддержки педагога в построении индивидуальной профессиональной траектории для достижения

508 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

перспектив устойчивого профессионального роста и развития системы дошкольного образования.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 24.07.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации Федеральный [Электронный ресурс] : Закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70412244/ (дата обращения: 24.07.2021).

3. Грибанов Ю. И., Шатров А. А. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3-1. С. 44-48.

4. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева, Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / под ред. общ. ред. С. В. Алексеева. СПб. : Спб АППО, 2015. 230 с.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 24.07.2021).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.07.2021).

7. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества: автореф. дис... д-ра филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д., 2005. 58 с.

8. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.

9. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Педагогическое общество России. 2002. 512 с.

10. Вершловский С.Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб. : СПбАППО, 2007. С. 6-33.

11. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 22 с.

12. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] : материалы II Междунар. пед. чтений ; Минск, 5 ноября 2019 г.). Минск : АПО, 2019. 919 с.

13. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Томск, 2018. 23 с.

14. Грушникова Е. В. Управление повышением квалификации педагогов в сетевом вза-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

509

имодействии образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук :13.00.08. Барнаул, 2015. 22 с.

15. О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области [Электронный ресурс] : Закон Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-30. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/7300201910010011 (дата обращения: 12.08.2020).

References

1. «О natsional'nykh tseljakh i strategicheskikh zadachakh razvitija Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda» Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 07.05.2018 № 204. (s izmenenijami na 21 ijulja 2020 goda) [«On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation until 2024» Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 07.05.2018. (as amended on July 21, 2020)]. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/557309575/ (accessed 24.07.2021). (in Russian)

2. Federal'nyj zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federactsii» ot 29.12.2012 [Federal Law No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (accessed 24.07.2021). (in Russian)

3. Gribanov Ju.I., Shatrov A.A. Sushhnost', soderzhanie i rol' tsifrovoj transformatsii v razvitii ekonomicheskikh sistem [The essence, content and role of digital transformation in the development of economic systems // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 3. pp. 44-48. (in Russian)

4. Alekseev S.V, Korjakina N.I., Ripacheva, E.A. Pedagogika okruzhajushhej sredy i ustojchivogo razvitija: teorija i praktika: monografija / pod obshh .red. S.V.Alekseeva [Pedagogy of the environment and sustainable development: theory and practice: monograph / ed. by S.V.Alekseeva]. St.P.: St.P. APPO Publishers, 2015. 230 p. (in Russian)

5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')», utverzhdennyj Prikazom Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity Rossijskoj Federatsii ot 18.10.2013 № 544n (v poslednej redaktsii) [Professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)», approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 18.10.2013 No. 544n (in the latest edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (accessed 24.07.2021) (in Russian)

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija (utv. Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155) [Federal State Educational Standard of Preschool Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated October 17, 2013)]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (accessed 24.07.2021). (in Russian)

7. Gerasimov G.I. Transformactsia obrazovanija - sotsiokul'turnyj potentsial razvitija rossijskogo obshhestva: dis... d-ra filos. nauk: 09.00.11 [Transformation of education - the socio-cultural potential of the Russian society development. Dr. philos. sci. diss: 09.00.11]. Rostov-on-Don, 2005. 60p. (in Russian)

8. Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyj proekt Ministerstva prosveshhenija «Monitoring formirovanija funktsional'noj gramotnosti»: osnovnye napravlenija i pervye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education «Monitoring the formation of functional literacy»: main directions and first results]. // Domestic and Foreign Pedagogy. 2019. Vol.1. No. 4 (61) pp.13-33. (in Russian)

9. Gershunsky B.S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka [Philosophy of education for

510 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500-511

the XXI century]. M.: Pedagogical Society of Russia. 2002. 512p. (in Russian)

10. Vershlovsky S.G. Ot povyshenija kvalifikatsii k postdiplomnomu pedagogicheskomu obrazovaniju [From advanced training to postgraduate pedagogical education]. // Andragogika postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskoe posobie [Andragogy of postgraduate pedagogical education: a scientific and methodological manual// edited by S. G. Vershlovsky, G. S. Sukhobskaya]. - St. Petersburg : SPbAPPO, 2007. pp. 6-33. (in Russian)

11. Privalova G.F. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo razvitija tvorcheskogo potentsiala pedagoga: avtoref. diss. na sois. uch. stepeni kand. ped. nauk: 13.00.08 [Professional skill competition as a means of developing the creative potential of a teacher: Cand. ped. sci. dis.abstr.: 13.00.08]. Ekaterinburg, 2008. 32 p. (in Russian)

12. Nepreryvnoe obrazovanie pedagogov: dostizhenija, problemy, perspektivy: materialy II Mezhdunarodnykh pedagogicheskikh chtenij (Minsk, 5 nojabrja 2019 g.) /Proceedings of the II International Pedagogical Readings (Minsk, November 5, 2019). Minsk: APO, 2019. 919 p.

13. Neradovskaya O.R. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo potenctsiala neformal'nogo professional'nogo soobshchestva dlja razvitija professionalizma pedagogov: avtoref. diss... na sois. uch. stepeni kand. ped. nauk: 13.00.08 [Using the educational potential of the informal professional community to develop the professionalism of teachers. Cand. ped.sci. diss abstr.: 13.00.08 ]. Tomsk, 2018. 24 p. (in Russian)

14. Grushnikova E.V. Upravlenie povysheniem kvalifikatsii pedagogov v setevom vzaimodejstvii obrazovatel'nykh organizatsij: avtoreferat diss. na sois. uch. stepeni kand. ped. nauk: 13.00.08 [Management of teachers' professional development in the network interaction of educational organizations: Cand. ped. sci.diss.abstr.:13.00.08]. Barnaul, 2015. 22 p. (in Russian)

15. Zakon «O statuse pedagogicheskikh rabotnikov, osushhestvljajushchikh pedagogicheskuju dejatel'nost' na territorii Ul'janovskoj oblasti» ot 25.09.2019 № 109-30 [The Law «On the status of teaching staff engaged in teaching activities on the territory of the Ulyanovsk region» of 25.09.2019, No. 109-30]. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 07.08.2021, одобрена после рецензирования 08.11.2021, принята к публикации 07.12.2021.

Наталья Юрьевна Майданкина

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432700, Россия, Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4

тел.:+7 (8442) 323989

Natalya Yu. Maidankina

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogical Technologies of Preschool and Primary Education

Ilya Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University

4 Square of the 100th anniversary of V. I. Lenin, Ulyanovsk, Russia, 432700

Tel.: +7 (8442) 323989

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

511

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.