Научная статья на тему 'Современные досуговые предпочтения сельской молодежи'

Современные досуговые предпочтения сельской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7159
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СЕЛО ХАРБАЛААХ ТАТТИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / RURAL YOUTH / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL INSTITUTIONS / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIAL PROJECTING / EFFICIENCY INDICATORS / KHARBALAKH VILLAGE OF THE TATTINSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ульяна Семеновна, Винокурова Евдокия Петровна

В статье рассматривается проблема организации культурно-досуговой деятельности сельской молодежи как важного фактора социального проектирования развития села. Представлены результаты социологического исследования культурного досуга молодежи села Харбалаах Таттинского района Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT LEISURE PREFERENCES OF RURAL YOUTH

The article discusses organization of cultural and leisure activities for rural youth as an important factor of social development of village areas. The authors present results of the social research studying cultural leisure of youth of the Kharbalakh village of the Tattinsky District in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Современные досуговые предпочтения сельской молодежи»

УДК 379.81

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук,

профессор кафедры социологии и управления

персоналом

Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Винокурова Евдокия Петровна кандидат культурологии,

доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культур народов Северо-Востока РФ

Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

СОВРЕМЕННЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Borisova Ulyana Semyonovna

D.Phil. in Social Science, Professor, Social Science and HR Management Department, Institute of Finance and Economics, North-Eastern Federal University

Vinokurova Evdokia Petrovna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Socio-Cultural Service and Tourism Department, Institute of Languages and Cultures of the Northeast Peoples, North-Eastern Federal University

CURRENT LEISURE PREFERENCES OF RURAL YOUTH

Аннотация:

В статье рассматривается проблема организации культурно-досуговой деятельности сельской молодежи как важного фактора социального проектирования развития села. Представлены результаты социологического исследования культурного досуга молодежи села Харбалаах Таттин-ского района Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова:

сельская молодежь, социокультурная среда, учреждения культуры, культурно-досуговая деятельность, социальное проектирование, показатели эффективности, село Харбалаах Таттинского района Республики Саха (Якутия).

Summary:

The article discusses organization of cultural and leisure activities for rural youth as an important factor of social development of village areas. The authors present results of the social research studying cultural leisure of youth of the Kharbalakh village of the Tattinsky District in the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords:

rural youth, sociocultural environment, cultural institutions, cultural and leisure activities, social projecting, efficiency indicators, Kharbalakh village of the Tat-tinsky District of the Republic of Sakha (Yakutia).

Государство, общество заинтересованы в том, чтобы молодежь использовала свободное время для развития личностных качеств, укрепления собственного здоровья. От умения направлять свою досуговую деятельность на достижение поставленных целей, реализацию своего жизненного пути, развитие и совершенствование духовных качеств зависит позитивная социализация молодого человека. При рассмотрении потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, выделяется культурно-нравственный аспект, раскрывающий особенности производства, освоения, распространения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры. Для того чтобы выделить данное направление досуговой деятельности, исследователями стал употребляться новый термин - «культурно-досуговая деятельность». В настоящее время расширяются теоретические, методологические исследования в области культурно-досуговой деятельности, формулируются методы, формируется ее понятийный аппарат.

Культурно-досуговая деятельность ориентирована на то, чтобы человек приобщился к миру культуры, осознал свое отношение к социальной жизни и природе. Культурно-досуговая деятельность проявляется в творчестве, общении, спорте, туризме, активной общественной жизни. Содержание культурно-досуговой деятельности меняется по мере приобретения людьми опыта в освоении окружающего мира, развития технологий. Оно неразрывно связано с нравственными устоями общества, народными традициями и обычаями, национальным менталитетом, образом жизни народов.

Государственная политика по развитию Дальнего Востока России кроме привлечения населения путем принятия закона «о дальневосточном гектаре» содержит в себе также требование социокультурной модернизации, которая представляет собой процесс формирования культурной среды, объединяющей потребности человека, способы его творческого самовыражения и самореализации, социальную направленность развития всех институтов культуры. Именно это может

обеспечить достижение гармоничного равновесия между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом человечества.

В конце XX в. В.В. Туев выделил три основных типа досуга молодежи [1]:

1. Творческо-деятельный тип. Молодые люди активно участвуют в создании духовных ценностей, при этом сами получают перспективное развитие в духовно-нравственном, культурном, организаторском плане.

2. Культурно-потребительский тип. Тип молодых людей, которые не столько создают, сколько потребляют культурные ценности.

3. Рекреативный тип. Молодежь, настроенная на отдых и развлечения.

Люди молодого возраста характеризуются тем, что выдерживают без ущерба для здоровья большие физические, психические, умственные нагрузки, способны к овладению сложными знаниями и умениями. В молодости лучше всего развиваются профессиональные знания, умения и навыки, быстрее формируются личностные качества характера, такие как ответственность, инициативность, трудолюбие, мужество, находчивость, четкость, стрессоустойчивость и пр.

Однако по прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2020 г. именно депрессия станет главным отрицательным фактором физического и нравственного здоровья молодежи. На 51-й сессии ВОЗ было объявлено: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе - среди болезней, приводящих к утрате трудоспособности. Депрессия вызывается отчуждением молодежи в процессе социализации от активной творческой среды, ограничением возможностей для самореализации личности. Одной из технологий конструирования активной жизненной позиции молодежи становится образовательное и социальное проектирование [2]. Социальное проектирование является наиболее подходящим способом для формирования гражданских качеств личности. Однако разрушение традиционных социальных институтов, трансформация социализирующих практик приводят к дифференциации социализа-ционных траекторий молодого поколения, что является очевидным вызовом судьбе провинциальной молодежи. Как отмечает Д.Г. Шкаев, провинция как особая социокультурная среда, с одной стороны, снижает возможности для успешной самореализации молодежи, оптимального жизненного старта, но, с другой стороны, сохраняет и воспроизводит наиболее культуросообразные модели транзита [3, с. 36].

Социокультурные ресурсы и активность населения Дальнего Востока по всем статистически учитываемым параметрам отстают от общероссийского уровня: по посещению театров - шестое место среди семи федеральных округов, по музеям - третье, библиотекам - четвертое, изданию газет - пятое [4].

Нововведения в социокультурных традициях, происходящие внутри региона, стимулируются деятельностью региональных субъектов культуры и искусств и характеризуются социокультурной несамодостаточностью отношений «центр - периферия», принятием западных ценностей и жизненных стилей. Отмечается незавершенность социокультурной идентификации населения.

В сельской местности единственными источниками, обеспечивающими удовлетворение культурно-досуговых запросов и потребностей территориального сообщества, коммуникационными центрами и местами концентрации разных социальных инициатив являются учреждения досуга. В Республике Саха (Якутия) в целом удалось сохранить систему культурно-досуговых учреждений муниципальных образований - в настоящее время их численность составляет 513. Изменилась ведомственная принадлежность учреждений досуга, они стали казенными, автономными. Главной целью многих учреждений сегодня является предоставление платных услуг, тогда как качество проведения мероприятий отходит на второй план.

Появились новые типы культурных учреждений - информационные центры, медиатеки, многофункциональные культурные центры. Однопрофильные учреждения преобразуются в многопрофильные и многофункциональные, стремятся совмещать различные социокультурные функции. Процесс проникновения образцов массовой культуры, коммерциализации культурных практик нацелен на удовлетворение потребности молодежи в развлекательном общении, на формирование ценностей общества потребления, свойственных жителям городских поселений.

Особенностью образа и уклада жизни сельского населения является стабильный состав жителей, которые объединены друг с другом тесными родственными и соседскими связями. Здесь сохранены элементы традиционной соседской общины, где все хорошо знают друг друга, каждый эпизод жизни односельчанина становится объектом достояния жителей всей местности.

Отсутствие социально-экономических, культурных различий между жителями сельской местности создает особые условия для более близкого общения людей разного поколения. Сельское население: дети, молодежь, взрослое поколение - все вместе принимают участие во всех значимых событиях.

Жизнь в деревне размеренна, спокойна, природосообразна. Вследствие этого молодые люди здесь стараются не выделяться среди других жителей села, не раскрывают свои индивидуальные способности, возможности. Уровень общения характеризуется событийностью, бедностью информации общекультурного характера. Следовательно, особенности слабой социально-профессиональной и культурой дифференциации должны учитываться в организации культурно-досуговой деятельности для сельской молодежи.

В связи с развитием информационных технологий заметно возросло влияние города на сельскую местность, и особенно на сельскую молодежь. СМИ пропагандируют городской образ жизни, переориентируют жизненные ценности молодежи, создают ореол эталона, успешности, независимости. В селе же наблюдается недостаток востребованности творческих профессий, ограничивающий условия и возможности для социально одобряемого самовыражения личности. Из многих сел Якутии, особенно сельских и арктических, наблюдается отток молодежи в город, что обрекает традиционную сельскую жизнь на вымирание. В связи с этим одним из привлекательных факторов жизни в селе должна стать разнообразная, насыщенная, всесторонняя культурно-досуговая деятельность. Особое внимание необходимо уделить сельской молодежи, для представителей которой социальные институты досуга являются главными источниками культурного развития и личностной самореализации. Как показывает практика, культурно-досуговые учреждения при составлении планов деятельности не ставят своей приоритетной целью закрепление молодежи на селе посредством учета культурных интересов и потребностей ее представителей.

Для выявления социокультурных технологий приобщения молодежи к сельской культурной жизни нами было проведено исследование культурно-досуговых предпочтений молодежи села Хар-балаах [5] Таттинского района (улуса) Республики Саха (Якутия) [6, с. 93-94]. Численность населения на 01.01.2015 г. по данным администрации муниципального образования с. Харбалаах составляла 1 008 чел., из них: детское население (от 0 до 18 лет) - 260 чел., в том числе дети дошкольного и школьного возраста (от 2 до 18 лет включительно) - 237, молодежь от 19 до 35 лет - 339, население среднего возраста (от 36 до 60 лет) - 300 чел., свыше 60 лет - 109 чел., инвалиды - 69 чел., малоимущие граждане - 84 чел. Таким образом, общее количество подпадающих под возрастную категорию «молодежь» от 16 до 35 лет в с. Харбалаах составляет 369 чел.: 16-19 лет (38 %), 20-24 года (34 %), 25-35 лет (28 %).

Уровень образования молодежи с. Харбалаах Таттинского улуса представлен следующими показателями: высшее образование имеют 31 % представителей молодежи, среднее специальное - 18 %, студентами являются 16 %. Число молодых семей, где оба супруга находятся в возрасте до 35 лет, составляет 76 семей.

В анкетировании участвовало 100 респондентов, из них 40 мужчин и 60 женщин в возрасте от 16 до 35 лет. Исследование проводилось в школе, досуговых учреждениях (спортивный зал, музыкальная школа, клубное учреждение, музеи, библиотеки) с. Харбалаах.

На вопрос «Какие виды досуга Вы предпочитаете?» ответы распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 - Досуговые предпочтения молодежи с. Харбалаах, %

Виды досуга Возрастные катего рии

16-19 лет 20-24 года 25-35 лет

Просмотр телевизионных программ 79 77 100

Чтение книг, журналов, газет 69 77 86

Общение с друзьями 96 77 82

Прослушивание музыки, радио 100 96 77

Посещение концертов 62 81 68

Занятия спортом 52 46 36

Хобби, увлечения 69 38 73

Посещение дискотек 93 100 45

Компьютерные игры, Интернет, социальные сети 100 100 59

Общественная деятельность 3,3 9 27

Как видно из таблицы 1, молодежь в возрасте от 16 до 24 лет предпочитает проводить время за компьютерными играми, просмотром социальных сетей, в Интернете, посещая дискотеки, слушая музыку (100 %), тогда как молодежь в возрасте от 25 до 35 лет предпочитает просмотр телевизионных программ всем другим видам досуга. У молодежи первой возрастной группы (16-19 лет) на втором месте среди предпочтений располагается общение с друзьями (96 %), второй группы - прослушивание музыки, радио (96 %), третьей группы - чтение книг, журналов, газет (86 %).

Таким образом, по многим формам досуговых занятий отмечается определенная дифференциация, имеющая свои особенности не только по возрастным критериям, но и разным социальным стратам. Так, одни формы досуга доступны практически всем слоям населения (телевидение, чтение, домашние увлечения и хобби, общественная деятельность); использование других (возможности общения с друзьями, культурное участие - посещение концертов) постепенно сокращается. В первую очередь это относится к различным формам активного досуга вне дома.

Респонденты отметили основную направленность культурно-досуговых мероприятий в своем селе на молодежь до 18 лет и на старшие возрастные группы населения (по 40 %), в то время как совершеннолетняя молодежь выступает в качестве целевой группы только 20 % означенных мероприятий. Ответы на данный вопрос показывают различия в распределении интереса к организации досуга по возрастному признаку. Ни один респондент не выбрал вариант ответа, позволяющий заключить, что мероприятия досуга в равной мере направлены на все возрастные категории. Наименее охваченными культурно-досуговыми мероприятиями являются группы от 19 до 35 лет, относящиеся к категориям «молодежь» и «взрослая молодежь».

На открытый вопрос о том, какие культурно-досуговые мероприятия более всего востребованы среди молодежи, были получены следующие ответы:

- конкурсные программы «Молодая семья года», «Туйаарыма Куо», «КВН», «Две звезды»;

- тематические мероприятия: «Танха киэhэтэ».

Следующий вопрос выявлял особенности хобби: «Имеете ли Вы возможность реализовать свое хобби, увлечения в условиях населенного пункта?» Большинство молодых респондентов (65 %) считают, что не имеют возможностей для самореализации и занятия своим хобби, частично имеют такую возможность 15 % опрошенных, только 10 % могут реализовать свои хобби, увлечения в условиях своего населенного пункта, 10 % затруднились ответить на вопрос.

Далее задавались открытые вопросы о том, какие творческие студии следовало бы открыть с целью оптимизации досуга молодежи и что этому препятствует. Оказалось, что среди молодежи женского пола востребованы швейный и кулинарный кружки, но для их открытия отсутствует необходимое оборудование. Мужская половина респондентов желает, чтобы работали секции тенниса и бильярда, но этому препятствует отсутствие теннисного и бильярдного столов.

Вопрос об оценке активности молодежи в поддержке мероприятий в области досуга, проводимых в сельском поселении, показал следующие результаты: 65 % респондентов в основном придерживаются мнения, что активность молодежи с точки зрения поддержания культурно-досу-говых мероприятий достаточно средняя. Таким образом, видим, что стратегия в выборе целевых групп и мероприятий досуга оказывается малоэффективной. При этом отмечается негативная тенденция, проявляющаяся в снижении активности взрослой молодежи.

Удовлетворены организацией культурно-досуговой деятельности МБУ «Харбалахский социально-культурный центр им. И.В. Николаева» только 17 % молодых сельчан, не удовлетворены 54 %, затруднились ответить 29 %. По мнению опрошенных, одними из ключевых проблем, обусловливающих низкую популярность досуговых мероприятий Харбалахского СКЦ, являются недостаточное разнообразие форм досуга, низкое качество проводимых мероприятий, нежелание взрослой молодежи участвовать в таких мероприятиях, низкий уровень подготовки специалистов, проводящих данные мероприятия, кружки, неудобное время проведения досуговых мероприятий, кружков, пассивность работников центра.

35 % опрошенных молодых жителей села хотели бы принимать участие в разработке и реализации мероприятий в области досуга, 45 % отметили, что желание участвовать зависит от того, какие это будут мероприятия, 10 % отказались принимать участие, 10 % затруднились ответить.

Таким образом, проведенное исследование показало, что культурно-досуговая деятельность сельской молодежи в большей степени осуществляется вне социально-культурных учреждений и обусловлена воздействием информационно-коммуникационных систем - телевидения, интернета, которые выступают как наиболее влиятельные и доступные источники эстетического и социализирующего воздействия. Опрошенные сельчане чаще предпочитают пассивные развлечения. Лишь незначительная часть респондентов посвящает свободное время самообразованию, творчеству и саморазвитию. Анкетный опрос показал, что степень удовлетворенности культурно-досуговой деятельностью «Харбалахского социально-культурного центра им. И.В. Николаева» Таттинского улуса дифференцированно проявляется у различных групп сельской молодежи и во многом зависит от качества культурных услуг, предоставляемых работниками центра.

Предполагаем, что с повсеместным внедрением новой системы оплаты труда в учреждениях, нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а также перевода работников учреждений на «эффективный контракт» целесообразным было бы введение в данный контракт специализированного критерия оценки эффективности по количеству и качеству

организованных культурно-досуговых мероприятий для молодежи как имеющего большое социальное значение. Также представляется обоснованным в целевые показатели эффективности учреждения культуры ввести индикатор качества работы культурно-досугового учреждения с молодежью. Категория «молодежь» имеет широкий возрастной диапазон и включает в себя различные социальные группы (школьники, студенты, работающая молодежь, молодые семьи). Кроме того, это позволит оптимизировать муниципальные бюджетные средства, так как в каждой муниципальной администрации имеются подразделения по делам молодежи, молодежной политике, реализующие рабочие планы и программы через ресурсы учреждений образования и культуры. Содержание учреждений культуры на северных территориях обходится в 4-8 раз дороже, чем в регионах центральной России.

Приобщение молодежи к культурно-досуговой деятельности должно производиться системно, целенаправленно, реализовываться по разным направлениям и через разные социальные институты общества, в первую очередь через учреждения культуры. Успешность данной деятельности, достижение результата в целом зависит от того, насколько хорошо работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, интересы, потребности и ценности, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, а также от профессионального уровня сотрудников, позволяющего им позитивно влиять на означенные процессы.

Ссылки:

1. Туев В.В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика : коллектив. моногр. Челябинск, 2005. Ч. I. С. 11-29.

2. Никитченко О.В. К проблеме разработки и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти // Молодежь и будущая Россия : материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. : сб. науч. тр. М., 2008. С. 39-41.

3. Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: аналитический обзор. М., 2009. 56 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. Офиц. изд. М., 2006. С. 320-329.

5. Харбалах [Электронный ресурс]. URL: 1пПр8://ги.\м1фе<^а.огд/\мк1/Харбалах (дата обращения: 02.08.2016).

6. Оготоева А.А. Анализ досуговой деятельности с. Харбалаах Якутия // Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 окт. 2015 г.) : в 2 ч. Ч. II. Смоленск, 2015.

References:

Nikitchenko, OV 2008, 'On the problem of the development and implementation of youth policies at the federal, regional and municipal levels of government', Molodezh' i budushchaya Rossiya : materialy Tret'yey Vseros. nauch.-prakt. konf.: collection, Moscow, pp. 39-41, (in Russian).

Ogotoeva, AA 2015, 'Analysis of leisure activities. Harbalaah Yakutia', Noveyshiye dostizheniya vnauke i obrazovanii: otech-estvennyy i zarubezhnyy opyt: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (31 okt. 2015 g.): in 2 parts., part II, Smolensk, (in Russian).

Regions of Russia. Socio-economic indicators 2006, Moscow, pp. 320-329, (in Russian).

Shkaev, DG 2009, The mentality of the youth in the post-Soviet period: analytical survey, Moscow, p. 56, (in Russian). Tuev, VV 2005, 'Socio-cultural activities: concept and definition', Sotsiokul'turnaya deyatel'nost': teoriya, tekhnologiya, praktika: monograph, Chelyabinsk, part I, pp. 11-29, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.