УДК 378
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВУЗЕ
А.Е. Ковешникова
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной готовности организатора работы с молодежью в процессе добровольческой деятельности. Обосновывается возможность применения добровольческой деятельности в качестве средства формирования профессиональной готовности организатора работы с молодежью.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, работа с молодежью, молодежь, добровольческая акция, конкурс, социально-значимый проект, профессиональная готовность.
VOLUNTEERISM, AS A MEANS OF PROFESSIONAL
PREPAREDNESS FORMATION OF THE ORGANIZERS
OF THE YOUTH WORK AT THE UNIVERSITY
E. Koveshnikova
Abstract. This article discusses the professional preparedness formation of the organizer of the youth work during the volunteer activities. It is substantiated the possibility of using voluntary activities as a means of professional preparedness formation of the organizer of the youth work.
Keywords: volunteerism, youth work, young people, voluntary action, contest, social project, professional preparedness.
«Работа с молодежью» - это профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными
организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями [4]. Организатор по работе с молодежью координирует деятельность детских и молодежных объединений, анализирует состояние и организует досуговую деятельность молодых людей.
«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1, с.56].
Важными качествами сегодняшнего организатора является способность
адаптироваться к условиям рынка труда, к требованиям профессии и работодателя, готовность к постоянному повышению своего профессионального, интеллектуального,
творческого потенциала, психологические качества, профессионализм, компетентность и профессиональная готовность.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 390303 - Организация работы с молодежью в рамках образовательного процесса используются: аудиторные занятия (семинары, лекции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой (научно-практические конференции, в студенческих педагогических отрядах, в процессе добровольческой деятельности и других организационных практиках) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [5].
Формированию профессиональной
готовности организатора работы с молодежью, безусловно, способствует внеаудиторная работа, в том числе добровольческая деятельность.
Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания,
возрождения в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и др.
В последние годы увеличилось число людей, которые занимаются добровольческой
деятельностью с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации, организации своего содержательного досуга. Спектр добровольческой деятельности очень широк: работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, бездомные, беженцы, бывшие заключенные и другие); служба в больницах; психолого-педагогическое сопровождение
развития детей и подростков; профилактика здорового и безопасного образа жизни; работа, направленная на восстановление и сохранение исторических и природных памятников; защита окружающей среды, помощь животным; досуг и творчество.
Добровольческая деятельность - это одно из средств формирования профессиональной готовности организаторов работы с молодёжью. Она рассматривается как средство формирования профессиональной готовности и включает в содержание несколько направлений:
саморазвитие; профессиональное развитие.
Первое направление обеспечивает личностную готовность организаторов работы с молодежью. Иными словами, имеет место получение студентами знаний, умений, навыков и компетенций, способствующих применению психологического знания для распознавания и решения своих проблем, в том числе в плане самоконтроля, соответствующей самооценки, преодоления комплексов неуверенности в себе, скованности при коммуникации и взаимодействии. В этом направлении довольно продуктивным является участие в тренингах, публичные выступления перед разными группами, исследовательской и творческой деятельностях.
Второе направление формирует
теоретическую и практическую готовность организаторов работы с молодёжью к профессиональной деятельности. Оно говорит об овладении профессиональными компетенциями для оценки положения молодых людей в обществе, их продвижения на основе пересечения и согласования личных, общественных и государственных интересов; проектирования, внедрения и сопровождения молодёжных проектов; развития активности, лидерства молодых людей.
Добровольческая деятельность на современном этапе развития практики организации работы с молодежью включает видовое разнообразие деятельности
добровольцев:
- добровольческие акции - это разовые мероприятия, с четко поставленной целью,
задачами и сформированной организационной группой для ее достижения («флешмоб», «информационная палатка», «буккроссинг);
- конкурсы - это соревнование, имеющее значение выделить наилучшего из числа участников, которые проявляют активность и самостоятельность (конкурсы «Доброволец России», «Молодежных проектов») [3, с.102];
- социально-значимый проект — это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом [2, с.34].
Осуществление добровольческой
деятельности порождает инициативу, творчество, креативность, отбор нестандартных решений, то, что содействует формированию личности учащегося, активизирует выработку у него профессионально-значимых качеств.
С 2013 года в ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» функционирует молодежное общественное объединение добровольческий отряд
«Содружество отзывчивых сердец»,
руководитель отряда - заведующая кафедрой философии, социальных наук и журналистики Зайцева И.А.; куратор - аспирантка института психологии и педагогики Ковешникова А.Е. Добровольческий отряд «Содружество отзывчивых сердец» осуществляет деятельность на благо других; это реальная возможность для каждого молодого человека развивать свои лидерские качества, найти им практическое применение, что в конечном итоге приводит к формированию профессиональной готовности.
С целью изучения особенностей формирования профессиональной готовности организаторов работы с молодежью в процессе добровольческой деятельности было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 50 человек. Анализ анкет показал, что студенты имеют представление о понятии и направлениях добровольческой деятельности. Большинство респондентов выделяют следующие актуальные направления добровольческой деятельности: экологическое 16%; патриотическое и духовно-нравственное 15%; поисковое 4%; спортивное 5%; досуговое 13%; помощь детям и ветеранам 31%; здоровый образ жизни 7%; профилактика ВИЧ и СПИДа 2%; профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ 3%; охрана окружающей среды 2%; помощь животным 2%. Также большинство респондентов имеют практический опыт участия в добровольческой деятельности через реализацию социально-значимых проектов, участвуют в реализации этих проектов 64% («70 дней добрых
дел ко Дню Победы», «Частичка сердца людям», «Мир без границ», «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»); не принимают участие в разработке проектов - 26%; не знают, что такое проект - 10%. Студенты разрабатывают и реализуют собственные добровольческие проекты, представляют их на различных конкурсах проектов (Всероссийский конкурс «Доброволец России», Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия», конкурс социально--значимых проектов «Моя проект -моей стране», областной конкурс «Молодежные проекты»).
Анкетирование показало, что от первого к четвертому курсу студенты получают опыт в организации психолого-педагогического
сопровождения добровольческой деятельности, социального взаимодействия школьных и вузовских добровольческих отрядов («Поколение добра» на базе МБОУ лицей № 5; «Факел» на базе МБОУ «Гимназии № 11 города Ельца»; «Я -Доброволец! Я - Гражданин!» на базе ГОБ ПОУ «Елецкого лицея сферы бытовых услуг»). Значимым является то, что имеет место четкая взаимосвязь между участием студента -будущего организатора работы с молодежью в добровольческой деятельности и уровнем сформированности его профессиональной готовности: высокий - 25%; средний - 55%; низкий - 20%. Важными профессиональными компетенциями будущего организатора работы с молодежью являются следующие способности: осуществлять сбор и систематизацию научной
информации по молодёжной проблематике 25%; участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике 11%; использовать инновационные технологии в работе с молодежью 20%; поддерживать актуальные инициативы молодежи 10%; овладевать навыками участия в социальных проектах и программах 34%.
Таким образом, добровольчество является средством, формой и своеобразной площадкой для дальнейшего карьерного роста, развития профессиональных компетенций в области социального проектирования и добровольчества, способствует трудоустройству выпускника и формированию профессиональной готовности. Занятие добровольческой деятельностью способствует развитию коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств, раскрытию творческого и личностного потенциала, формированию навыков работы в команде и др. Актуальными вопросами добровольческой деятельности по материалам анкетирования являются: «более широкое освещение успешно реализуемых
добровольческих проектов 26%»; «развитие социального партнерства в добровольческой деятельности 18%»; «нормативно-правовая база добровольческой деятельности 18%»;
«организация добровольческой практики 38%». Добровольческая деятельность является средством формирования профессиональной готовности организаторов работы с молодежью.
Литература:
1. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета. - 1996. - 460 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия». - 2010. - 368 с.
3. Щербакова Н.В. «Моя профессия - волонтер!» Организационный аспект деятельности добровольческого объединения: в 2 ч. / Н.В.
Щербакова; Забайкальский гос. ун.-т. - Чита. - 2013. - Ч. 1. - 164 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/fgosmш'fgosvo/92/91/4
Сведения об авторе:
Ковешникова Алёна Евгениевна (г. Елец, Россия), аспирантка 3 курса Института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Koveshnikova (Yelets, Russia), PhD student of the 3 course Institute of psychology and pedagogy, Yelets state University I.A. Bunin, e-mail: [email protected]