Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Груздева Ольга Васильевна

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, проблема развития их профессиональной компетентности и возможности системы повышения квалификации в решении данной проблемы с использованием дистанционных образовательных технологий. Цель заключается в раскрытии и научном обосновании сущности и специфики исследуемого явления с использованием дистанционных образовательных технологий. Методология. Для решения поставленной проблемы использованы культурно-исторический, личностный, деятельностный, аксиологический, системный подходы и метод контент-анализа, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты принципы и структура профессиональной компетентности, подробно представлены механизмы и психолого-педагогические условия, способствующие интенсивному формированию исследуемой сферы. В статье рассматривается целесообразность использования электронного обучения в образовательном процессе и необходимость его развития в условиях нового информационного образовательного пространства. Применение электронного обучения позволяет реализовать требования ФГОС третьего поколения к условиям реализации основных образовательных программ за счет активизации самостоятельной работы педагогов, повышения мотивации к обучению, применению интерактивных средств взаимодействия. Оценка эффективности осуществлялась с использованием метода ранговых корреляций Спирмена. Выборку составили 76 педагогов. Результаты. Метод математического анализа количественных и качественных результатов проведенного эксперимента доказал, что развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на уровнях среднем и низком. Профессиональная компетентность педагога формируется посредством развития профессиональных компетенций, овладения инновационными формами коммуникации, применения личностно ориентированных коммуникативных технологий, интерактивных форм и методов. Заключение. Результаты позволили сделать следующий вывод: сущность развития профессиональной компетентности - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. И одним из современных средств повышения уровня квалификации педагога, уровня его профессиональной компетентности являются дистанционные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OFPROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL EDUCATORS USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Problem and purpose. The article discusses the characteristics of the activities of of preschool educational institutions pedagogues, the problem of developing their professional competence and the possibility of an advanced training system in solving this problem using distance learning technologies. The goal is to discover and scientifically substantiate the nature and specificity of the phenomenon under study using distance learning technologies. The research methodology is aimed at solving this problem: we used cultural, historical, personal, activity, axiological and systemic approaches, the method of content analysis, pedagogical observation, analysis of the results of the activities of preschool educational institutions pedagogues. The article reveals the principles and structure of professional competence, describes in detail the mechanisms and psychological and pedagogical conditions that contribute to the intensive development of the sphere under study. The article discusses the feasibility of using e-learning in educational process and the need for its development in the new informational and educational space. The use of e-learning allows you to implement the requirements of the third generation of the FSES in accordance with the conditions of implementing basic educational programs by enhancing the independent work of educators, increasing their motivation to learn, the usage of interactive tools. Evaluation of the effectiveness was carried out using the method of developing the Spearman rank correlations. There were 76 educators participating in the experiment. Results.The method of mathematical analysis of the quantitative and qualitative results of the experiment proved that the development of the educators' professional competence is on the low and medium levels. The professional competence of a pedagogue develops only throuth mastering professional competences, mastering innovative forms of communication, making use of personality-oriented communication technologies and interactive forms and methods. Conclusion. The results obtained in the course of the experiment allowed to come to the following conclusions: the essence of professional development competence is the dynamic process of mastering and updating professional expertise leading to the development of individual professional qualities, accumulation of professional experience presupposing continuous development and self-perfection. And one of the contemporary means of raising the pedagogical qualification level, the level of a pedagogue' personal professional competence is to make use of distance-learning technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.Ю. Кербис (Красноярск, Россия) О.В. Груздева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, проблема развития их профессиональной компетентности и возможности системы повышения квалификации в решении данной проблемы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Цель заключается в раскрытии и научном обосновании сущности и специфики исследуемого явления с использованием дистанционных образовательных технологий.

Методология. Для решения поставленной проблемы использованы культурно-исторический, личностный, деятельностный, аксиологический, системный подходы и метод контент-анализа, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты принципы и структура профессиональной компетентности, подробно представлены механизмы и психолого-педагогические условия, способствующие интенсивному формированию исследуемой сферы. В статье рассматривается целесообразность использования электронного обучения в образовательном процессе и необходимость его развития в условиях нового информационного образовательного пространства. Применение электронного обучения позволяет реализовать требования ФГОС третьего поколения к условиям реализации основных образовательных программ за счет активизации самостоятель-

ной работы педагогов, повышения мотивации к обучению, применению интерактивных средств взаимодействия. Оценка эффективности осуществлялась с использованием метода ранговых корреляций Спирме-на. Выборку составили 76 педагогов.

Результаты. Метод математического анализа количественных и качественных результатов проведенного эксперимента доказал, что развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ находится повыпреимущественно на уровнях среднем и низком. Профессиональная компетентность педагога формируется посредством развития профессиональных компетенций, овладения инновационными формами коммуникации, применения личностно ориентированных коммуникативных технологий, интерактивных форм и методов.

Заключение. Результаты позволили сделать следующий вывод: сущность развития профессиональной компетентности - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. И одним из современных средств повышения уровня квалификации педагога, уровня его профессиональной компетентности являются дистанционные образовательные технологии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность.

Постановка проблемы. В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования

к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Сегодня общество предъявляет к педагогу повышенные требования, проявляющиеся в необходимости развития у него социальной активности, самостоятельности,

ответственности, готовности к демонстрации продуктивных когнитивно-поведенческих образцов в контактно-устанавливающей деятельности с другими участниками образовательных отношений. При этом вектор траектории профессиональной деятельности педагога должен быть ориентирован на глубокое знание предметной области и смежных областей, актуализацию личностных и профессиональных качеств, проявление социально-поведенческой активности, ролевой вариативности и гибкости, построенных на выраженной профессиональной компетентности. Именно профессиональная компетентность педагога во всем многообразии ее проявления выступает основным фактором развития личности, реализации эффективных образовательных стратегий, обеспечивающих повышение качества функционирования образовательной системы и достижение результатов. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде [Нижник, Трушина, 2013, с. 221].

Цель исследования - выявить особенности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и возможность ее развития с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ авторов и представителей системного подхода (В.С. Безрукова, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, Н.Н. Суртаева); компетент-ностного подхода (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, Н.А. Селезнева); деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязин-ский, С.Л. Рубинштейн); концепции развития личности в общении (М.И. Лисина, В.И. Слобод-чиков) и как субъекта профессиональной компетентности педагогов (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя) (Барахович, 2015; Демина, 2012; Колесникова, 2007; Криволапова, 2014; Лукьяненко, 2016; Лукьянова, 2007; Михайлова, 2010; Третьякова, Игнатенко, 2012; Шангареева, 2016).

Методология. В дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска в течение 2017 и 2018 годов было проведено исследование профессиональной компетентности педагогов. В исследовании приняли участие 76 педагогов. Диагностическими инструментами являлись:

- методика «Способность педагога к самосовершенствованию к саморазвитию» (В.И. Зверевой, Н.В. Немовой). Предназначена для выявления способности педагога к саморазвитию и самосовершенствованию;

- методика «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ» (Т. Сваталова). Предназначена для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

- карта оценки профессионального мастерства и знаний педагогов в области организации взаимодействия с семьями воспитанников (В. Зверева). Предназначена для выявления сформированности знаний и профессиональных умений в организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Для обработки результатов исследования применялись математические важнейшие методы статистической обработки данных (дескриптивные статистики, метод ранговых корреляций Спирмена).

Результаты. Мы изучили уровень развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и особенности их взаимодействия с родителями. В результате были выделены три группы педагогов: с высоким, средним и низким уровнем развития профессиональной компетентности.

Нами выявлено, что развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем и низком уровне.

У педагогов первой группы с высоким уровнем развития профессиональной компетентности сформированы знания и представления о закономерностях развития ребенка, современных концепциях процесса воспитания и обучения, индивидуально-психологических особенностях детей дошкольного возраста, методах и формах организации взаимодействия с семьей.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Педагоги эффективно выстраивают педагогическую деятельность, опираются на теоретические обобщения диагностических данных освоения образовательной программы, учитывают индивидуально-личностные и возрастные особенности детей, активно используют информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения и воспитания. Педагоги выбирают эффективные формы и методы работы, которые способствуют развитию произвольности, самостоятельности, отвестсвенности, активности, самоорганизации. Создают необходимые условия взаимодействия между детьми и взрослыми, организуют индивидуальную, подгрупповую, групповую работу с детьми. Основой профессиональной деятельности педагогов является эффективное планирование воспитательной и образовательной работы, четкая постановка задач, умение координировать план работы. Для педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности характерны сформирован-ность исследовательских навыков, анализ собственной деятельности, прогнозирование полученных результатов.

У педагогов второй группы со средним уровнем развития профессиональной компетентности сформированы профессиональные педагогические знания и профессиональные умения на достаточном уровне развития. Не всегда педагоги данной группы способны применять на практике имеющиеся знания. В профессиональной деятельности с детьми педагоги ориентируются на учет возрастных и индивидуальных особенностей, адекватно подбирают разнообразные методы и приемы взаимодействия, но не всегда используют современные образовательные технологии. Педагоги анализируют, планируют профессиональную деятельность, но не всегда осуществляют своевременный контроль и вносят изменения в запланированную деятельность.

У педагогов третьей группы с низким уровнем развития профессиональной компетентности отмечается недостаточный объем профессиональных знаний и умений. В работе педагоги данной группы не всегда правильно и эффек-

тивно используют разнообразные методы и приемы, у них отмечаются трудности в планировании воспитательно-образовательной работы, ее анализе, организации взаимодействия с детьми и родителями, в планировании работы и прогнозировании ее результатов. Педагогам данной группы сложно реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, учитывать их особенности и стремиться к развитию их личности.

Мы могли констатировать, что уровень развития профессиональной компетентности разный, и он выше у педагогов с большим стажем работы. Исследование показало, что у большинства педагогов недостаточно развиты исследовательские умения, не хватает активности в саморазвитии, стремления опираться на современный передовой педагогический опыт, двигаться вперед. Педагоги сохраняют некоторую консервативность, что препятствует повышению их профессиональной компетентности.

Результаты исследования могут свидетельствовать также о том, что недостаточное развитие способности к саморазвитию выступает как негативный фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов, поскольку в этом случае у педагога отсутствует стремление к повышению профессиональной компетентности либо оно слабо выражено. Отсутствие мотивации является фактором, препятствующим развитию.

В рамках исследования профессиональной компетентности педагогов ДОУ нас также интересовал вопрос знаний и опыта педагогов в отношении эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Это другая важная составляющая профессиональной компетентности педагогов.

В результате исследования определено, что большая часть выборки характеризуется средним и низким уровнем развития знаний и умений в области организации взаимодействия с родителями. Качественный анализ результатов по изучению уровня знаний и умений организации взаимодействия с родителями позволил нам выявить особенности каждого уровня. Высокий уровень сформированности знаний и профессиональных умений педагогов в органи-

зации взаимодействия с родителями отличается тем, что педагоги понимают сущность взаимодействия с родителями, видят конкретные задачи этого взаимодействия, умеют подбирать и преподносить родителям информацию, относящуюся к процессу обучения и воспитания детей, их развития. Формы и методы работы они подбирают в соответствии с поставленными задачами, делают это правильно, эффективно применяют разные формы работы. Владеют навыками изучения семьи, умеют выстраивать общение с родителями на основе знаний о семье, об уровне педагогической культуры родителей, учитывать индивидуальные особенности родителей. В профессиональной деятельности опираются на передовой педагогический опыт.

Педагоги со средним уровнем характеризуются тем, что их знания о сущности взаимодействия с родителями не всегда согласуются с их практическими действиями, не всегда они готовы применять на практике передовой педагогический опыт. При выборе форм и методов работы с родителями они не всегда четко видят задачи, которые необходимо решить. Умеют информировать родителей по разным вопросам учебно-воспитательного процесса. Во взаимодействии не всегда проявляют гибкость и недостаточно учитывают особенности семьи, уровень педагогической культуры родителей.

Педагоги с низким уровнем развития имеют слабые, бессистемные знания о взаимодействии с родителями. Выбор форм и методов работы с родителями часто носит стихийный характер. Имеют недостаточно знаний о передовом педагогическом опыте и не используют его в своей работе. Им не свойственна гибкость в общении с родителями.

Обобщая результаты исследования, мы можем сказать, что профессиональная компетентность педагогов ДОУ сформирована на разном уровне. Преобладающими у педагогов являются средний и низкий уровни сформированности профессиональной компетентности. Способность к саморазвитию как один из важнейших компонентов профессиональной компетентности также сформирована у педагогов ДОУ недостаточно. Не

все педагоги обладают достаточными знаниями о сущности взаимодействия с родителями и опытом организации эффективного взаимодействия.

Вместе с тем современный педагог - это педагог, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподавать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения, в том числе с использованием интернет-ресурса.

Например, в интернете в последнее время появилось много сетевых педагогических сообществ, что говорит об увеличении интереса педагогов к сетевым технологиям общения и работы. Интернет-государство читателей (Интер-Гу.ру), ITN (Сеть творческих учителей), Intel, КМ-wiki, Openklass, СоцОбраз, Сообщество блог-геров от образования, Лига образования, Региональные Wiki и многие другие - это лишь небольшая часть педагогических площадок, где педагоги обсуждают свои проблемы, обмениваются методическими материалами, повышают квалификацию, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах. Все это возможно использовать как в традиционных формах обучения и повышения квалификации педагогов, так и при организации дистанционных, смешанных форм обучения, повышения квалификации.

В связи с массовым внедрением ИКТ в образовательный процесс профессор А.А. Андреев в работе «Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика» предлагает ввести новое понятие - «электронная педагогика» - научное изучение, описание и прогнозирование процессов в любых ИКТ-насыщенных образовательных средах, предполагая, что педагогика как наука эволюционирует в электронную педагогику, сохраняя присущие научному знанию критерии и преемственность. При этом А.А. Андреев считает, что в настоящее время уже нет смысла говорить об образовательных процессах на всех уровнях образования без применения ИКТ [Андреев, 2011, с. 113].

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Мы полностью разделяем такую позицию, отмечая, что без применения электронного обучения невозможно осуществить эффективную реализацию ряда требований, приведенных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Применение электронного обучения позволяет реализовать требования ФГОС третьего поколения к условиям реализации основных образовательных программ за счет активизации самостоятельной работы педагогов, повышения мотивации к обучению, применению интерактивных средств взаимодействия.

Под дистанционными образовательными технологиями мы понимаем комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогам с помощью специализированной информацион-нообразовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Дистанционное обучение педагогов выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации образования дистанционные технологии позволяют сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов.

Использование дистанционных образовательных технологий в практике образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

Успешно функционирует и смешанная модель дистанционного повышения квалификации работников образования. В данной модели инте-гративно используются сетевые, кейс-технологии и технологии очного и заочного дистанционного обучения. Дистанционное повышение квалификации функционирует в информационно насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемый

средой дистанционного обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса.

Заключение. На сегодняшний день накоплен немалый опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Многие вузы применяют ДОТ не только для организации собственно дистанционного обучения, но также и для поддержки других форм обучения: очной, заочной, экстерната. Наиболее востребованными сегодня являются сетевые дистанционные образовательные технологии (СДОТ), которые подразумевают активное использование компьютерных сетей для проведения занятий и доставки материала.

Основываясь на концептуальных положениях профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентности, на кафедре психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева выстраивается система методического сопровождения педагогов базовых дошкольных образовательных учреждений по ряду стратегических направлений. Рассматривая методическую компетентность педагога, мы полагаем, что она реализуется в совокупности с психологической, педагогической, коммуникативной и др. Она является интегральной. Ее ориентиром выступают знания психолого-педагогических наук, философии, социологии и др., именно это делает ее базовой в системе профессиональной подготовки педагога и создает другие возможности для качественного развития его педагогической деятельности [Вахтина, Артюхина, 2012, с. 31].

В процессе обучения педагоги дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые смогут в дальнейшем использовать в педагогической практике. Реализации данной модели позволяет в еще более значительной степени индивидуализировать учебный процесс. Применение дистанционных форм повышения квалификации ориентирует педагога на самообразование. Образовательная активность личности педагога является показате-

лем его творческой самореализации, иницииру- 7. ет работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.

Развитие профессиональной компетентно- 8. сти - динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. И одним из современных средств повышения уровня квалификации 9. педагога, уровня его профессиональной компетентности являются дистанционные образовательные технологии.

Библиографический список 10.

1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. М., 2011. № 11. С. 113-117.

2. Батракова С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры // Ярославский психологический вестник. М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2004. Вып. 2. С. 71-77.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной 11. пригодности: учеб. пособие для вузов. М.:

ПЕР СЭ, 2001. 511 с. 12.

4. Вахтина Е.А., Артюхина А.И. Студентоцен-трический аспект реализации компетент-ностного подхода в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. 2012. 13. № 11(98). С. 31-32.

5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Филиал изд-ва «Прос- 14. вещение», 2011. 159 с.

6. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Компетентность современного преподавателя как условие инновационного развития вуза. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34. С. 49-55.

Груздева О.В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития: монография. Красноярск, 2018. 274 с. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. Новокузнецк: Изд-во Ин-та повыш. квалификации, 2001. Вып. 2000 (4). С. 18-30. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций // Вестник КГПУ им.

B.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 126-137. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Повышение квалификации педагогов, психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сб. науч. ст. по психологии детства / гл. ред. В.А. Ковалевский; отв. за вып. О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016.

C. 50-58.

Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 3-108. Коломиец О.М. Технология развития педагогической деятельности в образовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 15-19.

Нижник С.Г. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. Вып. 3, ч. 2. С. 221-225. Нижник С.Г., Трушина Е.В. Система мотивации деятельности преподавателей вуза как показатель качества образовательного процесса // Молодые ученые в решении актуальных проблем педагогики высшей школы: матер. Второй Междунар. науч.-практич. очно-заочной конф. Тула, 22-30 апреля 2013 г. / под ред. В.М. Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 238 с.

С И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

15. Полянская Н.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов // Успехи современного естествознания. 2015. № 9. С. 72-76.

16. Ранних В.Н., Леонтьев Н.С. Дидактические требования к электронной лабораторной работе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 105 с.

17. Ранних В.Н., Евтушенко К.Н. Дидактический аудит электронного образования в вузе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 123 с.

18. Ранних В.Н. Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 3, ч. 2. С. 280-285.

19. Тихомирова О.В., Белкина В.Н. Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога в сфере предшкольно-го образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. С. 168-172.

20. Тихомирова О.В. Формирование профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования // Ярос-

лавский педагогический вестник. 2012. № 3. С. 27-31.

21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

22. Шоканова Л.Ш. От компетентностного управления к новым образовательным результатам // Творческая педагогика. 2010. № 2. С. 28-33.

23. Шулакаева К.А. Инновационная модель обучения как инструмент реализации компетентного образования // Профессионал Казахстана. 2009. № 4. С. 63-64.

24. Якушина В.Я. ИКТ-компетентность: что нужно знать и уметь учителю // Народное образование. 2013. № 1. С. 184-188.

25. Amilburu M.G., Ruiz-Corbella M. Philosophy of education and education in the competences of the european higher education area // Philosophy of Education. 2011 No. 4, P. 5-7. URL: https:// dlib.eastview.com/browse/doc/26721612

26. Semradova I. On the bases of teachers' professional ethics // Philosophy of Education. 2011. No. 4. P. 28-37. URL: https://dlib.eastview. com/browse/doc/26721593

PECULIARITIES OFPROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL EDUCATORS USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

I.Yu. Kerbis (Krasnoyarsk, Russia) O.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article discusses the characteristics of the activities of of preschool educational institutions pedagogues, the problem of developing their professional competence and the possibility of an advanced training system in solving this problem using distance learning technologies.

The goal is to discover and scientifically substantiate the nature and specificity of the phenomenon under study using distance learning technologies.

The research methodology is aimed at solving this problem: we used cultural, historical, personal, activity, axiological and systemic approaches, the method of content analysis, pedagogical observation, analysis of the results of the activities of preschool educational institutions pedagogues. The article reveals the principles and structure of professional competence, describes in detail the mechanisms and psychological and pedagogical conditions that contribute to the intensive development of the sphere under study. The article discusses the feasibility of using e-learning in educational process and the need for its development in the new informational and educational space. The use of e-learning allows you to implement the requirements of the third generation of the FSES in accordance with the conditions of implementing basic educational programs by enhancing the independent work of educators, increas-

2.

3.

ing their motivation to learn, the usage of interactive tools. Evaluation of the effectiveness was carried out using the method of developing the Spearman rank correlations. There were 76 educators participating in the experiment .

Results.The method of mathematical analysis of the quantitative and qualitative results of the experiment proved that the development of the educators' professional competence is on the low and medium levels. The professional competence of a pedagogue develops only throuth mastering professional competences, mastering innovative forms of communication, making use of personality-oriented communication technologies and interactive forms and methods.

Conclusion. The results obtained in the course of the experiment allowed to come to the following conclusions: the essence of professional development competence is the dynamic process of mastering and updating professional expertise leading to the development of individual professional qualities, accumulation of professional experience presupposing continuous development and self-perfection. And one of the contemporary means of raising the pedagogical qualification level, the level of a pedagogue' personal professional competence is to make use of distance-learning technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: distance learning, competence, competence approach, professional competence.

References

1. Andreev A.A. Pedagogics in information society, or electronic pedagogics // Higher education in Russia. M. 2011. No. 11. P. 113-117. Batrakova S.N. The dynamics ofprofessional functions of a pedagogue as a representative of culture // Yaroslavl psychological bulletin. M.: Yaroslavl: Russian Psychological Society. 2004. Is. 2. P. 71-77.

Bodrov V.A. Psychology of professional fitness: Study manual for universities. M.: PER SE, 2001. 511 p.

Vakhtina E.A., Artyukhina A.I. Student-centered aspect of the competence-based approach in a

university // News of Volgograd State Technical University: interuniv. collection of scien. articles. 2012. No. 11 (98). P. 31-32.

5. Vvedensky V.N. Professional competence of the teacher: studies manual / V.N. Vvedensky. 2th ed. revised and enlarged. SPb: branch of the publishing house "Enlightenment", 2011. 159 p.

6. Getman N.A., Kotenko E.N. Contemporary teacher competence as a condition of the university innovative development. The conditions for developing psychological incompetence in teachers of a medical university // Personality, family and society: issues of pedagogics and psychology. 2013. No. 34. P. 49-55.

С

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

о

ë и ft

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

7. Gruzdeva O.V. Development of preschool chi-dren in the context of contemporary general education and social development situation: monograph. Krasnoyarsk. 2018. 274 p.

8. Dmitrieva M.A., Druzhilov S.A. Levels and criteria of professionalism: problems of formation of a modern professional // Siberia. Philosophy. Education: Scientific and journalistic almanac. Is. 2000 (4). Novokuznetsk: Publishing House of the Institute for Advanced Studies, 2001. P. 18-30.

9. Kerbis I.Yu., Gruzdeva O.V. The peculiarities of communicative competence of contemporary pre-school education pedagogues // Krasnoyarsk State Pedagogical University Bulletin. 2017. No. 3 (41). P. 126-137.

10. Karbis I.Yu., Gruzdeva O.V. Professional development of pedagogues and psychologists in the contemporary conditions of school education development / Psycho-pedagogical and social conditions for developing and upbringing a child. A collection of scientific articles on chidren psychology. Editor-in-Chief V.A. Kova-levsky; responsible for the issue O.V. Gruzdeva. Krasnoyarsk State Pedagogical University. Krasnoyarsk, 2016. P. 50-58.

11. Klimov E.A. Psychology of a professional. M.; Voronezh: MODEK, 1996. P. 3-108.

12. Kolomiets O.M. Technology of pedagogical activity development in an educational institution // MSHU Series: pedagogics and psychology. 2011. No. 4. P. 15-19.

13. Nizhnik S.G. Distance learning in higher professional education // Tula State Univ. Bulletin. Humanities. Issue 3. Part 2. creative Tula: Publ. House of Tula St. Univ. P. 221-225.

14. Nizhnik S.G., Trushina E.V. The system of activity motivation for university teachers as a quality indicator of educational process //Young scientists in solving topical problems of higher school pedagogogics // Materials of the Second International Scientific - pract. conference. Tula, April 22-30, 2013 / ed. by V.M. Petrovichev. Tula: Publish ing House of TSU, 2013. 238 p.

15. Polyanskaya N.A. Modern educational technologies for the formation of students' profes-

sional competencies // Successes of Modern Natural Science. 2015. No. 9. P. 72-76.

16. Rannikh V.N., Leontyev N.S. Didactic requirements for electronic laboratory work: monograph. Tula: Publishing House of the TSU, 2013. 105 p.

17. Rannikh V.N., Evtushenko K.N. Didactic audit of e-education in high school: monograph. Tula: Publishing House of the TSU, 2013. 123 p.

18. Runnikh V.N. Electronic workshop as a didactic means of improving the quality of teaching at the university // News of TSU. Humanitarian sciences. Issue 3. Part 2. Tula: Publishing house of TSU, 2013. P. 280-285.

19. Tikhomirova O.V., Belkina V.N. Indicators of the formation of professional competence of a teacher in the field of pre-school education // Yaroslavl Pedagogical Gazette. 2012. No. 3. P. 168-172.

20. Tikhomirova O.V. Formation of professional competence of a teacher in the implementation of pre-school education // Yaroslavsky Pedagogical Gazette. 2012. No. 3. P. 27-31.

21. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented educational paradigm // Public Education. 2003. No. 2. P. 5-64.

22. Shokanova L.Sh. From Competency Management to New Educational Results // Creative Pedagogy. 2010. No. 2. P. 28-33.

23. Shulakaeva K.A. Innovative learning model - as a tool for the implementation of competent education // Professional of Kazakhstan. 2009. No. 4. P. 63-64.

24. Yakushin V.Ya. ICT competence: what you need to know and be able to teach // Public Education. 2013. No. 1. P. 184-188.

25. Amilburu M.G., Ruiz-Corbella M. Philosophy of education and education in the competences of the european higher education area. Philosophy of Education, 2011. No. 4. P. 5-17. URL: https:// dlib.eastview.com/browse/doc/26721612

26. Semradova I. On the bases of teachers' professional ethics. Philosophy of Education, 2011. No. 4. P. 28-37. URL: https://dlib.eastview. com/browse/doc/26721593

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.