Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смешанное обучение / зональное обучение / предметная цифровая образовательная среда / цифровые образовательные ресурсы / blended learning / zonal learning / subject digital environment / digital educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Амосова Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

Цифровая эпоха предъявляет новые требования к системе образования. Технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, являются различные технологии смешанного обучения. Одна из них «зональное обучение». Данная модель предполагает разделение класса на группы, которые работают в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: зона работы с учителем, зона онлайн-обучения и зона проектной работы. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации зонального обучения информатике в условиях предметной цифровой среды. Такими инструментами являются материалы различных цифровых образовательных платформ, облачные сервисы, средства онлайнтестирования, ментальные карты, ленты времени, инфографика и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Амосова Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The digital era places new demands on the education system. Technologies that make learning more effective are various blended learning technologies. One of them is “zonal learning”. This model involves dividing the class into groups that work in a certain area according to the types of educational activities, changing after a certain period. Usually these are: a zone of work with a teacher, a zone of online learning and a zone of project work. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of zonal learning of informatics in a subject digital environment. Such tools include materials from various digital educational platforms, cloud services, online testing tools, mental maps, timelines, infographics, etc.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

class was presented at the university's technology park. Possibilities for training teachers to organize project activities are also presented.

Keywords: tutor support, digital literacy, digital educational resources, digital instruments, master class, project.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Цифровая компетентность сельского учителя как фактор качества образования / Л.А. Амирова, И.Р. Левина, Д.Р. Фатхулова// Современное педагогическое образование. -2021. -№12. - С. 24-28

2. Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. -2015. -№ 1(21). - С. 223-228

3. Жукова, Л.Ф. Цифровые образовательные ресурсы на уроках гуманитарного цикла / Л.Ф. Жукова. // Молодой ученый. - 2022. -№ 45 (440). - С. 366-368

4. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании. / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

5. Канянина, Т.И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ПКТ / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 56-1. - С. 131-137

6. Кондаурова, Т.И. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета / Т.И. Кондаурова, Н.Е. Фетисова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2022. - №4 (37). - С. 196-199

7. Конюшенко, С.М. Развитие цифровой грамотности педагога в системе повышения квалификации / С.М. Конюшенко, М.А. Горюнова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4(58). - С. 32-40

8. Краснов, C.B. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения / C.B. Краснов // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - Нижний Новгород. - 2018. - С. 50-54

9. Круподерова, Е.П. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Е.Ю. Махалова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-4. - С. 27-31

10. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ-инструментов в дисциплинах гуманитарного цикла / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-3. - С. 98-104

11. Круподерова, Е.П. Тьюторское сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, С.А. Пилипчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№69-4.-С. 134-136

12. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

13. Полякова, В.А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации / В.А. Полякова // Нижегородское образование. - 2019,- № 2. - С. 40-46

14. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НПРО, 2019. - 188 с.

15. Федотова, B.C. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя: учебное пособие / B.C. Федотова. - С.-Пб.: Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, 2020. - 220 с.

16. Тулупова, О.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / О.В. Тулупова, A.B. Шакурова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №1. - С. 49-57

УДК 37.02

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Круподерова Климентина Руслановна старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Амосова Наталья Сергеевна студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Бойко Анастасия Владимировна студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В условиях цифровой трансформации образования актуальным является поиск инновационных моделей применения цифровых технологий. Авторы статьи [9], обсуждая социально-психологические особенности современного школьника в условиях цифровизации образования, подчеркивают необходимость поиска форм, способов, средств организации эффективного обучения. Технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, являются различные технологии смешанного обучения [2, 4]. Одна из них - «зональное обучение». Данная модель предполагает разделение класса на группы, которые работают в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: зона работы с учителем, зона онлайн-обучения и зона проектной работы.

Возможностям и особенностям использования модели «ротация станций» на уроках обществознания посвящена публикация [3], при обучении технологии - статья [6], при обучении математике - статья [5], на уроках английского языка -статья [1]. Авторы подчеркивают эффективность применения модели для реализации деятельностного подхода в обучении, предполагающего использование продуктивных форм обучения и отводящим обучающимся активную роль. Обучающийся становится субъектом учебной деятельности и занимает равноправную позицию; его потребности, особенности и интересы

учитываются. При этом у учеников должны быть сформированы навыки целеполагания и планирования, контроля и оценки собственной деятельности, что требует с их стороны включенности и погруженности в учебный процесс. Также авторы отмечают необходимость тщательного подбора цифровых ресурсов для организации работы в онлайн-зоне.

Задача отбора и структурирования материала для предоставления обучающимся в рамках зонального обучения, определение методических подходов для внедрения данной модели в курс информатики старшей школы определяет актуальность темы исследования. В первую очередь следует использовать ресурсы, размещенные на отечественных образовательных платформах, применять отечественное программное обеспечение. Данный факт позволил нам сформулировать проблему исследования - как организовать обучение по модели «смена рабочих зон» на уроках информатики в старшей школе с помощью соответствующих цифровых инструментов для реализации деятельностного подхода?

Изложение основного материала исследования. В августе 2022 года в ФГОС среднего общего образования [12] внесены изменения. В основу него, по-прежнему, положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. В ФГОС сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся. Установленные стандартом требования к метапредметным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Сегодняшнее обучение находится в непрерывном поиске лучших, наиболее эффективных методов преподавания. Среди педагогических технологий, которые применяются в условиях цифровой образовательной среды, исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (проектный метод, кейс-технология, обучение в сотрудничестве и др.) и цифророжденные педагогические технологии (дистанционное обучение, «перевернутый класс», мобильные технологии, «зональное обучение» и т.д.).

При организации «зонального обучения» цель зоны работы с учителем - обеспечить обучающимся эффективную обратную связь. Для этого у учителя появляется больше возможностей, т.к. в группе в три раза меньше учеников. В зоне онлайн-работы у обучающихся появляется возможность развития регулятивных универсальных учебных действий: умений ставить цель, планировать решение задачи, оценивать ресурсы, развивать саморегуляцию. В зоне проектной работы у обучающихся появляется возможность применения знаний для совместного решения проблем, при этом развиваются коммуникативные навыки [8].

Проанализируем цифровые инструменты для организации «зонального обучения». Прежде всего, это материалы различных цифровых образовательных платформ. Также в онлайн-зоне следует использовать облачные сервисы, интерактивные упражнения, средства онлайн-тестирования, ментальные карты, ленты времени, инфографику, интерактивное видео и др. Примеры различных цифровых инструментов можно найти в пособиях [7, 10, 13]. Подготовленные учителем задания могут размещаться в среде LMS Moodle, на персональном сайте учителя, с помощью интерактивных рабочих листов.

Одним из вариантов организации работы в online зоне при использовании рассматриваемой модели является использование электронной формы учебников. Организация смешанного обучения с использованием электронной формы учебников обсуждается в пособии [2].

Сегодня разрабатывается Федеральная государственная информационная система «Моя школа». ФГИС «Моя школа» предоставляет учителю и ученику возможность работы с библиотекой цифрового образовательного контента. Каталог цифрового контента содержит материалы по разным дисциплинам, в т.ч. по информатике. Использование этого контента в смешанном обучении позволит формировать как предметные, так и метапредметные результаты.

Рассмотрим возможные варианты применения зонального обучения при изучении информатики по УМК «Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика (10-11). Базовый уровень».

При изучении темы «Информация и информационные процессы» в зоне работы с учителем обучающиеся на доске решают задачи на измерение информации. В онлайн-зоне обучающиеся решают тренировочные задания на платформе РЭШ (https://clck.ru/34iz8e). Работая в группе, обучающиеся создают кластер «Подходы к измерению информации», отражая отличительные особенности алфавитного и содержательного подходов.

Изучая тему «Интернет как глобальная информационная система», в зоне работы с учителем обучающиеся на интерактивной доске устанавливают последовательность этапов разработки сайта. В онлайн-зоне обучающиеся выполняют тест на грамотный поиск информации в Интернете. В зоне групповой работы, обучающиеся работают над созданием сайта по теме «Интернет - глобальная информационная система». Каждая группа готовит материалы для совместного сайта. Например, одна группа готовит материалы по истории Интернета, представляет ленту времени с помощью сервиса https://time.graphics/ (https://clck.ru/34jNxA). Другая группа строит кластер «Основные сервисы Интернета» с помощью Google-рисунка (https://clck.ru/34jNz7). Третья группа создает инфографику по безопасной работе в Интернет (https://clck. ru/34jNvy).

При изучении архитектуры компьютера зона работы с учителем превращается в зону использования виртуального тренажера, т.к. работа с оборудованием должна осуществляться под контролем преподавателя. В шлемах виртуальной реальности ученики с помощью соответствующего приложения «собирают» компьютер. В онлайн-зоне обучающиеся выполняют задания с ФГИС «Моя школа». В зоне проектной работы обучающиеся решают кейс-задание на выбор конфигурации компьютера для специалистов разных профессий. Данное задание может быть реализовано с помощью отечественного сервиса Яндекс.Документы (https://docs.yandex.ru/). Данный сервис позволяет работать совместно в онлайн-режиме с презентациями, текстовыми документами и таблицами. Обучающимся можно предложить создание совместной онлайн-презентации, где каждый слайд будет отражать конфигурацию компьютера для определенной профессии. Пример шаблона такой презентации доступен по ссылке (https://clck.ru/38MDrt).

Эффективно использование «зонального обучения» и при изучении темы моделирования. В этом случае в зоне работы с учителем возможно использование обучающимися разных виртуальных лабораторий (физических, химических, биологических).

Подготовить VR-контент для использования в учебном процессе могут и сами школьники, например, в рамках дополнительного образования. В качестве программного обеспечения для создания VR-приложений может использоваться отечественный конструктор Varwin Bducation, а для создания AR-приложений - ГУ Toolbox. Так, например, при изучении темы «Элементы схемотехники. Логические элементы» обучающимся 10-х классов можно предложить в качестве проекта создание обучающего VR-приложения «Элементы алгебры логики». Такой проект может быть в свою очередь продемонстрирован на уроке «открытия» нового знания на уроке информатики при изучении темы «Логические элементы» в 8 классе.

Выводы. На основе анализа литературы по применению модели «зональное обучение», передового педагогического опыта построена ментальная карта, отражающая преимущества модели, возможные риски ее применения, технические и

организационные требования. На карте представлены видео некоторых уроков. Сегодня технологии смешанного обучения могут эффективно применяться при интеграции их со сквозными цифровыми технологиями (большие данные, искусственный интеллект, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность), необходимость использования которых в учебном процессе определена Распоряжением Минпросвещения России [11]. Возможность интеграции представлена на карте. Приведены примеры приложений виртуальной реальности для работы в онлайн-зоне. Адрес ментальной карты: https://clck.ru/34CtvM.

Аннотация. Цифровая эпоха предъявляет новые требования к системе образования. Технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, являются различные технологии смешанного обучения. Одна из них - «зональное обучение». Данная модель предполагает разделение класса на группы, которые работают в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: зона работы с учителем, зона онлайн-обучения и зона проектной работы. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации зонального обучения информатике в условиях предметной цифровой среды. Такими инструментами являются материалы различных цифровых образовательных платформ, облачные сервисы, средства онлайн-тестирования, ментальные карты, ленты времени, инфографика и др.

Ключевые слова: смешанное обучение, зональное обучение, предметная цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы.

Annotation. The digital era places new demands on the education system. Technologies that make learning more effective are various blended learning technologies. One of them is "zonal learning". This model involves dividing the class into groups that work in a certain area according to the types of educational activities, changing after a certain period. Usually these are: a zone of work with a teacher, a zone of online learning and a zone of project work. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of zonal learning of informatics in a subject digital environment. Such tools include materials from various digital educational platforms, cloud services, online testing tools, mental maps, timelines, infographics, etc.

Keywords: blended learning, zonal learning, subject digital environment, digital educational resources.

Литература:

1. Закусило A.C. Инновационная технология «ротация станций» в процессе формирования образовательной мобильности старшеклассников на уроках английского языка // Современные проблемы науки и образования - 2019. - № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29050 (дата обращения: 25.01.2024).

2. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании. / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.] -Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

3. Краснов, С.В. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения /С.В. Краснов //Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. - 2018. - С.50-54.

4. Круподерова, Е.П. Технологии цифрового образования /Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 180 с.

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды /Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 179-182.

6. Круподерова, Е.П. Реализация модели «ротация станций» на уроках технологии / Е.П. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-2. - С. 179-182.

7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных учебных действий, обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов /К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижний Новгород: Мининский университет. -2019. - С. 148-151.

9. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника /О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // ВестникМининского университета. -2022. Т. 10, -№3. - С. 15.

10. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НПРО, 2019. - 188 с.

11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 25.01.2024).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://clck.ru/364mhN (дата обращения: 25.01.2024).

13. Федотова, В. С. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя: учебное пособие. /B.C. Федотова. - С.-Пб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. - 220 с.

УДК 376.3

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МАТЕРИАЛА ТРОПОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ

Крылова Варвара Александровна учитель-логопед Семейный клуб «Позитив» (г. Москва)

Постановка проблемы. Троп (греч. tropos») - поворот, т.е. употребление слова или выражения в переносном смысле. При этом в сознании говорящего и адресата речи одновременно присутствуют два смысла, два значения - прямое и переносное. Существует несколько подходов к классификации тропов, разработанные различными авторами - Р. Бартом, М.Л. Гаспаровым, ИР. Гальпериным, Г.Г. Хазагеровым, В.И. Корольковым, Ю.В. Рождественским.

Согласно классификации Е.В. Клюева среди тропов выделяют метафоры, метонимию, синекдоху, антомасию, гиперболу, иронию, аллегорию, перефразис, эпитет, оксюморон, антифразис, парадокс, аллюзию. Сложности при освоении тропов могут возникнуть у обучающихся с дислексией, имеющих трудности при чтении и понимании прочитанного, появляющиеся, когда мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.