Научная статья на тему 'Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи'

Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ СРЕДА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАТОР РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / SOCIAL PROJECTION / LEISURE / PROJECT / LEISURE ENVIRONMENT / LEISURE ACTIVITIES / THE ORGANIZER OF THE YOUTH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Алёна Евгениевна

В статье характеризуется сущность и содержание досуга; феномен досуговой деятельности молодежи, которая определяет интересы и потребности молодых людей, помогает им в самореализации, самовыражении, личностном развитии, развитии их социальной активности. Автором сформулированы требования к организации досуговой деятельности молодежи в опоре на результаты анкетирования, проведенного с целью выявления интересов молодежи в сфере досуга. Особо подчеркивается значимость социального проектирования и интерес к нему в досуговой деятельности молодежи, с точки зрения его характеристики как метода успешной организации исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи»

УКД 378

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

А.Е. Ковешникова

Аннотация. В статье характеризуется сущность и содержание досуга; феномен досуговой деятельности молодежи, которая определяет интересы и потребности молодых людей, помогает им в самореализации, самовыражении, личностном развитии, развитии их социальной активности. Автором сформулированы требования к организации досуговой деятельности молодежи в опоре на результаты анкетирования, проведенного с целью выявления интересов молодежи в сфере досуга. Особо подчеркивается значимость социального проектирования и интерес к нему в досуговой деятельности молодежи, с точки зрения его характеристики как метода успешной организации исследуемого процесса.

Ключевые слова: социальное проектирование, проект, досуг, досуговая среда, досуговая деятельность, организатор работы с молодежью.

SOCIAL PROJECTION AS A METHOD OF THE LEISURE ACTIVITIES OF YOUTH

A. Koveshnikova

Abstract. The article characterizes the nature and content of leisure; the phenomenon of leisure activities of young people, which determines the interests and needs of young people, helps in self-realization, self-expression, personal development, development of their social activity. The author formulates requirements for the organization of leisure activities of youth according to the results of the poll, which was conducted to identify the interests of young people in leisure. In this article it is emphasizes the importance of social projection and interest in leisure activities of youth people, from the point of view of its characteristics as a method of successful organization of the research process.

Keywords: social projection, leisure, project, the leisure environment, the leisure activities, the organizer of the youth work.

К основным видам профессиональной деятельности организатора работы с молодежью, согласно федерального государственного образовательного стандарта высшего образования относятся: научно-исследовательская,

организационно-управленческая, информационно-аналитическая, производственная, социально-технологическая, социально-проектная и организационно-массовая деятельность [9]. Наиболее интересны для нас социально-проектная и организационно-массовая виды профессиональной деятельность. Эти виды деятельности организатора работы с молодежью направлены на создание условий для успешной и эффективной досуговой деятельности молодежи.

В жизни молодого человека досуговая деятельность играет важную роль. Она определяет интересы и потребности молодежи, помогает ей в самореализации, самовыражении, формирует досуговую среду, в которой молодые люди не только имеют возможность личностного развития, развития их социальной активности, но и получают дополнительное образование, способствующее их вхождению в современную культуру. Досуговая деятельность молодежи -«...это возможность человека заниматься в

свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» [2, с.537].

Как известно, досуг - это «.свободное от работы время» [3, с.229]. От качества и разнообразия досуга во многом зависят духовное богатство и благополучие общества, формирование социальной активности личности; возможность преодоления социальной пассивности, раскрытие ценности самого досуга и активности молодежи в нем. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих способностей во многом зависит социальное самочувствие молодого человека.

Сегодня в сфере молодежного отдыха произошли значительные перемены. Сохраняя успешные традиционные его формы, организаторы работы с молодежью разрабатывают новые. Все популярнее становятся массовые и локальные, социально-значимые и развлекательные акции, флеш-мобы,

деятельность добровольческих объединений, педагогических отрядов и т.п. Кроме того, меняется характер и содержание, технологии

организации и осуществления досуга в молодежной среде. В выборе предпочтений досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень сформированное™ жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь - чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также следует констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс самостоятельной организации своего досуга.

На современном этапе развития работы с молодежью выдвигается целый ряд требований к организации досуга молодежи, которые мы изучали в публикациях исследователей: Грушецкой И.Н. к.п.н., доцента кафедры психолого-педагогического образования

Костромского государственного университета; Орлова М.А. педагога-организатора МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Орленок» из г. Муром Владимирской области; Фирсиной П.С., студентки института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Саратовского национального

исследовательского государственного

университета имени Н.Г. Чернышевского» и др. В целом все эти требования сводятся к следующему:

1. И.Н. Грушецкая выделяет необходимость создания условий для успешной организации досуга молодежи [2, с.2]. Необходимость создания особой досуговой среды в процессе общения, творческого взаимодействия, коллективной творческой деятельности, совместной проектной деятельности отмечаем и мы в нашем исследовании. По-нашему мнению, состав этой среды: материальные факторы (интерьер, технические средства, т.д.); духовные факторы (образы искусства, идеи гармонии и т.д.), проектная деятельность (творчество молодежи и т.д.); отношенческие факторы: среда общения (организатор работы с молодежью -молодые люди, молодежная аудитория и т.д.); качества личности; система отношений (к человеку, к труду, к искусству и т.д.). Создать такую среду может сам молодой человек в активном взаимодействии с организатором работы с молодежью, при его чуткой и своевременной помощи, грамотном

сопровождении. Мы уверены, что феномен досуговой среды представляет собой определенным образом организованную и структурированную системную совокупность материальных, организационных, духовных и отношенческих факторов, т.е. тех факторов, которые могут развивать у молодежи

определенное мировосприятие, ценностные установки, социальную активность, а также способы самовыражения и самореализации в рамках досуга.

2. Подбор организатором необходимых и достаточных для организации и осуществления продуктивного досуга молодежи методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности молодежи. М.А. Орлов определял, что досуг помогает сформировать и закрепить в человеке жизненную задачу, выраженную в идеале нашего общества - воспитание всесторонне, гармонически развитой личности. Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер [6]. В связи с этим иногда метод определяют, как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

Продуктивный досуг молодежи предполагает, по нашему мнению, использование такого метода, как социальное проектирование. Социальное проектирование органично связано с использованием метода проектов в досуговой среде. Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [7, с.175]. Само социальное проектирование это уже особая технология развития социальной активности молодежи, организации эффективной работы с молодежью в досуговой среде. В самом общем виде социальное проектирование представляет собой

конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. [4, с.23]. Главный смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Социальное проектирование является одним из множества видов досуговой деятельности современного молодого человека, ориентированной на развитие его социальной активности, определяющей его интересы и потребности, помогающий в самореализации, самовыражении, формирующий досуговую среду, в которой молодые люди получают дополнительное образование, способствующее их вхождению в современную культуру.

В ходе социального проектирования чрезвычайно важен его конечный продукт - проект. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена с помощью методов и шагов по ее реализации [4, с.28]. Также проект - это средство

управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации [1, с.34]. В рамках нашего исследования обратимся к социальным проектам, ориентированным на организацию досуга молодежи. При нашем деятельном участии были разработаны и реализованы такие проекты, как «День первокурсников», фестиваль творчества первокурсников «Осенние дебюты» в институте психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина.

Кроме того, с целью выявления интересов молодежи в сфере организации досуга мы провели анкетирование, на основании анализа результатов которого выделили значимость социального проектирования и интерес к нему в досуговой деятельности молодежи.

Анкетирование было проведено среди студентов Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, обучающихся по направлению подготовки О-31 организация работы с молодежью, Н-41 педагогическое образование и «стихийных студенческих сообществах» [8], среди проживающих в общежитии университета, обучающихся в самых разных его институтах. Анкета содержала вопросы, выявляющие интересы и потребности молодежи в сфере досуга. Анализируя ответы студентов, отметим, что в анкетировании приняли участие 50 человека в возрасте от 18 до 23 лет. 50% студентов «досуг» понимают, как свободное время (отдых), 36,9% - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, а 4,7% понимают досуг, как время, «когда можно чего-то достичь», или «праздник». Узнавая у студентов, где они проводят свое свободное время, мы выяснили, что 52% общаются с друзьями в интернете, 20% общаются с друзьями в реальности, а 21,4% просто бывают дома. 31% студентов читают романы, а 20% - читают детективы и 15,4% классическую литературу. 50% студентов слушают современную популярную музыку, а 21,4% слушает разную музыку или «музыку по настроению». ... слушают: рок, техно, альтернативную, народную музыку, джаз. 65% студентов играют в компьютерные игры. 29% предпочитают смотреть телевизор (шоу, юмористические передачи), 21,4% - смотрят «все подряд» и 17% - художественные фильмы. 32,6% также просматривают молодежно-публицистические, музыкально-информационные передачи,

политические диспуты и спортивные передачи. 62% студентов отдыхают на каникулах дома, а 38% на море и за границей. 98% студентов привлекает досуговая деятельность, дает возможность проявить свою социальную активность, выбрать учебно-профессиональную

деятельность. В качестве активной досуговой деятельности 40,6% респондентов выбирают социальное проектирование, 19% - игру, 27,4% участие в конкурсах, флеш-мобах и акциях, 13% - прогулки, походы, экскурсии. Досуговая деятельность способствует социализации личности в обществе.

Итак, для студентов социальное проектирование один из наиболее предпочитаемых методов организации досуга, и мы полагаем, что это связано с возрастными особенностями молодежи (интересно «все новое, то, что делаю сам»), направлениями работы с молодежью комитета по делам молодежи, Г(О)БУ «Центр развития добровольчества», Управления по социальной и воспитательной работе ЕГУ им. И. А. Бунина. 88% студентов считают, что социальное проектирование, как метод организации досуга весьма интересно, востребовано, развивает социальную активность, помогает в получении дополнительного образования и является способом для самовыражения и самореализации. 12% с ними не согласны, социальным проектированием заниматься не любят, а если это и делают, то в ситуации «когда некуда деваться». 52% студентов, обучающихся в институте педагогики и психологии ЕГУ им. И.А. Бунина, отмечают, что им понравились реализованные проекты «День первокурсников», фестиваль творчества первокурсников «Осенние дебюты», а 48% - понравились реализованные авторские проекты «Дворовая площадка», «Арт-терапия», «Зеленый двор», «Свет в окне». Это были наиболее интересные проекты, реализованные в первом семестре обучения 2016 - 2017 учебного года. 48% студентов считают, что хороший досуг - это «разработка, «придумка» «своего» проект, «его реализация на пользу и для удовольствия в свободное время», а 52% говорят, что это помогло им получить дополнительное образование «в организации массовых праздников», «в правильном общении с людьми», «в создании замечательного настроения» и т.п. 10% респондентов никакими проектами не занимались и о социальном проектировании имеют смутные представления, а 90% - работали над проектами, работали в проектах в процессе учебной (на занятиях в университете) и досуговой (Добровольческий отряд «Содружество отзывчивых сердец», педагогический отряд «Бонус», в свободное время) деятельности.

Анализируя результаты анкет студентов можно сделать вывод, что все они понимают «досуг», как свободное время (отдых); предпочитают социальное проектирование в качестве активной досуговой деятельности.

Таким образом, результаты анкетирования показывают необходимость организовывать досуг молодежи, в том числе с помощью социального проектирования. Это определяет интересы и потребности молодежи, помогает ей в самореализации, самовыражении, формирует

досуговую среду, в которой молодые люди не только имеют возможность личностного развития, развития их социальной активности, но и получают дополнительное образование, способствующее их вхождению в современную культуру.

Литература:

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование / Г.А. Антонюк. - Минск. - 2012. - 251 с.

2. Грушецкая И.Н. Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования / И.Н. Грушецкая // Вестник Костромского Государственного Университета имени Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. -№ 2. - С. 208-210.

3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В.В. Давыдов. - М.: Большая рос. энцикл., 2003. - 1160 с.

4. Луков В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. - М.: Флинта. Социум. - 2013. - 240 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2012. - 944 с.

6. Орлов М.А. Организация досуговой

деятельности молодежи / М.А. Орлов // Социальная сеть работников социального образования. - ДГТУ, 2014. - С 4-5.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

8. Репринцев А.В. Личность будущего специалиста в современном социокультурном пространстве: векторы эволюции / А.В. Репринцев // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы УШ Региональной науч.-практ. конф. - РГНФ. - Курск, 2006. - С. 6-18.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rufgosvo/92/91/4

Сведения об авторе:

Ковешникова Алёна Евгениевна (г. Елец, Россия), аспирантка 2 курса Института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Koveshnikova (Yelets, Russia), PhD student of the 2 course Institute of psychology and pedagogy, Yelets state University I.A. Bunin, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.