Научная статья на тему 'Реализация модели формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий'

Реализация модели формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUES ORIENTATIONS / STUDENTS / SOCIAL-PROTECTIVE TECHNOLOGIES / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Яна Александровна

В данной статье представлена программа по формированию ценностных ориентаций в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий. В ней широко использовались социально-защитные технологии в подготовке и проведении современных форм досуга. Они включали в себя целый спектр форм, средств и методов добровольческой деятельности социально-культурной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE MODEL OF VALUES FORMATION OF STUDENTS IN VOLUNTEER ACTIVITIES THROUGH THE SOCIALPROTECTIVE TECHNOLOGIES

This article presents a program of values formation in volunteer activities through the social security technologies. Social-protective technologies in the preparation and conduct of modern forms of entertainment are described. These included a range of forms, means and methods of volunteerism of social-cultural orientation.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий»

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я. А. КУЛИКОВА

В данной статье представлена программа по формированию ценностных ориентаций в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий. В ней широко использовались социально-защитные технологии в подготовке и проведении современных форм досуга. Они включали в себя целый спектр форм, средств и методов добровольческой деятельности социально-культурной направленности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, студенческая молодежь, социально-защитные технологии, добровольческая деятельность.

Констатация недостаточно высокого уровня сформированности ценностных ориентаций студенческой молодежи показала необходимость разработки программы по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий, поиска новых методов и возможностей формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи.

В формирующем эксперименте принимали участие 62 студента (экспериментальная группа) ФГБОУ ВПО «Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина».

Основная цель нашего формирующего эксперимента состояла в реализации модели формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий.

Формирующий эксперимент включал в себя:

I. Разработку педагогической программы «Спешите делать добро» по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий.

II. Внедрение программы в педагогический процесс Академии социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

III. Диагностика сформированности ценностных ориентаций студенческой молодежи после проведения педагогической работы по программе «Спешите делать добро» с помощью методик, применяемых нами в констатирующем экспери-

менте, количественная и качественная обработка полученных данных.

На первом этапе формирующего эксперимента была разработана педагогическая программа «Спешите делать добро» по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий.

Авторская программа была разработана на основе полученных в констатирующем эксперименте результатов. Программа рассчитана на 1 год, в нее входили занятия и ряд благотворительных мероприятий.

Цель программы: формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи на основе более глубокого осознания таких общечеловеческих ценностей, как доброта, отзывчивость, альтруизм, бескорыстие, милосердие; помощь в их реализации в процессе добровольческой деятельности.

Задачи программы:

- побудить молодых людей к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию ценностных ориентаций;

- содействовать проявлению творческой самореализации студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности для формирования ценностных ориентаций;

- использовать социально-защитные технологии, воздействующие на мотивационноценностную сферу студенческой молодежи, в добровольческой деятельности;

- развивать адекватную самооценку, коммуникативные навыки, творческие способности студентов.

Принципы построения программы: принцип гуманистической направленности; принцип дифференцированного подхода, принцип личностного подхода, принцип целенаправленности, принцип добровольности, принцип соответствия целям и задачам вузовской подготовки, творческого развития.

В программе широко использовались социально-защитные технологии в процессе подготовки и проведения современных форм досуга. Они включали в себя целый спектр форм, средств и методов добровольческой деятельности социально-культурной направленности.

Основными направлениями педагогической деятельности по программе является решение проблем семьи, проблем людей пожилого возраста, проблем людей с ограниченными возможностями, а также иных социально незащищенных групп населения.

Программа строилась на формах работы, которые включали в себя синтез искусств. По мнению Б. Т. Лихачева, искусство является средством, снимающим у молодежи напряжение от учебы, труда. В процессе подготовки мероприятия студенты сосредотачивают свое внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит их в мир переживаний и эмоциональных состояний [2]. Однако М. С. Каган считает, что постоянной константой эстетического начала становится единство нравственного, эстетического и интеллектуального начал в жизнедеятельности, а позже и их носителей в категориальном аппарате науки - добра, красоты и истины [1].

Программа предполагает комплексные формы деятельности, чередующие активные и пассивные формы, массовые, групповые и индивидуальные, в которых всегда преобладал скрытый мониторинг деятельности студенческой молодежи. Важным моментом было сочетание традиционных и инновационных форм.

Формы добровольческой деятельности:

- лекции-беседы, круглые столы;

- оформление информационного стенда;

- тематические концерты;

- спортивные мероприятия;

- прочтение и последующее обсуждение литературных источников (библиотерапия) и пр.;

- всевозможные тренинги (тренинги общения; тренинги, направленные на развитие способностей и пр.);

- прикладное творчество;

- творческие конкурсы.

В программе активно использовались средства добровольческой деятельности: художественно-творческие, технические, наглядные.

Художественно-творческие средства:

- искусство и самодеятельное творчество: театральное, музыкальное, хоровое, изобразительное, декоративно-прикладное, хореографическое, являющиеся основой большинства мероприятий программы, эмоционально стимулирующих усвоение ценностей;

- печатные: художественная литература как основа просвещения в процессе добровольческой деятельности, научная литература как информационно-источниковедческая, периодические издания способствовали актуализации программы, интернет-публикации дали возможность широких обобщений средств в процессе деятельности.

- устные: живое слово явилось важным ин-формационно-моделирующим, побуждающим и стимулирующим средством взаимодействия между субъектами воспитательной добровольческой деятельности.

Технические средства: аудио и видео, мультимедиа использовались как средства, усиливающие художественное воздействие.

Наглядные: афиши, плакаты, лозунги, оформление сцены, зала, фойе, вестибюля, комнат и т. п., декорации и костюмы усиливают эстетическое воздействие.

Оформление праздника - важное условие создания соответствующей атмосферы. Однако оформление играет роль не только художественно-выразительного средства, но и несет соответствующую информационно-просветительскую нагрузку.

Нами были использованы следующие методы добровольческой деятельности: частично-поисковый, эвристический, исследовательский, имитационно-сюжетные и ролевые игры, метод проектов, мозговой штурм, анализ проблемных ситуаций, с которыми студенты сталкивались в ходе собственной волонтерской деятельности, разрешение этических дилемм, возникавших в ходе этой деятельности.

Нами был составлен план основных мероприятий, подготовка и проведение которых способствовали формированию ценностных ориентаций молодежи.

Далее мы ознакомили участников эксперимента с программой «Спешите делать добро» по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий.

Следующий этап формирующего эксперимента заключался во внедрении разработанной нами программы в педагогический процесс.

Он проходил на базе Академии социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

В рамках программы был проведен ряд культурных акций «Чистое слово», «Нас позвали - мы пришли», «В здоровом теле - здоровый дух», «Ни дня без добрых дел!» и др.

Также в рамках программы были подготовлены и осуществлены мероприятия по оказанию адресной помощи ветеранам и инвалидам, посещение музеев, проводились благотворительные концерты для инвалидов-пенсионеров, спортивнооздоровительные мероприятия для детей-сирот, которые предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека.

Подготовка и проведение данных акций и мероприятий формировали у студентов такие гуманистические ценности, как доброта, отзывчивость, альтруизм, бескорыстие, милосердие.

Программные занятия проводились в течение одного года 1 раза в неделю. Длительность занятий варьировалась от 90 минут до 3 часов в зависимости от содержания мероприятий.

Таким образом, предложенная программа представляла собой комплексную, взаимосвязанную и взаимодействующую, последовательно организованную, целостную систему, включающую ценностно-ориентированные мероприятия, средства, формы и методы добровольческой деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы по внедрению и апробации модели формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий проводилось повторное психолого-педа-гогическое исследование.

Оценка эффективности модели проводилась, исходя из предположения, что внедрение программы «Спешите делать добро», которая включала в себя подготовку и проведение мероприятий, повлияло на ценностную сферу студенческой молодежи. Для проверки наших предположений мы использовали методики, применяемые нами в констатирующем эксперименте: специально разработанная анкета, цель которой выяснить уровень сформированности ценностных ориентаций и психологический тест «Ценностные ориентации» М. Рокича [3].

В контрольном эксперименте приняли участие студенты ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» и Второго Тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (возраст респондентов 17-20 лет).

В экспериментальную группу вошли студенты Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, всего 62 человека.

В контрольную группу - студенты Второго Тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», всего 98 человек. Всего в контрольном эксперименте приняли участие 160 человек.

Анализируя результаты анкетирования, мы смогли увидеть, что уровень сформированности ценностных ориентаций испытуемых (в экспериментальной группе) значительно повысился: количество респондентов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций понизился до 10 % (6 чел.); 46 % (29 чел.) респондентов стали иметь средний уровень; количество студентов, у которых был выявлен высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, повысилось до 44 % (27 чел.).

□ низкий уровень

□ средний уровень

□ высокий уровень

Рис. 1. Диаграмма, демонстрирующая распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностных ориентаций (экспериментальная группа)

Уровень сформированности ценностных ориентаций испытуемых (в контрольной группе) практически не изменился: респондентов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций стало 45 % (41 чел.); 41 % (38 чел.) респондентов стали иметь средний уровень, высокий уровень сформированности ценностных ориентаций имеют 14 % (13 чел.).

14%

□ низкий уровень

□ средний уровень

□ высокий уровень

Рис. 2. Диаграмма, демонстрирующая распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностных ориентаций (контрольная группа)

Нами был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования, которое было направлено на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что в экспериментальной группе низкий уровень понизился на 38 %, средний уровень повысился на 9 %, высокий уровень повысился на 29 % (рис. 3).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

48%

46%

44%

37%

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

■ констатирующий эксперимент

■ формирующий эксперимент

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику количества респондентов в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностных ориентаций (экспериментальная группа).

Результаты анкетирования, проведенного в контрольной группе, свидетельствуют о незначительном изменении сформированности ценностных ориентаций. Количество респондентов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций уменьшилось на 8 %, количество респондентов со средним уровнем повысилось на 6 %, а с высоким уровнем на 2 % (рис. 4).

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

■ констатирующий эксперимент

■ формирующий эксперимент

Рис. 4. Диаграмма оценки уровня сформированности ценностных ориентаций молодежи в ходе контрольного этапа эксперимента (контрольная группа)

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе после внедрения программы «Спешите делать добро», с результатами, полученными в контрольной группе, где формирующий эксперимент не проводился и программа не реализовывалась, можно сделать вывод, что они значительно отличаются друг от друга. На диаграмме экспериментальной группы видны существенные изменения, которые произошли после внедрения и апробации программы «Спешите делать добро». По сравнению с данными констатирующего эксперимента значительно увеличилось число студентов, имеющих средний и высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, количество студентов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций значительно уменьшилось.

Далее нами было проведено повторное диагностирование с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации».

Проведенное исследование по тесту М. Рокича показало, что после проведения программы «Спешите делать добро» (экспериментальная группа) студенты Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина ценности расположили в следующем порядке: самыми значимыми стали такие терминальные ценности, как активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), однако такие ценности как любовь и здоровье, по-прежнему оставались наиболее предпочтительными.

Данные, полученные в экспериментальной группе, показали существенные изменения в от-

ношении ценностных ориентаций. Помимо ценностей, ориентированных «на себя», более значимыми для них стали ценностные характеристики жизни, направленные на объект и других людей. Таким образом, ценностная сфера студенческой молодежи расширилась, в ней обозначились гуманистические и альтруистические тенденции, стала более значимой социально-культурная и эстетическая составляющая.

В контрольной группе соотношения терминальных ценностей по сравнению с констатирующим экспериментом существенно не изменились. Так, студенты выбрали здоровье, наличие хороших друзей, обеспеченную жизнь, уверенность в себе, развлечение, при этом активная деятельная жизнь осталась на 17 месте, красота природы и искусства переместилась на 16 место, творчество оказалось на 13 месте, познание перешло на 7 место. Полученные данные в контрольной группе не показали существенных изменений в отношении ценностных ориентаций.

Таким образом, проведенный контрольный эксперимент показал, что разработанная модель и апробированная педагогическая программа «Спешите делать добро» оказались эффективными в формировании ценностных ориентаций молодежи в процессе добровольческой деятельности посредством социально-защитных технологий. Мы пришли к выводу, что использование социально-защитных технологий в добровольческой деятельности может эффективно влиять на фор-

мирование ценностных ориентаций молодежи, что полностью подтверждает первоначальную гипотезу исследования.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 101.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1999. С. 261.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 1998. С. 325.

4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования: в помощь начинающему исследователю. М., 1986.

* * *

REALIZATION OF THE MODEL OF VALUES FORMATION OF STUDENTS IN VOLUNTEER ACTIVITIES THROUGH THE SOCIAL-PROTECTIVE TECHNOLOGIES

Ya. A. Kulikova

This article presents a program of values formation in volunteer activities through the social security technologies. Social-protective technologies in the preparation and conduct of modern forms of entertainment are described. These included a range of forms, means and methods of volunteerism of social-cultural orientation.

Key words: values orientations, students, social-protective technologies, volunteering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.