Научная статья на тему 'Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности'

Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT'S YOUTH / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMAN VALUE ORIENTATIONS / VOLUNTARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна, Куликова Яна Александровна

Статья посвящена вопросу разработки модели формирования гуманистических ценностных ориентаций посредством добровольческой деятельности. В ней рассматриваются принципы, функции, формы, основные средства добровольческой деятельности, критерии оценки и результат деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF HUMAN VALUE ORIENTATIONS BY MEANS OF VOLUNTARY ACTIVITY

The article is devoted to a question of development of model of formation human value orientations by means of voluntary activity. The principles, function, forms, basic means of voluntary activity, criterion of estimation and result of activity are considered.

Текст научной работы на тему «Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности»

УДК 378.14

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Надежда Николаевна ИВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии, e-mail: [email protected]

© Яна Александровна КУЛИКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросу разработки модели формирования гуманистических ценностных ориентаций посредством добровольческой деятельности. В ней рассматриваются принципы, функции, формы, основные средства добровольческой деятельности, критерии оценки и результат деятельности.

Ключевые слова: гуманистические ценностные ориентации; студенческая молодежь; добровольческая деятельность.

Становление и формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов происходит главным образом в системе вузовской подготовки, особая роль которой состоит в том, что она призвана превратить гуманистические ценности общества в систему духовных профессиональных качеств личности, обусловливающих нравственнопсихологическую готовность будущих специалистов к гуманистически ориентированной профессиональной активности.

Нам представляется, что ведущим фактором формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи в вузе является добровольческая деятельность.

Организация педагогического процесса потребовала теоретической разработки, в частности, модели формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности. В модели нашло отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью и функционирующих целостно, в своем единстве обеспечивающие условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи. Сущностной характеристикой модели является целостность как внутреннее единство ее компонентов при их относительной автономности.

Разработанная модель (рис. 1) формирования гуманистических ценностных ориентаций с помощью добровольческой деятельности включает принципы, функции, формы, основные средства социально-культурной деятельности, критерии оценки и результат деятельности.

Рассмотрим перечисленные подсистемы данной модели более подробно.

Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами добровольческой деятельности имеет свои внешние и внутренние предпосылки.

Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и образования в целом; к ним мы относим политические, экономические и социокультурные.

Внешние предпосылки выдвигают определенные требования к формированию гармоничной саморазвивающейся личности, т. к. сегодня существует острая потребность в индивидах, обладающих широкой культурой и гибким мышлением, высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом в контексте единой общечеловеческой культуры, специалистах, отвечающих современным требованиям подготовки.

Внутренние предпосылки находят свое отражение в образовательной, научноисследовательской и практической деятельности, обусловливающие творческую активность всех субъектов образовательного про-

цесса, эффективная реализация которых приводит личность к интеллектуальной и нравственной зрелости и формирует гуманистическую личность, готовую к самоактуализации.

Указанные внешние и внутренние предпосылки определяют создание гибкой моде-

ли добровольческой деятельности, цель которой заключается в формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности.

Социальный заказ общества

т

Цель: Формирование гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами добровольческой деятельности

Внешние:

- общесоциальные;

- социально-культурные

Принципы:

- гуманистической направленности;

- дифференцированного подхода;

- личностного подхода;

- целенаправленности;

- добровольности;

- творческого развития;

- профессиональной направленности;

- добровольческой деятельности;

- доступности и открытости

Организационные

методы:

- наглядно-словесные;

- практические;

- методы организации и самоорганизации;

- молодежного коллектива;

- методы систематического и целенаправленного общения;

- анализ проблемных ситуаций

Факторы формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи

Формирование гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами добровольческой деятельности

Внутренние:

- индивидуальноличностные; -психофизиологические

Функции:

- воспитательная;

- культуро-творческая;

- развивающая,

- коммуникативная;

? г - рекреативная;

- информационно-

развивающая

Формы участия в добровольческой деятельности:

индивидуальные;

групповые;

коллективные

Организационные

средства:

- живое слово;

- художественные;

- наглядные;

- технические

Критерии

когнитивный

оценочный

поведенческий

т

РЕЗУЛЬТАТ: Повышение уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций

студенческой молодежи

Рис. 1. Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности

Данная цель обусловливает решение определенных задач, к числу которых мы относим:

- использование позитивного потенциала добровольческой деятельности в формировании гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи;

- обеспечение единства учебного процесса и добровольческой деятельности, реализация преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования;

- формирование плана добровольческой деятельности с учетом уровня профессионального развития и потребностей студентов, разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания результатов их обучения, воспитания и профессионального развития.

С учетом целей и задач, решаемых образовательным процессом, добровольческую деятельность студентов мы определяем как свободную деятельность, основанную на личных интересах, добровольном выборе, инициативе и самостоятельности студента, обеспечивающую удовлетворение его разнообразных потребностей и интересов, опирающуюся на богатый арсенал средств, форм и методов, способствующих успешному формированию гуманистических ценностных ориентаций.

Сложный и многогранный процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций молодежи в процессе добровольческой деятельности осуществляется на основе традиционных и специфических принципов, обеспечивающих его эффективность.

К традиционным принципам мы относим: принцип гуманистической направленности; принцип дифференцированного подхода, принцип личностного подхода, принцип целенаправленности, принцип добровольности, принцип соответствия целям и задачам вузовской подготовки, творческого развития.

Принцип гуманистической направленности предполагает необходимость сочетания целей общества и личности.

Данный принцип требует рассмотрения личности как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которой является гуманность. Принцип требует ува-

жительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения.

Принцип дифференцированного подхода означает организацию досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одного из необходимых условий доходчивости и действенности досуговых программ.

Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Необходимо отметить, что в различных областях духовной жизни принципы дифференциации реализуются в различных формах, различными средствами и методами, что обусловливается спецификой той сферы, в которой он проявляется.

Принцип личностного подхода предполагает направленность педагогического процесса на формирование гуманистических ценностей, мотивов, выработку социальных норм поведения, потребности личности в социальной деятельности и самореализации. «У человека есть внутреннее единство (поведенческое, мотивационное, сознательное), которое позволяет ему более или менее самостоятельно интерпретировать любую ситуацию и реагировать на нее избирательно, по-своему» [1]. Каждый человек - это уникальный и неповторимый мир, включающий в себя множество различных, нередко противоречивых, мотивационных тенденций.

Участвуя в добровольческой деятельности, человек переосмысливает истинные ценности, реализует нравственные мотивы и потребности, демонстрирует поведение, которое можно классифицировать как альтруистическое. Российский философ Г.Е. Миронов выделяет следующие признаки альтруистического поведения: добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения; бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния; стремление содействовать бла-

гу других людей из гуманных побуждений; наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатию, готовность помочь; социальную ориентированность поступка; самоотречение [2].

Принцип целенаправленности. Процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций молодежи посредством добровольческой деятельности - это процесс целенаправленный, а целеполагание предполагает разработку проекта действий по достижению намеченной цели, прогнозирование результата, осмысление условий эффективности деятельности по достижению намеченной цели. Данная деятельность предполагает множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходима при организации целенаправленного педагогического влияния на процесс воспитания гуманистических качеств личности.

Принцип соответствия целям и задачам вузовской подготовки - содержание добровольческой деятельности должно соответствовать уровню подготовленности студента, либо лежать в зоне его ближайшего развития. Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания кроме традиционно выделяемых элементов - знаний, умений и навыков - также и такие, которые в соответствии с гуманистической и личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям.

Принцип добровольности означает осуществление деятельности молодыми людьми с учетом их желаний и свободного выбора, в соответствии с их интересами.

Принцип преемственности и последовательности выражается в связи настоящего с прошлым - традициями и достоянием общества [3]. Принцип преемственности представляет непрерывный процесс перехода количественных изменений в качественные, обеспечивает закономерную плавность развития личности, выражается в последовательном усложнении задач и целенаправленном изменении каждой ступени воспитания.

При формировании гуманистических качеств личности преемственность как практическое воплощение принципа последовательности предполагает постоянную ориентацию педагогов на предшествующий, настоящий и будущий уровни формирования гуманистических качеств. Только активно опираясь на то, что было достигнуто, и развивая его, можно подготовить базу для перехода на следующую более высокую ступень совершенствования личности.

Принцип последовательности направлен на дополнение, углубление и обогащение форм и содержания отдельных, связанных между собой мероприятий.

Принцип творческого развития - обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в досуговую деятельность.

Среди специфических принципов относительно нашего исследования мы выделяем принципы профессиональной направленности добровольческой деятельности, доступности и открытости, индивидуализации и дифференциации, единства обучения, воспитания и развития личности.

Принцип профессиональной направленности добровольческой деятельности, по А.А. Вербицкому, указывает на необходимость органически связывать теоретические знания, приобретаемые в академическом процессе, с личной практикой обучающегося, производственным трудом, общественно полезной работой [4, с. 13]. Они должны носить социально значимый характер, приносить видимую пользу для объекта деятельности и эмоциональное удовлетворение ее субъекту. Для этого содержание добровольческой деятельности студентов должно иметь ценностную ориентированность как социальное служение (используем термин в трактовке С.В. Тетерского [5]). В контексте включения студентов в добровольческую деятельность важным представляется связь добровольчества с ценностными ориентациями.

Принцип доступности и открытости добровольческой деятельности означает, что участие в любой ее форме может принять любой студент, осознающий необходимость использования дополнительных средств для обеспечения успешности своего профессионального становления.

Поскольку ценностные основания добровольческой деятельности социально обусловлены, то включение в те или иные ее формы открывает студенту значительные возможности для развития гуманистических ценностных ориентаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип единства обучения, воспитания и развития личности в процессе добровольческой деятельности. Личность человека всесторонне проявляется и формируется в процессе активного взаимодействия со средой, в деятельности, содержание и структура которой определяется условиями будущей профессиональной работы. Включение результатов опыта добровольчества во все формы учебной деятельности - это реализация принципа проблемности содержания обучения в образовательном процессе, способствующего формированию умения действовать эвристически.

Данные принципы предполагают целенаправленный, гибкий, динамичный, многоуровневый подход к процессу формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов в процессе добровольческой деятельности и определяют методологию и содержание, поставленные на технологическую основу.

Процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи на основе добровольческой деятельности представлен единством трех компонентов: когнитивного, оценочного и поведенческого.

Когнитивный компонент предусматривает приобретение знаний о смысле и содержании гуманистических ценностей общества и социально-педагогической деятельности.

Оценочный компонент ориентирован на положительное отношение к гуманистическим ценностям.

Поведенческий компонент ориентирован на поведенческие стратегии, соответствующие смыслу и содержанию гуманистических ценностей.

Все указанные компоненты гуманистического воспитания взаимозависимы, находятся в постоянном взаимодействии, взаимо-дополняя и взаимообогащая друг друга.

Характерные признаки добровольческой деятельности студентов:

- по критерию ее целевой ориентации: образовательные, развивающие, профессионально-прикладные, исследовательские;

- по критерию содержания деятельности: культурно-досуговая, информативно-

коммуникативная, учебно-исследовательская и др.;

- по критерию управления: опосредованное, комплексное (в том числе межпредметное), сквозное.

Функциями социально-культурной деятельности добровольческой направленности являются:

- воспитательная - привитие гуманистических качеств, взглядов, убеждений, ценностей, организация приобретения опыта;

- культуротворческая - реализация потенциала, направленного на формирование культуры личности;

- развивающая - развитие психических процессов в личностной сфере человека, обеспечивающих освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации и индивидуализации личности;

- коммуникативная - осуществляет процесс в социальном изменении времени, пространстве и среды, предстает как социальное взаимодействие.

- рекреативная - способна снять утомление, восстановить утраченные силы, дать психологическую разрядку и отдых, предусматривает формирование праздничной и игровой культуры;

- информационно-развивающая - выражает накопление, хранение и распространение информации, способствующей формированию гуманистических качеств личности.

В основу педагогического процесса, направленного на формирование гуманистических ценностных ориентаций личности, положены основные средства социальнокультурной деятельности добровольческой направленности: живое слово, художественные, наглядные, технические. Указанные средства обладают огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых, моральных и гуманистических качеств. Каждое средство социально-культурной деятельности имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На наш взгляд, существуют различные формы участия студентов в добровольческой деятельности, направленные на активизацию разнообразных способов сотрудничества студентов с субъектами и объектами деятельности, формирование у студентов чувства коллективизма, умения преодолевать трудности. Формами организации добровольческой деятельности были следующие: индивидуальная, групповая и коллективная.

Для достижения цели были использованы следующие методы: наглядно-словесные, практические; методы организации и самоорганизации молодежного коллектива; методы систематического целенаправленного общения, методы контроля и самоконтроля.

Таким образом, разработанная нами модель формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет

повышение уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций молодежи.

1. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.

2. Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки, XIX в. М., 1995.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

5. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.

Поступила в редакцию 1.11.2011 г.

UDC 378.14

MODEL OF FORMATION OF HUMAN VALUE ORIENTATIONS BY MEANS OF VOLUNTARY ACTIVITY

Nadezhda Nikolayevna IVANOVА, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor, Head of Special Preschool Pedagogics and Psychology Department, e-mail: [email protected]

Yana Aleksandrovna KULIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to a question of development of model of formation human value orientations by means of voluntary activity. The principles, function, forms, basic means of voluntary activity, criterion of estimation and result of activity are considered.

Key words: human value orientations; student's youth; voluntary activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.