Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЭСТЕТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова А.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения механизма развития педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных организаций в ходе непрерывного повышения квалификации на базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» и стажировочной площадки института. В статье сосредоточено внимание на пошаговой деятельности преподавателя, связанной с применением в работе со слушателями курсов различных методов, интегрированного подхода и компонентов эстетико-ориентированной среды, форм образовательной и организационной работы с целью формирования у педагогов умений самостоятельного проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольников. Раскрыты авторские методы и технология «Творческий пазл». Сделан вывод о том, что введение в процесс повышения квалификации педагогов дорожной карты, включающей совокупность методов и технологий поэтапной реализации формальных, неформальных и информальных форм образования создает необходимые условия для непрерывного совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF PRE-SCHOOL TEACHER’S CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

In the article some aspects of introduction of the development mechanism of pre-school teachers’ pedagogical creativity are considered during continuous professional development on the basis of Regional State Budgetary Institution APE "Ryazansky Institute of educational development" and the internship platform of institute. In the article the attention is concentrated on step-by-step activity of the teacher connected with application in work with students of various methods, integrated approach and components of the esthetic-focused environment, forms of educational and organizational work in order to form at teachers the abilities of independent design of an individual educational path of pre-school children. Author's methods and Creative Puzzle technology are revealed. The conclusion is made that implementation into process of teachers’ professional development the “road map” including set of methods and technologies of stage-by-stage realization of formal, informal and non-formal forms of education creates necessary conditions for continuous improvement of pedagogical mastery, development of creative potential and professional growth.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 378.046.4

Активизация творчества педагога дошкольного образования в условиях непрерывного повышения квалификации

Actualization of pre-school teacher's creativity

in the conditions of continuous professional development

Виноградова А.Н., ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», ndo.grupp3@yandex.ru

Vinogradova A., RSBI APE «Ryazan Institute for Educational Development», ndo.grupp3@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.008

Ключевые слова: творчество педагогическое, дошкольное образование, повышение квалификации, профессиональные умения, интегрированный подход, художественное воспитание, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, профессиональный рост, эстетико-ориентированная среда.

Keywords: pedagogical creativity, pre-school education, professional development, professional skills, integrated approach, artistic upbringing, individual educational path, design, professional growth, esthetic-oriented environment.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения механизма развития педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных организаций в ходе непрерывного повышения квалификации на базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» и стажировочной площадки института. В статье сосредоточено внимание на пошаговой деятельности преподавателя, связанной с применением в работе со слушателями курсов различных методов, интегрированного подхода и компонентов эстетико-ориентированной среды, форм образовательной и организационной работы с целью формирования у педагогов умений самостоятельного проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольников. Раскрыты авторские методы и технология «Творческий пазл». Сделан вывод о том, что введение в процесс повышения квалификации педагогов дорожной карты, включающей совокупность методов и технологий поэтапной реализации формальных, неформальных и информальных форм образования создает необходимые условия для непрерывного совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала и профессионального роста.

Abstract. In the article some aspects of introduction of the development mechanism of pre-school teachers' pedagogical creativity are considered during continuous professional development on the basis of Regional State Budgetary Institution APE "Ryazansky Institute of educational development" and the internship platform of institute. In the article the attention is concentrated on step-by-step activity of the teacher connected with application in work with students of various methods, integrated approach and components of the esthetic-focused environment, forms of educational and organizational work in order to form at teachers the abilities of independent design of an individual educational path ofpre-school children. Author's methods and Creative Puzzle technology are revealed. The conclusion is made that implementation into process of teachers' professional development the "road map" including set of methods and technologies of stage-by-stage realization offormal, informal and non-formal forms of education creates necessary conditions for continuous improvement of pedagogical mastery, development of creative potential and professional growth.

уровнях образования поддерживать и развивать индивидуальности обучающихся и проектировать для них индивидуальные образовательные маршруты. Отечественные ученые по-разному трактуют понятие «педагогическое творчество». М.Н. Ахметова [1], ВС. Безрукова [2], ВВ. Давыдов [7], И.А. Лыкова [9], А.М. Новиков [11], Г.К. Селевко [13], В.А. Сластенин [14] связывают

Введение. Среди приоритетов современной профессиональной деятельности исследователи отдают предпочтение «ценности творчества» [18, с.299-300], а именно развитию творческой педагогической деятельности в условиях реализации требований стандартов образования, нацеливающих современных педагогов на всех

педагогическое творчество с индивидуализацией образования; процессом совершенствования проектировочных умений; выбором педагогом содержания, методов, подходов развивающего образования, форм взаимодействия участников образовательных отношений; созданием инновационных педагогических продуктов.

Ученые Л.Г. Савенкова [12], Б.П. Юсов [19], Л.И. Уколова [17] педагогическое творчество рассматривают через призму погружения педагога XXI века в культурную среду интегрированную с содержанием

профессионального образования, подходами развивающего образования, моделированием педагогических ситуаций с выходом на разные виды искусств и художественную деятельность. Данное погружение, по мнению исследователей, способствует профессиональному росту обучающихся, а также всестороннему развитию личности педагога и воспитанников. Л.М. Волобуева [5], А.А. Майер [10], О.А. Соломенникова и другие [6;15] обосновывают значимость педагогического творчества в непрерывном совершенствовании

профессионального мастерства в процессе повышения квалификации, подчеркивают необходимость рефлексивной оценки результативности педагогической деятельности и трансляции педагогического опыта (публикации, конкурсы, семинары и др.).

Материалы и методы исследования. Проведенный анализ разработанности проблемы исследования, осмысление современной нормативно-правовой базы и практической деятельности слушателей курсов повышения квалификации показал необходимость развития педагогического творчества воспитателей детских садов средствами художественного воспитания в процессе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников.

Учитывая важность художественного воспитания для развития педагогического творчества и проектирования

индивидуализированной образовательной

деятельности воспитанников, нами разработан и внедрен в практику дополнительного профессионального образования (на базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» и стажировочной площадки института), механизм непрерывного совершенствования аналитико-диагностических, проектировочно-творческих, рефлексивно-оценочных умений [4] воспитателей детских садов и стимулирования профессионального роста.

Реализация механизма осуществляется последовательно в ходе четырех

взаимосвязанных этапов, каждый из которых включает совместные «шаги-действия» преподавателя и слушателей курсов повышения квалификации [4]. Содержание этапов погружает педагогов дошкольного образования в культурную поисково-познавательную среду. Они изучают подходы развивающего образования, интегрированного обучения и полихудожественного воспитания, предложенные научной школой Б.П. Юсова; интерактивные формы организации образовательной и предметно-пространственной среды, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников; осваивают алгоритм

проектирования индивидуальных

образовательных маршрутов воспитанников на основе средств художественного воспитания.

Непрерывность совершенствования

профессионального мастерства обеспечивается за счет сочетания формальных, неформальных, информальных [5;6;15] форм повышения квалификации, ориентирующих слушателей на дальнейшую трансляцию продуктов творческого проектирования коллегам.

Результаты исследования. Рассмотрим содержание последовательных этапов работы по развитию творческого потенциала педагога дошкольного образования в условиях непрерывного повышения квалификации.

На первом этапе проводится входное тестирование, анкетирование воспитателей, работающих в массовых детских садах. По результатам опроса определяются

профессиональные затруднения, уровень имеющихся знаний и умений, необходимых для индивидуализации работы с дошкольниками, а также наличие стремления педагогов к непрерывному профессиональному росту, составляется персонифицированный модуль программы дополнительного профессионального образования «Педагогические механизмы индивидуализации образовательного процесса в дошкольных группах».

Предлагаемый учебный модуль нацеливает воспитателей детского сада воспринимать проектирование индивидуальных

образовательных маршрутов дошкольников не только как реализацию требований стандарта образования. Слушатели учатся осознанно осуществлять на практике индивидуализацию образования средствами художественного воспитания, основываясь на развивающих подходах [7;12;19] и используя компоненты эстетико-ориентированной среды [3], а также проводить самоанализ и коррекцию результатов педагогической деятельности с учетом

возрастных особенностей и индивидуальных запросов воспитанников.

На втором этапе педагоги изучают содержание программы модуля. Учебное занятие начинается с «познавательно-эмоционального разогрева», актуализации ассоциативного мышления на основе интегрированного подхода (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова) через вхождение педагогов в культурную среду с помощью методов «художественно-эмоционального

отождествления», «ассоциативного погружения», «актуализации субъективного опыта» (адаптация методов Л.Г. Савенковой [12], И.Э. Кашековой [8]); индивидуальных заданий и самостоятельной художественной деятельности слушателей, восприятия произведений искусства. В ходе обсуждения педагоги высказывают свое субъективное мнение по поводу воспринимаемого образа, придумывают название к репродукциям, музыкальным произведениям, обсуждают возможности включения объекта искусства в воспитательно-образовательную работу с детьми.

Итог самостоятельной работы педагогов -творческие рассказы с включением разных видов искусств [12], представляемые каждым слушателем и обсуждаемые с коллегами. Подобное погружение в тему создает условия для дальнейшего осознанного изучения педагогами проблемы индивидуализации дошкольного образования, проектирования и включения педагогических ситуаций с использованием разных видов искусств и художественной деятельности в канву ежедневной воспитательно-образовательной работы. Обязательным элементом программы является ознакомление слушателей с педагогической диагностикой эстетического вкуса и мировосприятия, методикой эстетического развития дошкольников Е.М. Торшиловой [16], а также разработанными автором статьи диагностическими средствами, позволяющими анализировать и учитывать индивидуально-возрастные особенности

воспитанников при проектировании

педагогической деятельности с использованием разных видов искусств.

Практические занятия предусматривают самостоятельную работу педагогов по применению разработанного нами алгоритма проектирования индивидуального

образовательного маршрута воспитанников на основе средств художественного воспитания [см. 4]. Воспитателям предлагаются индивидуальные карточки-задания, являющиеся своеобразным навигатором проектирования педагогических ситуаций. Слушатели, продумывая содержание

образовательной деятельности, могут выбирать образовательную область, тему, возраст воспитанников, виды искусств и художественной деятельности, форму работы и организации детей. Применяемые методы и подходы способствуют активизации поисково-познавательной

деятельности слушателей в пространстве разных видов искусств, изучения региональных объектов культурного наследия, научной и методической литературы, посещения музеев и поиска высокохудожественных произведений искусств для занятий с дошкольниками. Таким образом, происходит совершенствование

профессиональных умений и развитие педагогического творчества.

Третий этап связан с оценкой результативности педагогической деятельности. Слушатели курсов повышения квалификации проводят самоэкспертизу результатов педагогической деятельности на основе разработанного нами инструментария. Основными индикаторами качества

разработанных слушателями курсов повышения квалификации конспектов образовательной деятельности и творческих заданий/ситуаций с выходом на разные виды искусств, являются следующие: активизация у детей воображения, познавательного интереса, сенсорных анализаторов, актуализация различных форм взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками в предметной среде, проявление индивидуального своеобразия каждым воспитанником в коллективной художественной деятельности через действия, чувства, понятия, образы, жесты, мимику и др.

Таким образом, работа на первых трех этапах нацелена на формирование первичных умений по проектированию индивидуального

образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания дошкольников, применения развивающих подходов и компонентов эстетико-ориентированной среды для индивидуализации дошкольного образования.

На четвертом этапе слушатели курсов повышения квалификации, прошедшие обучение по программе учебного модуля, подготавливают творческие продукты педагогической

деятельности к дальнейшему публичному представлению. На базе стажировочной площадки создана творческая группа педагогов, заинтересованных в дальнейшей разработке и реализации инновационных педагогических продуктов на основе интегрированного подхода (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова). Она функционирует на добровольной основе. Работа творческой группы осуществляется под научным

руководством специалиста на основе «Дорожной карты профессионального роста педагогов дошкольного образования» и отличается мобильностью, поскольку создается под определенную идею, тему, конкурсное мероприятие. Часть участников творческой группы работают в ней постоянно, другие подключаются периодически или меняются. Участники творческой группы в совместной работе с научным руководителем на базе стажировочной площадки активно продуцируют и импортируют творческие идеи в практическую деятельность.

Дорожная карта включает разнообразные формы повышения квалификации педагогов (формальные, неформальные, информальные), технологию продуцирования творческих пазл-идей; метод импортирования творческих идей, ситуаций, заданий в педагогическую практику, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые аспекты содержания и реализации дорожной карты. Дорожная карта включает три ступени профессионального роста:

Первая ступень «Мастер-класс с педагогами». Реализация данной ступени осуществляется на основе применения интегрированного подхода и авторской технологии «Творческий пазл». Существующая известная технология совместного обучения Э. Аронсонома «Групповой пазл» (Jigsaw Classroom), снижает конфликты между школьниками, способствует повышению результативности и мотивации к обучению, симпатии к школе [20]. Взяв за основу идею, мы создали технологию для работы с педагогами.

На первой ступени создаются условия для развития у педагогов творческой группы познавательной активности, пластичности и самостоятельности мышления, а также дальнейшего совершенствования

профессиональных аналитико-диагностических, проектировочно-творческих, рефлексивно-

оценочных умений и педагогического творчества посредством продуцирования творческих идей и активного участия педагогов в научно -практическом творчестве.

Работа в творческой группе реализуется по принципу предварительной подготовки, индивидуально-группового придумывания,

собирания творческих идей, проектирования, демонстрации разработанных педагогами заданий с выходом на разные виды искусств и художественную деятельность для разных частей занятий по любой теме, направлению развития

дошкольников с учетом требований дошкольного стандарта, но в зависимости от общего педагогического замысла. Предварительная подготовка педагогов творческой группы по определенной теме (художественной, природоведческой, краеведческой и др.) осуществляется в ходе коллективно-индивидуальной познавательно-поисковой

работы во время посещения объектов культурного наследия, изучения учебно-методической литературы с целью отбора необходимых произведений искусств и средств художественного воспитания детей. Особое внимание уделяется региональным и муниципальным музеям и объектам культуры, находящимся «рядом с домом».

Далее педагоги делятся на три малые группы. Каждая подгруппа выбирает принимающего «ответственные» решения лидера и двух экспертов, осуществляющих познавательную и оценивающую поддержку коллег.

Продуцирование «пазл-идей», творческих заданий по заранее подготовленной теме для разных частей занятия реализуется на основе интегрированного подхода с привлечением разных видов искусств, художественной деятельности детей и компонентов эстетико-ориентированной среды, но в рамках «общего» программного содержания и канвы конспекта.

Творческие задания педагоги разрабатывают по матрице предложенных нами карточек-заданий. Затем творческие идеи импортируются в разные «пазл-элементы» занятия. Механизмом, помогающим педагогам переносить

продуцированные идеи в практическую деятельность, является разработанная нами «Общая канва» для «пазл-элементов» занятия. Она состоит из трех частей: введение в игровую проблемную ситуацию дошкольников; создание условий для активного проживания детьми и применения полученных первичных знаний и практических умений; создание условий для подведения итогов образовательной

деятельности, перспектив включения полученных умений в самостоятельную детскую деятельность.

Далее педагоги всех трех творческих подгрупп ориентируясь на содержание «канвы-конспекта» проигрывают (импровизируют, декларируют) каждую часть занятия (все части занятия или только отдельные (по договоренности)). Внешняя экспертная оценка результативности педагогической деятельности проводится по авторской «Карте оценки творческих результатов работы педагога в

группе» выбранными творческой группой и независимыми экспертами.

Вторая ступень «Самостоятельная разработка проекта образовательной деятельности детей дошкольного возраста». После «Мастер-класса с педагогами» творческая группа разрабатывает проект образовательной деятельности по выбранной в соответствии с интересами участников теме с помощью алгоритма проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания [см. 4]. Экспертная оценка на данной ступени осуществляется каждым участником творческой группы на основе разработанной нами «Карты оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования».

Третья ступень «Обучение педагогов из других детских садов (проведение открытых занятий, подготовка к профессиональным конкурсам)». Пройдя первую и вторую ступени профессиональной подготовки, творческая группа преступает к комплексному обучению педагогов из других дошкольных образовательных организаций. На третьей ступени творческая группа берет на себя роль «опытных наставников». На базе стажировочной площадки педагоги проводят открытые мероприятия для слушателей курсов повышения квалификации, готовят и сопровождают участие педагогов в профессиональных конкурсах.

Содержание работы творческой группы с педагогами из других дошкольных организаций на третьей ступени можно представить в виде следующей последовательности:

- Возникновение идеи, темы (например, в рамках изучения программы профессионального конкурса, организации курсов повышения квалификации), изучение теоретического материала по одному из направлений развития дошкольников.

- Разработка маршрутного листа, постановка образовательных целей, распределение «педагогической нагрузки» в команде, подбор материала, продумывание содержания и сочетания формальных, неформальных, информальных форм повышения квалификации педагогов, обсуждение с научным руководителем.

- Углубленная теоретическая подготовка. Творческая группа, опираясь на формальные формы повышения квалификации - лекции, семинары, - знакомит с развивающими подходами художественного воспитания, методами и средствами обучения искусству, формами организации и проектированием

творческих образовательных ситуаций для детей с привлечением разных видов искусств, художественной деятельности и возможностями их включения в тематическое мероприятие по выбору.

- Углубленная практическая подготовка. Творческая группа, базируясь на формальных и неформальных формах повышения квалификации в ходе практических занятий «от мастера», знакомит с лучшими педагогическими находками (открытыми занятиями, «копилкой» творческих образовательных ситуаций для дошкольников), разработанными на основе интегрированного подхода.

- Углубленная практическая подготовка через самообразование. Творческая группа, опираясь на формальные и информальные формы повышения квалификации в рамках подготовки педагогов из других образовательных организаций и расширения их культурного уровня средствами искусства, предлагает выполнить задание, состоящее из двух частей. Первая часть задания ориентирует педагогов на познавательно-поисковую деятельность по определенной теме и применение индивидуальных «карточек-заданий» для последующей разработки образовательных ситуаций, проектов, заданий для детей с использованием разных видов искусств. Педагоги по собственному выбору изучают объекты культуры и произведения искусства, подбирают необходимые образовательные ресурсы, высокохудожественные материалы в виртуальном пространстве и в процессе непосредственного посещения объектов культуры. Вторая часть задания нацеливает педагогов на разработку мероприятий по выбранному направлению для дошкольников на основе интегрированного подхода (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова) и компонентов эстетико-ориентированной среды (Е.В. Боякова). Разработанный нами алгоритм педагогического проектирования, применяемый на этапе углубленной практической подготовки и самообразования, позволяет погрузить педагогов в творческую атмосферу и способствует гибкому применению форм, методов, различных видов искусств и художественной деятельности в организации образовательной деятельности детей с учётом их индивидуально-возрастных особенностей и возможности проявить себя каждому ребенку.

- Самостоятельное проведение интегрированного образовательного мероприятия для дошкольников.

- Обсуждение, самооценка, рефлексия педагогической деятельности. Оценка,

самооценка, рефлексия педагогической деятельности педагогов из других дошкольных образовательных организаций осуществляется так же по «Карте оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования».

Заключение. Описанный механизм развития творческого потенциала педагога и непрерывного совершенствования профессиональных умений (аналитико-диагностических, проектировочно-творческих, рефлексивно-оценочных) актуальных в условиях реализации требований современного дошкольного образования, позволяет нам пошагово раскрывать его содержание, описать разнообразные формы повышения квалификации и формы взаимодействия преподавателя со слушателями курсов повышения квалификации.

Применяемый нами комплекс подходов, средств художественного воспитания

обеспечивает успешность совершенствования профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуального

образовательного маршрута дошкольников на основе интегрированного подхода и компонентов эстетико-ориентированной среды. Использование поэтапного механизма развития творческого потенциала педагога-дошкольника в процессе непрерывного повышения квалификации, дорожной карты, технологии «Творческий пазл» создает необходимые условия для освоения педагогами умений вовлечения воспитанников в активную художественную деятельность с учетом их интересов, способностей, а также обеспечивает готовность слушателей курсов повышения квалификации к самооценке педагогической деятельности, непрерывному профессиональному росту и педагогическому творчеству.

Литература:

1. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М.Н. Ахметова. -Новосибирск: Наука, 2005. - 308 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 329 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249-100.shtml

3. Боякова Е.В. Роль среды в эстетическом и музыкальном развитии детей дошкольного возраста: история и современность [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://www.:http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdi7boyakova_141-155.pdf

4. Виноградова А.Н. Модель совершенствования умений педагогов дошкольного образования в проектировании индивидуального образовательного маршрута / А.Н. Виноградова, Е.В. Боякова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 53-60.

5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: нормативные документы и практика / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2018. -128 с.

6. Гладкова Ю.А. Индивидуальный маршрут непрерывного профессионального образования и развития педагога / Ю.А. Гладкова, О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 1. - С. 69-76.

7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. статей / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.

8. Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства / И.Э. Кашекова. - М.: ИД Российской академии образования, 2006. - 332 с.

9. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / И.А. Лыкова. - М., 2009. - 53 с.

10. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с.

11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Электронный ресурс] / А.М. Новиков; под ред. А.М. Новикова - М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. - 268 с. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf

12. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусств: новое знание / Л.Г. Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2011. - 280 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т. 1 / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

14. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Издательство Магистр, 1997. - 224 с.

15. Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность современного педагога. Вопросы формирования и непрерывного совершенствования / О.А. Соломенникова, Ю.А. Гладкава // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 11. - С. 86-93.

16. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему: программа и методика эстетического развития дошкольного возраста / Е.М. Торшилова. - М.: б.и., 1998. - 220 с.

17. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Уколова. - М., 2008. - 55 с.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: монография / Б.П.

Юсов. - М.: ФГНУ ИХО РАО, 2012. -308 с.

20. Jigsaw Classroom [Сайт] - Режим доступа: https://www.jigsaw.org

References:

1. Akhmetova M.N. Pedagogical design in vocational training / M.N. Akhmetov. - Novosibirsk: Nauka, 2005. -308 p.

2. Bezrukova V.S. Pedagogy. Projective pedagogy: textbook [Electronic resource] / V.S. Bezrukov. -Yekaterinburg: Business book, 1999. - 329 p. - Access mode: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249-100.shtml

3. Boyakova E.V. The role of the environment in the aesthetic and musical development of preschool children: history and modernity [Electronic resource] / E.V. Boyakova // Pedagogy of art. - 2015. - № 2. - Access mode: http://www.:http://www.art-

education.ru/sites/default/files/journal_pdl7boyakova_141-155.pdf

4. Vinogradova A.N. Model for improving the skills of preschool education teachers in the design of an individual educational route / A.N. Vinogradova, E.V. Boyakova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 1. - P. 53-60.

5. Volobueva L.M. The work of a senior preschool teacher with teachers: normative documents and practice / L.M. Volobueva. - M.: TC Sphere, 2018. - 128 p.

6. Gladkova Yu.A. Individual route of continuous professional education and teacher development / Yu.A. Gladkova, O.A. Solomennikova // Preschool education. -2020. - № 1. - P. 69-76.

7. Davydov V.V. On the concept of developing education: collection of articles. articles / V.V. Davydov. -Tomsk: Peleng, 1995. - 144 p.

8. Kashekova I.E. Creation of an integrative educational space of the school by means of art / I.E. Kashekova. - M.: Publishing House of the Russian Academy of Education, 2006. - 332 p.

9. Lykova I.A. Strategy for the formation of an aesthetic attitude to the world in the visual activity of preschoolers: author. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.02 / I.A. Lykov. - M., 2009. - 53 p.

10. Mayer A.A. Maintenance of professional success of a preschool educational institution teacher: a methodological guide / A.A. Mayer, L.G. Bogoslavets. -M.: TC Sphere, 2012. - 128 p.

11. Novikov A.M. Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts [Electronic resource] / A.M. Novikov; ed. A.M. Novikov - M.: Publishing house. Center IET, 2013. - 268 p. - Access mode: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf

12. Savenkova L.G. Didactics of art education as an integral part of art pedagogy: new knowledge / L.G. Savenkov. - M.: IHO RAO, 2011. - 280 p.

13. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies: In 2 volumes. Vol. 1 / G.K. Selevko. - M.: Research Institute of School Technologies, 2006. - 816 p.

14. Slastenin V.A. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M.: Publishing house Magister, 1997. - 224 p.

15. Solomennikova O.A. Professional competence of a modern teacher. Issues of formation and continuous improvement / O.A. Solomennikova, Yu.A. Gladkava // Preschool education. - 2018. - № 11. - P. 86-93.

16. Torshilova E.M. Mischief or peace to your home: the program and methods of aesthetic development of preschool age / E.M. Torshilov. - M.: bi.i., 1998 .-- 220 p.

17. Ukolova L.I. Pedagogically organized musical environment as a means of developing the spiritual culture of a growing person: author. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.08 / L.I. Ukolova. - M., 2008. - 55 p.

18. Frankl V. Man in search of meaning; total ed. L. Ya. Gozman, D.A. Leontyev. - M.: Progress, 1990. - 368 p.

19. Yusov B.P. The problem of artistic education and development of schoolchildren: monograph / B.P. Yusov. -M.: FGNU IHO RAO, 2012. -308 p.

20. Jigsaw Classroom [Site] - Access mode: https://www.jigsaw.org

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Виноградова Алина Николаевна (г. Рязань, Россия), старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», е-шай: alin.nik.vin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.