Научная статья на тему 'Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи'

Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / VOLUNTEERISM / YOUTH VOLUNTARY WORK / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF VOLUNTARY ACTIVITY / SOCIAL SERVICE / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сикорская Лариса Евгеньевна

В статье анализируется особая роль добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социального служения. Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Potential of Student Youth Volunteerism

The article examines the special role of voluntary activity among youth as a process of formation and development of personality as a humanistic practice of social service. The pedagogical potential of volunteerism allows to activate the internal mechanisms of formation of human being as a harmoniously developed and socially responsible person.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи»

2011 - №2_____________________________________213

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи

Л. Е. Сикорская (Московский гуманитарный университет)*

В статье анализируется особая роль добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социального служения. Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, молодежное добровольчество, педагогический потенциал добровольческой деятельности, социальное служение, социальная активность.

Pedagogical Potential of Student Youth Volunteerism

L. E. Sikorskaia

(Moscow University for the Humanities)

The article examines the special role of voluntary activity among youth as a process of formation and development of personality as a humanistic practice of social service. The pedagogical potential of volunteerism allows to activate the internal mechanisms of formation of human being as a harmoniously developed and socially responsible person.

Keywords: volunteerism, youth voluntary work, pedagogical potential of voluntary activity, social service, social activity.

Основной целью государственной политики в области развития благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности в молодежной среде, создание условий для

деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций, как указывается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития в РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.

Добровольческая деятельность студенческой молодежи является средством социали-

* Сикорская Лариса Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: lara.64@mail.ru

зации молодежи, обладающим значительным педагогическим потенциалом, который проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций субъектов самостоятельных инициативных действий в социуме, способствующих становлению личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в развитие социума.

Педагогический потенциал добровольческой деятельности молодежи — это латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности на благо других людей и общества в целом, которая реализуется при соблюдении ряда педагогических условий:

— обеспечение принципа добровольности;

— целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов;

— ориентация на долгосрочные социально-педагогические проекты.

Рассматривая педагогический потенциал добровольческой деятельности в широком, социокультурном контексте, мы подразумеваем прежде всего наличие возможностей и механизмов формирования человека как всесторонне развитой, гармоничной и социально ответственной личности. Такой широкий контекст требует адекватно широкой рефлексии, которая открывается в философско-этическом пространстве культуры. Философской мыслью уже давно подмечена ценность добровольной активности, она выдвинута в качестве образца поведения и средства воспитания человека.

Внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности активизируются за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности. Эта деятельность является средством продуктивной социализации студенческой молодежи, обеспечивающим решение насущных психологических и социально-педагогических задач развития личности в пери-

од молодости. Оказывая позитивное влияние на социальную ситуацию развития, она способствует развитию самосознания и самореализации молодого человека. Расширяя возможности поиска осмысленной деятельности, она способствует росту жизненной перспективы и формированию целостной картины мира и своего «Я» в нем, способствует преодолению парадоксальности молодежного сознания, выполняет благотворную роль в деле преодоления разобщенности и отчуждения в молодежной среде.

Анализ практики добровольчества показывает, что работа молодых людей в этой сфере весьма эффективна в плане развития и самореализации личности и определяется рядом условий:

— самостоятельным характером включения молодежи в социальные отношения, позволяющим осуществлять их социализацию с учетом интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные качества личности;

— свободой выбора деятельности;

— активным взаимодействием добровольца с другими участниками;

— признанием социальной важности осуществляемой добровольцем деятельности на уровне государства и общества;

— осознанием собственной роли в строительстве гражданского общества, участии в судьбе своей страны.

Создание добровольческих отрядов в образовательных учреждениях из числа старшеклассников и студентов позволяет им максимально раскрыть свои способности и удовлетворить необходимые социальные потребности (в общении, в признании и т. д.), ведущие к самовоспитанию личности. Включаясь в социальное служение, молодые люди принимают на себя новую роль — добровольцев, поскольку удовлетворяют духовные и другие нематериальные потребности местного сообщества, предоставляя для этого свое время и используя свои возможности. При этом молодой человек проявляет интерес к социальному служению не только потому, что впечатлился общей целью, а по-

тому, что увидел перспективу решения своих собственных проблем и задач. Существенный мотив участия молодежи — возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста, повышения квалификации, осознание социальной значимости своей деятельности, интересное общение в коллективе. На вопрос «Почему люди работают добровольно?» большинство из молодых людей признают, что добровольческая деятельность обеспечивает: возможность личного роста и самореализации; возможность применить свои знания, навыки и опыт, познакомиться с новыми людьми, адаптироваться в новом месте жительства; рост самосознания, возможность научиться новому и расширить круг интересов; возможность подготовить себя к новой карьере; понять трудности других, улучшая качество жизни других и себя самого.

Педагогический потенциал добровольческой деятельности обусловлен ее философско-этической основой, заложенной социально-историческим опытом и традициями соединения в жизнедеятельности человека двух онтологических категорий его бытия — Свободы воли и Блага. Емкость формирующего потенциала добровольчества отражается в целостном этическом пространстве ее феноменологии, которое образуют следующие векторы добровольной активности: героико-гражданский, виктимно-моралисти-ческий, преобразовательский и жизнеутверждающий. Каждый из этих векторов как мотивационная модальность добровольчества отвечает соответствующему типу сознания — социоцентрическому, религиозному, антропоцентрическому, нравственному.

Педагогические возможности социализации молодежи в процессе добровольческой деятельности обусловлены тем, что сама эта деятельность может рассматриваться как образовательный, педагогический процесс, направленный на социализацию личности, приобретение жизненных умений, активизирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников.

В целом обобщение и систематизация данных позволяют выделить и сформулировать ряд важных педагогических функций добровольческой деятельности, отражающих ее педагогический потенциал: функция социальной компетентности, идентификационная функция, интегрирующая, личностно-развивающая, ценностно-смысловая, профессионально-трудовая, инновационно-инициативная, функция самосознания, созидательнопреобразовательная, функция гражданского воспитания, гуманистическая и духовнонравственная функции.

В схематическом виде данные функции представлены на рисунке (см. с. 216).

Рассмотрим содержание каждой из выделенных педагогических функций, которые реализуются в добровольческой деятельности.

1. Функция социальной компетентности — формирование опыта самостоятельной жизни в обществе, опыта социального познания (постижение законов, норм, традиций, обязанностей и т. д.); развитие ориентаций в системе различных сфер социальной жизнедеятельности, культуры поведения в обществе, коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, организационные способности, лидерские навыки, умение работать в группе и с группой).

2. Идентификационная функция заключается в том, что посредством добровольческой деятельности у молодого человека формируется чувство принадлежности к своему поколению, его передовой части. В ходе этой деятельности он получает значимые образцы и примеры для идентификации и самоопределения.

3. Интегрирующая функция состоит в формировании чувства общности со своим народом, этносом, религией и т. д. Добровольческая деятельность открывает молодому человеку кратчайший путь интеграции в социум в качестве его активного участника, он становится частью социокультурного процесса.

Педагогические функции добровольческой деятельности как средство социализации

студенческой молодежи

4. Личностно-развивающая функция. Добровольческая деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать свои уникальные индивидуальные способности, интересы, таланты. Основой этой деятельности могут стать хобби, увлечения, творческие интересы, способности, не реализованные в процессе основной сферы занятости и профессиональной подготовки.

5. Ценностно-смысловая функция. Добровольческая деятельность способствует формированию системы ориентиров, поля жизненных ценностей, расширяет пространство смыслового поиска личности.

6. Профессионально-трудовая функция заключается в приобщении к самостоятельной трудовой деятельности, в осознании личной ценности труда, его общественной пользы, в уважении к труду, приобретении первичных навыков профессиональной деятельности.

7. Инновационно-инициативная функция означает развитие деловых, инициативных,

эвристических способностей молодежи в процессе добровольческой деятельности, формирование активной авангардной позиции в социальной жизни, умения брать на себя ответственность.

8. Функция самосознания состоит в расширении возможностей самопознания и самопонимания, поскольку в процессе добровольческой деятельности молодой человек лучше осознает уровень своей подготовки к жизни, возможный дефицит способностей, понимает, над чем надо работать.

9. Созидательно-преобразовательная функция отражает творческую роль добровольческой деятельности и ее носителя. Она заключается как в его способности к само-преобразованию, так и в способности плодотворного воздействия на окружающих. Посредством добровольчества молодой человек преобразует среду и самого себя в ней.

10. Функция гражданского воспитания заключается в возможности личности выразить свою гражданскую позицию посредством добровольческой деятельности, реа-

лизовать собственные гражданские права и обязанности, выразить солидарность и заботу о благе общества и конкретных людей. Активность участия в добровольческой, общественно полезной работе является показателем социальной зрелости личности. Получая общественное признание за свои позитивные добровольческие усилия, молодой человек обретает чувство социальной значимости своих поступков и своего «Я».

11. Гуманистическая функция заключается в оказании поддержки, внимания, заботе, участии и помощи отдельному человеку, утверждении гуманных отношений в обществе. В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются коммуникативные неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт гуманного социального взаимодействия. Эта деятельность учит создавать благожелательную атмосферу доверия, проявлять такие социальные чувства, как чуткость, терпимость, отзывчивость, ответственность, дружелюбие, благожелательность, уважение, эмпатия и другие.

12. Духовно-нравственная функция отражает синтезирующую, глубинную жизнеутверждающую суть добровольческой деятельности, которая направлена на утверждение добра, справедливости, доверия и правды. Высший императив добровольчества — это жизнь ради других, ради общего блага и ради самой жизни во всех ее формах и качествах.

Как показал опыт участия молодежи в добровольческой деятельности, в ходе этой деятельности формируются такие личностные социально ценные качества, как социальная направленность личности (понимание ценности своего «Я» как способного помочь другим, оказать поддержку); сострадание,

отзывчивость; гуманизм; благородство (способность пренебречь личными интересами ради других, честность и достоинство).

Критериями эффективности актуализации педагогического потенциала добровольческой деятельности субъектов самостоятельных инициативных действий могут выступать:

— воспитательная функция добровольческой деятельности, связанная с социальным и профессионально-личностным развитием студентов;

— образовательная функция, предполагающая использование добровольческой деятельности студенческой молодежи как ресурса организации социально полезной деятельности в социуме;

— развивающая функция добровольческой деятельности, обеспечивающая развитие у студентов организаторских, коммуникативных и творческих способностей в социуме.

Таким образом, реализация педагогического потенциала добровольческой деятельности студенческой молодежи создает основу для гуманизации отношений в обществе, изменений устаревших, препятствующих развитию стереотипов в отношениях между молодежью и взрослыми, создает условия для развития партнерских ответственных отношений. Добровольчество способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу как государству, так и самим добровольцам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребности в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свои труды, развивают в себе важные, положительные личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.